Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по развитию речи в 4 классе для детей с умеренной умственной отсталостью с презентацией. Звездное небо

Конспект урока по развитию речи для детей с легкой степенью умственной отсталости «Звёздное небо».
Цель урока: расширить знания детей о таких понятиях как планета, звезды, созвездия, звездное небо.

Задачи урока:
- расширить знания детей о планетах, звёздном небе и о созвездиях;
- формировать умение работать в группах;
- корректировать и развивать связную устную речь;
- воспитывать интерес к изучению астрономии, взаимоуважение, трудолюбие.
Оборудование:
Интерактивная доска с презентацией, карточки с заданиями, космические корабли-фишки.
Ход урока
Учитель:
Звенит звонок, зовет звонок, пора нам начинать урок!
Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-путешествие и прежде чем нам его начать, я хочу проверить, все ли готовы отправится с нами в это увлекательное путешествие.

(слайд №2. Солнце, Луна, Земля).
Посмотрите на ваши столы. Перед вами карточки с названиями небесных тел и их значениями. Давайте с вами прочитаем, что написано на карточках с названиями небесных тел. Маша, прочитай. Луна, Земля, Солнце, а какие значения? Звезда, планета. Молодец! Ребята, ваша задача - соединить линией названия небесных тел и их значения.
(через 2 минуты на экране появляется правильный ответ, чья команда первая правильно справилась с заданием, получает космический корабль).

Учитель:
Правильно, ребята. Солнце – это звезда. А вы знаете, что такое звёзды? Название каких звезд вы знаете?
(ответы учеников)

Учитель:
Ребята, а вы знаете, что звезды бывают разного размера? Бывают звезды-гиганты, а бывают звезды-карлики! Солнце – не самая большая из звёзд, видимых на небе. Но почему тогда Солнце светит нам днём и кажется огромным, а звёзды ночью кажутся маленькими светящимися точками?

(ответы учеников. Солнце-это ближайшая к нам звезда).

Учитель:
Всё правильно-солнце-это ближайшая к нам звезда. Благодаря солнцу, на нашей планете светло. Утром мы с вами видим свет самой близкой к нам звезды, а вот вечером мы уже видим свет далеких звезд. И они нам кажутся такими маленькими. На самом деле они очень большие! Как вы думаете, о чем же мы с вами сегодня будем говорить?

(ответы учеников. О звездном небе).

Учитель:
А как вы думаете, сколько на небе звёзд?
(Ученики предлагают свои варианты ответов).

Учитель:
Оказывается, что все звезды уже давно посчитали и записали в специальную книгу. А как вы думаете, как называют таких людей, которые занимаются пересчетом звезд? Ребята, ученые, которые изучают звезды называются астрономы.

Ученики:
Астрономы, это ученые, которые изучают звезды.
(Слайды с известными астрономами. Учитель называет их имена и фамилии: Аристотель, Клавдий Птолемей, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Михаил Ломоносов).

Учитель:
Наука, которая изчает звезды называется астрономия. Давайте вместе произнесем аст-ро-но-ми-я. Астрономия наука очень сложная и интересная! Более подробно вы будете знакомиться с ней в старших классах. Ребята, а как вы думаете, какой прибор помогает астроном смотреть на звезды?
(ответ учеников, проговаривание правильного ответа,слайд с телескопом.)
Учитель:
Телескоп изобрели почти 400 лет назад, 1609 году. Назывался он «дальновидец», потому что позволял разглядывать звезды, невидимые невооруженным глазом. Сейчас телескопы более современные и сильные, с их помощью можно увидеть ещё больше звезд. Наверное, и вы, глядя в звездное небо, соединяли звезды воображаемыми линиями и создавали какие-то картинки. Ещё в древности рисунки, полученные из нескольких звезд, астрономы называли созвездиями. Одни созвездия им напоминали фигуры животных или предметы, другие героев.

(Слайды с изображениями созвездий Большая Медведица, Орион, Кассиопея, Лебедь).

Учитель:
Кто может назвать эти созвездия?
(Ученики предлагают свои варианты ответов. За каждый правильный ответ команда получает космический корабль).

Учитель:
На самом же деле созвездий много, и каждое из них имеет свое название. История названий созвездий очень интересна. Только прежде чем приступить к следующему заданию, нам с вами необходимо заняться физкультурой. Ведь мы уже знаем, что для здоровья и активности очень важно совмещать умственный и физический труд. Проведем космическую зарядку.

Физкультминутка
Раз, два, три, четыре , пять, (хлопаем в ладоши)
планеты будем мы считать.
К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты)
На Венеру полюбуюсь,
Вот Земля — наш дом родной,
Шар любимый голубой.
Мимо Марса пролетаю,
И Юпитер наблюдаю.
Вот Сатурн и Уран
Показали кольца нам.
Вот Нептун,
А вот Плутон,
Дальше всех от Солнца он.
Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши)
полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх)

Учитель:
Молодцы, отдохнули. И сейчас я предложу нашим командам такое задание. Каждая команда внимательно слушает тех ребят, которые нам расскажут о созвездиях. А затем вы ответите на вопросы. Каждый правильный ответ позволит вам получить ещё один космический корабль для своей команды.

Для команды 1
Созвездие Большая Медведица образовано семью яркими звездами. Располагаются они в виде ковша. Одна из звезд называется Мицар, Рядом с ней можно увидеть звезду Алькор. Эти звезды обычно видны невооруженным глазом. Раньше киргизы называли это созвездие «Конь на привязи», египтяне – «Гиппопотам».

Для команды 2
Созвездие Кассиопея можно увидеть на ночном небе в любое время года. Его основные звезды расположены в виде буквы М. Весной и летом эта буква перевернута. Название свое это созвездие получило в честь героини древнегреческих мифов, царицы Кассиопеи.

Для команды 3
Созвездие Лебедь можно увидеть летом и осенью. Это скопление звезд напоминает силуэт птицы с широко раскинутыми крыльями, летящей к земле. На хвосте птицы можно разглядеть особенно яркую звезду – одну из самых ярких на небе. И звезда эта называется Денеб.

Для команды 4
Созвездие Орион прекрасно видно зимой. По силуэту это созвездие напоминает бант. Посередине можно рассмотреть цепочку из трёх звезд. Названо созвездие по имени охотника Ориона, героя древнегреческих мифов. Три звезды, расположенные рядом, образуют пояс охотника. Они так и называются – Пояс Ориона.

Учитель:
Каждая команда прослушала рассказы, а теперь вам нужно правильно ответить на вопросы
(написаны на листочках, отвечают сначала письменно, а потом вслух)

Вопросы:
1. Как у киргизов и египтян раньше называлось созвездие Большая Медведица? Сколько звезд в этом созвездии и на что оно похоже по форме?
2. В какое время года на небе видно созвездие Кассиопея? Благодаря кому это созвездие получило свое название?
3. Где расположена самая яркая звезда в созвездии Лебедя и как она называется? Куда летит птица, составленная из звезд созвездия?
4. В честь кого названо созвездие Орион? Сколько звезд в поясе охотника?

(Подводятся итоги конкурса, команды, давшие правильные ответы, награждаются космическими кораблями).

Учитель:
Знать созвездия очень важно. Для тех, кто знает созвездия и расположение их на ночном небе в различное время суток и года, звезды могут помогать даже в трудной ситуации. Например, Полярная звезда всегда помогала морякам, указывая на север. Есть так же такие созвездия, которые мы с вами не видим, но о существовании которых мы знаем. Называются такие созвездия зодиаком. В переводе «зодиак» означает «животное». Ребята, какие созвездия зодиака вы знаете или, может быть, слышали о них?
( слайд с созвездиями, ученики предлагают свои варианты ответов).

Учитель:
Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте посчитаем, сколько вы получили космических кораблей и подведем итоги.
( подсчитываются корабли и ученики проводят самооценку).

Учитель:

На сегодняшнем уроке мы с вами повторили уже знакомую вам тему, но и узнали немало полезной информации. Дома подготовите небольшой рассказ о космическом путешествии на одну из планет. Наш урок подошел к концу. Мы с вами хорошо поработали. Спасибо за урок. Молодцы! (слайд :Спасибо за урок!)
Презентация на тему: Звездное небо

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД для детей старшей группы Конспект НОД для детей средней группы по развитию речи на тему: Зима Конспект занятия по развитию речи на тему «Деревья» в средней группе
Опубликовано: 364 дня назад (9 декабря 2015)
Просмотров: 737
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!