Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия в средней группе. Пасха. Традиции

Конспект занятия в средней группе. Традиции русского народа.
Автор Костомарова Вера Фёдоровна, воспитатель МКДОУ Детский сад №7 г. Бутурлиновка Воронежская область.
Название работы: Занятие: Украшение пасхального стола.
Описание Данный материал занятия будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования.
Цель: Формировать представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, обычаях и традициях русского народа.

Задачи:
«Познавательное развитие»
Продолжать формировать знания детей к видам русского декоративно-прикладного искусства. Развивать интерес к изучению истории России и родного края.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать нравственно-патриотические качества детей через приобщение их к истории и культуре русского народа.
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа к культурным традициям народа через практическое знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства.
«Речевое развитие»
Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным собеседником; воспитывать культуру речевого общения. Продолжать знакомить со стихотворными формами.
«Художественно-эстетическое развитие»
Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на объемных поверхностях.
Упражнять в умении использовать в работе нетрадиционную технику рисования (рисование ватными палочками, «тычками»).
Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов.
Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.

Предварительная работа:
1. Рассматривание тематического плаката на тему Пасха.
2. Чтение детской Библии.
3. Слушание стихов и песен о Пасхе по аудиозаписи.
4. Рассматривание орнаментов на писанках.
5. Рисование на пасхальную тему.
6. Беседы на тему с детьми русские традиции и обычаи.
7. Знакомство с р. н. играми.
Оборудование: зрительный ряд ( на доске виды различных декоративных элементов -Хохломы, Городца, Гжели ), образы декоративно-прикладного искусства (пасхальные яйца расписанные в различных техниках) на блюде, интерьер «Русская изба», аудиозаписи «Пасхальный перезвон» Л. Евсеевой, «Колокольный звон Московского Данилова монастыря», варёные яйца для росписи по числу детей, ватные палочки, гуашь, влажные салфетки, подставки под яйца.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Звучит колокольный перезвон. Дети вместе с воспитателем входят в группу (перезвон звучит тише). Дети стоят, здороваются с гостями.
Воспитатель:
Хорошо на колокольне,
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья,
Зазвучал со всех сторон.
(Пауза, звучит колокольный звон)
Ребята, скажите пожалуйста, какой же великий христианский праздник мы будем отмечать 1 мая?
( воспитатель заслушивает ответы детей, отмечает правильные)
Пасха – наш самый большой праздник. Издавна к этому празднику долго готовились, очищали душу, чистили и мыли избу, готовили украшения, припасали вкусные яства.
Праздник Пасха – это праздник прославления Иисуса Христа. Длится, этот праздник целую неделю. На Пасху все ходят друг другу в гости . При встрече они говорят такие слова : «Христос воскрес!» и отвечают: «Воистину воскрес!» Поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания. Богато и красиво накрывали пасхальный стол. Пасхальный стол по русским обычаям должен быть не просто богат яствами, но и должен красиво, оформлен, и в каждом доме каждая хозяйка вместе со своей семьёй украшали стол, согласно традициям. Трудились все дети, помогали маме расписывать писанки, бабушка пекла куличи, используя секреты своей кухни – каждый старался, как мог.
Ребята, сегодня мы тоже побываем в гостях у известной Мастерицы Арины. И отправимся мы с вами в путь по ручейку времени.
Игра «Ручеек» (на фоне продолжения колокольного перезвона)

2.Основная часть
(дети подходят к домику мастерицы)
Педагог:
- Ребята, познакомьтесь, это Мастерица Арина.
Дети здороваются, Мастерица кланяется и приглашает всех в избу. Дети садятся вокруг стола вместе с мастерицей.
Мастерица:
Вас сюда, в свою светлицу,
Рада пригласить, друзья!
Будем мы – одна семья –
Пасху светлую встречать Иисуса Христа прославлять.
- Ребята, знаете ли вы, что принято дарить на Пасху? (На Пасху люди дарят друг другу подарки – крашеные, расписные яйца.)
- Расписные яйца - это символ пробуждения земли, символ Пасхи. Расписывать яйца – обычай древний. Расписывали их мастера. (Раскрывает , стоящее на столе блюдо с яйцами)
Посмотрите, что за чудо
Положила я на блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Я на всё даю ответы:
— Пасха — праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!
Педагог: Мастерица Арина, послушайте, Маша стих про Пасху знает.
Маша: Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу,
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой.
Для людей, для красоты.
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
Мастерица Арина: А моя внученька Дашенька споет песенку про пасхальное яичко.
Песня: «Пасхальное яичко».
Педагог:
-Ребята, какие элементы росписи вы увидели на яйцах- писанках?
(Чаще всего на писанках , мастера изображали солнце, звезды, цветы. Со временем яйца стали украшать ,красивым орнаментом).
Мастерица: Чтобы только добро и свет приставали к нашим душам, чтобы всё худое, плохое в этот день отстало, ушло давайте передадим яичко по кругу и каждый из вас вложит в него всё самое хорошее, что есть в каждом из вас, теплоту ваших душ и помыслов, чтобы всё плохое от нас ушло и осталось только хорошее (дети передают яйцо друг другу звучит, «Пасхальный перезвон» Л. Евсеевой)

Мастерица Арина : Ребята, поможете мне расписать остальные яйца к празднику и накрыть праздничный стол?
Педагог:
- Конечно, мы поможем тебе Мастерица, но в начале, ребята,
Динамическая пауза.
Стол пасхальный накрываем
Веткой вербы украшаем
Из печи несем куличи
А от курочки – яички
Дай нам, курочка, яичко простое
Мы его распишем - будет золотое.
Проходим за столы.
Педагог:
- Вот и мы сейчас выполним роспись яиц, как настоящие мастера. Но сначала важно продумать весь рисунок и расположить элементы узора так, чтобы получился интересным, красивым, чтобы узор (рисунок) был равномерно распределен по поверхности яйца.
Сам узор может быть самым разным: и гирлянда зеленых листочков, и белые ромашки, на темном фоне, и солнышко, и линии всех видов: прямые, волнистые, кружочки, звездочки. Сейчас весна, поэтому и краски выбираем яркие, сочные: желтую, зеленую, красную, голубую.
Итак, каждый из вас определил для себя рисунок и может приступить к работе.

3. Практическая часть. Роспись яиц.
(Музыкальное сопровождение). Готовые яйца дети располагают на столе в за ранее подготовленных подставках.
Педагог: Пока сохнут писанки , пришла пора поиграть детвора.
Р.Н. игра « Волшебный платок!»

- Молодцы, ребята, все справились с заданием, расписали яйца, как настоящие мастера.
Вот какие чудо- писанки вы изготовили! От этих узоров и настроение улучшается, да и праздник, кажется, все быстрее приближается! Пасхальный стол по русскому обычаю должен быть не просто богат яствами, но и красиво украшен . Ну а теперь дополним наш стол куличами прямо из печи ( ставит куличи). Чем же ещё можно украсить стол? (Варианты детей- салфетками, цветами…)

4. Рефлексия
Педагог:
- Понравилось вам в гостях у Мастерицы?
Мастерица:
- Вот вам яйца расписные
Непростые, золотые.
Кто яйцо друг другу дарит,
Счастлив целый год бывает
Спасибо вам, дети , за ваше умение и труд!
(Мастерица дарит корзину с шоколадными или декоративными яйцами).
Педагог:
А мы с вами, ребята подарим яйца гостям. С наступающим праздником вас, гости дорогие!
А сейчас нам пора возвращаться в д/с по ручейку времени. До свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Праздник Пасхи в детском саду. Сценарий для старшей группы детского сада Конспект занятия на тему: Пасха для детей старшей группы Сценарий сказки на Пасху для детей старшей группы детского сада Конспект НОД для старшей группы на тему: Пасха

Похожие статьи:

Конспект занятия по рисованию в средней группе

Конспект комплексного занятия в средней группе «Весна в деревне»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Чтобы зубки не болели»

Конспект НОД в средней группе по теме «Путешествие в осенний лес»

Конспект НОД в средней группе по теме: «Вот и кончилось лето»

Дымковская игрушка из пластилина своими руками для детей 4-6 лет
Опубликовано: 218 дней назад (2 мая 2016)
Просмотров: 475
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Комментарии (2)
Альбина Анатольевна Печникова # 3 мая 2016 в 14:36 +2
Конспект занятия в средней группе о традициях русского народа мне понравился, Вера Фёдоровна!Вы отлично оформили работу, качественные иллюстрации украшают материал.Он достаточно насыщен и содержателен! Молодец!Формировать у детей представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, обычаях и традициях просто необходимо, и вам это удалось в полной мере!С большим удовольствием голосую! +1 v
Вера Фёдоровна Костомарова # 4 мая 2016 в 00:15 +2
Альбина Анатольевна! Большое спасибо вам за комментарий. Я рада, что вам понравилась моя работа.