Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Мастер-класс как эффективный метод обучения детей декоративно-прикладному творчеству

Из опыта работы педагога дополнительного образования
В стремительно меняющемся современном мире, в растущем потоке информации, в развитии промышленного производства, а вместе с ним и появлении новых по фактуре и свойствам материалов и приспособлений для их обработки, возникает острая необходимость мастерам декоративно-прикладного творчества также быстро и эффективно использовать в своей деятельности продукты научно-технического прогресса. Очень важно, сочетая лучшие технологические и художественные традиции прошлого и современного, сохранить самобытность и передать это своим воспитанникам.
Это возможно только при использовании нестандартных, наиболее эффективных педагогических технологий и методик, которые позволили бы в короткий промежуток времени освоить большее количество учебной информации и, самое главное, научиться практическому ее применению.
Особое место при этом отводится такой форме трансляции положительного опыта как мастер-класс. Мастер-классу присуще самобытная логика выстраивания воспитательных отношений, оригинальная организация процесса обучения, технологически выверенные модели оптимального планирования учебных занятий, ёмкая, многомерная оценка качества полученных воспитательно-образовательных результатов. В системе методической работы ЦТР и ГО «Радуга» мастер-классы используются широко и давно. Их можно классифицировать как мастер-классы по методике обучения и мастер-классы по технологии ремесла. Традиционно на мастер-классах по технологии ремесла учатся педагоги дополнительного образования декоративно-прикладного профиля и учителя технологии Тайшетского района. За последние три года моими коллегами проведено около 50 мастер-классов, на которых представлены технологии бисероткачества (Береза Т.Г.), холодного батика (Романенко Т.В.), текстильной пирографии (Кочергина О.Г.), рваного папье-маше (Дамова Г.Н.), кожи и меха (Сафронова Н.М.), декоративных интерьерных композиций (Лютова Л.С.) и др. Из 330 обучившихся на мастер-классе педагогов практически все используют новые технологии художественной обработки материалов в изделиях, представленных на муниципальные выставки декоративно-прикладного творчества. Особую ценность представляют мастер-классы педагогов ЦТР и ГО «Радуга» по методике обучения декоративно-прикладному творчеству, так как они транслируют универсальный опыт, который могут применять педагоги системы дополнительного образования любых профилей. Педагогам Тайшетского района был представлен опыт педагога.

Представленный опыт названных педагогов получил высокую оценку в районном конкурсе «Мастер-класс».
Исходя из того, что образовательный процесс в системе дополнительного образования детей характеризуется практикоориен-тированной направленностью, то мастер-классы, как одна из практических форм наиболее успешного освоения умений и навыков, могут применяться и в обучении детей. При этом самому педагогу необязательно и иногда нецелесообразно проводить мастер-классы на занятиях. Своё мастерство детям он демонстрирует постоянно. А вот могут ли передать уже полученный опыт по технологии мастерства старшие кружковцы младшим, выйти с приобретёнными навыками к своим сверстникам в школы – решением такой проблемы занялись педагоги декоративно-прикладного профиля ЦТР и ГО «Радуга».
Апробация проведения мастер-классов, которые условно можно назвать «Дети – детям», показала, что и в обучении, и пропаганде народного ремесла это достаточно эффективный метод.
В своей практике я делаю акцент на внедрение образовательных технологий, обеспечивающих развитие личности, и прежде всего, личностно- ориентированных, таких как технология творческих мастерских, технология погружения, разноуровневое обучение, исследовательская деятельность, метод проектов, мастер- класс. В условиях творческих мастерских художественных ремесел и современного рукоделия я веду обучение на основе уровневой дифференциации. Каждый из моих обучающихся с учетом своих интересов, способностей и возраста может выбрать любой из уровней обучения: базовый, творческий и продвинутый, а вместе с ним глубину изучения материала и срок освоения программы.
Следует конкретизировать критерии освоения программы на трёх уровнях.
- базовый уровень - обеспечение минимального стандарта знаний, умений и навыков по овладению технологиями.
- творческий уровень - углубленное изучение теологий рукоделия с выполнением творческих заданий с элементами реферативно- исследовательской деятельности, публичную презентацию выполненных изделий.
- продвинутый уровень - сотворчество педагога и ребенка на основе индивидуальных образовательных планов, разработка и реализации творческих проектов, участие в конкурсах профессионального мастерства и проведение профессиональных выставок.
Предъявление результатов образовательной деятельности особенно в декоративно-прикладном творчестве традиционно сосредотачивается на выставках, где результаты учебной деятельности сводятся к демонстрации изделий, выполненных обучающимися. А задача педагога- мастера, педагога-инноватора заключается в том, чтобы социализация его воспитанников проходила именно во взаимодействии внутри коллектива или сообщества. Умение взаимодействовать - необходимое условие успешной социализации ребёнка.
Противоречие здесь заключается в том, что, с одной стороны, ребенок осваивает технику, получает продукт освоения и демонстрирует его, но, с другой стороны, публично поделиться освоенным опытом и обменяться впечатлениями не всегда может.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу Вас», - представляется возможным для реализации с детьми, освоившими творческий и продвинутый уровни освоения программы.
В творческих мастерских «Послушные узелки» и «Эксклюзив», как правило, разновозрастные детские коллективы. Совместное обучение организуется на принципах сотрудничества педагога и детей, опытных и начинающих кружковцев. Объединяясь в малые группы, передавая друг другу навыки ремесла, дети решают значимые для них задачи. Это создает основу мастер-класса как формы обучения.
Педагог при этом ставит ученика в позицию консультанта, поднимает до уровня «коллеги по цеху», мастера. Помимо углубления знаний ученика- консультанта, решается проблема его творческого роста и самоутверждения, происходит профессиональная проба ученика в качестве педагога-наставника. Например, это происходит на начальных этапах освоения технологии, где очень важно индивидуально показать все «тонкости» технологического процесса. Так как учащиеся осваивают программный материал в разном темпе, то здесь незаменимы учащиеся- консультанты, которые могут дополнительно проконсультировать отстающих или довести до уровня освоения программы вновь прибывших.
В творческих мастерских в процессе обучения на основе уровневой дифференциации легко выявляются одаренные дети. Осваивающие учебный материал в высоком темпе, они выполняют изделия повышенной сложности. Именно такие дети обучаются проектной деятельности. Они выполняют творческие проекты с полным соблюдением требований к образовательной области данной технологии. Особенность применения метода проектов в ЦТР и ГО «Радуга» состоит в том, что ребенок не только разрабатывает, выполняет творческую работу, но и публично ее представляет. Вначале это происходит в творческих мастерских перед своими кружковцами. В дальнейшем учащиеся имеют возможность представлять свои творческие работы и творческие проекты на конкурсе профессионального мастерства кружковцев «Рукотворное чудо». Этот конкурс проходит в два этапа.
• Устная защита творческих работ, которая построена по алгоритму (идея - воплощение с описанием технологического алгоритма - демонстрация выполненного изделия ). Например, защита творческой работы «Моя любимая дача» Евгении Ф., выполненная в технике объемного плетения бисером, сопровождалась рассказом о технологии изготовления представленной работы, а идею, которая была положена в основу этой работы, она рассказала в стихах. Защита творческой работы «Коллекция Пасхальных яиц» в технике бисероплетения сопровождалось кроме раскрытия полного технологического процесса изготовления, рецептами окраски Пасхальных яиц в Сибири. Устная защита показала, что все участники конкурса (а их за последние три года насчитывается более 60 человек) в совершенстве знают технологию представленных изделий и отвечают на любые вопросы, связанные с их выполнением.
• Защита творческого проекта построена по тому же алгоритму, но с письменным оформлением результатов проекта. Публичная защита проекта предполагает более разнообразные формы. Помимо устной защиты с представлением технологического процесса - это и реклама, и слайдовая презентация, и дефиле, и видеофильм. На последнем конкурсе профессионального мастерства кружковцев «Рукотворное чудо» учащаяся творческого объединения «Эксклюзив» Анастасия Я. представила театральный костюм из коллекции «Купола России» и построила защиту своей работы на основе слайдовой презентации, а Татьяна М. защитила свою работу в форме дефиле.
Следовательно, свободное самовыражение, присущее всем видам учебной деятельности, можно интегрировать в обучение художественным ремеслам, используя как методическую основу форму мастер-класса «Дети – детям».
Мною апробировано проведение мастер-классов учащимися на учебных занятиях. Так, например, при изучении раздела программы «Азбука плетения» учащиеся второго года обучения имеют возможность продемонстрировать выполненное ими изделие и помочь освоить азы технологии бисероплетения.
Систематически применяется метод мастер-класса при взаимообучении на занятиях мастерской современного рукоделия «Эксклюзив» при изготовлении украшений и аксессуаров. Зачастую в одном изделии интегрируется до четырех технологий декоративно-прикладного творчества, а коллектив мастерской на начало обучения состоит из учеников, которые в совершенстве освоили одну из трех технологий современного рукоделия (бисероплетения текстильной пирографии, цветов из ткани).
На¬шей гордостью является тот факт, что вместе с педагогами в проведении мастер-классов принимают участие и наши вос¬питанники во время Дней открытых дверей для школьников города и родителей.
Обучение мастерству - особый вид деятельности. Издревле у мастеров были ученики, помощники, которых называли подмасте¬рьями. Навыки ремесла, секреты успеха передавались из поколе¬ния в поколение годами упорного труда учеников рядом с учителем. Умение передать свой богатый опыт – составная часть мастерства, которым успешно овладевают одаренные дети в ЦТР и ГО «Радуга» в процессе проведения мастер-классов.
Помимо чисто практического назначения, мастер-классы пресле¬дуют и еще одну, хоть и менее очевидную, но весьма важную цель - интеллектуальное и эстетическое развитие всех участников мастер-классов. Мастер-класс содействует развитию у обучающихся способности самостоятельно и нестандартно мыслить, способствует их личностному росту, расширяет образовательное пространство.
Литература
1. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. - 2005. -№2.
2. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. - М. : АПКиППРО, 2006. - 168 с.
3. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М.: НИИ шко! ьных технологий, 2005. - 224 с.
4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

Рекомендуем посмотреть:

Тренинговое занятие для детей 8-11 лет Работа с родителями в дополнительном образовании детей Профилактика злоупотребления подростками психоактивных веществ Детский суицид. Причины
Участник №18 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2016 года
Опубликовано: 322 дня назад (19 января 2016)
Просмотров: 1032
+3
Голосов: 3
Комментарии (2)
Альбина Анатольевна Печникова # 26 января 2016 в 16:58 +1
Полезный и нужный материал вы опубликовали,Татьяна Геннадьевна! Маленький совет: необходимо авторство, цель и задачи в работе прописывать.Спасибо большое!
Марина Сергеевна Долгих # 5 апреля 2016 в 19:36 +1
Спасибо за полезный материал! Примите голос.