Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия по рисованию Хохлома

Занятие по рисованию "Добрым людям на загляденье"
Автор: Шилкина Татьяна Анатольевна, воспитатель ГБУ КО "Мещовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Цели:
- развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
- расширять кругозор;
-способствовать развитию эстетического вкуса.
Назначение: данное занятие предназначено для детей школьного возраста, преподавателей дополнительного образования.
Оборудование и материалы:образцы (репродукции)предметов декоративно-прикладного искусства-работы мастеров Хохломы, таблица "Элементы хохломской росписи",выставка книг о хохломе,листы бумаги у детей,гуашь,кисточки,баночки-непроливайки с водой, палитра.
Ход занятия:
Педагог: - Сегодня на занятии мы будем знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством. А с изделиями какого народного промысла мы познакомимся ?
(дети читают эпиграф к занятию)
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
(В.Боков)


Педагог : - Много лет тому назад возник хохломской промысел. А откуда появилось это удивительное хохломское искусство?
Разное рассказывают старики.Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал.Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и её угостил. И вдруг птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке - и чашка стала золотой. Это , конечно,легенда,сказка. Но сказка- ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная красота?

- А как же на самом деле?
Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далёкое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах ХVIв. Ещё при Иване Грозном о хохломе знали как о лесном участке под названием "Хохломская Ухожея". В ХVII в. ряд селений вместе с Хохломой перешли во владения Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, т.к. в документах монастыря упоминаются ковши,ложки,раскрашенные разноцветными красками и золотом. Здесь все занимались ремеслом. Больше всего занимались обработкой дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто бы сговорившись, разделили между собой все виды деятельности. Жители деревень с одним и тем же занятием селились рядом, составляя свой цех, свой куст. У каждой такой группы деревень был центр - крупное село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать продукцию. "Везут ее в большое торговое село Хохлома из деревень Кулигино, Сёмино,Хрящи,Новопокровское. Катят груженые подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Кричат зазывалы на ярмарке :
- Кому посуда для кашки-окрошки? Чудо-блюдо да чашки-ложки?
- Откуда посуда?
- К вам приехала сама золотая Хохлома! "
Так и повелось : хохлома да хохлома. Странное и веселое слово хохлома!В нём и смех, и восхищенное "Ах!" и восторженное "Ох!" слышатся!
Деревянная посуда с древних времен была в повсеместном употреблении. Она требовалась в большом количестве, ведь дерево быстро изнашивалось.
Педагог: - Какие изделия как вы думаете были самыми распространенными ?
( посуда, шкатулки и др.)
- Что рисовали художники на изделиях?
- Каким цветом пишется травка?
А кудри-завитки всегда золотые словно перья сказочной жар-птицы, загораются они на черном или красном фоне.


Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые

Пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Красный цвет символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый - свет,солнце. Травы и цветы, ягоды и листья напоминают людям о молодости, силе и счастье.

- Сегодня мы с вами будем рисовать элементы Хохломской росписи. У каждого из вас есть листок, разделенный на квадраты, в каждом из них вы и нарисуете отдельный элемент.
Повторение правил пользования красками.
Выполнение работы.
Физкультминутка в процессе работы.
Педагог подводит итог занятия.
Частушки о Хохломе.
1. Осень, осень, всё сама
Прячет злато в закрома
Ну какое это злато -
Все сплошная хохлома.
2. Все листочки как листочки,
Здесь же - каждый золотой
Красоту такую люди
Называют хохломой!
3. Бабка деда не встречает
Бранью или лаской -
Целый день горшки рисует
Золотою краскою.
4. Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать -
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать.
5. Ох, Россия, ты Россия,
Славы не удавилось:
Хохломой и городцом
На весь мир прославилась.

Рекомендуем посмотреть:

Рисование на тему Зима для детей пошагово Конспект открытого занятие по декоративно-прикладному искусству. Художественные промыслы России Конспект НОД в старшей логопедической группе с ФФН на тему: Хохлома Аппликация "Хохлома" для детей 5-7 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото
Аппликация Рыбка в технике квиллинг. Мастер-класс с фото | Поздравительная открытка к Новому году руками детей
Опубликовано: 3411 дней назад (15 ноября 2014)
Просмотров: 7644
Рубрика: Без рубрики
+9
Голосов: 9
Комментарии (14)
Надежда Николаевна Пермякова # 16 ноября 2014 в 01:02 +1
Очень хороший материал, интересный для познания и развития детей, прекрасные воспитательные моменты! ГОЛОСУЮ с удовольствием!
Валентина Петровна Чурепкина # 16 ноября 2014 в 06:55 +2
Хорошее мероприятие. Развиваете у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, расширяете кругозор детей, воспитываете эстетический вкус. Я с большим удовольствием голосую за привитие детям знаний и умений.
Татьяна Анатольевна Шилкина # 16 ноября 2014 в 10:38 0
Спасибо!
Вера Валерьевна Ляпина # 16 ноября 2014 в 14:03 0
приобщение к народному творчеству очень здорово! Замечательное заняие! ГОЛОС!
Валентина Валерьевна Саясова # 16 ноября 2014 в 17:52 0
Я тоже всегда ассоциирую времена года с народной росписью: осень-хохлома, зима- гжель, весна- дымковская, лето- Полхов-Майданская и Жостовская роспись. Очень красиво и интересно.
Юлия Викторовна Бутова # 16 ноября 2014 в 21:54 +2
Отличная разработка! Цели, которые Вы ставите, с помощью таких занятий, можно считать достигнутыми! Вы развиваете у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, расширять их кругозор, способствовать развитию эстетического вкуса и любовь к русским традициям! Примите голос!
Тамара Александровна Новичкова # 16 ноября 2014 в 22:01 +1
Татьяна Анатольевна, познакомилась с вашим занятием по рисованию "Добрым людям на загляденье". Интересный эпиграф вы подобрали в начале занятия, рассказали детям об искусстве мастеров Хохломы, красивый наглядный материал был представлен в процессе работы, повторили правила пользования красками, не забыли Физкультминутку. Даже частушки о Хохломе исполнили. Ваше занятие способствует развитию у детей интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Только вы почему-то не представили детские работы, которые были выполнены детьми на занятии. И ещё позвольте дать совет на будущее. Цель одна. В вашем случае: обучение рисованию элементов Хохломской росписи. А это задачи:
- развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
- расширять кругозор;
-способствовать развитию эстетического вкуса. Занятие интересное, развивающее, познавательное. Вы творчески подошли к подбору материала. +1
Татьяна Анатольевна Шилкина # 16 ноября 2014 в 22:20 +1
Тамара Александровна, большое спасибо за комментарий. Обязательно учту ваши замечания.
Светлана Павловна Бубенщикова # 17 ноября 2014 в 21:00 0
Очень хороший материал, можно воспользоваться и в начальной школе. Спасибо!
Татьяна Ивановна Здетовецкая # 20 ноября 2014 в 13:54 0
Интересное, познавательное и творческое мероприятие Спасибо вам. Беру в закладки.
Татьяна Анатольевна Шилкина # 23 ноября 2014 в 13:49 0
Спасибо!
Ирина Александровна Кашицына # 26 января 2015 в 22:02 0
Уважаемая Татьяна Анатольевна. С удовольствием прочитала Ваше занятие по рисованию. Всегда приветствую диалог и связь на занятиях между преподавателем и учеником. Грамотно и интересно предоставлен учебный материал. Отличный подход к занятию. Хотелось бы увидеть результат детей.
Татьяна Анатольевна Шилкина # 28 января 2015 в 17:44 0
Спасибо за комментарий!
Наталья Алексеевна Зимина # 25 января 2017 в 20:39 0
Мне очень понравилось! Спасибо! Примите мой голос!