Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект открытого занятие по декоративно-прикладному искусству. Художественные промыслы России

Занятие по декоративно-прикладному искусству. Расписная сказка, знакомство с художественными промыслами России
педагога дополнительного образования МОУ ДОД ДЮЦ
Чвановой Екатерины Алексеевны
Тема: «Расписная сказка»
Описание работы: Занятие предназначено для детей дошкольного, младшего школьного возраста. Материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы и педагогам дополнительного образования. Занятие в увлекательной форме (сказке) позволит рассказать о 3 народных художественных промыслах: Полхов-Майдан, Городец и Хохлома.
Цель: Познакомить детей с тремя видами росписи.

Задачи:
Обучающая: Активизировать и заинтересовать детей, добиться включения всех в работу
Воспитывающая: Мотивация интереса детей к национальной культуре средствами декоративно-прикладного искусства. Воспитание трудолюбия.
Развивающая: Развитие познавательных интересов, творческой активности и способности применения полученных знаний на практике.

Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: теоретической и практической работы.
Метод: информационно-рецептивный, репродуктивный.
Оборудование и материалы: гуашь, кисти, баночки для воды, бумага, клеенки на стол, салфетки, шаблоны и элементы для декорирования, маркеры.
Наглядные пособия: таблицы с изделиями, изделия.

Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня я расскажу вам об одном из видов народного творчества - росписи, вы узнаете какие виды росписи наиболее распространены и мы попробуем создать с вами узор по мотивам хохломской росписи.

2.Изучение нового материала.
Я приглашаю вас в сказку. В сказку необычную, созданную не с помощью слов, а искусно украшенную руками мастеров, кистью и красками- расписную сказку. С каких слов начинаются сказки, ребята? (ответы детей)

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были мастера. И создавали они расписные чудеса – предметы декоративно-прикладного искусства. Ребята, знакомо ли вам такое искусство? Сейчас я вам объясню, и вы поймёте, что конечно же знакомо.
Посмотрите, мы живём в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Среди этого многообразия есть такие предметы, которые искусно украсил художник, они нарядны и по-своему неповторимы.


Эти художественные предметы относятся к декоративно-прикладному искусству. Художники, словно волшебники преображают и украшают наш мир или другими словами декорируют предметы.
Слово «декор» означает «украшать, придавать красивый вид».

К предметам ДПИ относятся изделия с росписью. Роспись возникла давным –давно, когда большинство предметов люди делали и украшали своими руками. Узоры для украшения брали из окружающего мира. Каждый узор имел своё значение.

У меня есть сундучок! Хотите узнать что там? Он открывается только при помощи волшебных слов. В любой сказке совершаются чудеса с помощью заклинаний. Какие волшебные слова вы знаете ребята?(ответы детей)
А тут… красивые предметы. Вы не забыли что мы в сказочном государстве? (дети говорят волшебные слова, открывается сундук).
Шли мы, шли и вот пришли к первому мастеру, которого зовут Полхов-Майдан. Постарался наш мастер, расписывая этот предмет. Наверное у него был какой-нибудь секрет, как вы думаете? Да, ребята, секрет действительно есть.

Мастер взял полевые цветы с капельками утренней росы, кружевные листочки, добавил туда солнечный лучик. И, чудо свершилось! Цветы получились яркие, словно бабочки на поляне. Цвета красок здесь самые разнообразные. Ребята, назовите цвета, которые вы видите на изделии? (ответы детей) Молодцы! вот такая замечательная роспись – Полхов-Майдан.
Идем дальше?! И вновь перед нами волшебный сундучок! Кто помнит волшебные слова? (ответы детей. Открывается сундучок). А здесь, работа следующего мастера. Мастер этот – Городец! Секрет этого мастера – в волшебной кисточке, которая оживляет животных, птиц, рисует дивные цветы, которые называют розаны и купавки. Они в виде круга и украшены дугами и капельками весеннего дождя.

И получилась роспись – Городец.
Идём дальше?! И перед нами снова волшебный сундучок. (ответы детей. Открывается сундучок) Это работа третьего мастера. Этот мастер ни на кого не похож, у него свои секреты.

Мастера зовут Хохлома. Он посуду деревянную вырезает. Как-то раз варил он себе пшеничную кашу и птицам насыпал. Прилетела к его порогу Жар-птица. Он и ее угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и каша и чашка стала золотой. Секрет хохломского мастера – сказочное перо жар-птицы, гроздь спелых ягод и, уголек из печки.
Задержимся у него в гостях…
Узоры и формы для изделий мастера берут у природы. Выточенные из дерева предметы, проходят ряд удивительных превращений, чтобы стать такими, как мы их видим сейчас.

Вот какой необычный ковш с маленькими черпачками. Называют его братина. Это слово пришло к нам из древнерусского языка и звучит на первый взгляд немного необычно. Этот ковш был украшением праздничного стола.
Братина может быть в виде разных птиц. И лебедушка, диковинная птица и даже просто чаша, только с черпачкам.

Вот какой красивый ковш.

А что нужно сделать, чтобы он превратился в братину? Правильно, добавить ковшики (черпачки).

А почему их так называют ласково, черпачки как вы думаете? Правильно потому, что они маленькие. Попробуем превратить ковш в братину, украсим черпачки.

3. Практическая часть:
Задача: выполнить криуль кистью на листе; декорировать ковшик элементами хохломской росписи.
Ребята, у вас на столе лежат цветные конверты. Давайте посмотрим, что в них. Лист с завитком, красные черпачки и узоры для украшения ( ягодка и листок для ягодки).
Сейчас вам нужен лист с завитком и кисточка.
Техника безопасности. Ребята, а вы знаете, как работать с красками. Я вам открою маленький секрет настоящих мастеров. При работе с красками ребята, нужно быть аккуратными, чтобы не испачкать себя, одежду и работу. Обратите внимание, что кисточка – это предмет острый. Кистью нельзя размахивать во время работы, нельзя поворачиваться к друг другу.
Выберете цвет, который вам нравится. Мы будем рисовать завитки – криули. Открываем баночки с гуашью, окунаем кисточку в стаканчик. И берем краску, немного на кончик, лишнюю убираем об край баночки с краской. Волшебная кисточка готова к работе. Посмотрите, как правильно держать кисть. Смело обведите линию на листе… (работа детей) Молодцы, ребята. Моем кисти и убираем их, закрываем краску.
Как называется завиток, который вы сейчас обвели называется криуль. Такое необычное название получила ведущая линия или стебелек, на котором в росписи всё «растет». Работа кистью – сложный процесс, и вы в этом сейчас убедились. (Работа с шаблоном, заготовкой, красками…) Часть того что рисуют художники кистью, мы с вам и выполним маркером.
Листочки с криулями убираем в сторону и берем черпачки.
У вас готовые листочки и ягодки. Их необходимо прикрепить к криулю. Давайте его нарисуем. (Показ на доске маркером). Получается? (проверить работу детей). Теперь прикрепим листок, клубничку и подведем к ним линии…
Для завершения работы мастера приписывают разные травинки кистью. Давайте и мы с вами нарисуем завитки.

(Работа детей. Музыка народная.)

4. Подведение итогов.
Сегодня вы стали немного мастерами хохломского промысла. Давайте посмотрим, какие замечательные работы у вас получились. (Выставка детских работ на доске, работы с магнитом).
Ребята, вспомним что вы сегодня узнали.
Что такое декор? Декоративно-прикладное искусство?
Как называется такой ковш? (показ братины)
Что такое криуль? Молодцы!
А теперь давайте вспомним с какими росписями вы сегодня познакомились.

Золотом и алым цветом
Эта чаша расцвела.
Солнцем, ягодами, летом
Вдруг наполнена она!
Угадайте, что за чудо?
Это чудо - … Хохлома

По розанам и купавам
Скачет конь вороной
И серебряною сбруей
Он звенит над землей.
Вот так удаль молодецкая!
Эта роспись… городецкая

Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Матрешка, из Майдана.

Мы побывали в гостях у сказки, у нее есть одна удивительная особенность – эта сказка без конца. Потому что мастера не перевелись, и по-прежнему они создают свои яркие солнечные изделия, радующие нас. Понравилась ли вам сегодняшняя сказка ребята?

Рекомендуем посмотреть:

Бинарный урок в начальной школе, 3 класс Конспект занятия по рисованию Хохлома Конспект урока ИЗО. Хохломская роспись Конспект НОД в старшей логопедической группе с ФФН на тему: Хохлома
Мастер-класс по рукоделию «Лебедушка», техника папье-маше
Опубликовано: 694 дня назад (13 января 2015)
Просмотров: 2982
Рубрика: Без рубрики
+10
Голосов: 10
Комментарии (15)
Вера Валерьевна Ляпина # 13 января 2015 в 20:14 +1
Очень хорошее занятие! Как приятно, что наши дети знакомятся с народным творчеством. Узнают больше о традициях и истории народа. Мне понравилось Примите голос!
Екатерина Алексеевна Чванова # 13 января 2015 в 20:24 0
Спасибо вам, Вера Валерьевна, мне очень приятен ваш комментарий!
Татьяна Владимировна Белюшина # 6 февраля 2015 в 14:52 0
Спасибо! Замечательно!
Валентина Валерьевна Саясова # 13 января 2015 в 20:31 0
Здравствуйте Екатерина Алексеевна! Как легко и интересно читается ваша сказка. Даже хотелось включится в работу по росписи черпачков. Детям всегда интересны вот такие нестандартные занятия. У вас всё получилось. Спасибо и голос!
Екатерина Алексеевна Чванова # 13 января 2015 в 20:58 0
Валентина Валерьевна, большое спасибо за отзыв о работе! smile
Ираида Анатольевна Толстопятова # 14 января 2015 в 18:43 0
Здравствуйте Екатерина Алексеевна! Очень хорошее занятие, красивые картинки, мне всегда нравилось и нравиться народное творчество, различные росписи.Дети на таких занятиях узнают больше о традициях и истории народа. Желаю вам творческих успехов. Примите мой голос!
Екатерина Алексеевна Чванова # 14 января 2015 в 19:41 0
Ираида Анатольевна, спасибо! мне тоже нравится народное творчество - хочется делиться этим с детьми!!!
Наталия Викторовна Худошина # 15 января 2015 в 15:55 0
Здравствуйте Екатерина Алексеевна! С удовольствием прочитала Ваш конспект! Очень грамотно разработан! Подобран отличный материал! Молодец! Примите мой голос!
Екатерина Алексеевна Чванова # 15 января 2015 в 15:57 0
Наталия Викторовна, здравствуйте! вам большое спасибо за комментарий!
Ярослава Юрьевна Махмутова # 17 января 2015 в 20:47 0
Екатерина Алексеевна, здравствуйте. Занятие интересное, познавательное. В сопровождении ярких, красивых иллюстраций только усиливает эффект восприятия. Тем более, что ребята и сами могут почувствовать себя настоящими художниками. Мне понравилось, что был момент по объяснению работы с кисточкой (техника безопасности, возьму себе на заметку. Примите голос!
Екатерина Алексеевна Чванова # 17 января 2015 в 20:48 0
спасибо вам, Ярослава Юрьевна!
Тамара Александровна Новичкова # 18 января 2015 в 13:39 0
Здравствуйте, Екатерина Алексеевна! Интересно было читать и созерцать подобранные красочные иллюстрации. Вами проделана большая подготовительная работа к занятию и это только положительно сказалось на его проведении. Вы воспитываете у детей интерес к национальной культуре, творческие способности. Очень важно в наше не простое время, дать возможность детям прикоснуться к прекрасному, показать и рассказать о русских умельцах, о народных художественных промыслах хохломской, городецкой росписи. Да ещё и самим стать немного художниками по росписи черпачков. Ваша работа заслуживает внимания и будет востребована педагогами, воспитателями. Голосую с удовольствием. +1
Екатерина Алексеевна Чванова # 18 января 2015 в 17:50 0
Тамара Александровна, большое спасибо вам за комментарий моей работы!
Валентина Петровна Чурепкина # 10 февраля 2015 в 10:38 0
Екатерина Анатольевна, вы представили нам замечательный конспект по декоративно-прикладному искусству "Художественные промыслы России". Детям необходимо прививать интерес к национальной культуре средствами декоративно-прикладного искусства. Примите мой голос № 9 за РАСПИСНУЮ СКАЗКУ! v
Алла Алексеевна Кондратьева # 26 февраля 2015 в 19:28 0
Добрый вечер, Екатерина Алексеевна!Замечательное, познавательное, доступное, увлекательное занятие!!! Ничто так не воспитывает у ребенка любви к Отчизне, как знание традиций своего народа.С удовольствием просмотрела Ваш материал. Успехов Вам в работе!Примите мой голос!