Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Адаптированная образовательная программа для учащихся с ОВЗ по Праву. Факультатив, 6 класс

Адаптированная образовательная программа по основам правовых знаний (факультатив)
Автор: Полякова Светлана Николаевна, учитель истории ОКСКОУ «КСКО школа», г. Курск.
Описание материала: предлагаю вам адаптированную программу по факультативу «Основы правовых знаний» для учащихся 6-ых классов коррекционной школы (с нарушением интеллекта). Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю.
Пояснительная записка
Современная цивилизация требует от человека умения ориентироваться в правовом пространстве, предупреждать и юридически грамотно разрешать конфликтные ситуации, не только знать свои права и свободы, но и уметь пользоваться ими, отстаивать их, привлекать государственные и общественные организации к защите своих прав. Только гражданин, обладающий правовой культурой, может, с одной стороны, чувствовать себя спокойно и уверенно в современном обществе, а с другой стороны, быть стабилизирующим это общество субъектом, обеспечивать в стране правопорядок и основы правового государства. Последнее обстоятельство понимается государством как важнейшая задача. Ее решение включается в процесс модернизации образования.
Адаптированная образовательная программа курса «Основы правовых знаний» адресована учащимся 6-х классов и рассчитана на 1 год обучения.
Особенность данного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного курса на житейских повседневных проблемах. Проблемы, которые включены в данный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Курс построен на неразрывном единстве новых знаний и социального опыта учащихся, практических действий по решению конкретных жизненных проблем. Представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.
Цель программы заключается:
1. Максимально способствовать развитию правовой культуры школьников; граждан Российской Федерации; на основе освоения ими основных правовых норм;
2. Заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
- знакомство учащихся с основными понятиями права;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
- воспитание ответственности за собственное благополучие;
- освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений
в области защиты своих прав.
Методы проведения занятий: беседа, лекция, дидактические игры, составление таблиц и схем, решение проблемных ситуаций, деловая игра, сюжетно-ролевая игра.
Литература
1. Астахов П.А. «Я и дорога». / Павел Астахов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 80 с.
2. Астахов П.А. «Я и улица». / Павел Астахов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 96 с.
3. Астахов П.А. «Я и семья». / Павел Астахов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 80 с.
4. Астахов П.А. «Я и школа». / Павел Астахов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 96 с.
5. Астахов П.А. «Я отдыхаю». / Павел Астахов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 96 с.
6. Астахов П.А. «Я и магазин». / Павел Астахов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 80 с.
7. Астахов П.А. «Я и государство». / Павел Астахов. – М.: ЭКСМО, 2009. – 96 с.
8. Административный кодекс РФ
9. Гражданский кодекс РФ
10. Конституция РФ.
11. Семейный кодекс РФ.
12. Трудовой кодекс РФ.
13. Уголовный кодекс РФ.
Дидактический материал:
• карточки с заданиями;
• тематические фотографии, иллюстрации;
• презентации и видео ролики по темам.
Оборудование и приборы:
• персональный компьютер;
• проектор.
Ожидаемый результат
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:
– применять на практике знания по отстаиванию своих прав, находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты прав человека;
– называть основные права, объяснять их основной смысл и характеризовать содержание, а также классифицировать их по различным основаниям;
– определять свой правовой статус, определяя права и ответственность на разных этапах возрастного становления;
– анализировать жизненные случаи, ситуации с точки зрения правовых норм;
– выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы.
Программа по основам правовых знаний
Курс состоит из 7 разделов: «Правила поведения на дорогах», «Правила поведения на улице», «Ребенок и семья», «Правила поведения в школе», «Правила поведения на отдыхе», «Правила, которые должен знать каждый покупатель, «Наше Государство», благодаря которым учащиеся узнают как правильно вести себя в различных жизненных ситуациях, когда можно и нужно обращаться к помощи государства и закона, а также познакомятся с возможными последствиями тех или иных поступков.
Правила поведения на дорогах.
Здесь учащиеся знакомится с некоторыми ПДД; изучают элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток), средства регулирования дорожного движения (красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора), правила движения по обочинам и тротуарам, правила перехода проезжей части, правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте.
Правила поведения на улице.
Главная цель данного раздела – рассказать детям о праве доступным языком. На занятии учащиеся знакомятся с некоторыми несложными правилами поведения на улице, соблюдая которые, можно избежать многих несчастных случаев. Кроме того, здесь школьники будут рассматривать различные жизненные ситуации, обдумывать возможные последствия тех или иных поступков. Большое внимание здесь обращается на правовые аспекты взаимоотношений людей.
Ребенок и семья.
Изучая этот раздел, учащиеся узнают, что такое семья, в чем ее ценность, как она создается, каковы основные права ребенка в семьи, как защитить свои права. Отдельная тема будет посвящена вопросу гражданства и документам, удостоверяющим личность. Помимо этого, есть несколько уроков, которые посвящены сложностям во взаимоотношениях детей с родителями.
Правила поведения в школе.
Изучение данного раздела начнется с важного вопроса: зачем вообще учиться? Затем учащиеся знакомятся с Законом «Об образовании в РФ», со «ступенями» образования; рассматривают основные гигиенические требования к условиям обучения, права и обязанности школьников. Составляют памятку «Обязанности школьников».
Правила поведения на отдыхе.
Здесь необходимо разобрать: как правильно отдыхать, чтобы отдых не причинил вред нашему здоровью. Много тем будет посвящено различным опасностям, которые могут подстерегать детей на отдыхе. Мы рассмотрим правила отдыха не только на природе, но и дома. В этом разделе, учащиеся познакомятся с понятием «Красная книга», экоцид.
Правила, которые должен знать каждый покупатель.
В первую очередь школьники рассматривают вопрос, что такое магазин и как он устроен; учатся совершать покупки самостоятельно. Затем знакомятся с основными правами потребителя (право на безопасность товара, обмен и возврат товаров, срок службы, гарантийный срок, информация об изготовителе товара и др.) Отдельный урок посвящен опасным продуктам и товарам.
Наше Государство.
Курс знакомит с основами государства и права Российской Федерации, изложенными в Конституции РФ. Рассказывается о федеративном устройстве государства, о гражданстве, об органах государственной власти. Важное воспитательное значение имеет тема «Ловушка для подростков», в которой рассказывается о правонарушениях в среде несовершеннолетних, об опасности наркомании и способах вовлечения в преступную деятельность. Материал развивает у учащихся уважение к своему государству, Конституции, законам, правоохранительным органам, формирует правовую культуру личности.
Скачать Адаптированная образовательная программа по основам правовых знаний (факультатив)

Рекомендуем посмотреть:

Урок-пазл по истории с презентацией, 5 класс. Древний Восток Конспект урока игры по обществознанию с презентацией, 7 класс Исследовательская работа с презентацией, 6 класс. Первая Мировая война Интеллектуальная викторина для старшеклассников по праву
Конспект урока по краеведению с презентацией, 6 класс. Г. В. Свиридов
Опубликовано: 532 дня назад (28 июня 2015)
Просмотров: 1108
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!