Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Тематический час, 4 класс. Освоение космоса

Автор: Комарова Светлана Николаевна, Заведующая Детской библиотекой Костромская область, город Нея.
Форма: тематический час "Освоение космоса"
Цель: систематизировать знания учащихся по теме: Космос.
Задачи.
1. Познакомить ребят с космосом, рассказать о звёздах, кометах, чёрных дырах, планетах, созвездиях, рассказать о первых исследователях космоса.
2. Закреплять умение ребят работать в группах (отдельная группа готовит сообщение об определённом космонавте).
3. Воспитывать чувство уважения к космонавтам и людям, влияющим на развитие космонавтики в России.
Ход занятия:
А вы, знаете свой домашний адрес? И можете сказать на какой улице и в каком городе вы живете? А где находится ваш город? (Россия, Костромская область, город Нея)
Наша страна и другие страны мира находится на планете - Земля. А вы сможете ответить, где живет земля? Нет?
А давайте я вам попробую ответить? Родной дом Земли – солнечная система. Это имя она получила в честь щедрого светила - Солнца, которое сияет в самом центре планет.
Солнце - монетка, скупой проворчал
Нет, сковородка! Обжора вскричал
Нет, каравай хлебопек произнес
Компас, нам сказал матрос
Солнце – звезда, - астроном объявил
Доброе сердце, мечтатель решил.

Солнце дает тепло, и свет всем кто рядом с ним живет. У солнца девять планет, их зовут - Меркурий, Венера, Земля, Марс потом идут планеты великаны: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и маленький Плутон.
Давайте вместе повторим
На Луне жил звездочет
Он планетам вел подсчет
Меркурий раз, Венера два
Три Земля, четыре Марс
Пять юпитер, шесть Сатурн
Семь Уран ,восьмой Нептун
Девятый дальше всех Плутон
Кто со мною повторит?
Весь этот парад безостановочно вращается вокруг солнца, но каждая планета по своей дорожке, а эта дорожка называется - орбита.
У каждой планеты есть подружки - спутники (они всегда рядом). У нашей планеты Земли спутник Луна, у Марса 2 спутника малыша. А вот у планет великанов целые семейства, по 10 и более.

Наша солнечная система живет в городе – Галактика. О том что наша солнечная система часть огромной галактики сало известно в 19 веке ,а что их много стало известно в 20, мы с вами живем в 21-м.
Если посмотреть на небо особенно вечером, то мы с вами увидим звезды. Нам они кажутся крошечными искорками, а на самом деле каждая звезда - огромное солнце.
Над Землею ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звезды:
Рядом кажутся они

Жизнь звезды длится миллиарды лет, они рождаются в космических скоплениях газа и пыли которые называются – туманностями. Они похожи на облачко тумана, наша большая космическая соседка галактика – Туманность Андромеды. Если присмотреться безлунной ночью на звезды, то можно заметить на небе слабо мерцающую полосу - словно кто- то пролил молоко. Это мерцает облако звезд нашей галактики. Галактика, в которой находится наша солнечная система (это дом нашей Земли помните?) называется - Млечный путь. Людям никогда не выбраться из ее пределов ее длина 100 тыс. световых лет.
Кроме звезд в космосе есть удивительные и загадочные космические объекты – черные дыры, черные потому что не светятся в этих объектах сила притяжения очень большая и что бы оторваться от нее нужно лететь со скоростью света. Возле этих дыр происходят самые не вероятные вещи: замедляется время и луч света движется не прямо, а описывает дугу.
Наряду с планетами в солнечной системе много космических тел малых размеров, например - астероиды.
Комета - это глыба из замершей воды,газа,камней и пыли, а еще у них есть хвосты.
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звезд
- Послушайте известия
Последние известия
Чудесные известия
Небесные известия!

Люди которые рассматривают и изучают звезды называются звездочетами, их только недавно стали называть астрономы.
Чтобы лучше ориентироваться в небе астрономы разделили звезды на группы – созвездия. Самые заметные звезды они соединили линиями, как будь-то, нарисовали. А потом смотрели на что это похоже? Их так и назвали на то что похоже-Большая и Малая медведица, рак, рыба, Андромеда(представляет собой девушку с раскинутыми руками),Орион это самое величественное созвездие, Вавилоняне именовали его пастухом небес, Египтяне – царем звезд, а греки звали его Орионом в честь великана охотника.
Для подсчета звезд звездочеты на них смотрели в бинокль и подзорную трубу. И только потом астрономы призвали на помощь машину робота - телескоп.
Наблюдают за звездами в особом здании – обсерватория.
Таинственный блеск и глубина неба манили к себе взоры людей и о нас дошли сказки о ковре самолете, о черте который летал по небу, но эти вещи обладали волшебной силой. В природе нет такой силы, но уж очень хотелось подняться в небо. И ученные придумали самолет. мощный двигатель разгоняет самолет, а крыльями он опирается на воздух, первые самолеты были хрупкими и неуклюжими, летами медленно и низко. Но это уже в прошлом сейчас самолеты усовершенствованы, и очень удобно лететь на реактивном лайнере. У самолета есть предел- высота и что бы добраться до луны или до других планет нужны аппараты с особым двигателем. И наши ученные разработали такую машину – ракету. У которой по команде
« Зажигание» горючие вспыхивает и превращается в раскаленный газ, что бы преодолеть силу земного притяжения и вывести ракету на орбиту нужно развить скорость 8 км в секунду. Сосчитаем - раз, два а в это время ракета пролетела 8 км. Эту скорость назвали космической.
Находясь на диких скоростях, была у солнца я в гостях
Я Землю видела в дали, и новых спутников Земли
Я уносилась от Земли, за мной летели корабли!

Слово Космос в вел в науку греческий ученый Пифагор ,это слово в переводе означает – красивый мир. В древней Греции слово космонавтика означало кораблевождение.
Сама ракета называется «ракета – носитель» потому-то ее основная задача нести груз в космос. Космонавт – редкая профессия им везде почет и уважение, для выхода в космос необходима особенная одежда .там нет воздуха и нечем дышать, обжигают лучи Солнца а в тени все замерзает поэтому и одевается - скафандр.
Первым космонавтом стал кто? Ю.А.Гагарин он совершил первый полет в истории, полетел вокруг Земли в 1961 году.
Сказал « поехали» Гагарин, ракета в космос понеслась,
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась, эпоха странствий и открытий
Прогресса, мира и труда, надежд, желаний и событий
Теперь все это – навсегда.

Наступят дни когда пространство, кто хочет ,сможет бороздить!
Хоть на луну, пожалуйста, странствуй! Никто не сможет запретить!
Прошло много времени и появилась орбитальная станция « Салют» настоящий космический дом, рассчитанный ,на долгий срок жизни и космонавты прожили в нем 7 месяцев. Выходили в открытый космос осваивали его, межпланетные станции опускали на Венеру и марс. Первый искусственный спутник вывели ученные в 1957 г Это был простой , блестящий шар с антеннами и радиопередатчиком. Сейчас это совсем другие спутники они летят над землей и фотографируют земную поверхность, а ученные определяют, где скрывается нефть, где залежи железной руды. Космос, верно, служит человеку, но люди мечтают о большем, в космосе будут изготовлять лекарство, которое невозможно получить на земле. В условиях невесомости быстрее растут растения. Это все в будущем, а пока надо научиться жить и работать в космосе. Может, кому нибудь из вас доведется отправиться туда и продолжать разгадывать тайны звездного неба.
А над радугой ракета, взмыла к небесам
Вот такую же ракету я построю сам
И на звездную дорожку полечу на ней
Наберу я звезд лукошко мамочке моей!

Использованная литература
1. ДитрихА., ЮрминГ.,Кошурников Р.,
ПОЧЕМУЧКА.- М.: Педагогика,1987.-348с.,илл
2. Астрономия и космос/ Научно популярное изд для детей .- М.: ЗАО « РОСМЕН- ПРЕСА»,2009.-96с
3. Горьков В.,Авдеев Ю
Космическая азбука.Книга о космосе/рис В.Радеева, В.Бухарева.-М.: Детская литература,1984.-159с
4. Что такое.Кто такой:
В 3т Т1.-3-е изд.,перераб и доп.-М: Педагогика,1990.-348с.,илл
ЧерненкоГ.
5. Как человек полетел в космос/Худ.Н.Андреев.-М:центр детской книги,1978.-12с
6. Планеты.Звезды.Созвездия: Начальная школа/ Сост.Н.Ю.Киселева.-М.: Вако,2011.-80с.,с цв.ил.-(школьный словарик)

Рекомендуем посмотреть:

КВН «День Космонавтики» в начальной школе Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе ДОУ Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе. Тема: «Космическое путешествие Конспект физкультурного занятия в старшей группе на тему: Космос

Похожие статьи:

Классный час День космонавтики, 1 класс

Классный час на тему: День космонавтики, 3 класс

Классный час на День космонавтики, 3-4 класс

Внеклассное мероприятие на День космонавтики, 5-6 класс

Сценарий ко Дню космонавтики для школьников

Участник №5 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2016 года
Классный час в начальной школе к Международному дню воды с презентацией
Опубликовано: 228 дней назад (25 апреля 2016)
Просмотров: 726
0
Голосов: 0
Комментарии (2)
Чупрова Екатерина Викторовна # 14 августа 2016 в 19:09 0
Светлана Николаевна! Спасибо за проделанную работу.В сценарии много полезной содержательной информации, но в таком виде я бы её использовать не стала.Форма воспроизведения информации - сообщение, рассказ - привычна для детей, и именно поэтому несколько тяжеловата. Даже эмоциональна подача не создаёт условия открытия нового знания детьми.
Оксана Николаевна Однобурцева # 15 августа 2016 в 13:04 0
Вы в своих задачах написали, что хотите закреплять умение ребят работать в группах (отдельная группа готовит сообщение об определённом космонавте). Но прочитав ваш материал, я так и не поняла, где какая группа, что говорит, что готовит. Написано одним единым текстом - без выделения пунктов, без разделов. В прошлом комментарии вам корректно указали, как тяжело читается ваш материал, что такой рассказ будет непонятен для детей, они не откроют для себя новой информации. Я полностью с этим согласна. Просто вы не умеете писать сценарии методических разработок.