Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка. Роль имен прилагательных в речи

Тип урока Урок – путешествие
Тема: Роль имен прилагательных в речи.
Развитие речи «Слово о земле Русской и ее защитниках».

Цель: Упражняться в употреблении имен прилагательных в речи
Задачи: – формировать умения определять род и число имени прилагательного, подбирать словосочетания (сущ. +прил.), проводить разбор слова по составу; фонетический разбор
– развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость.
– осуществлять патриотическое воспитание.

Оборудование: иллюстрации с картины В.М.Васнецова «Богатыри»,
П.Д.Корин «Александр Невский», фотографии и иллюстрации боевого орудийного искусства людей 9-13 вв., раздаточный материал (карточки)
I. Организационный момент
1) приветствие гостей;
2) проверка готовности к уроку;
3) вводное слово учителя.
– Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие в город «Имя прилагательное».
– Где находится такой город? (в стране Знаний)
В этом путешествии мы побываем на разных станциях: Минутка, Мирная, Оружейная, Героическая, Невская, Богатырская, а также на станции Отдыхай-ка.
Мы будем закреплять умения: определять имена прилагательные, подбирать прилагательные к существительным и наоборот, существительные к прилагательным, проводить фонетический разбор, разбор слов по составу, определять род и число у имен прилагательных, выполним морфологический разбор.
II. Актуализация знаний (Фронтальный опрос)
– Какая это часть речи самостоятельная или служебная? Имя прилагательное – самостоятельная часть речи)
– Что обозначает имя прилагательное? (Имя прилагательное обозначает признак предмета)
– На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
– Как они изменяются? (Имена прилагательные изменяются по родам и числам)
– С какой частью речи может согласоваться имя прилагательное? (Имя прилагательное может согласоваться с существительным)
– Чем является прилагательное в предложении? (Прилагательное в предложении является определением)

Повторение пройденного.
Нас приветствует первая станция Минутка
– На минутке чистописания мы вспомним написание буквы Я,я, а также их соединения.
1. Яя
– Что можете рассказать о букве я ?
( – это гласная буква;
– в алфавите стоит 33 по счету;
– может быть под ударением и без ударения;
– может образовывать слог и даже слово;
– может иметь 1 звук (а), а может иметь в некоторых случаях 2 звука (й, а)
– может быть частью речи – местоимением 1 лица, ед.числа.
– Запишите след соединения букв:
2. Яр кая ная
–К какой части речи относятся эти сова? ( Эти слова относятся к именам прилагательным)
– Как догадались? (Они обозначают признаки предметов и отвечают на вопрос какая?)
– Как вы думаете, от каких слов они могли образоваться ? ( Они образовались от слов: ярость, музей, Русь)
– Образуйте с этими соединениями букв по 1 слову, чтобы они относились к части речи – прилагательное, а рядом напишите транскрипцию этих слов, запишите сколько в слове букв, звуков, слогов, гласных, согласных букв.
Яростный (й а р а с н ы й) –8 б, 8 зв, 3 слога, 3 гл, 6 согл.
Русская (рускайа) – 7 б., 7 зв., 3 слога, 3 гл., 4 сог.
Музейная (музэйнайа) – 8 б., 9 зв., 4 слога, 4 гл., 4 согл.

Вторая станция Мирная
– Нас встречает станция Мирная и предлагает к вашему рассмотрению группу слов? (на доске слова)
Мир(вселенная), мир (согласие)
Мирок, примирить, мирской, перемирие, мировой, миротворец, мирянин, миролюбивый, Мир, мирный.
-Что это за слова? (Это однокоренные слова, т.к. близкие слова по смыслу и имеют одинаковый корень – мир).
– Выпишите слова, относящиеся к именам прилагательным и разберите их по составу.
– Какие слова вы записали ? Почему? (Мы записали слова отвечающие на вопрос какой? какая? какие? какое?, т.к. им. прил. отвечают на эти вопросы)
Как выполнили разбор слов по составу? (окончание, основа слова, корень, приставка и суффикс)
– Подумайте над значением слов.
Мир (мирской) – это согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры.
Мировой – относящийся к установлению мирных отношений.
Третья станция Оружейная
– Совсем недавно мы посетили Московскую художественную выставку с интересным названием «Оружейная палата», на которой впервые рассмотрели экспонаты образцов оружия и предметов русской старины с необычными названиями, дошедшими до нашего времени. Выставка охватила экспонаты от 6-13 веков.
– Рассмотрите иллюстрации и фотографии этих предметов. Поставьте вопрос от имен существительного и подберите согласующиеся с ним имена прилагательные. Определите род и число.

1. Сабля (какая?) – острая, длинная, изогнутая, красивая, стальная ( ж.р., ед.ч.)

2. Меч (двуручный) – холодное с обоюдоострым прямым клинком.
Меч (какой?) – длинный, двуручный, прямой (м.р.,ед.ч.)

3. Булава – короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служившим в старину оружием, а у казаков символом власти.
Булава (какая?) – короткая, прямая, деревянная, украшенная (ж.р.,ед.ч.)

4. Ружье (с ударно-кремневым замком) – ручное огнестрельное и пневматическое оружие с длинным стволом Ружье (какое?) – длинное, тяжелое, огнестрельное (ср.р.,ед.ч.)

5. Топоры (посольский)
Топоры (какие?) – острые, металлические, украшенные

6. Алам – знак пушкарей
Алам (какой?) – металлический, круглый

–Для чего народ хранит эти удивительные вещи старины? (Народ хранит эти экспонаты для того, чтобы знать и помнить как жили наши деды, прадеды, поколения, как вели хозяйство, защищали русскую землю и дарили мир на Земле)
– Для чего народ хранит столько столетий эти удивительные вещи? (Эти вещи старины рассказали нам о многом: историю вещей и людей, хранивших их, рассказали нам о подвигах рыцарей и солдат, о могуществе, силе и власти.)

Третья станция Героическая
–Догадайтесь и доскажите предложение до конца.
1. Русскую заповедь знай: в бою …(не зевай).
2. Плохому бойцу и погоны ….(не к лицу)
3. Славна богатырями земля ….(русская)
– Как вы понимаете слова заповедь? (Правило, положение, предписание. В старину заповедь могла быть религиозно-нравственного предписания)
Задание
Выпишите словосочетания сущ.+прил или прил.+сущ .Покажите графически от какого слова к какому ставится вопрос.Укажите род и число
какую?
Русскую заповедь (прил.+сущ) (ж.р.,ед.ч.)
какому?
Плохому бойцу (прил.+сущ.) (м.р., ед.ч)
какая?
Земля русская (сущ.+ прил.) (сущ.+прил.)

–Догадайтесь и доскажите предложение до конца.
Без коня ……….(и трава не растет). (пословица)
Враг боек,……… (да наш народ стоек). (пословица)
Где нет борьбы,……. (там нет победы). (поговорка)
Кто с мечом к нам придет…(от меча и погибнет). (поговорка)
Человек без Родины – ……(что птица без гнезда). (пословица)
Задание.

Четвертая станция Невская
– О чем нам может рассказать станция с красивым названием Невская? (Мы знаем о том, что есть такая река Нева в городе мостов и фонтанов в Санкт-Петербурге).
– Кто дал такое название этому городу и какое ? (Петр I Петербург)
– Кто начал строительство этого города? (Петр I)

В 18 начале 19 веках императором Российской державы Петром I было построено сильнейшее государство в мире с сильнейшей морской державой.
Со времен Древней Руси жителям нашей страны часто приходилось защищать родную землю от врагов. Но гораздо раньше в 13 веке в 1242 году на реке Неве произошло Ледовое побоище на льду Чудского озера с немецкими завоевателями рыцарей под предводительством Александра Ярославича, прозванного Невским.



Задание.
Прочитайте отрывок из исторического текста. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните орфограммы. Спишите.
Найдите словосочетания прил.+сущ. и сущ.+ прил.
Первое предложение разберите. В первом предложении найдите основу предложения и разберите по частям речи.
Евр..пейские рыцари з..хв..тили рус(с)кие г..р..да и подошли (к)славному Новг..р..ду. М..л...дой князь Александр Ярославич Невский призвал всех мирных жителей з..щ..тить р..дную землю.

Европейские рыцари – знатные воины, которые сражались в тяжелых железных доспехах.

кто? что сделали? что
Евр..пейские рыцари з..хв..тили рус(с)кие г..р..да и подошли
сделали?

(к)славному Новг..р..ду.

Орфограммы в словах
Европейские – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Европа)
Захватили – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. (хватка, захват); приставка – за-
Русских – удвоен. Согласный в корне слова на стыке двух морфем корня и суффикса.
Городов – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (город), безударный гласный в корне слова, непроверяемый ударением (словарное слово город), проверяемый парный звонкий согл. в конце слова (нет городов, городовой).
Новгороду – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (город, новгородцы.)
Молодой – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением
(молод, молоденький.)
Александр Ярославич – заглавная буква в именах собственных.
Прозванный – безударный гласный в корне слова на стыке двух морфем корня и суффикса.; удвоенный согласный -нн на стыке двух морфем.
В народе – пробел, предлог со словом пишется раздельно; сл.слово.
В память – пробел, предлог со словом пишется раздельно; смягчающий ь- знак.
Об одержанной – пробел, предлог со словом пишется раздельно.
Победе – приставка по- .
В битве – пробел, предлог со словом пишется раздельно
На реке – пробел, предлог со словом пишется раздельно; безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (реки, речка, реченька).
Неве – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Невский)
Защитить – приставка за- со словом пишется слитно; безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (защита, щит).
Родную – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Родина, родненький).

Определение рода и числа имен существительных

IV. Физминутка
Пятая станция Отдыхай-ка
Задание.
– Если я произнесу существительное мужского рода надо присесть, ж.р. – подпрыгнуть, ср.р. – развести руки в стороны.
(Например, богатырь, земля, мир, тишина, мастерство, граница, рубеж, Отечество, лошадь, солдат, торжество, победа)


Шестая станция Богатырская Викторина

(карточки слов: богатыри, поле, лошади)
На картине Васнецова
В трудный путь разгон беря,
Вместе в даль глядят сурово
Три былых богатыря.

Задание 1
Станция Богатырская предлагает рассмотреть картину В.М.Васнецова и провести небольшую викторину по событиям картины
– Как называется картина, написанная известным русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым? (Богатыри)

– Как зовут русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
– Опишите и богатырей?. – Какие они? (Богатыри (какие?) храбрые, смелые, сильные, выносливые, умные, мудрые, удалые, сердитые, добрые)
– Где находятся богатыри? (Богатыри находятся в поле)
– Опишите поле? Какое оно? (Поле (какое?) широкое, раздольное, спокойное, родное, чистое)
– На чем богатыри вышли в поле? (Богатыри вышли в поле на лошадях)
– Опишите их лошадей? (Лошади (какие?) вороные, красивые, длинногривые, здоровые, крепкие)
– Куда они всматриваются, что хотят увидеть? ( Они всматриваются в даль. Нет ли злых врагов в округе и не обижает ли кто).
Например, доблестный воин, русская земля, храбрые богатыри, стоят в поле, стальной меч, торжество победы, богатыри в раздумье, князь Владимир.
Седьмая станция Российская
Задание
Прочитайте четверостишие. Подумай, о чем оно?
Подчеркни существительные, глаголы.
Прочитай несколько раз и постарайся запомнить.

Письмо по памяти.
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землей пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти!

V. Подведение итогов урока
– В каком городе мы сегодня побывали?

– Какая станция вам понравилась больше всего? Чем?
– Что интересного вы запомнили?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 3 классе. Имя прилагательное. Имя существительное Проект по русскому языку для 4 класса. Знаки препинания Проект по русскому языку в 3 классе. Имена прилагательные Урок русского языка. Роль имен прилагательных в речи

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по русскому языку, 3 класс

Урок русского языка. Роль имен прилагательных в речи | Урок-путешествие в начальной школе. Повторение изученного об имени существительном
Опубликовано: 307 дней назад (2 февраля 2016)
Просмотров: 697
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Комментарии (3)
Ирина Николаевна Спирина # 18 февраля 2016 в 20:37 +2
Ольга Валериевна!Спасибо за приглашение, с удовольствием прочитала ваш урок. Урок не только показывает богатство прилагательных, но и большие знания получат дети о старинном оружии и о защитниках России. Мне было очень интересно, думаю дети тоже активно работали на уроке. Примите мой голос! Удачи!
Ольга Валериевна Солодовникова # 17 марта 2016 в 16:48 +1
Ирина Николаевна, спасибочки за приятные слова, наконец-то я и с тобой немного попереписываюсь! Всю дорогу компьютер подчеркивает мои слова, видимо ему что-то не нравится! Пользуйтесь, пожалуйста, очень приятно, что Вам понравился конспект.
Альбина Анатольевна Печникова # 10 апреля 2016 в 12:59 0
Конспект урока русского языка" Роль имен прилагательных в речи",Ольга Валериевна, показался мне интересным!Вы стараетесь развивать внимание детей, мышление, память, речь, орфографическую зоркость, smile осуществляя при этом и патриотическое воспитание школьников! Молодец! Примите мой голос № 2