Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие по русскому языку, 3 класс

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 3 класса

Познавательный час в 3 классе. Тема: В гости к фонетике

Цель: развивать фонетический слух и познавательные способности детей.

Оборудование: записи на доске - «Гласные - это река, а согласные - ее берега» (К. С. Станиславский); «Слово - одежда всех фактов, а звук - одежда слова» (М. Горький).

Ход праздника

I. Прослушивание звуков. (Заранее подготовить фонограмму.)

а) Льется вода;

б) звенит колокольчик;

в) тикают часы;

г) школьная столовая в разгар обеда;

д) птичьи голоса;

е) ученик читает отрывок из стихотворения;

ж) музыкальный отрывок из цикла «Времена года» П. И. Чайковского;

и) плач ребенка.

После каждой записи - пауза.

Прослушав внимательно запись, надо назвать услышанные звуки. В ходе обсуждения дети выделяют звуки человеческой речи. Ведущий объявляет цель праздника.

ЗВУК

Он бывает тихим, громким,

А еще глухим и звонким.

Может быстро проскочить.

А захочет - будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

 

Рот ему, как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться.

Если где услышим стук,

Значит, к нам добрался... (звук).

С. Ефремов

II. Фонетические зарядки.

1. Твист или вальс? (Что танцевала девочка Пеппи Длинный- чулок с ворами, забравшимися к ней в дом? В названии танца звуков меньше, чем букв.)

2. Илья Муромец или Алеша Попович? (Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.)

ГИМН ЗВУКАМ РОДНОГО ЯЗЫКА

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

 

А согласные... согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

 

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные тебе даны для пенья.

И счастлив будь,

Коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

III. Фонетическая викторина.

1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?

2. В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните почему.

3. Назовите слово, которое состоит из трех согласных и одного гласного звуков. В этом слове слышится гласный звук [ы], а пишется буква и. Слово обозначает помещение, в котором дают представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. (Цирк.)

4. Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в слово, которым называют короткие шесты с заостренными концами? (Коля - колья.)

5. В словах уточка, тушить, визит один согласный замените на другой, который отличается от первого по глухости или по звонкости, чтобы получилось новое слово. (Удочка - тужить - висит.)

6. Какое слово при перестановке в нем ударения из названия печеного мучного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги - пироги.)

 

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки,

За его скороговорки

Я поставил бы пятерки!

 

Повторяйте, детвора:

- Посреди двора дрова.

- Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

 

- Аня ныне нянина,

Нина - няня Анина.

- Мамами любимы мы –

Самые любимыми!

 

- В переулке перепел

Перепелку перепел!

- Лилии полили ли

Иль увяли лилии?

Скороговорки:

• Все бобры добры до своих бобрят.

• Водовоз вез воду из-под водопровода.

• У пенька опять пять опят.

• На Ерему напала дрема, от дремы уснул Ерема.

• Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.

• Кукушка кукушонку купила капюшон,

Как в капюшоне кукушонок смешон.

V. Фонетическая задача.

- Назовите все слова с парными звонками и глухими согласными.

Угостили Олю сладкой,

Очень вкусной шоколадкой.

Губки, носик и рубашку –

Все измазала бедняжка.

 

Мама дочь узнала,

Оленьке сказала:

- Ах ты, ненаглядная,

Дочка шоколадная!

VI. Фонетические диалоги. «Кто важнее?».

Ведущий. Поспорили однажды гласные и согласные звуки: кто из них важнее?

Гласные. Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не откроет!

Согласные. Ну, это мы еще посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

Гласные. А вот и получится! Например, м.

Согласные. Разве только одно м, а больше ничего?

Гласные. И все же мы важнее! Без нас не обходится ни один слог, ни одного слово.

Согласные. Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Скажите название науки, которая изучает нас с вами.

Гласные (поют), [...о ...е ...и ...а].

Согласные. Вот видите! А если мы скажем [ф н т к], так всякий догадается, что это фонетика.

Гласные. Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фанатик.

А вот попробуйте произнести без нас такие слова: окно, елка, если.

Согласные мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают.

Ведущий. А как вы думаете, ребята: кто из них важнее и нужнее - гласные или согласные звуки?

Мальчик и девочка (по очереди).

Дружат гласные с согласной,

Составляя вместе слог:

Ма и ша (запомни, Маша!)

К нам явились на урок.

 

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

Ты и ква, а вместе тыква,

Со и ва, читай сова.

 

Сколько в слове гласных –

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

VII. Фонетическая минутка.

- Какой новый звук появился?

сон - стон     каска – краска         ролик-кролик

сок - сток      салка – скалка        тучка-штучка

сук - стук       кошка – крошка…...кот - крот

ВСЕГДА ВМЕСТЕ

Ведущий. Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились в кучу, хотят поговорить - никак.

Согласные. Кх (кашляют), пхч (чихают), хм (хмыкают).

Ведущий. И застучали... Вдруг...

Согласные. Тсс!

Ведущий. Показалось им, что кто-то рыдает. Прислушались.

Гласные (выходят на сцену и плачут). А-а-а-а! О-о-о-о! Уа-уа-уа!

Ведущий. Аукают. Гласные. Ay! Ay! Ау!

Ведущий. И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотанье.

Согласные издают звуки [бмд] [всгд] [вмст].

Ведущий. И услышали они радостное, но тоже невнятное.

Гласные издают звуки [у-е-е-а-е-е].

Ведущий. Решили гласные и согласные заключить мир. Снова встали рядом и так четко сказали...

Согласные и гласные. Будем всегда вместе!

Ведущий. С тех пор никогда больше они не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немного ссорятся, но не надолго. Потом все равно мирятся.

VIII. Фонетические загадки.

ПУЛЬКА ИЛИ ПОНЧИК?

Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв.)

КРОЛИК ИЛИ ПЯТАЧОК?

Кто из них гадал на ромашке: «Любит - не любит, плюнет, поцелует»? (В имени-отгадке все согласные звуки глухие.)

IX. Игра «Один звук, марш!»

Ведущий. Поиграем в игру, которую назовем так: «Один звук, марш!».

1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Вот так: волк - вол.

Краска, склон, полк, тепло, беда, экран.

2. Теперь наоборот: вам следует в словах, которые я вам дам, заменить один согласный звук. Вот так: корж - морж.

Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка.

X. Игра «Думай! Думай! Думай!»

Я приношу с собою боль.

В лице большое искажение.

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращусь я в знак сложения.   (Флюс - плюс.)

 

Он - грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «у» на «о»,

Будет круглое число.   (Сурок - сорок.)

 

С буквой «л» - в игре футбол

Часто слышим слово...

С «д» уж в слове смысл не тот –

Мерой стало - просто...   (Гол - год.)

 

Когда я месяц, то, легко дыша,

Ты, как и снег, на солнце будто таешь.

Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,

То под меня ты бодро зашагаешь.    (Март - марш.)

XI. Веселые рифмы про ударение.

Ударный слог, ударный слог.

Он назван так недаром,

Эй, невидимка-молоток.

Отметь его ударом!

 

И молоток стучит, стучит.

И четко речь моя звучит.

Шутник он, невидимка-молоток.

Тук! - и ударил в безударный слог...

...И сразу же исчез огромный замок,

И появился маленький замок...

 

Послушай, молоток,

Не путай слоги.

Опять, озорничая, не солги!

Мы в слоге слог ударный

Найдем э-ле-мен-тар-но!

А когда его найдем,

Громче всех произнесем!

Два правила ударения:

1) Ошибка в ударении

Граничит с преступлением.

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно,

Ставить под удар.

 

2) Возил не шофер, а шофёр,

Не фарфор, а фарфор.

Был оглашен не приговор –

Судебный приговор.

Строгал не столяр, а столяр,

Но доску - не доску.

И слушал в одиночестве

Не «Тоску», а тоску.

XII. Фонетические головоломки.

Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.   (Ирис - ирис.)

 

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни,

Не бойся, это ... (окуни).

 

Я - сборник карт: от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу - преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас-атлас)

 

Сосульки, как носы у цапель.

И тают, словно карамель.

Я слышу звон апрельских капель,

Поет апрельская... (капель).

 

Мы - для пильщиков подставка,

Мы - для кучера сиденье.

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами!   (Козлы - козлы.)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Выбери правильное окончание пословицы или поговорки.

1. Семь бед - ...

а) и привет;

б) один ответ;

в) и суда нет.

 

2. Что с возу упало, то...

а) глаз не выклюет;

б) не товарищ;

в) не пара.

 

3. В мешке шило...

а) не мыло;

б) не иголка;

в) не утаишь.

 

4. Гусь свинье...

а) глаз не выклюет;

б) не товарищ;

в) не пара.

 

5. Не зная броду...

а) не ходи к народу;

б) жди у моря погоду;

в) не суйся в воду.

 

6. Отворот...

а) поворот;

б) приворот;

в) новый год.

 

7. Волки сыты и овцы...

а) бриты;

б) стрижены;

в) целы.

 

8. У кого какой вкус:

Кто любит дыню, а кто...

а) «Сникерс»;

б)«Баунти»;

в) арбуз.

 

9. Сорока стрекочет-гостей...

а) порочит;

б) не хочет;

в) морочит.

 

10. Не в свои сани...

а) не садись;

б) не ложись;

в) не рядись.

ГОЛОВОЛОМКИ

Сложи и составь

Сложи буквы каждой пары слов и из получившихся грамм составь задуманные слова.

Образец: ЧАН + РОГ = ГОНЧАР.

1. КОТ + СОР =

2. РИФ + ПАС =

3. СОР + РАК =

4. ЗОБ + ЛИК =

5. БОР + СУК =

6. КОСА + БАЛ =

7. КОРА + БОК =

8. ОКНО + ЛАК =

9. ТЕМА + САН =

10. СТОК + РЕВ =

Молочные продукты

1. КЕМ - М + ФИЛ - Л + Р =

2. МОК - К + ЛО + КОЗ - 3 =

3. СМ + МИ + Е + Т-ИМ + А + Н + А =

4. ЛАС + ЛИВ + У - А - ЛУ + КИ =

5. Й + ОГИ + УМ - МИ + РТ =

6. САМ + Р - А + ЯЖ - EH - МС + КА =

Учитель.

В гостях у Фонетики мы побывали.

Все ль, что наметили с вами, познали?

Много, конечно, но не все далеко -

Время нужно, чтоб узнать глубоко!

Похожие статьи:

Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс

КВН по русскому языку, 4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!