Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

День Знаний. Единый урок памяти, 2 класс

Праздничное мероприятие. 1 сентября.
День Знаний. Единый урок памяти.
Тема: Люблю тебя, моя Самара, горжусь людьми, историей твоей.
Класс: второй.
Цель: развитие нравственных и эстетических качеств у школьников.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с историей происхождения города Самара;
-познакомить с именами выдающихся летчиков-космонавтов;
-познакомить с именами выдающихся учителей г. Самары, внесших значительный вклад в развитие самарского образования и их историей.
Развивающие:
- развивать мыслительную операцию анализа и синтеза;
- развивать умение познавать мир и самого себя, использовать полученные знания и умения в жизни;
-развивать коммуникативные умения (вести дискуссию, аргументировать свое мнение);
- развивать самостоятельность учащихся;
- развивать психологические качества личности: мышление, внимание, память.
Воспитательные:
- воспитывать стремление использовать полученные знания в повседневной жизни;
-воспитывать культуру личности, понимание значимости изученного материала для научно-технического прогресса.
Оборудование для учителя:
-ФГОС нового поколения по внеурочной деятельности;
- компьютер и интерактивная доска.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
-Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевую саморегуляцию.
- Развивать мотивацию к работе на результат.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки (на основе имеющихся полученных знаний).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (наглядные средства).

Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
-Донести свою мысль до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Предметные результаты:
-усвоение первоначальных представлений о культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
- воспринимать на слух тексты в исполнении учащихся и учителя;
- осознанно, правильно, выразительно читать стихотворения;
- приобретение опыта применения полученных знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Ход урока:
I. Орг момент.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности к уроку.
- Самара – удивительный и красивый город. Почему назвали его так?! Самара?!


II.Изучение нового материала
1. Первичное восприятие.
- Итак, попробуем ответить на первый важный вопрос: «Почему наш город назван Самарой?». (Предположения учащихся).
- На самом деле есть несколько версий происхождения нашего города. По одной из версий название нашего города происходит от двух греческих слов “samar” - купец, торговец и “ra” – древнего названия Волги, произошедшего от имени древнеегипетского бога Солнца.

- История происхождения города большая! Впервые Самара упоминается в русских летописях 1361 года. В этих местах было поселение русских отшельников. Их посетил Митрополит Алексий.

Митрополит Алексий считался небесным покровителем Самары. Он и предсказал возникновение большого города. Наш город был городом-крепостью, в котором обосновалось более 300 стрельцов во главе с первым самарским воеводой князем Григорием Засекиным.

Официальная дата рождения города – 1586 год. По Указу царя Федора Иоановича начала строиться крепость на Волге, названная Самарским городком.

В 1688 году Самара получила титул города.
Современная Самара расположилась на левом берегу реки Волги, в 1098 км от Столицы России – Москвы.
- Как вы считаете, чем неповторим образ нашего города? (Предположения учащихся).
- Отплыв от города вниз по течению можно возвратиться назад в ту же самую точку, из которой отправился. Волга делает знаменитую петлю, огибая громадный массив Жигулей.

- Сегодня Самара – это крупнейший центр машиностроения и металлообработки, пищевой, а так же космической промышленности. Это передовой индустриальный центр России с развитой аэрокосмической, машиностроительной, нефтеперерабатывающей промышленностью.
- В 2011 году был издан Указ президента Р.Ф., по которому он был объявлен Годом российской космонавтики.
- Почему наш президент издал такой Указ? (В 2011 году исполнилось 50 лет со времени полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина).

- Верно! 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль с пилотом Юрием Алексеевичем Гагариным.
- Как назывался его корабль? (Его корабль назывался: «Восток»).

1961г. 12 – 13 апреля первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин после приземления около города Энгельса Саратовской области прибыл на самолете в Куйбышев, где отдыхал и встречался с жителями. С 1935 – 1990 г. Самара носит название Валериана Куйбышева, в честь революционера, провозгласившего в Самаре советскую власть.

- Что же является главным символом (брендом) города Самара? (Предположения учащихся)
- Главным символом нашего города является Ракета и скульптурная композиция «Человек, поднимающий в небо крылья».

Эта статуя находится на Площади Славы, а Космонавтом-1 был Ю.А. Гагарин. Монумент называется монументом Славы.
- Как вы думаете, кто стал 1й женщиной-космонавтом? (Первой женщиной-космонавтом стала Валентина Терешкова).

- Верно! Площадь Славы символизирует память о трудовом и воинском подвиге самарцев в годы Великой Отечественной войны.
- В центре площади стоит Монумент Славы. На 40-метровом пьедестале 13-метровая фигура рабочего, держащего в поднятых руках крылья. Памятник символизирует особый вклад самарцев в создании авиационной промышленности страны. Во время войны здесь выпускался самолет-штурмовик «Ил-2» - «летающий танк».
Необычный памятник, настоящий самолет Ил-2, был установлен в 1975г. на пересечении 2х городских магистралей – проспекта Кирова и Московского шоссе. Эти самолеты изготавливались в годы Великой Отечественной войны на Куйбышевском авиационном заводе.

Самара – это многонациональный город с 3 религиями: христианство, иудаизм, ислам.
- Какие церкви в нашем городе вы знаете? (Мы знаем христианскую, мусульманскую,… церкви).
- Итак, в Самаре есть:
1. Покровский собор


2. Петропавловская церковь

3. Иверский женский монастырь

4. Воскресенский собор (Самарская площадь называлась Воскресенской, Воскресенская церковь не сохранилась)

5. Спасо-Вознесенский собор (ул. С.Разина)

6. Софийская церковь (ул. Чапаевская)


7. Кирха (ул. Куйбышева)


8. Костел (ул. Фрунзе)

9. Синагога (ул. Садовая)


10. Мечеть (не сохранилась)

11. Соборная мечеть (не сохранилась)

12. Мечеть (Шипка)

13. Храм Святого Георгия Победоносца.

- 24 апреля 2010 года на одной из центральных аллей Струковского сада торжественно посажена Аллея Памяти о выдающихся учителях Самары.

На мемориальных табличках у 9 вечно зеленых елей появились первые 9 имен выдающихся учителей г. Самары, внесших значительный вклад в развитие самарского образования:
1.Небритов Лев Николаевич
2.Мельников Николай Иванович
3.Финкельштейн Василий Павлович
4.Островский Владимир Давыдович
5. Раскин Владимир Маркович
6. Ходаков Николай Алексеевич
7.Круглова Людмила Алексеевна
8. Башметов Михаил Емельянович
9. Породенков Александр Петрович
- Кроме 9 имен, которые были увековечены учеными-архитекторами мы никогда не забудем героев войны:
1.Фадеев Вадим Иванович

- Знаете ли вы в нашем городе улицу Фадеева? Эта улица названа именем летчика трижды Героя Советского Союза Вадима Фадеева. Он родился на Волге, в гор. Самаре, Самарской области, в совхозе «Горный» Краснодарского края.
Вадим Фадеев воевал в гвардейском авиационном полку вместе с православными соколами Покрышкиным, Глинкой, Речкаловым. Его еще называли в полку «Воздушный Витязь». Он сбил 20 вражеских самолетов, совершил более 400 вылетов. Вадиму Ивановичу было присвоено Два ордена красного знамени.

5 мая 1943 года в небе Кубани, над станицей Крымской, разгорелся жестокий бой. Это был последний бой Воздушного Витязя.
2.Петр Матвеевич Потапов

- 15-летним пареньком Петр Потапов приехал в Куйбышев (ныне - Самара), пришел на завод Масленникова. Здесь он стал токарем и одним из первых Стахановцев. После летного училища ушел на фронт. Ежедневные вылеты, штурмовые удары по укреплениям и технике врага. Шли упорные бои за Будапешт (1945 г.). Прорвав заслон зенитных батарей они дружно пикируют на вражеские укрепления.
Первый заход сделан успешно. Потапов готовится к новой атаке, когда вдруг сильный удар встряхнул машину. С трудом держа на штурвале израненные руки Потапов оценил обстановку: радист убит, а поврежденная машина теряет скорость. А внизу кипит бой. Советские воины, ценой огромных усилий, теснят врага. Надо помочь своим! До конца использовать груз. Выбрав цель – крупное скопление вражеской военной техники, Потапов последним усилием бросает уже почти непослушный самолет в пике.
Взрыв страшной силы разметал колонну. Запылали машины, в ужасе бежали уцелевшие гитлеровцы. Так, бросив горящую машину на врага, повторил подвиг Николая Гастелло наш земляк Петр Потапов.
Человек из племени «крылатых» - тех, о ком очень хорошо сказал поэт:
«Запомни навеки, родная страна,
Их доблесть,
Их мужество,
Их имена».
- Почтим героев войны минутой молчания.
Коммунисту Петру Потапову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Его теска – Л.В. Павлова, написала замечательное стихотворение «Спешите делать добрые дела!»:
Идет «тотальная война» -
Всеобщий бандитизм.
И зло на то всему вина
Под флагом терроризм.
Скрывает камень, чтоб сразить,
За пазухой… и ложь.
И может каждому вонзить
Внезапно в спину нож.
Мосты и башни разрушать
Стремится серый змей,
И судьбы детские решать,
И убивать людей.
В российском городе Беслан
Метался плач детей,
Но беспощаден грозный хам
Под смех очередей.
Норд-Ост российский не забыт,
Чечня… Афганистан…
Ирак в войне давно горит…
Страшнее всех Беслан.
В Москве в метро опять гремит
За взрывом снова взрыв.
И самолет с людьми горит,
Обманом смерть закрыв.
Ведет невинных нас отстрел
Наемный терроризм.
И белый свет уже не бел –
Сороковых фашизм.
Тогда была моя земля
Могилой братской нам.
Те раны так же все болят…
Москва, Нью-Йорк, Беслан…
И вновь в беде моя страна.
Что в будущем грядет?
Идет «тотальная война»,
«Всеобщая» идет…
III.Проверка первичного восприятия
- А теперь проверим, хорошо ли вы меня слушали. Ответьте на вопросы:
- Кто первым посетил Самарские земли и когда? (Митрополит Алексий первым посетил наши земли в 1361 году).
- По чьему Указу началось строительство г. Самара? (Строительство нашего города началось по Указу царя Федора Иоанновича).
- Назовите официальную дату рождения г. Самара. (1586год).
- Что является главным символом нашего города? (Ракета – символ нашего города).
- Какие вероисповедания есть в нашем городе? (В нашем городе люди исповедуют ислам, иудаизм, христианство, а за границей - католицизм).
- Какую дату мы отмечали 12 апреля 2011 года? (12 апреля 2011 года мы отмечали 50-летие полета в космос Ю.А. Гагарина).
- Какую машину выпускал авиационный завод во время войны 1945 года? (Авиационный завод во время войны 1945 года выпускал самолет-штурмовик «Ил-2»).
- Как его прозвали? (Самолет-штурмовик прозвали летающим танком).
- Назовите фамилию одного из известных самарских летчиков. (Вадим Фадеев/Петр Потапов).
IV. Вторичное восприятие.
- 3 февраля 2007 года школе № 47 в Самаре было присвоено имя Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Ваничкина.

В нашей школе был создан зал боевой славы Ивана Дмитриевича и установлен барельеф героя.
Родился Ваня 10 сентября 1912 года в деревне Грековка Самарского района. Рос смышленым и любознательным мальчиком. Очень хотел научиться читать и писать. Но из-за бедности, отсутствия обуви и одежды посещать школу он не мог. Жившая по соседству учительница помогла Ване освоить грамоту на дому.
В 1932 году Ваничкины переехали в совхоз «Батрак», где Иван (20 лет) сел за трактор и вскоре стал одним из лучших трактористов.
Но вскоре началась Вов. И на войне Ваничкин, как и в мирной жизни, был лучшим. Он воевал в артиллерийских войсках и управлял артиллерийской огневой батареей.
V. Итог урока
- В 2011 году Самара отпраздновала 425 лет со дня своего рождения.
- Сосчитайте, когда наш город будет праздновать 430 лет? (430 лет городу исполнится в 2016 году).

- Вот и подошла наша беседа к концу. Молодцы, ребята! Все верно! Наш город – это наша малая Родина, самое родное место на Земле. А все мы – жители нашего родного и любимого города. Все мы должны гордиться, что живем в таком красивом городе. Любите свой город, берегите его, ухаживайте за ним: не сорите мусор, высаживайте цветы и деревья вместе с родителями. Делайте все, чтобы город, в котором мы живем, стал еще краше!!!

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие на 1 сентября - День знаний во 2 классе Урок мира во 2 классе на 1 сентября

Похожие статьи:

1 сентября День знаний во 2 классе. Сценарий

1 сентября – День знаний в начальной школе. Сценарий

Линейка на День знаний в начальной школе

День знаний. Торжественная линейка для 1 класса. Сценарий

Классный час на День знаний, 2-4 класс

Участник №71 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2016 года
Урок мира в 3 классе на 1 сентября | Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для школьников 3 класса
Опубликовано: 296 дней назад (15 февраля 2016)
Просмотров: 873
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Комментарии (2)
Вера Валерьевна Ляпина # 15 февраля 2016 в 23:35 +2
Молодец, Ольга Валериевна! Замечательное знакомство с любимым многими городом.О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, потому что обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.Спасибо за работу! Примите первый голос и пожелание удачи!
Ольга Валериевна Солодовникова # 16 февраля 2016 в 13:27 +2
Спасибо большое, что оставили комментарий!