Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие в начальной школе с родителями

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Что за чудо этот чай!
Автор: Литвиненко Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Ташлинская средняя общеобразовательная школа», Оренбургская область Тюльганский район с. Ташла.
Описание материала: сценарий предназначен для организации праздника в начальной школе. Разработка может быть полезна как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования.
Тема. Что за чудо этот чай!
В подготовке данного мероприятия использовались следующие воспитательные технологии:
- технологии КТД (И.П.Иванова);
- технология организации и проведение группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой);
- педагогика сотрудничества;
- технология личностно-ориентированного подхода.
Методы и приемы:
- методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приемы: беседа, рассказ);
- метод наглядной передачи и зрительного восприятия информации (прием демонстрации наглядности: таблицы, плакаты);
- методы стимулирования и мотивации (прием: создание ситуации успеха, выполнение творческого задания, создание ситуации взаимопомощи).
Цель: формировать правильное отношение к русским национальным традициям; воспитывать чувство патриотизма и любви к родине.
Задачи:
1. Создать условия для пробуждения интереса детей и родителей к совместному проведению мероприятия, создание атмосферы тесного общения и взаимопонимания.
2. Приобщать родителей к интересам детей, возвращение в семью русских традиций.
3. Способствовать поддержанию интереса учащихся к общественной жизни, формировать активную жизненную позицию.
Оборудование:
- иллюстрации растений: липа, мята, смородина, малина, зверобой, душица, лимон;
- плакаты;
- костюмы царя, послов, профессора, трех сестер;
- самовар;
- пироги, сладости;
- чай;
- веретена, пряжа;
- «веники» из газеты.
Этапы:
1. Подготовка учащихся к работе.
2. Выступление детей.
3. Историческая справка о чае.
4. Выступление родителей.
5. Инсценировка пьесы.
6. Загадки, конкурсы.
7. Подведение итогов.
8. Рефлексия.
9. Чаепитие.
Ход занятия
Ведущий:
Дорогие гости!
Как говорится-
Милости просим
В нашу светлицу.
Не нужно платы
И робеть не надо.
Всем, чем богаты,
Тем вам и рады.
Ученик 1:
Не стесняйтесь, проходите
В нашу горницу, друзья,
И улыбки захватите –
Ведь без них никак нельзя.
Ученик 2:
От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждём.
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом.
Ученик 3:
Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждёт,
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.
Ученик 4:
Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу тёплую, желанную
Мы готовили для вас.
Ученик 5:
Хлебосольством и радушием
Знаменит наш русский край.
Для гостей и песни русские,
И медовый каравай.
Ученик 6:
И места для вас приметные
За обеденным столом…
Пусть с гостями радость светлая
Входит в наш просторный дом.
Ведущий:
В знак признания и отличия
Нам приятно в этот час
По старинному обычаю
Хлебом – солью встретить вас.

Исполняется песня «Приходите, гости» (на мотив «Жили у бабуси»). Дети поют запев, а родители отвечают.

Дети:
Приходите, гости,
Приходите к нам.
Вам дадим похлёбки,
Киселя нальём вам.
Родители:
Нет, нет, не хотим,
Мы и так посидим!
Дети:
Приходите, гости,
Приходите, наши.
Мы нальём вам супу
И дадим вам каши.
Родители:
Нет, нет, не хотим,
Мы и так посидим!
Дети:
Посидите, гости,
Мы вас приглашаем.
Самовар поставили,
Напоим вас чаем.
Родители:
Мы идём, мы идём,
И чайку мы попьём.
Ведущий: Традиции чаепития в разных странах не похожи друг на друга. Например, в Японии этот ритуал, где до мелочей продумана каждая деталь, и каждое движение что-то означает. Попробуй сделать неверный жест – и разрушить всю чайную церемонию, а то и, того хуже, станешь хозяину врагом.

Ученик: На Руси чаепитие всегда отличалось простотой и сердечностью. Самовар на столе как бы приглашает расслабиться и вести долгие задушевные беседы.

Ученик: За нашу любовь к чаю нас называют водохлёбами. Похрустывая крендельками, гости, и хозяева незаметно выпивали до десяти стаканов чаю. Приглашая «пожаловать на чай», хозяева предлагали гостям чувствовать себя свободно, «без церемоний».

Ученик: Москвичей дразнили чаехлёбами. В отличие от Петербурга, где «пили кофий», в Москве с утра до вечера «чай гоняли»

Ученик: Считалось неприличным пригласить гостя и не напоить его чаем. Чай пили не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса.

Стихи читают родители.
Родитель 1:
На завалинке, в светелке
Иль на брёвнышках ,каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Кое-где и при свечах,
Говорили, песни пели
И, конечно, пили чай.
Пироги, баранки, сушки
Были очень хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Родитель 2:
Быт людей отличен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы – по «сусекам»
Личных дач, домов, квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Ведущий: А вы посмотрите вокруг! У нас светлая горница, на столах самовары, столы от угощения ломятся, хозяева гостеприимные, гармонист отличный. Чем не посиделки?

Родитель: Только одно условие: на посиделках запрещается скучать, разрешается петь, плясать и шутить.

Родитель: А по какому поводу посиделки?

Ведущий: Угадайте! Листья салата, петрушки, укропа, капусты, лука люди едят. А есть такое растение, листья которого есть нельзя, а всё-таки их каждый день на стол подают. Что это за растение? (Чай)
Так вот на посиделки нас всех сегодня собрал чай. Это очень чудодейственный напиток. Он лечит, и компанию веселит, и способствует задушевной беседе. А вы знаете, откуда появился чай, где его родина? Об этом нам расскажет профессор чайных наук Цейлон Китаев.

Профессор: Культура чая – древнейшая, ей пять тысяч лет. До сих пор спорным считается вопрос о родине чая. Длительное время ею считался Китай, потом – Индия, а по последней версии – Вьетнам. На международную арену чай вышел из Китая. Китайское слово «ча» означает «молодой листочек».

Ведущий: Это очень интересно, профессор. А как чай к нам на русскую землю попал?

Профессор: А вот на этом остановиться подробнее. Наберитесь терпения, лекция моя рассчитана на два часа. Вы не торопитесь?

Ведущий:
Заскучают наши гости от лекций таких. Может, как-то ускоренной технологии можно об этом узнать?

Профессор: Если хотите побыстрей да поинтересней, сходите в театр на спектакль «Сказ о первом русском чаепитии»

Инсценировка пьесы.
Картина 1.
Три девицы прядут и поют песню «То не ветер ветку клонит»
Ведущий:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Ученица 1:
Кабы я была царица,
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир.
Ученица 2:
Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна
Наткала б я полотна.
Ученица 3:
Коли буду я царицей,
Так я батюшке царю
Пачку чая подарю!
Ученица 1:
Господи, сестра, изволь,
У тебя, похоже, боль
В голове или в зубу.
Говоришь ты ерунду.
Ученица 2:
Ишь, придумала какое!
Я в ней спесь-то успокою!
Ведущий:
Ой, сестрицы дорогие!
Разошлись вы не на шутку,
Успокойтесь на минутку.
Про глубоку старину.
(смотрит на третью сестрицу)
А сестрица-то, похоже,
Эту сказку знает тоже.

Картина 2.
На сцене трон, а на нем надпись «Царь». Открывается надпись: «1638 год. Михаил Федорович Романов».
Царь: Вы послы мои, идите,
К Алтын – хану попадите,
Соболями одарите,
Черно – бурыми лисами
Да каменьев драгоценных
Захватите непременно.
Ведущий: Послы с приказом согласились
И с поклоном удалились.
Царь же стал, как всем понятно
Ожидал послов обратно.
Царь: Много ценных я диковин
Алтын – хану приготовил.
Чем ответит Алтын – хан?
Что же мне пришлет мне он в дар?
Ведущий: Дни и месяцы прошли…
Возвращаются послы.
Царь их кормит и поит,
И ответ держать велит.
Царь: Чем ответил Алтын – хан?
Что же мне прислал он в дар?
Послы: В чужих странах мы бывали,
Много дива повидали,
Посетили Алтын – хана.
Вроде все в нем без изъяна.
Но с чудинкой он, однако…
Вот смотри подарок, на – ка!
С подноса скидывается покрывало, а под ним горка чая с надписью «Чай»


Ведущий: Как увидел царь-отец,
Что принес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И послов хотел повесить.

Царь: Посмотрите вы, бояре!
Ведь смеется чай над нами!
Ах, насмешник он какой!
На него пойду войной!

Ведущий: Но, смягчившись на сей раз,
Слугам дал такой приказ:
Чудо-листья заварить
Да боярам подносить.

Царь. Чтоб не страшно было вам,
Перву чашу выпью сам.
Ведущий. Глотнул раз… Потом второй…
Вкус понравился.
Царь. Крутой!
Ведущий. Царь-то наш дивится чуду.
Царь. Если только жив я буду,
Буду устали не знать,
Каждый день чаи гонять.

(Выходит третья ученица)
Ученица 3. Ой, вы гостюшки честные,
Люди вы мои родные!
Коли лгу, пусть Бог простит,
Но история гласит,
Что без чая с той поры
Жить не могут на Руси.
Ведущий. Это было первое чаепитие на Руси. Понравилось ли вам наше представление?
Профессор. А вы знаете, что есть две легенды, которые говорят о том, как люди узнали секрет чая? Нет?! Тогда мои ученики расскажут вам об этом.
Ученик 1. Согласно одной легенде, чай – бодрящее, прогоняющее сон питье. А открыли
это китайские пастухи, которые заметили, что животные, обглодав кусты, становились необычайно резвыми и подвижными. Пастухи сначала тоже попробовали жевать листья чая, но они были очень горькие и невкусные. Тогда пастухи стали кидать листья в котелок с водой и пить напиток.
Ученик 2. Группа людей прогуливалась на природе вдали от города. Они сварили еду и оставили ее, чтобы она немного остыла, а сосуд с едой накрыли веточками с куста, который рос рядом. Когда через некоторое время они пришли, чтобы пообедать, то увидели, что еда необычайно разварилась и размягчилась, приобрела необычайный вкус, который им очень понравился. Тогда люди сообщили об этом знахарям, которые лечили травами. Те стали присматриваться к чаю и изучать его.
Ведущий. Россия расплачивалась за чай с Китаем мехами и золотом. Чай в Москву привозили за 11 тысяч километров. Этот путь длился от полутора до двух лет. Долгое время этот напиток был редкостью, стоил очень дорого и считался привилегией знати. Зато теперь чай стал нашим национальным напитком. А вот и доказательство (показывает на самовар). Лучшую в мире «чайную машину» изобрели в России. Это самовар.
Профессор. Да чаю все рады. Хотя бывает и такое, что… Но сами посмотрите и все поймете.
Исполняется песня – инсценировка «Чай ты мой золотой» на мотив песни «Когда б имел златые горы». Поют девочка и мальчик.
Девочка. Когда б имел златые горы
И реки, полные вина?
Мальчик. Все отдал бы за чашку чая
И выпил бы ее до дна.
Девочка. А коли я пришла бы в гости
И красотой пленила вдруг?
Мальчик. Я б напоил тебя чаечком,
Да так, чтоб захватило дух.
Девочка. А если б я сказала: «Здравствуй,
Гулять я к реченьке иду».
Мальчик. А я, пожалуй, соглашуся,
Вот самовар лишь захвачу.
Девочка. А если б я сказала: «Игорь,
Ну покажи глаза свои…»
Мальчик. Я б на тебя смотрел, Викуля
И пил без устали чаи.
Девочка. Ну, все! Прощай! Мы расстаемся!
Прощенья даже не проси!
Мальчик. Ты заходи ко мне почаще,
Варенья к чаю приноси.
Ведущий. Раз уж разговор коснулся песен,
То признаюсь вам, друзья:
Мир без песен был бы скучен,
Без песни нам никак нельзя.
Родитель (желательно, чтобы владел гитарой).
Горит костер,
И чай в котле кипит,
И песня под гитару о вечном говорит.
(Исполняется песня «Ах, ароматы чая» На мотив «Изгиб гитары желтой»)
I
Изгиб гитары желтой
Ты обнимаешь нежно.
Сидим у самовара,
Дымок уходит ввысь.
В беседе задушевной
Вдруг кто-то тихо скажет:
«Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!»
II
Ах, ароматы чая!
И, знаешь, неслучайно
Веселье, песни, шутки
В душе моей зажглись.
Отступят все заботы,
И вот воскликнул кто-то:
«Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!»
III
Радушные хозяйки
Накрыли стол богато:
Пирог, блины, печенье
И сладости нашлись.
Мы выпьем чашку чая,
Все вместе дружно скажем:
«Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!»
Ведущий. Песня у костра хорошо поется,
А чай у костра лечебный пьется.
- Назовите травы, с которыми можно заваривать чай.
- Нравится вам нашем празднике?
Гость доволен, значит, все в порядке! –
Выше счастья и не пожелать.
А сейчас народные загадки
Я вам предлагаю отгадать.

Загадки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела».
(Чайник.)
Что в сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины.)
Ящик на коленях пляшет –
То поет, то горько плачет.
(Гармонь.)
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отвечай.
(Душица.)
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
(Молоко.)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб.)
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(Пирог.)
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей;
А сушеная в запас,
От простуды лечит нас.
(Малина.)
Стоит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
(Черная смородина.)
Душистый цветок –
Вкусный медок.
(Цветы липы.)
Вошел в зеленый кабинет
Ярко-желтый баронет,
Улыбки милые –
Да мысли кислые.
(Лимон.)
Выросли на кочке
Желтые цветочки:
«Говорят, что нас боится
Даже хмурая волчица.
(Зверобой.)
Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто –
Камнями набито.
(Ягоды шиповника.)

Ведущий.
А теперь отгадайте такую загадку:
В этом доме печь стоит,
Да не каждый день дымит.
Есть и веник, вот беда –
Не метет он никогда.
Уважают в доме жар,
А хозяин в доме – пар.
(Баня.)
- В народе говорится: «Напарился, намылся – так иди скорей чайку попей». И это очень даже правильно с медицинской точки зрения. В бане происходит обильное потоотделение, и вода из организма быстро испаряется. Немедленное возмещение потери воды очень важно для внутренних органов, прежде всего для почек. Поэтому после бани обязательно надо выпить чаю, лучше всего с шиповником или лимоном.

Конкурс «Русская баня».
Кто попариться желает
Кто парную уважает,
Приходи скорей –
Есть и веник, и вода,
Веник в руки и, как встарь,
Сам соперника попарь.
(По два человека «парятся» вениками из газеты.)
Побеждает только тот,
Кто веник быстро обобьет.
Ученик 1. Скажем к слову, без усмешки,
Вывод есть у нас один –
Эти чайные потешки
Заменяют витамин.
Ученик 2. Знайте, что с великою охотой
Рады мы всегда приветить вас.
А сейчас торопят вас заботы –
Говорят не зря: «Потехе час»!
Мы не скажем: «Скатертью дорога!» -
Пожелаем доброго пути!
Чтоб в сердцах своих могли вы долго
Радость доброй встречи пронести.
Ведущий. Не обходите нашего порога,
Коль мимо будет дорога!
В добрый путь,
Да к нам почаще будь!
(Исполняется песня на мотив песни «Будьте здоровы».)
I
(Дети)
Сейчас в нашем классе веселье и шутки,
Так пусть же для лени не будет минутки.
Пусть наш самовар для гостей закипает,
О нашем радушье пусть каждый узнает.
II
(Родители)
Путь к вашему дому мы знаем прекрасно
И вас обещаем наведывать часто –
То просто заедем, то чаю напиться.
Хотим, чтобы вами могли мы гордиться.
Ш
(Все)
Так будьте здоровы, живите богато,
Мы все уезжаем до дому, до хаты.
Мы славно гуляли на празднике нашем,
Нигде не видали мы праздника краше!

- Понравился ли вам наш праздник? Что нового вы узнали о русских национальных традициях, о чае?

Праздник заканчивается чаепитием.

Рекомендуем посмотреть:

Туристический слет в начальной школе Сценарий игровой музыкальной программы для младших школьников Конспект занятия для младших школьников на развитие коммуникативных качеств и доброжелательности Конспект классного часа на тему: Моя семья - моё богатство, 4 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3 класс. Игра путешествие

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия в начальной школе

Сценарий внеклассного мероприятия 1, 2, 3, 4 класс. День рыбака

Сценарий конкурсной программы для младших школьников

Игровая программа для начальной школы

Сценарий утренника к 8 марта для младших школьников | Конспект классного часа на тему: Моя семья - моё богатство, 4 класс
Опубликовано: 964 дня назад (21 апреля 2014)
Просмотров: 3808
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!