Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Дидактическое пособие для детского сада своими руками

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия "Чудо-дерево"
Автор:
Федореева Наталия Александровна, воспитатель НОЧУ «Ромашка» г. Москва г. Щербинка
Мастер-класс рассчитан на воспитателей.
Назначение: дидактическое пособие своими руками.
Использование:
целью создания пособия было наблюдение за изменениями, происходящими с деревьями в разные сезоны года во второй младшей группе детского сада. Пособие используется как часть календаря природы. Такое чудо-дерево способствует эффективному формированию представлений о временах года у детей:
- зимой дерево серебристого цвета и на нем снежинки;
- весной оно нежно-зеленого цвета и на нем листочки и цветочки;
- летом дерево покрыто зеленой листвой;
- осенью фон становится желто-коричневым и на дереве появляются разноцветные листья.
Помимо этого, пособие находит применение в различных направлениях развития детей и организации дидактических игр, например:
познавательно-речевое развитие:
- рассматривание и обсуждение произошедших изменений;
- составление описательных рассказов;
- ознакомление с сезонными изменениями в природе;
- ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева;
- ознакомление детей с цветом, формой, величиной; осязаемыми свойствами предметов (твердый, мягкий, пушистый); материалами; развитие умения выделять свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким признакам;
- формирование элементарных математических представлений: различение понятий много, один, по одному, ни одного; сравнение равных и неравных групп предметов; и т.д.
художественно-эстетическое:
- привлечение внимания детей к оформлению помещения, привлекательности вещей, развитие эстетического отношения к предметам повседневного окружения.
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
«Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо-чудо-чудо-чудо
Расчудесное!» (К. Чуковский)

Материалы и оборудование:
- ткани (разные по фактуре и цвету);
- нитки;
- проволока (для каркаса кроны дерева);
- липучки;
- ножницы;
- швейная машинка.
1 этап Изготовление каркаса
Размеры кроны моего дерева приблизительно 40х70 см. Сначала нам нужно определиться с формой. Например, форма может быть такая.

Для облегчения работы можно сделать выкройку из ватмана и уже на основании ее изгибать проволоку, моделируя каркас. Концы можно скрепить изолентой или спаять с мужской помощью.
2 этап Изготовление чехла – кроны дерева.
Чехлов понадобится два. Они будут двусторонние: зима – весна и лето – осень.
Подбираем ткань в соответствии с временами года.
Зима - белый или бледно-голубой, весна - бледные тона песочного или коричневого, лето ярко - зелёные тона, осень - красные или ярко – жёлтые).

Обводим на ткани каркас по контуру и прибавляем 2 см на подгиб.

Вырезаем по внешнему контуру с учетом прибавки. Складываем детали лицевой стороной внутрь (по временам года) и прострачиваем, отступив 2 см от края. Для прочности можно, вывернув чехол на лицевую сторону, прострочить его по периметру еще раз, отступив 1 см от края.

При этом не забываем оставить незашитой часть чехла внизу кроны, для того, чтобы вставить потом каркас.

После вставки каркаса отверстие зашиваем вручную или крепим края на липучке.
3 этап Изготовление ствола дерева.
Для изготовления ствола понадобится плотная ткань коричневого цвета. Раскладываем ее на ровной поверхности, прикладываем свою руку и обводим мелом. Вырезаем по контуру, если ткань «сыпется», то обрабатываем ее край при помощи оверлока.

С изнаночной стороны ствола и внизу кроны пришиваем липкую ленту. С помощью «липучки» соединяем ствол и крону дерева.
4 этап Изготовление накладных элементов.
Наше дерево готово, теперь пришло время его украсить. Здесь не может быть четких инструкций, так как украшение – процесс творческий.
Все элементы (листочки, цветочки, снежинки, бантики) закрепляются на дереве с помощью липкой ленты.

Листочки я делаю из плотной ткани. Для осеннего периода они из ткани желтых, оранжевых и красных оттенков.

Для своего дерева снежинки я сделала из проволоки и стеклянных бусин. Но можно сделать их из ткани или мишуры.

Для дерева в летний период можно подобрать зеленые листочки разной величины, а также украсить дерево цветами и птицами, вырезанными из картона.

А еще мы иногда украшаем наше дерево белоснежными бантиками, которые создают зимнее, праздничное настроение.

Обычно дерево висит в уголке природы, но иногда я его переношу на доску, и дети могут сами снимать листочки, перемещать их с места на место. Например, мы играем в игру на внимание «Угадай, что изменилось». Дети отворачиваются, а я меняю местами положение элементов. Когда дети поворачиваются обратно, то должны показать или рассказать, что изменилось на дереве.

Вот такое у нас в группе чудо-дерево. Самое главное его чудо в том, что, как и в стихотворении Корнея Чуковского, на нем может вырасти все, что душе угодно!

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Музыкальный инструмент «Шейкер» из бросового материала Книжка-самоделка из коробки от конфет своими руками. Мастер-класс с фото Дидактическая игра для детского сада своими руками Нестандартные пособия для сенсорного развития детей 2-3 лет своими руками

Похожие статьи:

Дерево из пряжи своими руками. Мастер-класс

Участник №65 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рукоделию» с 1 февраля по 20 апреля 2014 года
Опубликовано: 964 дня назад (18 апреля 2014)
Просмотров: 17110
+4
Голосов: 4
Комментарии (5)
Татьяна Николаевна Нелюбина # 19 апреля 2014 в 11:49 0
Наталия Александровна очень понятный мастер класс. Можно применить в различных направлениях развития детей и организации дидактических игр. Дети познакомятся с цветом, формой,с сезонными изменениями в природе.Спасибо за идею. Мой голос вам!
Наталия Александровна Федореева # 23 апреля 2014 в 10:40 +1
Спасибо Вам большое за хорошую оценку моей работы!
Светлана Николаевна Шмыкова # 19 апреля 2014 в 18:14 +2
Наталья Александровна, пособие понравилось эстетичностью,сменяемостью,многофункциональностью. Можно использовать еще при знакомстве детей с однокоренными словами. С удовольствием голосую ЗА!
Наталья Александровна, извиняюсь. Хотела посмотреть, что обозначают плюсик и минус в предыдущем комментарии, нажала - клеточки пропали, появилось -1. Что сделала, не знаю.Еще раз извините.
Наталия Александровна Федореева # 23 апреля 2014 в 10:42 0
Огромное Вам спасибо!
Ираида Анатольевна Толстопятова # 10 ноября 2014 в 18:05 0
Замечательное пособие. Даю голос!