Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Виды подчинительной связи в словосочетаниях (задание 7 ОГЭ для 9 класса) Подготовка к ОГЭ в 9 классе

Методическая разработка. Мастер – класс по русскому языку. Виды подчинительной связи в словосочетаниях (задание 7 ОГЭ для 9 класса) Подготовка к ОГЭ в 9 классе.
Автор: Аболмасова Лариса Ивановна, МОБУ «СОШ № 5» г.Петрозаводска Республики Карелия.
Описание: предлагаю вам мастер-класс по русскому языку, который поможет подготовить выпускников 9 класса к итоговой аттестации. На примере разбора задания № 7 ОГЭ данный материал наглядно демонстрирует возможности подготовки к экзамену по всей тестовой части. Данный мастер-класс будет полезен для учащихся старших классов при подготовке к различным самостоятельным, олимпиадным и экзаменационным работам по русскому языку, литературе.
Оформление: проектор, экран для презентации.
Тема: Виды подчинительной связи в словосочетаниях (задание 7) (Слайд 1)
Цель:
1. Повторить и закрепить знания по теме.
2. Показать последовательность работы при выполнении задания № 7, охватив основные виды подчинительной связи в словосочетаниях.
3. Создать условия для
• повторения и обобщения основных видов подчинительной связи в словосочетаниях;
• совершенствования навыков различения видов подчинительной связи в словосочетаниях;
• умения строить словосочетания;
• подготовки к сдаче ОГЭ.
Ход занятия
1. Вступительное слово.
-Приветствую вас, друзья!
Тема моего мастер-класса: «Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях».
- Мы с вами повторим основные виды подчинительной связи в словосочетаниях, затем научимся перестраивать словосочетания, т.е. проделаем такую работу, которую необходимо будет каждому из вас выполнить на экзамене.
-Задание 7 ОГЭ по русскому языку проверяет знания по теме "Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях". (Слайд 2)
1. Примерная формулировка задания:
Замените словосочетание книжный шкаф (предложение 21), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
По опыту могу сказать, что это одно из самых трудных заданий ОГЭ по русскому языку. Для начала повторим теорию.
2. Основная теоретическая часть.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (при помощи подчинительной связи). Словосочетания могут быть сочинительными и подчинительными. (Слайд 3)
Сочинительные словосочетания – это такие словосочетания, в которых объединяются равноправные слова: в них невозможно задать вопрос от одного слова к другому, например: небо и земля; меленький, но уютный; завтра или сегодня; реки, озера, моря. (Слайд 4)
Подчинительные словосочетания – это словосочетания, в которых объединяются главное (от которого задаётся вопрос) и зависимое ( к которому задаётся) слово. (Слайд 5)

В подчинительном словосочетании выделяются три вида связи: (Слайд 6)

3. Практическая часть.
1)-Вы повторили виды связи в словосочетаниях и способы подчинительной связи. Давайте проверим, насколько точно вы их уяснили. Попробуем преобразовать словосочетания:
Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление: (Слайд 7)
Книжный шкаф –
Стеклянный кувшин –
Восточный ветер –
Проверьте себя: (Слайд 8)
Книжный шкаф – шкаф для книг
Стеклянный кувшин – кувшин из стекла
Восточный ветер – ветер с востока
Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетанием со связью согласование: (Слайд 9)
Дорожка для бега –
Утро с туманом –
Картонная коробка -
Проверьте себя: (Слайд 10)
Дорожка для бега – беговая дорожка
Утро с туманом – туманное утро
Коробка из картона – картонная коробка (Слайд 11)
Замените словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичными словосочетанием со связью управление: (Слайд 12)
Внимательно слушать –
Работать увлечённо –
Интересно рассказывать -
Проверьте себя: (Слайд 13)
Внимательно слушать – слушать с вниманием
Работать увлечённо – работать с увлечением
Интересно рассказывать – рассказывать с интересом

2)Перед вами тестовые задания, выполните их и запишите полученные словосочетания.
(Слайды 14, 15,16,)
1.Замените словосочетание ожесточенно нападали (предложение 7), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
2. Замените словосочетание хоровой коллектив (предложение 41), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
3. Замените словосочетание нож из пластмассы (предложение 22), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Проверка заданий на экране. Ответы: 1. Нападали с ожесточением. 2. Коллектив хора. 3. Пластмассовый нож. (Слайд 17)

4. Заключительная часть.
- Итак, мы проверили знания теории, закрепив их на примерах. Вы отлично справились с заданиями. Спасибо за работу! Желаю всем творческих успехов! (Слайд 18)
Презентация на тему: Виды подчинительной связи в словосочетаниях

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 9 классе Урок русского языка для учащихся 9 класса I вида Конспект урока русского языка 9 класс. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным Стилистически нейтральные синонимы (ОГЭ для 9 класса). Подготовка к ОГЭ в 9 классе
Стилистически нейтральные синонимы (ОГЭ для 9 класса). Подготовка к ОГЭ в 9 классе
Опубликовано: 135 дней назад (21 июля 2016)
Просмотров: 933
Рубрика: Мастер-класс
+3
Голосов: 3
Комментарии (4)
Манат Камельевна Аубакирова # 23 июля 2016 в 08:16 +1
Здравствуйте.
Ваш мастер-класс нацеливает школьников на обобщение и применение знаний по теме "Виды подчинительной связи в словосочетаниях." Задания даются интересные. Таблицы и схемы будут способствовать систематизации знаний учащихся по данной теме. Ваша разработка будет востребована педагогами.
Желаю творческих успехов. Примите голос.
Лариса Ивановна Аболмасова # 23 июля 2016 в 16:54 0
Большое спасибо за оценку работы, Манат Камельевна! Мне всегда интересно мнение коллег.
Елена Владимировна Гордиенко # 25 июля 2016 в 17:17 +1
Добрый день! Понравилась Ваша методическая разработка! Ваш мастер-класс окажет ученикам в обобщении и закреплении знаний по заявленной теме. Хорошая помощь коллегам!
Примите мой голос!
Лариса Ивановна Аболмасова # 26 июля 2016 в 08:32 0
Елена Владимировна, большое спасибо за комментарий к моей работе.