Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Интегрированное занятие по изобразительному искусству, 2-3 класс. Кружевная сказка

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству для младших школьников
Автор: Перекрестова Галина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Тербуны
Данная работа будет полезна учителям начальных классов, воспитателям ГПД, родителям. Оно может быть проведено как в урочное, так и во внеурочное время. Интегрированное занятие рассчитано на детей 8-10 лет.
Интегрированное занятие по изобразительному искусству
«Кружевная сказка»

Цель: познакомить с видами кружева. Формирование творческого потенциала личности, приобщение детей к народному искусству и традициям.
Задачи:
• познакомить учащихся с историей кружевоплетения;
• развивать художественный вкус;
• развивать образное мышление и наблюдательность;
• развивать поэтическое восприятие окружающей природы через творчество;
• прививать любовь к родной культуре;
• воспитание эстетического вкуса у учащихся.
Учитель: Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас в сказку. Да в сказку необычную: созданную не с помощью слов, а сотканную из белых нитей. Сказка эта могла родиться, наверное, только зимой. Ведь она напоминает нам о морозе, разрисовавшем окно, о белых снежинках, о метелице, да вьюге…
•Что за дивные узоры,
Полотенца и подзоры?
Все в букетах белых роз!
Может, вывел их мороз?
Что за скатерть получилась?
Может это все приснилось?


- Догадались о чем наша сказка? Правильно, ребята, а называется она кружевной. Поверьте, это одна из самых интересных и фантастических сказок, созданных людьми. Только донесли ее до нас не уста сказителя, а волшебные руки мастериц и кружевниц.
Итак, наша сказка начинается! Раз- два- три…

(Звучит вальс Г. Свиридова «Метель»)

Учитель: А теперь давайте все вместе перенесемся в мир русской старины…
О русском кружеве – разговор особый: ведь наши прабабушки, бабушки умели плести кружево необыкновенной красоты. Ведь в старину надо было и о приданном подумать. Вот и вязали девушки кружева для полотенец, наволочек, скатертей…
Долгими зимними вечерами они, собравшись в одну избу, рукодельничали при свете лучины.

(читает ученик)

•То не лебеди летят над берегом.
То не снежинки водят хоровод:
То меж пальцев
Вьется нитка белая
То девчонка кружево плетет.

ПЕСНЯ «В НИЗЕНЬКОЙ СВЕТЕЛКЕ»

Учитель: Вьется нитка белая, плетут девушки свое кружево. И обязательно потом украшают свою светелку. Давайте –ка, попытаемся выяснить, как называлась кружевная полоска, которую пришивали как украшение.
Название вещи спрятано в этих шести клубочках – в каждой по букве. Шестеро из вас будут их разматывать. Сложите буквы. Какое слово у вас получилось?
ПОДЗОР
Кто угадает, куда же в горнице прикрепляют подзор? Перед вами рисунки, на которых изображены стол, окно, кровать, лавка, печь.



Выберите рисунок с предметом, которым следует украсить подзором.
(дети выбирают - кровать)

Издавна на Руси славились искусством кружевоплетения такие города, как Вологда, Кострома, Елец. Чьи красивее? Трудно сказать…

(читают ученики)

•Ах, вологодский кружевной узор,
В наследство мне доставшееся диво.
Коклюшек перестук неторопливый,
Неспешный, задушевный разговор.

•И песни плен про белые снега,
И колокольцев звон – как от погони,
И уносящиеся в раздолье кони,
И расписная радуга - дуга.

•И с небесами слившийся простор,
Снимающий с души моей усталость.
Осталось все это во мне. Еще осталось.
Ах, вологодский кружевной узор.
(Ирина Баженова)

•Не мороз соткал узоры
Для красавиц и венца.
Это радуют нам взоры
Кружевницы из Ельца.
На весь мир идет молва:
Это – чудо кружева!
(Иван Перекрестов)

Поём мы гимн красе Елецких кружев,
Что паутинке звёзд ночных сродни.
Объездите хоть всю планету, всё же,
Нигде таких вам больше не найти.

Узоры наши славятся повсюду,
Рисунок их затмил небесный свод,
Полмира с восхищением взирает
На это чудо уж который год.

В них вложены: искусство рук умелых,
Русской души вся нежность и любовь,
К ним прикасаясь, словно ощущаешь
Незримо связь прошедших двух веков.
(Андрей Бочаров)


ПЕСНЯ «КРУЖЕВНИЦЫ»

Очень любят бусы дамы
И красивые слова.
Ну, а я, признаюсь прямо:
Мне милей все ж кружева!

Припев:
Ой, да песня кружевницы.
Завиток, да завиток.
Ох, елецкие девицы,
Кружева наискосок.

Где- то слышен стук коклюшек,
Вьется нитка белая.
Плывет в доме запах плюшек.
Что же я наделала?

Припев:
Ой, да песня кружевницы.
Завиток, да завиток.
Ох, елецкие девицы,
Кружева наискосок.

Обвязали целый город,
Нарядили в кружева.
Промысел елецкий молод.
Да и я - то молода!

Припев:
Ой, да песня кружевницы.
Завиток, да завиток.
Ох, елецкие девицы,
Кружева наискосок.
(Г. И. Перекрестова)


•Так знать справедливо по белому свету
Бессонная бродит молва
О том, что красавицы мира одеты
В цветные твои кружева.


ПЕСНЯ «СПОРИТ ВОЛОГДА И СПОРИТ КОСТРОМА»

Учитель: Как же удается создать такую красоту? Что помогает в этом? Волшебная палочка? Так и есть! Только не одна, а 6, даже 12 пар деревянных палочек мелькают в руках мастерицы, создающей кружево. А как называются эти палочки, догадайтесь сами.

•Первое слово – повар во флоте,
Знает толк и в борщах, и в компоте.
Слово второе найдешь ты в хоккее.
Шайбу забить без него не сумеешь.
Эти два слова составь воедино,
Буковку выброси из середины…
Ну –ка, кто первым понял подсказку:
Чем кружевницы плетут свою сказку?

КОКЛЮШКИ

Учитель: Но не только коклюшками можно плести кружево. В этом может помочь вам и обыкновенный железный крючок. Приглашаем вас посмотреть на модели, выполненные нашими мастерицами.

ПОКАЗ МОДЕЛЕЙ, СВЯЗАННЫХ КРЮЧКОМ

Учитель: А теперь давайте попробуем сотворить сказку своими руками. Перед вами листы черной бумаги – это основа наших кружев. А белая гуашь будет той самой белой нитью. Попробуйте «сплести» свой неповторимый узор, придумать свой рисунок. И пусть поможет вам в этом ваша фантазия.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

(звучит народная музыка)




Учитель: А теперь давайте кусочки ваших кружев, соединим в одно большое панно. Посмотрите – как замечательно получилось!

(Выставка работ учащихся)

•Кружева в стрекозиных крыльях
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава.
Кружева….Кружева… Кружева…


Учитель: Вот и закончилась наша сказка. Что же помогло нам совершить это маленькое чудо? Обыкновенное кружево! Вот только обыкновенное ли?!...

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по моделированию. Аппликация Елка, 2 класс Конспект урока ИЗО в 3 классе Конспект урока изобразительного искусства в начальной школе: Гжель Конспект урока ИЗО для 2 класс. Красота народного костюма
Участник №54 международного конкурса декоративно-прикладного творчества «Осень 2015» с 1 сентября по 30 ноября 2015 года
Конспект урока изобразительного искусства в начальной школе: Гжель
Опубликовано: 372 дня назад (29 ноября 2015)
Просмотров: 710
+8
Голосов: 8
Комментарии (10)
Елена Анатольевна Подосинникова # 29 ноября 2015 в 20:00 +1
Галина Ивановна, прекрасное занятие! Я бы даже сказала шедевр. Очень интересно и познавательно. Примите первый голос. Желаю творческих успехов!
Галина Ивановна Перекрестова # 29 ноября 2015 в 20:15 +1
Елена Анатольевна, спасибо за поддержку и добрые слова!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 29 ноября 2015 в 21:21 +1
Галина Ивановна БРАВО! Интересный рассказ! Спасибо! Замечательные кружева изготовили дети! smile Примите мой голос №2 v
Галина Ивановна Перекрестова # 29 ноября 2015 в 21:30 +1
Татьяна Николаевна, спасибо, что так высоко оценили мою работу!
Валентина Валерьевна Саясова # 30 ноября 2015 в 20:39 +1
Галина Ивановна, здравствуйте! Образовательная деятельность на 5! Познавательно, увлекательно, ново и интересно!
Галина Ивановна Перекрестова # 30 ноября 2015 в 20:49 +1
Валентина Валерьевна, здравствуйте!И огромное спасибо за Вашу оценку!
Альбина Анатольевна Печникова # 30 ноября 2015 в 21:26 +1
Галина Ивановна! Познакомилась с вашими видами кружева. Конечно, заинтересовалась! Очень рада, что вы формируете у деток творческий потенциал,приобщаете их к народному искусству и традициям,знакомите с
историей кружевоплетения.Всё это развивает художественный вкус,образное мышление и наблюдательность,я бы даже сказала, помогает поэтически воспринимать окружающую природу через творчество. Это прививает детям любовь к родной культуре и воспитывает эстетический вкус у учащихся. Большое спасибо за материал Конечно, голосую!
Тамара Ивановна Радченкова # 30 ноября 2015 в 23:18 +2
Галина Ивановна, примите голос №5 за чудесную работу. Действительно, сказка сотканная из нитей. Но такая же волшебная, как живое слово. Материал занятия очень наглядно знакомит не только с историей кружевоплетения, но с историей развития культуры на Руси. Русские народные и авторские песни прекрасно дополняют работу. На занятии вообще создана волшебная атмосфера. и такое мероприятие не может не оставить яркий след в памяти детей, несомненно пробудит интерес к народным промыслам. спасибо огромное. Очень полезный и интересный материал. Удачи вам.
Ирина Викторовна Бестик # 2 декабря 2015 в 13:54 +1
Добрый день Галина Ивановна! Спасибо за приглашение! Отличное интегрированное занятие вами предложено. Согласна с коллегами, что очень здорово знакомить детей с этим видом творчества и историей его создания. Расширять кругозор детей о народных промыслах. Прививать им любовь к исконно русским традициям!!! Примите мой голос.
Галина Ивановна Перекрестова # 3 декабря 2015 в 21:21 +2
Огромное спасибо всем за теплые слова!