Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Тема: Обитатели водоёмов

Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема: «Обитатели водоёмов».
Цель урока: составить целостное представление об обитателях пресного водоема.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с разнообразными речными обитателями, связями между ними;
- развивать память, мышление, связанную речь учащихся;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к водоему и его обитателям, сформулировать правила поведения на водоемах.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь давать отличительные характеристики водоемов, знать названия обитателей пресных водоемов.
Метапредметные: -уметь работать по плану;
- уметь работать с информацией;
- уметь работать в группе.
Личностные: уметь уважать мнение товарища.
Тип урока: Ознакомление учащихся с новым материалом.
Методы обучения:
рассказ,
беседа.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир 2 класс» Виноградовой В.В., ИКТ, магнитный плакат с карточками «Природное сообщество водоёма»
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.

- Ребята, мы с вами изучили планеты Солнечной системы.
- Скажите пожалуйста, сколько планет существует?
- Какую из планет называют голубой планетой и почему?
-Земля (потому что большая поверхность покрыта водой). А каким цветом на карте обозначены водные объекты?
- Голубым, синим.
3.Сообщение темы и целей урока.
-А как одним словом можно назвать все эти объекты?
- Водоемы .
Значит сегодня мы с вами поговорим и узнаем о….?
-Водоёмах.
- А еще мы узнаем, кто в них обитает.
- Значит тема урока « Водоём и его обитатели» (слайд 1)
- Правильно ребята! Сегодня у нас урок не совсем обычный, мы сегодня на уроке пойдем на рыбалку.
- А на что обычно ловят рыбу?
-На наживку. У вас наживка- это ваши знания.
-Ребята, а куда ходят рыбу ловить?
-Совершенно верно, рыбу можно ловить в реке, в озере, в пруду, в море.(слайд 2)
- А каким общим словом можно назвать реку, озеро, пруд, море, океан?
-Это слово ВОДОЕМ.
- ПРАВИЛЬНО РЕБЯТА!
-Водоем – это место где скапливается и хранится вода. В старину называли водоем «вододержа» или «водоскоп». (слайд3)
4.Открытие новых знаний.
Какие бывают водоемы? (слайд 4).
А теперь давайте узнаем о водоёмах больше информации.
Отгадайте загадку:
Все обходят это место - здесь земля, как будто тесто; здесь осока, кочки, мхи. Нет опоры для ноги. (ДЕТИ В ГРУППАХ СОБИРАЮТ ОТГАДКИ- СЛОВО «БОЛОТО» И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ). На мультимедийной доске появляется изображение болота (Слайд 5)
Болота образуются в таких впадинах в земле(низинах), откуда вода не стекает, застаивается. Вода в болоте стоячая, поэтому оно постепенно зарастает осокой, мхами, водорослями. Отмирая, эти растения образуют толстый слой ила на дне. Болота так же нужны природе, как и другие водоемы. Осушение болот наносит вред природе: погибают растения и животные, которые здесь обитали. (слайд 6)
- Следующая загадка:
Летом бежит, зимою спит, весна настала - опять побежала. (ДЕТИ В ГРУППАХ СОБИРАЮТ ОТГАДКИ- СЛОВО «река», «Кубань», «Протока» И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ) .
Реки- это природные водные потоки. В них все время идет движение воды. Вода в реках пресная.(Слайд 7)
Река Рейроа –самая маленькая в России. Длина реки - 6 метров и 35 сантиметров. На Черноморском побережье Кавказа.
Обь — река в Западной Сибири. Одна из величайших рек в мире. Длина Оби — 3650 км.
-Давайте посмотрим, как называются части реки. (слайд 8)
-Ребята, а почему помимо слова «река» вы собрали еще два других слова «Кубань» и «Протока»? (слайд 9). (Дети поясняют свой ответ)
Работа в группах:
1-дети собирают из рассыпавшихся букв слово «озеро».
2-собирают изображения обитателей животного мира
3-собирают изображения растительного мира
Следующий водоем , с которым мы познакомимся- озеро. (слайд 10)
Озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.
Относится к водам суши, не является частью океана.
Вода в нем не течет как в реке. Самое большое по площади пресноводное озеро России - это Байкал. В него впадает 336 рек.
5.Физминутка.«Капельки прыг-прыг»


- Мы с вами узнали о водоемах много интересного и их отличиях. А теперь настало время поговорить об их обитателях. (слайд 11)
Обитатели животного мира: (слайд 12)( учитель называет определения животного мира, а дети отвечают на вопрос и ищут отгадку на столах в своей группе, отгадки дети крепят к магнитному плакату)
Сом- крупная пресноводная бесчешуйчатая рыба семейства сомовых. Вооружен сом множеством мелких зубов. Эта рыба знаменита своими длинными усами, расположенными на верхней челюсти.
Ёрш- обыкновенный относится к рыбе семейства окуневых, рода ершей. Это самая распространенная рыба из своего рода.
Щука- представляет собой крупную хищную рыбу семейства щуковых. Распространена в пресных водах. Живёт обычно в прибрежной зоне, в водных зарослях, в непроточных или слабопроточных водах.
- Давайте рассмотрим строение рыбы (слайд 13)
Следующие представители животного мира: (слайд 14)
Лягушка – окрас лягушек варьирует в зависимости от местообитания: серый, коричневый, бурый с крупными и мелкими пятнами. Самцы окрашены темнее самок.
Рак – ровесник многих динозавров. Это ракообразное появилось и сформировалось как отдельный вид еще в эпоху юрского периода. Распространён в пресных водоёмах на всей территории Европы
Улитка Прудовик - способен жить как в быстрых ручьях, так и в болотах, но лучше всего она себя чувствует в прибрежной части озер.
Водомерка – Как и многие клопы, они имеют колющий хоботок и наружное переваривание. Насекомое впрыскивает пищеварительный сок под хитин жертве, после чего питается уже готовым «супом». В основном добычей водомерок становятся насекомые, нечаянно упавшие в воду — мухи, комары, мотыльки и стрекозы.
(слайд 15) Комар – Комары широко распространены по всему земному шару и населяют все континенты.
Стрекоза – Относительно крупные, с подвижной головой, большими глазами, короткими щетинковидными усиками.
Водоплавающие. Отличительная черта - перепонок между пальцами, которые играют роль ласт. (слайд 16)
Цапля - Во всем мире знают, что цапля считается самым ловким охотником. Эта птица высматривает жертву на мелководье. Благодаря прекрасному зрению и острому длинному клюву, без еды никогда не остается. (слайд 17)
- Отгадайте, о ком идет речь?
Зубы остры, хвост – лопатой,
Что за славные ребята?
Строят хаты и плотины,
Валят липы и осины. (Бобры) (слайд 18-20)
Ондатра— это ночной зверек: днем она спит,
а ночью покидает свое убежище и выходит добывать себе пропитание (слайд 21).
Растительный мир водоёмов:
Что вы можете сказать о поверхности реки? Она покрыта маленькими зелеными листочками - ряской. Это крошечное растение, плавающее на поверхности воды. Имеет самые маленькие цветы на земле.(слайд 22)
На поверхности можно увидеть кувшинку и кубышку. Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.( слайд 23)
Рогоз. Характерная особенность рогоза – его соцветие. У рогоза оно цилиндрическое, характерной темно-бурой, почти черной окраски. Такое соцветие обычно называют початком.(слайд 24)
Камыш. У камыша, в отличие от рогоза, полностью отсутствуют листья, у него нет початков, как у рогоза. Соцветия камыша собраны в метелки, состоящие из колосков.
6.Закрепление изученного материала.
Работа в парах.(детям предоставлены вопросы, на которые им предстоит ответить) ПРИЛОЖЕНИЕ 1
7.Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, о ком мы говорили сегодня на уроке?
- Кто из обитателей водоема вам особенно запомнился?
- А еще о чем говорили?
- Почему мы должны охранять реки от загрязнения?
Приклейте на доску кувшинку соответствующего цвета.
Розовая- все понятно, урок понравился.
Оранжевая – было интересно, но не все понятно.
Белая – материал сложный, было не понятно.
8. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о любом обитателе водоема.
Презентация на тему: Водоём и его обитатели

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс Урок - беседа по окружающему миру во 2 классе. Покормите птиц зимой Конспект занятия по окружающему миру, 2 класс. Дикие и домашние животные Конспект урока по окружающему миру для 2 класса с применением технологии деятельностного метода

Похожие статьи:

Загадки о земле для 2 класса с ответами

Загадки про деревья с ответами для 2 класса

Рассказ про ландыш, 1-2 класс. Окружающий мир

Рассказ про незабудку, 1-2 класс

Рассказ про фиалку для 1-2 класса

Участник №17 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» с 1 марта по 31 мая 2017 года
Опубликовано: 601 день назад (29 марта 2017)
Просмотров: 4769
+5
Голосов: 5
Комментарии (11)
Анна Сергеевна Вешуткина # 31 марта 2017 в 10:26 +4
голос. посмотрела ваш материал,спасибо. что-то и нам дошкольникам подойдет)
Дулькина Вера # 4 апреля 2017 в 14:12 0
Спасибо!
Алла Алексеевна Кондратьева # 3 апреля 2017 в 17:44 +2
Здравствуйте,Вера! Поздравляю с дебютом и дарю Вам свой голос! Материал публикации интересный! Спасибо!
Дулькина Вера # 4 апреля 2017 в 14:12 0
Спасибо огромное!
Ирина Борисовна Порхачева # 3 апреля 2017 в 20:53 +2
Вера Георгиевна, здравствуйте. После такого урока, детям будет интересно выполнить домашнее задание, найти, прочитать, посмотреть, рассказать о любом обитателе водоема.Интересная физминутка, презентация! Удачи! Голос!
Дулькина Вера # 4 апреля 2017 в 14:16 0
Спасибо огромное за оценку моего труда)
Оксана Анатольевна Данильченко # 8 апреля 2017 в 13:18 +1
Увлекательный мир водоемов! Материал соответствует возрасту ребят! Все научно и красочно! удачи!
Дулькина Вера # 8 апреля 2017 в 19:40 0
Спасибо Вам!
Лариса Анатольевна Маслиенко # 16 апреля 2017 в 18:38 +1
Здравствуйте, Вера! Спасибо за приглашение на интересное занятие.Яркая презентация показывает красоту водоема. Веселая физминутка вызывают у детей положительные эмоции. Все этапы урока продуманы, поставленные цели выполнены.Творческих Вам успехов и мой голос№ 4
Дулькина Вера # 17 апреля 2017 в 05:10 0
Спасибо!)
Регина Сириновна Сабирзянова # 7 мая 2017 в 08:58 +1
Примите голос, полезная информация, пригодится и во внеклассной деятельности!