Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урок проекта по окружающему миру во 2 классе

Урок-проект по окружающему миру на тему "Будь природе другом. Красная книга"
Описание урока-проекта: данный проект может быть полезен учителям начальных классов, ученикам, а также их родителям.
Тема урока: "Будь природе другом. Красная книга Москвы"
Цели урока:
• сформировать представления учащихся о Красной книге как государственном документе;
• развивать навыки наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Москвы;
• воспитывать любознательность, бережное отношение к природе;
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок-проект
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
ІІ. Вводное слово учителя
Сегодня у нас заключительный этап учебного проекта «Охранять природу – значит охранять Родину». На протяжении 2 недель мы с вами работали над проблемными вопросами учебной темы. И вот сегодня мы подводим итог – защищаем свои проекты. Я вам всем желаю удачи и успеха. Итак, начнем!
Эпиграфом к нашему уроку могут послужить слова Джеральда Даррелла: «В отличие от нас животные не властны над своим будущим. Их будущее, само их существование – в наших руках… работа по их спасению не терпит проволочки. Есть много животных, которым наша помощь необходима сейчас. Через десять, даже пять лет будет поздно – они исчезнут с лица Земли».
Наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы.
Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Именно эта организация издаёт Международную Красную книгу.
Что такое Красная книга, для чего она создана – мы узнаем на нашем занятии.

ІІІ. Погружение в проблему
Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 200 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине человека.
Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу.

Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга?

Учащийся. Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”.

Учитель. Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях.
А вот поподробнее о Красной книге нам расскажет 1 группа - Историки. История возникновения Красной книги.
Ученик – Тема исследований нашей группы «История возникновения Красной книги» Проблемный вопрос – Как создавалась Красная Книга? С какой Целью?

1 ученик В 1902 г. в Париже рядом стран была подписана Международная конвенция по охране птиц, которую можно считать первым международным соглашением по охране животного мира.
В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.
В 1963 г. появилась первая международная Красная книга. Два тома представляли собой сводку о млекопитающих и птицах. Это были скрепленные между собой как перекидной календарь страницы, каждая из которых посвящалась отдельному виду. Предполагалось, что листы будут выниматься и дополняться новыми в зависимости от ситуации с охраной редких животных. Хранится эта книга в Швейцарском городе Морже.
Первая Красная книга нашей страны появилась в 1978 г.

2 ученик Что такое Красная книга?
Это книга о животных, которым грозит опасность исчезновения.
Много самых разных зверей, птиц, растений истребляли люди. Но в конце концов поняли, если не помочь природе, животные будут гибнуть все больше. Чтобы это не случилось, ученые составили специальную книгу – Красную Книгу. Спасение их не возможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.
Красную Книгу называют Документом совести человека.
Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так писал об этой книге:
Красный цвет книги - запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Красная книга сама не охраняет, а только предупреждает.
3 ученик
Для удобства пользования, страницы у книги цветные: на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения; на желтых — уязвимые виды; на белых — сведения о редких видах, на серых — сведения о мало изученных и редких видах; на зеленых — о видах, которые человеку удалось спасти.
– А как вы думаете, что находится на чёрных страницах?
– Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.
4 ученик
327 лет назад был уничтожен дронт — толстая и неуклюжая птица. В Англии даже есть выражение — "мертвый, как дронт". Его употребляют, когда хотят сказать о чем-то навсегда утерянном.
5 ученик
Примерно 250 лет назад экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, и через 27 лет их всех истребили. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.
Вывод: изучив литературу о Красной книге, мы пришли к выводу, Красная книга была создана людьми для спасения редких и исчезающих видов животных и растений.

Учитель Большое спасибо 1 группе. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 82 и еще раз прочитайте что же такое Красная книга? (Красная книга – это документ, защищающий редкие и исчезающие виды животных и растений)
А сейчас откроем тетрадь на стр. 33 и выполним задание №1

IV. Физминутка.

V. Знакомство с животными и растениями Красной книги Москвы.
Ученик читает стихотворение.
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий,
Ради света грядущих зарниц
Охраняется Красной книгой,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются птицы,
Охраняются звери,
Охраняются даже цветы!

Первая Красная книга Москвы была издана в 2001 году. В нее входило 450 видов животных и растений. С того времени во флоре и фауне на территории столицы произошли значительные изменения. В 2011 году Красная книга Москвы была переиздана. В нее вошли 480 видов животных, растений, грибов и лишайников.

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, это макет Красной книги Москвы. Почему его страницы пустые?

Учащиеся. Мы сами их должны заполнить.

Учитель: Слово предоставляется 2 группе - Ботаники.
Ученик - тема исследования – «Растения, занесенные в Красную книгу Москвы"
Ученик
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.

- Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране.
Если мы не будем охранять растения, то карта нашего города будет выглядеть вот так. (На доске карта Москвы бурого цвета) У нас в городе есть растения, о которых мы должны позаботиться.
Рассказ детей, показ иллюстраций (на карте открываются полянки с цветами)
Мы хотим, чтобы наша земля выглядела – вот как!
Изучив Красную книгу Москвы и ряд других источников мы пришли к выводу:
Во флоре города встречается немало видов, имеющих большое научное и практическое значение, но находящихся на грани исчезновения. Многие виды растений занесены в Красную книгу.
Учитель: Хорошо, молодцы! Вкладывайте ваши работы в раздел «Растения».
В рабочих тетрадях на стр. 35 запишите, о каких растениях вы узнали.
Слово предоставляется группе № 3 - Зоологи. Какая тема исследования была у вашей группы?
Учащиеся:
Тема нашего исследования – Звери, нуждающиеся в нашей защите.
На территории нашего города встречаются зверей редких, исчезающих или восстановленных видов. О некоторых из них мы расскажем.

Рассказы детей, показ иллюстраций (в виде живой газеты) (маленькие картинки животных прикрепляются на карту)
Вывод: Изучив Красную книгу Москвы и ряд других источников мы пришли к выводу:
На территории Москвы отмечены редкие виды млекопитающих
Составлен список млекопитающих, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в окружающей среде или являющихся особо ценными в хозяйственном отношении.

Учитель: Хорошо, молодцы 3 группа! Вкладывайте ваши работы в раздел «Звери».
В рабочих тетрадях на стр. 35 запишите, о каких животных вы узнали.

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения.

Следующая группа, готовая защищать свой проект – это группа 4 - Орнитологи.
Ученики. Тема нашей исследовательской работы «Птицы, занесенные в Красную книгу Москвы»

Цапля
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
На носу сверкает капля -
Узнаете? Это... (Цапля!)

Аист
Аист, добрый друг детей,
Ты гнездо на крыше свей.
Потанцуй над полем тихим
С самой лучшей аистихой!

Лунь
Бойтесь, пернатые! – в небе он главный,
Неторопливо взлетает и плавно.
Вдруг, как воздушный лихой акробат,
Перевернется вперед и назад.
Лунь проявляет любовь и заботу:
Кормит луниху во время полета!

Москва - одно из немногих мест, где относительно высока численность таких редких птиц как дрофа

Лебедь-шипун – я одна из красивейших птиц, но я тоже нуждаюсь в вашей защите

Вывод: Изучив Красную книгу Москвы и ряд других источников мы пришли к выводу:
На территории Москвы отмечено 73 вида птиц. Во второе издание региональной Красной книги внесено 28 новых видов, возникли предпосылки для пересмотра прежнего охранного статуса 15 видов.

Учитель: Хорошо, молодцы! Вкладывайте ваши работы в раздел «Птицы» (маленькие картинки птиц прикрепляются на карту)
В рабочих тетрадях на стр. 35 запишите, о каких птицах вы узнали.

Посмотрите, как преобразилась карта нашего города, а ведь мы с вами рассказали о малой части растений и животных, которых надо охранять.

V. Рефлексия
Мы с вами заполнили лишь некоторые страницы Красной книги нашего города.
Как мы можем с вами повлиять на то, чтобы эти виды животных и растений продолжали радовать ещё многие поколения человечества?

Учащиеся.
Мы изучили литературу о Красной книге и узнали, что в Красную книгу занесены растения и животные, которых осталось мало. Если ничего не делать они могут исчезнуть совсем и люди, которые будут жить после нас, их не увидят.
Как вы думаете, охранять надо только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу? (нет)
– А что вы можете сделать для охраны природы? ( Если затрудняются, учебник стр. 86-87)
• Не ломай ветки деревьев и кустарников.
• Не повреждай кору деревьев.
• Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
• Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
• Береги лягушек, жаб, головастиков.
• Не лови диких животных и не уноси их домой.
• Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.
• Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.
• Не шуми в лесу.
Правильно. Дома, наглядно нарисуйте знаки к этим правилам охраны природы. Домашнее задание – рабочая тетрадь стр. 34 № 1

Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились, представляя свои проекты. Оценить ваш труд, мы попросим наших гостей (гостям раздаются жетоны)

Учитель. Наше занятие подошло к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Благодарю всех за участие!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс Урок - беседа по окружающему миру во 2 классе. Покормите птиц зимой Конспект занятия по окружающему миру, 2 класс. Дикие и домашние животные Конспект урока по окружающему миру для 2 класса с применением технологии деятельностного метода

Похожие статьи:

Загадки о земле для 2 класса с ответами

Загадки про деревья с ответами для 2 класса

Конспект урока русского языка в 3 классе. Имя прилагательное. Имя существительное
Опубликовано: 482 дня назад (14 августа 2015)
Просмотров: 5730
+7
Голосов: 7
Комментарии (11)
Алла Ивановна Ефимова # 14 августа 2015 в 18:06 0
Здравствуйте, Юлия Сергеевна! Интересный материал, жаль что нет фото. Единственное небольшое замечание, вы забыли указать автора, и прописать цель одна, а задач несколько.Можно выделить слова цель, ученик жирным шрифтом, лучше будет смотреться. Но это со временем научитесь.
Я вас поздравляю и дарю голос.
Юлия Сергеевна Аристова # 14 августа 2015 в 19:35 0
Спасибо большое, Алла Ивановна!
Вера Валерьевна Ляпина # 14 августа 2015 в 18:41 0
Добрый вечер, Юлия Сергеевна! Получила ваше приглашение и познакомилась с научно-познавательной работой, имеющей экологическую направленность. Материал достоин внимания коллег. Молодец! ПРИМИТЕ ГОЛОС!
Юлия Сергеевна Аристова # 14 августа 2015 в 19:36 0
Спасибо большое, Вера Валерьевна!
Алевтина Германовна Коробкина # 14 августа 2015 в 20:08 0
Добрый вечер, Юлия Сергеевна! Спасибо за приглашение! Представленный Вами материал интересный, познавательный, заслуживает внимания!!! Вас поздравляю с ДЕБЮТОМ! Удачи на сайте и новых. творческих работ! С уважением Алевтина Германовна v Примите от меня голос №3
Юлия Сергеевна Аристова # 17 августа 2015 в 15:18 0
Спасибо Вам за голос!
Ирина Викторовна Бестик # 14 августа 2015 в 21:53 0
Здравствуйте, Юлия Сергеевна! Спасибо за приглашение! Очень внимательно познакомилась с вашей методической разработкой по экологическому воспитанию. Материал насыщенный и познавательный, хорошо построен логически. Данный конспект урока будет способствовать привитию экологической культуры школьникам. Примите голос.
Юлия Сергеевна Аристова # 17 августа 2015 в 15:18 0
Спасибо!
Юлия Вяльцева # 15 августа 2015 в 01:34 0
Здравствуйте, Юлия Сергеевна! Благодарю Вас за приглашение. Ознакомилась с Вашей публикацией. Очень познавательный, интересный, актуальный материал. Желаю Вам успехов на сайте! Примите мой голос!
Елизавета Николаевна Шарипова # 16 августа 2015 в 09:03 0
Здравствуйте, Юлия Сергеевна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с разработкой вашего урока. Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. На уроке используются разнообразные методы, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе. В ходе урока использовались групповые, индивидуальные формы работы. Задания и вопросы, направленные на формирование УУД присутствуют на всех этапах урока. Успехов Вам. Примите голос!!!
Юлия Сергеевна Аристова # 17 августа 2015 в 15:19 0
Спасибо огромное!