Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия театрального кружка для младших школьников

Конспект вводного занятия в детском объединении "Юный актёр"
Педагог: Фаскевич Валентина Николаевна
Наименование творческого объединения: Детское объединение «Юный актёр».
Состав учебной группы
• количество детей, присутствующих на занятии - 14
• возрастные характеристики присутствующих – 8-9 лет
Тема учебного занятия: « Мы – актёры!»
• место занятия в дополнительной общеразвивающей программе «Юный актёр» - вводное занятие
• степень сложности занятия - средняя
Цель занятия: познакомить детей с основными понятиями и разделами программы ДО «Юный актёр» и их значением в практической работе.
Задачи занятия:
Образовательные
• сформировать понятия « Сценическое движение (Пластика тела)», «Сценическая речь», «Артикуляционная гимнастика», «Дикция», «Актёрское мастерство», «Пантомима».
• активизировать познавательные интересы учащихся;
• создать условия для творческой работы.
Развивающие:
• развивать навыки актерского мастерства через работу над пантомимой;
• развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученной скороговорки ;
• развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного напряжения и расслабления;
• развивать умения взаимодействовать с партнёром;
Воспитательные:
• Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (увлеченности, целеустремленности, наблюдательности, самостоятельности);
• мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством.
Форма учебного занятия:
• практическое занятие, беседа
Форма организации работы: Тренинг, импровизация, игра
Тип учебного занятия:
• Изучение нового материала;
• Применение и совершенствование знаний;
• Формирование умений;
Время учебного занятия:30 минут.
План учебного занятия:
1. Вводная, организационная часть. (2 мин.):
- приветствие
- сообщение темы и плана занятия.
2. Основная часть (26 мин):
- практическая работа – упражнения-тренинги (19 мин.);
- закрепление материала - импровизация детей (7 мин.).
3. Заключительная часть (2 мин.):
- подведение итогов занятия
4. Рефлексия
Ход учебного занятия.
Вводная, организационная часть. (2 мин.)
- Добрый день, ребята! Меня зовут Валентина Николаевна! И сегодня у нас не обычное занятие! Скажите, вы любите смотреть фильмы? А театральные постановки, спектакли? Как вы думаете, это сложно играть какую-либо роль? Что для этого нужно: просто актёрский талант или же нужно этому мастерству учиться? И чтобы выйти на сцену надо научиться её не бояться, обладать хорошей дикцией, уметь работать над ролью и развивать свои творческие способности. И в этом нам помогут занятия по актёрскому мастерству, сценической речи и пластике тела.
Основная часть (26 мин):
- практическая работа – упражнения-тренинги (19 мин.);
Перед тем, как начать игру на сцене, актёру нужно подготовить своё тело, разогреть все мышцы, чтобы оно стало более пластичным. Каждое своё занятие я начинаю упражнений по пластике тела. И сегодня я вам покажу некоторые из них.
СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ( ПЛАСТИКА ТЕЛА)
Сценическое движение (Пластика тела) - это искусство движения телом.
Пластика и сценическое движение способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, развивает пластичность, гибкость, координацию и физическую силу, расширяет мироощущение, способствует развитию творческого мышления.
Упражнение «Яблоки» на напряжение и расслабление всех мышц тела.
Встаньте прямо, поднимите руки вверх, поднимите голову, посмотрите на свои руки. Теперь поднимитесь на носочки. Сильно потянитесь, как будто вы хотите сорвать самое вкусное яблоко, но оно очень высоко и нужно до него дотянуться. Напрягите все тело. Сильно-сильно! Продержитесь в таком положении секунд 7-10, а затем расслабьтесь. Не так-то просто сразу расслабить тело, а вот после сильного напряжения это сделать легко. И ещё 5 раз.
Упражнение « Дерево».
А теперь присядьте на корточки, голову опустите вниз и обхватите её руками, как бы закрывая её. Давайте представим, что каждый из нас – это маленькое семечко. И вот семечко проклюнулось, показался росток – ручки немного приподнимаются. Главное делать это плавно, никаких резких движений. Появился росток, потом он растёт, тянется вверх, колышется на ветру – тоненький, неокрепший росточек – ножки вместе, руки вытянуты вверх, ладони сцеплены. Ветер дует сильнее, пытается сломать наш росток, но он очень крепкий. И вот росток превращается в деревце - ножки ставим на ширине плеч, ручки чуть разводим, словно веточки, так же качается во все стороны. Тело расслаблено. Прошли годы и наше деревце выросло - ствол стал могучее ( ноги расставить широко и согнуть в коленях, работает торс) и никакие ветра ему не страшны.

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
Сценическая речь - это постановка дыхания и голоса, выработка хорошей дикции и правильного произношения, интонации.
Практическое овладение техникой речи, дает возможность ребенку выражать свои мысли правильным и ясным языком, гибким и звучным голосом, способным привлечь внимание слушателей, воздействовать не только на их сознание, но и на чувства, воображение. Такая речь – уже искусство. Чтобы овладеть такой речью, необходимо настойчиво, шаг за шагом осваивать речевое мастерство.
Для того, чтобы правильно и красиво говорить, необходимо проводить артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (гортань, язык, мягкое и твёрдое нёбо, зубы , губы, носоглотку) необходимые для правильного звукопроизношения.
И начнём мы разминать наши губы.
Упражнение «Лягушка и слоник»
Широко улыбнёмся, показав сомкнутые зубы, улыбаемся широко, как лягушки, а теперь губки вытягиваем трубочкой вперёд, тянем сильнее, как хоботок у слоника. Мы сейчас будем по очереди превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» широко улыбаемся, на счёт «два», тянем хоботок.
А теперь разомнём язычок.
Упражнение «Лошадка»
Приоткроем рот, улыбнёмся, показав зубы. И поцокаем язычком , как будто лошадка скачет и цокает копытцами медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Смотрите за своим язычком и старайтесь не двигать нижней челюстью.

Упражнение на развитие дикции.
Дикция - четкое и ясное произнесение звуков речи. Выразительность дикции - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего.

Скажите, кто может объяснить, что такое дикция? Зачем актёру нужно работать над дикцией? Правильно, для того, что ваш голос был громкий, выразительный, с правильной интонацией. Упражнение очень простое. Скороговорка. Лена играла в лото с Лизой. Повторим все вместе. А теперь поиграем с интонаций.
- гнусавый ( зажимаем нос);
- резкий;
- скрипучий;
- дрожащий;
- высокого тембра (писклявый);
- плаксивый;
- с одышкой;
- робкий;
- устрашающий ;
- шёпотом;
- саркастический;
- неуверенный;
- монотонный;
- ябеда;
- мелодичный;
- уверенный;
- властный;

АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО
И вот мы с вами плавно подошли к актёрскому мастерству.
Что такое актёрское мастерство? Это специальный тренинг, который состоит из многих упражнений, развивающих актёрские способности.
Очень эффективным упражнением является пантомима. Кто мне подскажет, что такое пантомима?
Пантоми́ма — вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.
Мышцы нашего тела уже разогреты. Тело подготовлено. Попробуем изобразить пантомимой животных. На экране будут появляться картинки животных, смотрим, и пытаемся вместе их изобразить.
Пантомима «Животные»
Я предлагаю вам посмотреть небольшой этюд, сценку, как справились с этим заданием студенты театрального института, которые работают над сценической речью, пластикой тела и актёрским мастерством не один год.
Видео этюд «Животные»
- закрепление материала - импровизация детей (7 мин.).

Упражнение «Зеркало».
Ну, а сейчас я хочу, чтобы вы поработали самостоятельно. Разделитесь, пожалуйста, на пары. Один из вас будет «Зеркало», а второй «Модником». Встаньте друг против друга. Решите, кто из вас будет «Зеркало», а кто «Модник». Модник будет смотреться в зеркало, делать причёску, поправлять галстук, брызгаться духами, девочки краситься, мальчики бриться, можно себе строить рожицы, делать гимнастику, протирать зеркало и т.д., что пожелаете. Только все движения ваши должны быть медленными, как в замедленной съёмке, для того, чтобы второй игрок в паре, «Зеркало», смог точно повторить за вами все ваши движения мимику.

3. Заключительная часть (2 мин.):
Скажите, ребята, полезны ли для вас упражнения, которые мы сегодня выполняли? Чем? Почувствовали ли вы, насколько податливым и пластичным стало ваше тело? И самый главный вопрос, хотели бы вы стать актёром?
Рефлексия
Как в театре зритель благодарит артистов за выступление? (аплодисментами)
- Предлагаю вам самим оценить свою работу на сегодняшнем занятии: если вы считаете, что справились со всеми упражнениями – похлопайте себе, если нет – потопайте.
- Теперь предлагаю оценить все занятие: если вам было интересно, то громко крикните «Ооооо!», если вы считаете, что вам было не всё понятно и не интересно - крикните« Уууу!».
Спасибо вам за творческое общение! Занятие окончено.

Планируемые результаты занятия
Личностные
Формирование потребности сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к их мнению
Метапредметные
• Развитие творческой активности
• Умение понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий
Предметные
• Умение управлять своим телом;
• Развитие пластичности, артикуляционного аппарата, внимания.

Способы определения результативности занятия
- наблюдение за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- постановка этюда
Методы обучения
• словесные, наглядные, практические методы обучения

Образовательные технологии.
Материально-техническое оснащение занятия:
• аудитория – актовый зал
• учебное оборудование – небольшой столик для этюда
• технические средства обучения – мультимедийный проектор, экран, ноутбук
• наглядный и раздаточный материал – презентация на экране с заданиями.
• канцелярские принадлежности – бейдж с именем ребёнка.
Материально-техническое оснащение занятия:
ноутбук, видеозапись, мультимедийный проектор и экран, небольшой стол карточки с заданием.

Литература
Литература, использованная педагогом для подготовки занятия:
1. Сайт театрального кружка
2. Грачева Л.В Актерский тренинг - теория и практика. Речь. Санкт-Петербург, 2003 г.
3. Т.Н. Доронова « Играем в театр»
4. Закиров А. Семь уроков сценического движения для самостоятельной работы.

Литература, рекомендованная обучающимся:
Зубов А.Е. Шпаргалка по мастерству актера, Новосибирск. 2002 г.
Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. Улан-Удэ 2004 г.
Немировский А. Пластическая выразительность актёра Москва 1998г.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в детской школе искусств. Секреты игры в ансамбле Конспект занятия по хореографии "Повторение движения Criss Cross" для детей 10-14 лет Конспект занятия по экологии в экологическом центре дополнительного образования Конспект открытого занятия с презентацией в дополнительном образовании для детей среднего школьного
Сценарий для представления на детском конкурсе
Опубликовано: 251 день назад (15 марта 2018)
Просмотров: 985
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Вера Александровна Павлухина # 15 марта 2018 в 16:58 +1
Добрый вечер, Валентина Николаевна! Обучаясь актёрскому мастерству,играя, дети раскрепощаются, исчезают комплексы. Они становятся более уверенными в себе и могут без страха выступать на сцене. Для ребенка характерно то, что он с удовольствием познает для себя что-то новое. Примите голос за вашу работу.