Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока биологии, 7 класс. Внешнее строение птиц. Строение перьев

Конспект урока биологии в 7 классе на тему: «Внешнее строение птиц. Строение перьев».
Автор: Судакова А.А.
Цель урока: показать особенности внешнего строения птицы, связанные с воздушной средой обитания.
Оборудование: чучела птиц; лупы; микроскопы; презентация; перья птиц.
Ход урока:
« Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Открываем дневники и записываем домашнее задание – параграф 41. Это записано на доске.
Сегодня мы с вами приступаем к изучению класса Птиц – наиболее многочисленной группы наземных позвоночных животных, объединяющей около 9000 видов. Для сравнения напомню, что число современных рептилий – 6000 видов. Не забывайте, что пресмыкающиеся и птицы развивались, как две параллельные ветви.
Классификация: класс Птицы относится к типу Хордовых, п\типу Позвоночных животных.
Скажите, какую среду обитания освоили птицы? – воздушную.
Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным. Это связано с её внешним строением.
Приступаем к выполнению лабораторной работы, в результате которой мы и должны выяснить особенности внешнего строения птиц, позволившим им подняться в небо.
В лабораторных тетрадях записываем тему: «Внешнее строение птиц. Строение перьев».
У вас на столах лежат инструктивные карточки:
Инструктивная карточка.
Лабораторная работа №6: «Класс Птицы. Особенности внешнего строения птиц.
Строение пера».
Цель работы: выяснение особенностей внешнего строения птиц, связанные с воздушной средой обитания и полётом.
Оборудование: чучела птиц, перья, микроскоп, лупа.
1. Рассмотрите чучело птицы.
Зарисуйте форму тела птицы и укажите отделы, из которых оно состоит.
2. Рассмотрите голову птицы и найдите органы, располагающиеся на ней.
Подпишите их на рисунке.

По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?
3. Выясните, какое строение имеет контурное перо; найдите очин, стержень и опахало. Разъедините опахало в нескольких местах, потом попробуйте соединить его пальцами. Удаётся ли это сделать?
4. Рассмотрите при помощи лупы и при малом увеличении микроскопа строение опахала. Найдите бородки первого и второго порядка, крючочки, соединяющие бородки второго порядка между собой.
5. Сравните с контурным пером пуховое перо и пух. В чём их сходство и различия?
6. Выясните строение передних конечностей птицы. Какие особенности их строения развились в связи с приспособлением к полёту?
7. Посмотрите, какая часть ноги не имеет оперения. Чем она покрыта? У каких ранее изученных животных есть такой покров?
8. На основании изученного внешнего строения птицы отметьте особенности, связанные с полётом. Вывод запишите в тетрадь.
В первом пункте в карточке говорится: рассмотрите чучело птицы.
Что можно сказать о форме тела птицы?
Она обтекаема, что способствует более быстрому полёту.
Вспомните отделы тела пресмыкающихся и по аналогии назовите отделы тела птиц. (голова, шея, туловище, передние конечности, задние конечности, хвост).
Делаем рисунок и подписываем части тела птицы.
Рассмотрим строение головы.
Опять вспоминаем рептилий. Что отличает голову птиц от головы рептилий? – клюв.
Клюв состоит из двух частей: верхней и нижней.
Верхняя – надклювье, нижняя – подклювье.
На рисунке, который вы уже зарисовали, делаем подписи частей головы.
А что же позволяет птицам летать? Что есть у них такого, чего нет у других животных? – перья. Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно лёгких и прочных. У современных птиц есть три типа перьев – контурное, пуховое и собственно пух.
Что такое перо? Это видоизменённая чешуя, подобная чешуе пресмыкающихся. И чешуя, и перья представляют собой производные кожи, роговые выросты.
Какие особенности пера обеспечивают птице способность летать? Для того, чтобы узнать это, необходимо рассмотреть перо под микроскопом или лупой. Опахало образовано густой сетью роговых бородок первого и второго порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, лёгким и почти непроницаемым для воздуха.
Зарисовываем в тетрадь строение опахала. На рисунке у вас должны быть обозначены бородки первого и второго порядка, стержень пера.




Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них лёгкие, рыхлые, без бородок второго порядка.
На рисунке 264, страница 169, мы видим строение крыла птицы.
Из каких частей оно состоит? – плечо, предплечье, кисть.
На крыльях вырастают маховые перья. Контурные перья налегают друг на друга, как черепицы и образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полёт.
На ногах птицы, как правило, 4 пальцы. Один обращён назад, три – вперёд.
Кости стопы сливаются и образуют новую кость – цевку.

Итак, в каждом пункте ваших карточек, где стоит вопрос, вы должны дать на него ответ.
И написать вывод. Вывод должен быть связан с целью. Укажите особенности внешнего строения птиц, связанные с полётом».

Рекомендуем посмотреть:

Интегрированный урок по биологии, 7 класс. Егерь - защитник природы Внеклассное мероприятие по биологии для 7 класса Конспект урока биологии на тему: Экологические группы птиц, 7 класс Конспект интегрированного урока технологии и биологии, 7 класс

Похожие статьи:

Конкурс по географии и биологии, 6-10 класс

Участник №10 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 апреля по 30 августа 2016 года
Опубликовано: 237 дней назад (18 апреля 2016)
Просмотров: 671
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!