Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока биологии на тему: Экологические группы птиц, 7 класс

Урок биологии, 7 класс
ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПТИЦ»
Цель: научиться определять характерные особенности экологических групп птиц
Задачи:
• расширить знания учащихся о многообразии птиц, раскрыть особенности строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп (птицы леса, пустынь и полупустынь дневные хищники водоемов и побережий,);
• продолжить формирование умений узнавать изученных животных, обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе, определять их роль в природных сообществах, развитие познавательного интереса, развитие устной речи, развитие памяти;
• продолжить формирование навыков работы в группах, самостоятельно, формировать экологическое мышление и культуру.
Ожидаемый результат:
1.Знать: какие птицы называются дневными хищниками, лесными, пустынь и полупустынь, водоемов и побережий
2. Понимать: разницу между экологическими группами птиц.
3.уметь слушать друг друга при работе в группе.

Оборудование: картинки с изображением птиц принадлежащим к разным экологическим группам, карточки – задания для групп, пластилин
Тип урока: изучение нового материала
Методы: наглядный, словесный, практический, метод самостоятельной работы «пила» или зигзаг
Форма работы учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная
ХОД УРОКА
I.Вводно- мотивационный этап
Учитель:
Здравствуйте!
Повернитесь друг к другу,
И просто скажите – здравствуйте!
Вы заметили? В мире добавилось чуточку Солнца
А ведь мы просто сказали друг другу - здравствуйте!!
А теперь давайте поиграем
Игра «третий лишний» ( подведение к теме урока)
Перед вами 2 ряда названий птиц , посмотрите внимательно, подумайте кого вы исключите из данного ряда и почему?
страус, утка, дрофа
Правильный ответ: лишнее- утка, потому что водоплавающая птица

гриф, лебедь, гусь
Правильный ответ: лишнее -гриф, потому что хищная птица
Учитель: догадайтесь какую тему сегодня мы будем изучать?( предполагаемые ответы детей: разные группы птиц)
Какую цель мы поставим?
( наводящий вопрос) Чем отличаются друг друга эти птицы?(особенностями строения, образом жизни)
Предполагаемый ответ учащихся: цель урока научиться определять особенности экологических групп птиц
Запись темы урока на доске « Экологические группы птиц»
II этап актуализации прежних знаний
Учитель:
На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой: «Особенности строения класса Птицы».
Давайте вспомним основные особенности, отвечая на вопросы, ( фронтальный опрос)
1. К какой группе животных относятся птицы: теплокровным или хладнокровным?
2. Есть в коже птиц железы?
3. Чем покрыто тело птиц?
4. На сколько камер делиться сердце птицы?
5. Сколько кругов кровообращения имеет птица?
6. Чем заменены зубы у птиц?
7.Наличие киля у птицы говорит о том, что она умеет..?
8. Какие перья составляют основу оперения?
9. Контурные перья могут быть?
10. Почему мозжечок птиц имеет большой размер?
11. Почему так говорят: «Зоркий как ястреб»
12. Как называется орган выделения птицы?
13. Самое необходимое условие для развития зародыша в яйце птицы?
14. Из чего образуется зародыш в яйце?
15. В чем отличие птенцов выводковых и птенцовых птиц?

III. Информационно – операционный этап (с применением метода « пила» или зигзаг)
Деление класса на группы с помощью фигурок птиц на 4 группы( по 4 человека)
• Каждый член группы изучает материал по своей части.
№1 птицы леса
№2 птицы пустынь и полупустынь
№3 птицы водоемов и побережий
№4 дневные хищники
Работа в новых группах
• Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией по данному вопросу («встреча экспертов»).
Работа в исходных группах
• Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.
• Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания
• Выполняют общее задание.( слепить из пластилина птичку относящуюся к какой либо экологической группе) каждая группа имеет возможность выбора экологической группы птиц.
• Оценивание.
Выставка работ. Одна группа представляет свою поделку- птичку и защищает .Каждый член этой группы говорит 1-2 фразы характеризуя данную птицу( признаки, черты приспособленности к среде обитания)
Критерии оценивания: раскрытие темы-1 б, достоверность- 1б, аргументированность-1 б, эстетичность- 1б

IV Рефлексивно – оценочный этап
Техника под названием « 20секунд».
Учащимся дается вопрос и 20 секунд на обдумывание.
1. Что я сегодня узнал на уроке?
2.что мне больше всего понравилось на уроке?
3.Было ли что-то, что я не понял?
4.Мне хотелось бы узнать больше?
Учитель собирает листки для анализа.

Урок мне хочется закончить словами К. Г. Гарина-Михайловского: «Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать», Что мы с вами и будем делать на каждом последующем уроке.

V Домашнее задание: изучить текст учебника
Творческое задание на выбор:
Написать реферат об экологических группах птиц
Составить кроссворд
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка №1
Птицы леса
Изучите текст.
Найдите в тексте названия птиц которые относятся к данной экологической группе, выберите основные характерные признаки, черты приспособленности к месту обитания
Птицы леса - самая многочисленная группа. У ее представителей существуют различные формы связи с лесной средой. Различают 3 группы:
I. Древесные птицы, лазающие по деревьям. Кормятся и устраивают гнезда на деревьях, имеют короткие, но сильные ноги, долотообразный тонкий и длинный или загнутый вовнутрь клюв (попугаи). По характеру питания могут быть и зерноядные и насекомоядные: дятлы (отр. дятлы), чечетка, чиж, щегол, ползни, клесты, дубоносы (отр. воробьиные);
II. Группа лесных птиц. Гнездятся на деревьях или в зарослях кустарников, а добычу ловят в воздухе: пустельга, ястреб, кобчики (отр. дневные хищники), обыкновенная кукушка (отр. кукушки), поедающая вредных мохнатых гусениц, обыкновенный козодой (отр. козодои), сыч, неясыть, сипуха (отр. совы);
III. Группа лесных птиц, гнездящихся только на земле. Корм добывают и на земле и на деревьях. Эти многочисленные представители отряда куриных (фазан, тетерев, глухарь, рябчики и др.) составляют предмет промысла.
Карточка №2
Птицы пустынь и степей
Изучите текст .
Найдите в тексте названия птиц которые относятся к данной экологической группе, выберите основные характерные признаки, черты приспособленности к месту обитания
Птицы пустынь и степей - обитатели обширных открытых пространств с разреженной растительностью. Здесь трудно найти укрытие, и потому многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности. Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты. Некоторые виды спасаются не улетая, а убегая от опасности. В этих экологических условиях выделяют 2 группы: Бегущие птицы: страусовые, дрофа, стрепет. Живут они стаями: перемещаются с помощью ног (страусы не летают вообще). Гнездятся и кормятся на земле и имеют промысловые значение. Быстролетающие птицы- саджа, рябка, орел

Карточка №3
Птицы водоемов и побережий
Изучите текст .
Найдите в тексте названия птиц которые относятся к данной экологической группе, выберите основные характерные признаки, черты приспособленности к месту обитания

Птицы водоемов и побережий добывают корм с поверхности земли, со дна или влажного грунта, в связи с чем у некоторых из них голенастые ноги и тонкие без перепонок пальцы (цапли и аисты - отряд аистообразные), у других имеются перепонки на ногах (лебеди, гуси, казарки, утки, чирки, нырки - отряд гусеобразные). На водоемах и побережьях из отряда кулики встречаются кроншнеп, турухтан, ржанки, бекасы, из отряда веслоногие - пеликаны, бакланы. Большинство представителей этой группы имеют промысловое значение. Жизнь многих птиц тесно связана с водоемами, в которых они добывают корм. Водоплавающие птицы, как показывает само название, способны плавать, а многие из них еще и ныряют. В связи с приспособлением к плаванию и нырянию у водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад. По земле большинство водоплавающих передвигаются медленно и неуклюже. Оперение водоплавающих птиц предохраняется от намокания главным образом строением перьевого покрова. Плотное переплетение перьевых и пуховых бородок образует густой слой с водоотталкивающей наружной поверхностью. Кроме того, водонепроницаемости способствуют бесчисленные пузырьки воздуха, заключенные в тончайших полостях слоев оперения. Смазывание перьев выделениями копчиковой железы тоже имеет значение для защиты от воды: оно сохраняет естественную структуру, форму и эластичность перьев, образующих водонепроницаемый слой.

Карточка №4
Дневные хищники
Изучите текст .
Найдите в тексте названия птиц которые относятся к данной экологической группе, выберите основные характерные признаки, черты приспособленности к месту обитания

Дневные хищники
Они питаются разными животными, реже рыбой, еще реже насекомыми, а растительный корм совсем не употребляют. одни виды хищников поедают в основном мертвых животных. таковы, например стервятники, сипы, грифы. Характеризуются тяжелым телом, ходят неуклюже. клюв мощный, вершина его загнута. Крылья широкие , приспособленные к парящему полету
на лапах острые когти, крючковидный клюв, острое зрение, тонкий слух, сильные крылья.
По способу питания хищники

Рекомендуем посмотреть:

Интегрированный урок по биологии, 7 класс. Егерь - защитник природы Внеклассное мероприятие по биологии для 7 класса Конспект урока биологии, 7 класс. Внешнее строение птиц. Строение перьев Конспект интегрированного урока технологии и биологии, 7 класс

Похожие статьи:

Конкурс по географии и биологии, 6-10 класс

Участник №10 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2016 года
Раздаточный материал к уроку биологии, 6 класс
Опубликовано: 330 дней назад (8 января 2016)
Просмотров: 1482
+21
Голосов: 21
Комментарии (24)
Тамара Ивановна Радченкова # 9 января 2016 в 16:49 +7
Людмила Георгиевна, спасибо большое за приглашение на новую работу.Я внимательно познакомилась со сценарием урока. У вас очень объемный и насыщенный материал. Грамотно подобраны виды деятельности учащихся, работа в группах, что очень приветствуется в работе по ФГОС. Разработан дополнительный материал на карточках, домашнее задание дается разных уровней. это все очень положительно характеризует вас, как педагога и придает ценность вашей работе. Маленький совет: надо обязательно добавлять наглядность, или презентацию. Работа получится от этого только ярче, привлекательнее и добавит себе презентабельности. спасибо за урок. Примите голос №1 Желаю творческих успехов
Людмила Георгиевна Гайс # 9 января 2016 в 17:27 +5
Спасибо Тамара Ивановна, за вашу оценку! на уроке я использовала презентацию, сюда не стала загружать презентацию , а только конспект.
Оксана Сергеевна Кучугурная # 10 января 2016 в 23:26 +6
Людмила Георгиевна, спасибо за Ваше приглашение! Я прочитала конспект. Мне кажется он полностью соответствует ФГОС. Урок имеет все необходимые этапы. Мне очень понравилось, то что вы не упустили Рефлексивно – оценочный этап, который важен детям для анализа урока. Ваша работа мне очень понравилась! Ставлю свой голос! Спасибо!
Вера Валерьевна Ляпина # 13 января 2016 в 21:41 +8
Очень понравилась ваша работа в группах, по карточкам. Материал объемный, каждый ребенок успевает проработать сразу же несколько групп птиц. Все требования к уроку соблюдаются, каждый этап является логическим продолжением другого. Урок удался. Спасибо за работу!
Людмила Георгиевна Гайс # 14 января 2016 в 13:38 +3
Дорогие коллеги, спасибо вам за ваши содержательные комментарии!
Виктория Олеговна Ляпина # 14 января 2016 в 15:54 +6
В школе , когда училась, я не очень любила урок биологии. Ваш урок заинтересует многих. Конспект составлен в соответствии со всеми требованиями новой образовательной программы. Вы используете виды работы в парах- это интересно. Дети учатся рассуждать, слушать соседа, делать умозаключения, проводить анализ. Такой урок мне понравился. спасибо. Голос
Надежда Николаевна Архипова # 15 января 2016 в 06:14 +3
Современно! Интересные виды работ , приемов и методов используете на уроке, которые являются определяющими для выполнения поставленной цели и задач урока. Голос
Альбина Анатольевна Печникова # 15 января 2016 в 16:39 +5
Интересный ,хорошо композиционно скроенный урок по биологии,Людмила Георгиевна! Работа в группах, разнообразие приёмов и методов делают его адаптированным к условиям нового госстандарта!Это замечательно!Презентация бы только украсила ваш материал.Хорошо, что вы помогаете учителям-словесникам формировать речевые навыки устного высказывания в парах.Это поможет детям проявить свойства коммуникации и осознать свою значимость в группе. Примите голос № 8
Наталья Васильевна Дегтярцева # 16 января 2016 в 15:25 +8
Интересный, развивающий материал о птицах. Я бы добавила фото птиц к этому конспекту. Примите мой голос +1
Людмила Георгиевна Гайс # 18 января 2016 в 13:16 +5
Спасибо!
Анна Николаевна Книс # 19 января 2016 в 16:21 +4
Здравствуйте, Людмила Георгиевна, спасибо большое за приглашение. Конспект урока биологи "Экологические группы птиц" составлен грамотно в соответствии с ФГОС. Использованы разные методы и виды деятельности. Интересно прописан рефлексивно – оценочный этап. Иллюстрации хорошо бы дополнили вашу работу. Примите голос.
Елена Алексеевна Ахсенова # 21 января 2016 в 17:51 +3
Здравствуйте Людмила Георгиевна! Примите мой голос! Супер - работа!
Елена Владиславовна Пимонова # 21 января 2016 в 18:33 +4
Доброго времени суток, Людмила Георгиевна! Большое спасибо за приглашение на Ваш урок. Все поставленные задачи Вы выполнили: сумели в процессе урока расширить знания учащихся о многообразии птиц, раскрыли особенности строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп (птицы леса, пустынь и полупустынь дневные хищники водоемов и побережий,); продолжили формирование умений узнавать изученных животных, обосновывать принадлежность видов к той или иной экологической группе, определять их роль в природных сообществах, развитие познавательного интереса, развитие устной речи, развитие памяти, а также продолжили формировать навыки работы в группах. Конспект урока полностью соответствует ФГОСам, отличный информационный материал в карточках, изложен подробно, ясно в соответствии с возрастными особенностями младших подростков.
Удачи Вам в конкурсе.
Примите голос.
Людмила Георгиевна Гайс # 31 января 2016 в 17:26 +2
Большое спасибо, Елена Владиславовна!
Светлана Александровна Баскакова # 26 января 2016 в 22:56 +4
Людмила Георгиевна,добрый вечер!Познакомилась с Вашим уроком очень внимательно.Цель и задачи выполнены.Все этапы урока продуманы и логичны,использованы различные методы работы. Понравилось присутствие индивидуальной,групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке. Думаю,что наглядное сопровождение урока закрепило знания учащихся о птицах.Полностью согласна с коллегами по визуальному оформлению вашей конкурсной работы.Красочные иллюстрации,фотографии всегда радуют глаз! Примите мой голос! Желаю Вам удачи!
Людмила Георгиевна Гайс # 31 января 2016 в 17:24 +2
Благодарю сердечно, Светлана Александровна!
Нина Михайловна Мищенко # 31 января 2016 в 19:55 +4
Здравствуйте, Людмила Георгиевна. Ваш урок методически составлен правильно. Разнообразные методические приемы и формы работы, направленные на расширить знаний учащихся о птицах. Урок интересен и по форме, и по содержанию. С удовольствием голосую и желаю удачи. Всего доброго.
Светлана Геннадьевна Мещерякова # 31 января 2016 в 21:14 +3
Галина Георгиевна, спасибо за приглашение на урок биологии: по ТЕМЕ: «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПТИЦ». Как давно я не была на уроке биологии! Ваш предмет был моим любимым предметом в школе. Конспект урока составлен с современными требованиями. Продуманны все этапы урока. Интересный организационный момент: мобилизовал учащихся на работу создал атмосферу доверия и поддержки. Игровой момент - исключение лишнего позволил вычленить главные признаки характерные для определенных групп птиц. Далее дети работали в микрогруппах и парах, что позволило учащимся договариваться, прислушиваться к мнению других, обмениваться информацией, доказывать свою точку зрения. Работа с текстом помогла закрепить изучаемый материал. После проведения такого урока знания у детей сохранятся до следующей встречи с учителем! Вам мой голос!
Надежда Владимировна Рябиченко # 9 февраля 2016 в 17:43 +3
Интересный, содержательный урок, соответствующий новым образовательным стандартам. Используются разнообразные виды деятельности, очень интересно творческое домашнее задание. В ходе работы дети учатся определять характерные особенности экологических групп птиц, расширяются знания учащихся о многообразии птиц, развивается познавательный интерес, умение работать в группе. Голос!
Единственное пожелание: используйте иллюстрации, для того, чтобы Ваша разработка была более презентабельной.
С уважением, Н.В.
Ирина Анатольевна Князева # 10 февраля 2016 в 21:13 +3
Галина Георгиевна! Соглашусь с комментарием Надежды Владимировны на все 100%! И мне тоже не хватило иллюстраций. Но добавлю: материал урока интересный, разнообразный, поэтому дети не скучали на уроке. Примите голос за публикацию!
Евдокия Ивановна Киселева # 14 февраля 2016 в 10:50 +2
Людмила Георгиевна, спасибо за интересный материал! Интересные виды работ , приемов и методов используете на уроке, которые являются определяющими для выполнения поставленной цели и задач урока. Принимайте голос !
Ольга Владимировна Гудым # 17 февраля 2016 в 14:34 +2
Добрый день,Людмила Георгиевна! Спасибо за приглашение на урок биологии. Материал интересный, разнообразный. Примите голос и пожелание удачи.
Лилия Григорьевна Дунаева # 19 февраля 2016 в 21:59 +2
Людмила Георгиевна, спасибо за приглашение на урок биологии. Сразу обратила внимание на организационный момент, который настроил детей на позитивное настроение. Вы использовали методы и приёмы, позволяющие детям усвоить материал. Примите голос.
Марина Сергеевна Долгих # 5 апреля 2016 в 18:04 +1
Конспект урока разработан в соответствии со всеми методическими требованиями. Цель, задачи достигнуты. Примите голос!