Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературы, 6 класс. Лермонтов. Стихотворение "Тучи"

Урок литературы в 6 классе по творчеству М.Ю. Лермонтова «Тучи небесные, вечные странники»
Автор: Печникова Альбина Анатольевна, учитель литературы МОУ «Зайковская СОШ №1»
Название работы: Урок литературы в 6 классе по творчеству М.Ю. Лермонтова: «Тучки небесные, вечные странники» Анализ. Восприятие. Оценка стихотворения"
Описание:
Предлагаемый вашему вниманию урок литературы представляет собой фрагмент анализа поэтического текста стихотворения «Тучи», написанного великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Стихотворение программное, изучается в 6 классе (ФГОС ООО). Данный материал может пригодиться в работе учителей начальной школы, педагогов - словесников для детей младшего и среднего звена образовательного сообщества.
Цель: Развитие аналитических способностей учащихся в работе над поэтическим текстом.
Задачи:
1) Прививать познавательный интерес к поэзии М.Ю. Лермонтова;
2) Учить анализировать и обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал по теме через поэтическое слово;
3) Развивать творческое воображение и устную речь школьников, пробуждать их фантазию и образное мышление.
Урок литературы в 6 классе по творчеству М.Ю. Лермонтова «Тучки небесные, вечные странники». Анализ и восприятие стихотворения.

Ход урока:
Учитель: Добрый день, ребята! Скажите - ка мне, часто ли вы наблюдаете хмурое небо, по которому плывут, словно в мягкой перине, облака? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы видите тучи? Подберите эпитеты, сравнения или другие средства выразительности к вашему ассоциативному ряду.
Ответы детей: Путешествующие во Вселенной; небесные путники; стражи неба; дружные капли, лишённые влаги, вечные странники.

Учитель: Ваши эпитеты интересны, а кто из поэтов тоже называл тучи вечными странниками? Правильно, Михаил Лермонтов. Так о чём на уроке сегодня пойдёт речь, как вы думаете, ребята?
Учитель: Запишите в тетрадь по литературе тему урока: «М.Ю. Лермонтов. Анализ и восприятие стихотворения «Тучи» На прошлом уроке, ребята, вы подготовили кластеры о творчестве поэта. Расскажите об этом подробнее.

Ответы детей: Мой пучок созвездий содержит интересную информацию о детских годах поэта. Я удивился, когда узнал, что маленький Мишель часто болел простудой, по телу была сыпь, и с мальчиком редко кто дружил. Это ведь так тяжело - жить без друзей!

Ученица: Я с болью прочитала о том, что поэта воспитывала бабушка Елизавета Арсеньева, потому что мама мальчика умерла, когда ему едва исполнилось два годика. Бабушка обвиняла в смерти своей единственной дочери отца будущего поэта и не разрешала им видеться. Я думаю, что Михаил втайне надеялся, что его отношения с отцом возобновятся.

Ученик: А я запомнил такую деталь: Михаил Юрьевич получил прекрасное домашнее воспитание, знал французский и английский языки. Прекрасно лепил из воска, играл на скрипке, возился с теневым театром и чудесно рисовал! Это был очень талантливый человек, хотя совсем одинокий!

Учитель: Да, одиночество стало основной темой творчества поэта. Давайте обратимся к тексту стихотворения и истории его создания, а затем прокомментируем ваши рисунки.
Ученица: В 1840 году, когда были написаны эти замечательные строки, поэт поссорился с известным во Франции сыном посла и стал поневоле участником дуэли, которые были запрещены. М.Ю. Лермонтову из-за этого следовало покинуть северную столицу и отправиться на Северный Кавказ под пули горцев. Так с грустными мыслями об отъезде в кругу единомышленников родились эти знаменитые поэтические строчки. Сам автор, читая, плакал. Так горько и одиноко было на его сердце!

Ученик: А я читал другие сведения о рождении этих стихов. Вы знаете, я тоже, как и Лермонтов, люблю рассматривать облака. Они всегда меняют свои причудливые формы. Ещё ребёнком Михаил Юрьевич смотрел в небо, наблюдая за тучами. Облака напоминали ему себя. Такие же пушистые, как стада овец на пастбище, такие же свободные в любое время года: и летом, и зимой, и весной, и осенью... Тучи,которым невозможно ничего запретить и как-то помешать...

Учитель: Спасибо за ваш исследовательский материал,ребята.Однако каковы бы ни были ваши находки в создании чудесных на весь мир строк, ясно одно: лирический герой стихотворения действительно сравнивает себя с вечными скитальцами-тучами. А ведь этот образ для русской литературы не нов! Кто остановит тучи? Вот вы, ребята, смогли бы? Зададимся вопросом, а кто же такой странник? Есть ли у него настоящие друзья-единомышленники? Как ещё мы называем людей, не похожих на нас?

Ученица: Белыми воронами, как меня, например.
Ученик: Изгоями, не такими, как все, странными людьми. Но почему? Все гении - странные, не похожие на других. Они этим и интересны!
Учитель: Давайте, ребята, ответим на вопрос: а кто же эти тучи гонит? Судьба, рок, пастух?
Ученик: Не знаю, в тексте этого нет. Может, Лермонтов не знал этих «гонителей»?
Учитель: Автор пользуется в стихотворении специальными оборотами речи. Они называются риторическими обращениями. Такие вопросы никогда не требуют ответа. Запомните это, ребята! Автор хочет заставить нас, читателей, поразмышлять вместе с ним о жизни, о судьбе...А какие приёмы вы ещё можете назвать?

Ученица: Я заметила, что тучи сами по себе, они вольные, и делают, что хотят. Лирический герой поэта мучается. Его тревожит то, что он должен уезжать «с милого севера в сторону южную» А у туч нет родины, поэтому их никто ниоткуда не прогонит.

Учитель: Верно, это и есть изгнание, когда против своей воли приходится покидать близких и родных тебе людей. Тучам такие «страсти» не знакомы! Ребята, а в каких стихотворных строчках вы почувствовали противопоставление? Между чем и чем?
Ответы учеников: Это родина и изгнание, родной край и несвобода.
Учитель: Назовите те выразительные средства, которые вы обнаружили в стихотворении «Тучи». Для этого поработайте в группах,выберите лидера,который сможет ответить на мой вопрос.

Ответы детей: 1 группа: Эпитеты — «зависть тайная », « клевета ядовитая», « злоба открытая », « лазурная степь», « милый север», «жемчужная цепь».
2 группа: Метафоры — «мчитесь вы, кто же вас гонит», «чужды вам страсти и чужды страдания», «вам наскучили нивы».
3 группа: Олицетворение — «тучки — странники»
Учитель: Молодцы! Подумайте, с кем автор сравнивает себя? Можем ли мы сказать, что лирический герой - это сам автор? Докажите это текстом, аргументируйте свой ответ.

Ученица: Думаю, автор и лирический герой – одно целое. Он размышляет о причинах, которые заставляют его подчиниться воле общества: неужели друзья могут стать злыми завистниками? Тогда в чём же смысл дружбы, ведь дружба проверяется как раз в беде и несчастье! Объект сравнения - тучи. Они счастливее поэта, потому что свободны сами выбирать свой путь!Мне очень понравилось это стихотворение! (Чтение фрагментов стихотворения)
Учитель:
В далёкие годы детства тучи "преследовали" юношу. Они, как и молодой поэт, странствовали по миру, ища поддержки, опоры, верной дружбы. Тучи эти сопровождали автора и в последние месяцы перед дуэлью с Мартыновым, который поверил клевете и лживому обществу. Бывший товарищ предпочёл лишить жизни человека, имя которого теперь знает весь мир! Ребята, вы отразили настроение этого стихотворения в рисунках. Замечательный портрет Михаила Юрьевича у Лены. Нестандартное представление о тучах у Карины. Прекрасная работа у Александра. Молодцы!

(Оценивание детей учителем. Самооценка.). Наш урок ограничен по времени, но на этом исследование поэтических форм в стихах поэта не заканчивается. Мне бы хотелось, чтобы ваше домашнее задание было исследовательским, творческим. Я предлагаю вам попробовать перо, как это делали известные мастера словесности: А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Фет. Ф. Тютчев. Скажу сразу, что это задание сложное, но очень интересное! Желаю вам, дорогие друзья, творческих успехов в поэтическом лабиринте слов!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока игры по литературе в 6 классе. Пушкин Конспект урока литературы в 6 классе Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 6 классе: Литература. Музыка. Театр Урок литературы в 6 классе. Изображение войны в творчестве Симонова
Участник №12 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 октября 2017 года по 30 января 2018 года
Игра - викторина на тему: Осень для школьников 4-6 класса. Конспект | Конспект урока русского языка по ФГОС в 6 классе по теме «Фразеологизмы»
Опубликовано: 48 дней назад (2 декабря 2017)
Просмотров: 468
Рубрика: Уроки
+15
Голосов: 15
Комментарии (28)
Екатерина Андриоти # 2 декабря 2017 в 17:38 +6
Здравствуйте,Альбина Анатольевна!Только что закончился один конкурс, а вы уже участвуете в другом! Правильно,как говорят специалисты: движение-это жизнь!Мне понравились рисунки ребят и их анализ достаточно сложного стихотворения, хотя оно имеет и небольшой объём! Дети говорят необычно, умеют выстраивать ассоциативный ряд,мыслят образами!Молодцы!Урок вами хорошо продуман.Считаю, что ученики владеют устной речью на высоком уровне. Разработку возьму себе в копилку! Спасибо большое за публикацию! В начальной школе мы тоже изучаем стихи Лермонтова. Благодарю вас за профессиональный опыт!Голос вам от меня!
Альбина Анатольевна Печникова # 2 декабря 2017 в 17:53 +4
Большое спасибо вам,Екатерина,за первый комментарий!Благодарю вас за высокую оценку работы моих учеников!
Валентина Петровна Чурепкина # 2 декабря 2017 в 19:49 +6
Ценный материал анализа поэтического текста стихотворения «Тучи», написанного великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Размышления ребят грамотные, лирические и интересные.Умеют анализировать и обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал по теме через поэтическое слово. Понравилось использование иллюстраций на уроке. Голос за хорошую работу, представленную вами, Альбина Анатольевна! С уважением, В.П. + 3.
Альбина Анатольевна Печникова # 2 декабря 2017 в 21:49 +5
Большое вам спасибо,Валентина Петровна!
Алла Алексеевна Кондратьева # 2 декабря 2017 в 21:06 +7
Добрый вечер, Альбина Анатольевна! Рада побывать у вас снова в гостях, где Вы умело, методически грамотно, креативно прививаете детям интерес к поэзии М.Ю. Лермонтова. Ваши дети умеют анализировать и обобщать изучаемый материал, структурировать его по теме через поэтическое слово и делать выводы.Ваши нестандартные уроки творчества развивают воображение и устную речь школьников, пробуждают их фантазию и образное мышление.
Голосую за Ваш труд и результативность.
Альбина Анатольевна Печникова # 2 декабря 2017 в 21:50 +4
Благодарю вас,Алла Алексеевна!
Валерия Царегородцева # 2 декабря 2017 в 21:59 +5
Здравствуйте,Альбина Анатольевна! Прекрасный урок литературы по анализу поэтического текста вами опубликован!Интересны высказывания детей, глубокомысленны их выводы,ценны обобщения и изумительны иллюстрации! Спасибо за профессионально выстроенный конспект урока.Мне очень понравилась подача материала. Вы идёте от текста,анализируя жизненные коллизии поэта и разбираете изобразительно-выразительные средства речи стихотворения.Как всегда, всё сделано вами на "отлично"!Голосую с радостью!
Альбина Анатольевна Печникова # 2 декабря 2017 в 22:05 +5
Спасибо большое,Екатерина,за ваш комментарий!
Елена Ивановна Буторина # 3 декабря 2017 в 07:55 +5
Альбина Анатольевна, здравствуйте! Примите мой "голос" поддержки за Вашу публикацию. Анализ поэтического текста - нелегкое дело, поэтому важное значение на уроке имеют наводящие вопросы от учителя, направляющие мысли детей в нужное русло. С этой задачей Вы справились успешно! Желаю Вам успеха в конкурсе!
Альбина Анатольевна Печникова # 3 декабря 2017 в 13:38 +5
Большое спасибо за комментарий!
Татьяна Адамовна Волкова # 3 декабря 2017 в 12:19 +5
Фердинанд Ходлер
Томас Кинкейд
Кандинский
сам Лермонтов
Рерих
Левитан,
Кулагин
как много великих художников обращались к теме изображения пейзажа с облаками
а Рерих и сам Лермонтов отлично передали всю правду о жизни в горах, куда так не хотел попасть поэт и так плакался тучам
Спасибо за интересный мастер-класс, с большим удовольствием прочитала вашу разработку.
Альбина Анатольевна Печникова # 3 декабря 2017 в 13:48 +4
Спасибо за ваш комментарий,Татьяна Адамовна!Родилась на Кавказе,бывала у подножия Машука,в музеях Пятигорска и Кисловодска.Люблю творчество Лермонтова,поэтому говорю и пишу о нём всегда!Приглашаю вас на свои стихи о поэте.Буду рада,если вам они понравятся.
http://kladraz.ru/blogs/albina-anatolevna-pechnikova/podborka-avtorskih-stihotvorenii-v-god-literatury.html
Вера Александровна Павлухина # 3 декабря 2017 в 14:41 +5
Здравствуйте, Альбина Анатольевна! Гениально!!!Прекрасное произведение русской классической литературы, которое помогает понять не только переживания лирического героя, но и познать мир собственных чувств и стремлений.Большое Вам спасибо за доставленное удовольствие! Вы необыкновенный педагог и данная разработка тому подтверждение. Ваши разработки для многих читателей настоящие находки. Искренних успехов Вам, победа за вами. Голос.
Альбина Анатольевна Печникова # 3 декабря 2017 в 15:04 +4
Благодарю вас,Вера Александровна,после ваших тёплых слов хочется вновь работать и совершенствоваться! Спасибо!
Елена Юрьевна Деришева # 3 декабря 2017 в 17:02 +5
Альбина Анатольевна, с удовольствием побывала на вашем уроке по литературе. Так же понравились рисунки детей. Конечно, голос.
Альбина Анатольевна Печникова # 3 декабря 2017 в 19:30 +3
Спасибо большое!
Тамара Александровна Новичкова # 3 декабря 2017 в 17:33 +5
Альбина Юрьевна, с огромным интересом прочитала ваш конспект урока по литературе, где вы с детьми анализируете стихотворение М.Ю Лермонтова "Тучи". Урок хорошо продуман, дети активно работали. Сама подача материала говорит о том, что учитель любит творчество поэта, знает его произведения, жизнь поэта и доступно преподносит всё это своим детям. Понравились рассуждения и высказывания учащихся, рисунки. Публикация грамотно оформлена и красочно проиллюстрирована, поставленные задачи выполнены полностью. Вы предоставили отличный материал, который будет востребован пользователями сайта. Спасибо. Я голосую и желаю вам удачи.
Альбина Анатольевна Печникова # 3 декабря 2017 в 19:32 +3
Спасибо большое,Тамара Александровна,за подробный комментарий урока.Рада, что вы заглянули на мою страничку!
Оксана Анатольевна Данильченко # 3 декабря 2017 в 18:08 +4
Спасибо за приглашение!
Урок отличный, стихотворение выбрано удачно! Цель достигнута. Рисунки интересные. Самое главное, что ученики не пассивны на уроке, а постоянно решают мини задачи и проводят мини-исследования под руководством педагога.
Голос!
Успехов!
Альбина Анатольевна Печникова # 3 декабря 2017 в 19:33 +3
Благодарю вас,Оксана Анатольевна,за добрые слова в адрес моей публикации!Спасибо!
Светлана Александровна Баскакова # 4 декабря 2017 в 01:32 +4
Альбина Анатольевна,большое спасибо за приглашение на урок литературы,который в школе был моим любимым уроком.С удовольствием окунулась в мир поэзии М.Ю.Лермонтова.
Интересный,содержательный,грамотный конспект урока вы представили на наше обозрение. Полностью согласна с коллегами по поводу любви учителя к своей работе. Ваш труд по вовлечению детей в литературное творчество виден невооружённым взглядом.Разбирая довольно сложное стихотворение ученики были активными участниками,а не пассивными слушателями.Для меня ценно ещё то,что они делились своими мыслями, чувствами,делали выводы и умозаключения. В очередной раз,Вы показали умение эффективного взаимодействия с детьми.Такой урок даёт не только литературные знания, но и способствует эмоциональному сближению педагога и воспитанников.А это очень важная составляющая для дальнейшего совместного творческого общения.
Положительно отмечаю наличие яркой наглядности,повышающей педагогическую ценность материала.
Думаю,что многие возьмут его в свою методическую копилку.
Высший балл-педагогу высшей категории!Голос и пожелания победы в конкурсе!!!!
Альбина Анатольевна Печникова # 4 декабря 2017 в 11:14 +2
Огромное вам спасибо,Светлана Александровна!Ваши подробные комментарии очень важны для меня!
Ирина Анатольевна Князева # 12 декабря 2017 в 21:09 +3
Альбина Анатольевна ! Интересный получился урок! Яркий, богатый событиями, не дающими детям заскучать, отвлечься. Много информационного материала, наглядности, красочности. Примите от меня голос. Желаю Вам успеха!
Альбина Анатольевна Печникова # 13 декабря 2017 в 18:44 +2
Огромное спасибо за комментарий,Ирина Анатольевна!
Наталия Владимировна Пуханова # 20 декабря 2017 в 20:19 +3
Здравствуйте, Альбина Анатольевна! Спасибо за приглашение. Интересный,содержательный,грамотный конспект урока вы представили. Публикация грамотно оформлена и красочно проиллюстрирована. Примите голос и пожелания успехов!!!
Альбина Анатольевна Печникова # 21 декабря 2017 в 15:26 +2
Огромное спасибо за комментарий,Наталия Владимировна!
Альбина Анатольевна Печникова # 5 января 2018 в 10:10 +2
Спасибо всем, кто откликнулся и познакомился с моей публикацией!Благодарю за поддержку и желаю счастливого Нового года!