Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Зайцев. Методика раннего развития ребёнка в домашних условиях

Зайцев. Методика раннего развития ребёнка в домашних условиях

О методике раннего развития детей Н. А. Зайцева

В основу другой методики раннего развития, автором которой является Н. А. Зайцев — педагог-новатор из Санкт-Петербурга, — лежит новый принцип обучения чтению. Н. А. Зайцев предлагает начать обучение чтению не с букв или звуков, а с особого склада. Склад, по определению автора этой системы, — это «осознанное мускульное усилие речевого аппарата». Склад — слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком: со-ба-ка; па-ро-воз; а-и-с-т. Автор методики считает, что малыш начинает говорить по складам с самого первого момента, ведь «ма-ма» — это самый типичный склад. А раз так, то легче и естественней научить малыша читать по складам. Основу системы составляет работа взрослого и малыша со специальными кубиками и таблицами с изображением складов.

Эти надписи различаются по цвету, размеру, объему. Каждый кубик со складом обладает своим звучанием, для этого кубики наполняют различными материалами. Используя склады, написанные на гранях кубика Зайцева, малыш сходу начинает читать коротенькие слова, осваивает процесс чтения, минуя стадию заучивания букв и попытки понять, почему несколько звуков нужно читать так, а не иначе. Играя в кубики, малыш легко обучается чтению, запоминает буквы, привыкает к разности звучания гласных и согласных, различает твердые и мягкие, звонкие и глухие. Он учится составлять простые слова, писать названия предметов, показывать их на таблицах и пропевать вместе с родителями. Кроме того, Н. А. Зайцев разработал специальные методики с использованием кубиков, позволяющих легко обучать ребенка письму, счету, рисованию, английскому языку, есть методика обучению дорожных знаков, обучение чтению через пение: «Любимые картины», «Дорожные знаки», «Читай и пой» «Тысяча +», «Пишу красиво». Обучая малыша счету, Зайцев предлагает знакомить его сразу же с числами от 0 до 100, а чуть позже и до 100 000. Используя таблицы, Зайцев систематизирует информацию, любые сложные правила, законы. Наглядность позволяет детям легко понять и запомнить все эти премудрости. Ребенок избавлен от долгого и неподвижного сидения за партой над азбукой или букварем. Можно подползать, подбегать, подпрыгивать к таблицам, чтобы прочитать нужную строчку или решить пример. Таблицы развешены по стенам, а значит, все время находятся перед глазами малыша, происходит постоянное повторение изученного материала. К готовым комплектам Зайцева прилагается специальная методическая литература, упражнения для занятия с, кассеты для музыкальных пропеваний складов. В основе методики Зайцева лежат довольно известные принципы обучения: от общего к частному и от частного к общему; от конкретно образного через наглядно действенное к словесно-логическому; активное использование наглядности; системность в подаче информации. Шаг за шагом используя кубики и таблицы, взрослые играючи научат малышей читать и писать. В чем плюсы обучения по методике Зайцева? Большинство выбирающих эту методику считают, что у малышей отсутствуют перегрузки, не снижается острота зрения, не нарушается осанка. Ведь занятия проводятся в форме игры, требуют постоянного движения, смену различных видов деятельности. Малышу, для того чтобы учиться чтению, не нужно долго неподвижно сидеть на одном и том же месте.

Автор считает, что начинать играть с кубиками можно с 2 лет, наибольших результатов можно достигнуть при работе в группе. Если вы решили что коллективные занятия — это то, что вам нужно, лучше начинать с 3—4 летнего возраста. В этом возрасте малыши начинают признавать правила совместной игры, с удовольствием обучаются вместе. Можно начинать занятия даже с новорожденным по кубикам Зайцева. Конечно, младенец прочитает свое первое слово вслух, когда научится говорить, но кубики помогут малышу заговорить гораздо раньше. Родителям, которые начинают работать по методике Зайцева с малышами от 1,5 до 2 лет, понадобится около 6 месяцев для освоения чтения.

Если вашему подопечному 3—3,5 года, ему понадобится несколько месяцев, 4 — 5-летние дети осваивают эту процедуру за несколько недель при условии ежедневных занятий. Если вы решили обучать ребенка по системе Зайцева самостоятельно, объединитесь со знакомыми в группу из 2—3 человек. Играйте в первое время не больше 20 мин в день. Старайтесь сменять разные виды деятельности, чтобы малыши не уставали. Перед началом занятия обязательно проведите пальчиковую гимнастику (в любой литературе найдется описания таких игр, сопровождающихся забавными стишками-потешками). Поработайте с кубиками, затем спойте песенку вместе с учениками, станцуйте, попрыгайте и снова займитесь кубиками. Методика Зайцева подходит для обучения малышей не только 1,5—2 лет, хотя им это занятие тоже доставляет огромное удовольствие: пение песенок-попевок по таблицам, различение цвета кубиков, звука, размера, письмо по таблицам и кубикам (вместе со взрослыми). В этом возрасте ребенок исследует кубики, его интересует больше форма, цвет, содержание, звучание кубиков. В период 3,5—4 лет у малыша начинается новая волна интереса к кубикам. Теперь он играет с кубиками, чтобы научиться читать, его интересует язык. В этом возрасте он обладает уже достаточным словарным запасом, ведь каждый день приносит новые слова. Юный исследователь хочет понять, откуда появляются новые слова, почему они так звучат, почему так выглядят. Таким образом, к 4 годам малыш готов к осознанному чтению. Поэтому кубики Зайцева подходят как для самых маленьких, так и для 3—4-летних детей.

Привыкая играть с кубиками Зайцева, малыш быстро переходит к набору слов с помощью кубиков, затем к чтению по кубикам и таблицам Зайцева. Кубики можно будет использовать и позже, когда малыш научится читать целыми словами. С помощью кубиков можно будет объяснить ему, что такое ударение, можно объяснить, для чего нужна приставка или суффикс. Переставляя кубики, можно показывать принципы словообразования и их основные правила. С помощью кубиков или таблиц можно тренироваться в написании словарных слов без особых усилий для малыша-первоклассника.

С чего начать родителям, выбравшим методику Зайцева? С приобретения кубиков и таблиц. Их можно купить, а можно изготовить самому. Конечно, второе займет у вас гораздо больше времени. Возможно, в Интернете можно найти готовые развертки-выкройки кубиков, возможно, вы отсканируете готовые кубики, взятые напрокат у друзей.

Помните, что кубики разноцветные. Они должны быть сделаны из плотного материала (картона). Для долгой службы самодельные кубики лучше обклеить скотчем или пленкой. Таблицы также можно купить готовые, а можно изготовить самим. Таблицы выполнены на 4 листах формата А1 (стандартный лист). Содержимое таблиц можно отсканировать или напечатать, наклеить по частям на ватман, раскрашивая или наклеивая цветные фрагменты, заламинировать или обклеить скотчем. Также нужно поступить с готовыми таблицами из комплекта Зайцева. Края частей таблицы лучше укрепить клеем или скотчем, чтобы они не расходились во время занятий. Защищенные пленкой, они прослужат дольше и перейдут младшим детям.

Чем заполнять кубики и для чего это нужно? Содержание кубиков должно говорить о том, какой склад на них изображен — глухой или звонкий. Заранее нужно собрать звучащий, гремящий, шуршащий материал. Звонкие согласные звуки и склады (железные кубики) можно обозначить с помощью металлических пробок или маленьких металлических монеток (одни монетки без пробок не дают нужного звучания, требуют энергичного сотрясения, а малышу это не под силу). Вместо пробок можно наполнить кубики маленькими колокольчиками из рыболовных снастей, бубенчиками . Кубики, обозначающие глухие звуки и склады (деревянные кубики), должны быть наполнены гремящим материалом. Это могут быть кусочки деревянных палочек или веток, кусочки карандашей, бусины или пуговицы (при условии, что малыш не сможет выковырнуть содержимое кубиков), фасоль или горох, фигурные макаронные изделия, ракушки или маленькие камешки. Большие по размеру кубики для твердых, маленькие — для мягких согласных и складов.

Для специальных, так называемых золотых кубиков, изображающих гласные звуки, звук должен быть звонким, но отличающимся от железных. При их заполнении не нужно вкладывать тот же материал, как и в железные кубики, чтобы не путать ученика. Кубики, на которых склады с твердыми знаками, называются железно-деревянными. В них должны быть деревянные и металлические наполнители.

Кубики, которые служат для обозначения знаков препинания, беззвучные, но их все равно нужно наполнять — для устойчивости. Можно это сделать с помощью бумаги, кусочков материи. Всего в комплект входит 61 кубик, 16 из них — дубликаты: по два одинаковых кубика (встречаются такие слова, как ма-ма, па-па, дя-дя). Для долгой службы кубики можно укрепить с помощью скотча или обклеить специальной пленкой. Для хранения кубики лучше выставить в ряд на полочке в пределах досягаемости малыша, чтобы ему было удобно рассматривать и искать нужный кубик. Если подвесить на уровне рук малыша одну книжную полку, то внутри можно хранить кубики, а сверху «писать» слова.

Для того чтобы процесс освоения методики Зайцева шел успешно, родителям нужно придерживаться некоторых правил.

Правило 1. Занимайтесь с малышом ежедневно хотя бы 10-15 мин в день, старайтесь не делать больших перерывов между занятиями. Утратить приобретенные навыки очень легко, наработать гораздо сложнее. Даже в самом напряженном графике можно выкроить несколько минут для занятий с малышом. Отправляясь в поездку на дачу или в поликлинику, прихватите с собой таблицы со складами или их мобильными вариантами. Только в одном случае нужно делать перерыв в занятиях: когда малыш наигрался кубиками, научился чтению и занимается без интереса.

Нужно сделать перерыв, а затем придумать какие-нибудь новые игры-занятия с кубиками Зайцева. Например, начинайте «писать» кубиками письмо сказочному персонажу, бабушке или любимой игрушке. Можно приступить к совместным занятиям с другими детьми, записаться в группу, где работают по методике Зайцева.

Правило 2. Обучаясь по кубикам и таблицам, все же не стоит забывать о некоторых традиционных приемах. Когда малыш освоит премудрость чтения, научится «писать» кубиками, его нужно учить писать и в обыкновенных прописях, обыкновенных тетрадках. Уча счет по таблицам, нужно выучить наизусть таблицу умножения и т. д.

Сохранились дневниковые записи личного врача Людовика XIV, в которых говорится, что будущий король начал играть на скрипке, когда ему было 1,5 года, в 4 года он освоил лютню.

Правило 3. Оснащайте жизненное пространство ребенка таблицами, развешивая в тех местах, где малыш находится чаще всего. Таблицы должны находиться на уровне глаз ребенка. Если занятия проводятся с годовалым малышом, который лучше ползает, чем стоит на своих ножках, таблицы нужно вешать ближе к полу. И видно хорошо, и пальчиком можно указать нужный склад. Малыш должен достать поднятой вверх ручкой до верхнего края таблицы, когда он подрастет, таблицу нужно будет перевесить повыше. Учитывайте размер таблицы и возможности малыша, большую таблицу крохе будет разглядывать неудобно, разрежьте или согните ее пополам.

Как заниматься с кубиками и таблицами Зайцева? Вначале сами произнесите вслух, пропойте склады, написанные на кубиках и таблицах к ним. Потом предложите это сделать ребенку. Вначале один-два склада. Когда малыш освоит пение по кубикам, запомнит, как выглядят те или иные склады, можно переходить к обучению письму с помощью кубиков. Вы складываете из кубиков простые слова, малыш пальчиком повторяет по таблице. На большинстве таблиц есть специальные знаки — «клубника» и «земляника», они напоминают малышу, как произносить твердые и мягкие склады. Малыш есть большую клубнику — челюсть опущена, язык отодвинут назад и вниз, можно произносить твердые согласные. Во рту у малыша маленькая земляничка, прижатая языком к небу: челюсть поднята, язык продвинут вперед и вверх, все готово для произнесения мягких согласных.

Несколько недель работы с кубиками и таблицами — и малыш начнет читать знакомые слова в любых местах. Главное, помните, что все это — игра. Ребенок не школьник. Обучаясь чтению, он должен получать удовольствие, родитель и малыш должны играть вместе, легко. Начиная заниматься по Зайцеву, не стоит говорить малышу: «Сейчас у нас начнется урок, сейчас ты должен прочитать...». Включайте кубики в повседневную жизнь, подкладывайте их малышу, показывайте, какое интересное можно найти им применение. Напишите малышу с помощью кубиков, какой сюрприз ожидает его на обед, кто придет к вам в гости, название книжки, которую вы хотели бы прочитать малышу, название мультфильма, которой вы вместе будете смотреть. Такие игры с кубиками приучат вашего подопечного к получению печатной информации, разовьют у него вкус к чтению в дальнейшем. На несколько дней уберите кубики подальше от ребенка, выдавая их ему раз в день, — это тоже стимулирует желание играть. Малыш должен находиться на некотором расстоянии от полочки или столика с кубиками. Это нужно для того, чтобы малыш мог размяться, пройтись с кубиком в руках, хорошенько потрясти его, почувствовать его и прочно запомнить. Поиграйте с таблицами в игру «Что у зверей на обед?». Например: что любит мишка? Мед. Давай найдем и покажем на таблице. Что любит корова? Траву. Где у нас «трава»? Найдем по таблице. Кстати, когда вы только начинаете работать по таблице, держите ручку малыша с указкой в своей руке, становитесь за его спиной и вместе показывайте нужный склад. Наконец настанет тот момент, когда ученик будет легко управляться с кубиками и таблицами, находить и показывать нужный склад. Значит, пора переходить к настоящему чтению. Мало найти требуемый склад, малыш должен прочитать, что написано на кубике, т. е. произнести вслух. Родители должны быть очень осторожны на этом этапе, чтобы не отбить охоты у ребенка, форсируя его переход к самостоятельному чтению. Один из главнейших постулатов Зайцева в его методике — к чтению через письмо. Письмо, как вы уже поняли, подразумевает перевод звуков в знаки с помощью кубиков, указкой по таблице или карандашом на листе бумаги. «Набивши» язык и глаз на проговаривании слова по таблице или с помощью кубиков, малыш легко перейдет к чтению знакомых слов (количество повторений перейдет в качество — в чтение). Для того чтобы малыш не боялся читать, не боялся ошибиться, родитель должен вначале попросить показать нужный склад. Вначале с помощью кубиков пишется слово, проговаривается, затем малыш должен показать отдельные склады. Например, возьмем слово «белка». Попросите малыша показать где «ка», «бе», «л», затем составьте еще какое-нибудь слово, попросите показать склады из него в произвольном порядке и т. д. Затем можно задавать вопрос «Что это?», указывая на любой склад. Можно писать короткие слова на бумаге и выделять другим цветом ударный склад, нужно сразу же прочитать это слово вслух, проговорить выделенный склад. Можно писать слова на определенную тему (например, время года, фрукты или имена родственников). Если коротких слов набирается мало, можно читать вместе с малышом только выделенные склады или склады, находящиеся на определенном месте либо искать коротенькие слова в длинных словах. Главное — помнить, что это игра-чтение, не стоит требовать от ребенка быстрейшего перехода к самостоятельному чтению книжек. Следует обязательно продолжать писать с помощью кубиков и по таблицам, читать вместе с малышом коротенькие слова и играть, играть, играть. Используя методику Зайцева, легко можно научиться не только читать, но и писать. Просите малыша складывать из кубиков простые слова, которые пишутся также, как и произносятся. Например, книга, кукла, сумка, мама. Предложите малышу набрать его имя, прочитайте, переставьте кубики и попросите поставить их правильно. Так, незаметно для себя малыш будет звуки превращать в знаки, до традиционного письма рукой подать. Специалисты советуют начинать именно с имени, потому что малыш слышит его чаще других. Однако не стоит быстро переходить к письму на бумаге, рука малыша в 2—3 года еще не совсем готова к такой работе. Не торопитесь, все придет со временем, развивайте мелкую моторику рук, готовьте пальчики малыша к ручке и набирайте слова кубиками или показывайте по таблицам.

Что еще можно использовать для развития способностей ребенка из методик Н. А. Зайцева? Например, с помощью его ленты времени малыш быстро и легко научится определять время, поймет, что такое часы и минуты. Для этого нужно нарисовать (можно купить) ленту времени, состоящую из 24 отрезков. Затем нужно нарезать маленькие отрезки — минутки (60 штук), заламинировать их и наклеить на них магнитный скотч. Такой скотч можно купить в магазинах, торгующих канцелярскими принадлежностями. Ленту времени можно наклеивать на холодильник, а можно для этих целей приобрести специальную магнитную доску (найти тонкий лист металла). Теперь можно играть с малышом. Вначале просто последовательно наклеивать минутки, складывая их в часы. Потом можно наклеивать минутки в обратном порядке от 60 до 0, потом можно выкладывать по 5 мин, 10 или 20. Таким образом, время превратится для малыша во вполне материальную вещь, которую можно потрогать руками, а это скорее позволит разобраться с таким сложным процессом, как определение времени.

Среди пособий, предлагаемых Зайцевым, есть очень интересное пособие под названием «Орнамент» — огромное количество различных наборов для составления узоров, изучения геометрических фигур. Автор предлагает родителям использовать специальные деревянные рамки с вкладышами-фигурами. Эти рамки можно использовать в разных вариантах для развития ребенка. Например, для знакомства с геометрическими фигурами по вкладышам. Можно устроить соревнование, кто быстрее соберет все треугольники или ромбы. Используя вкладыши разных размеров, можно научить малыша разбираться с понятиями «больше-меньше». Используя вкладыши, можно развивать память малыша. Например, выстроить цепочку из фигур, дать время на запоминание, прикрыть цепочку листом бумаги и предложить малышу выложить такую же цепочку рядом. Можно попросить малыша отвернуться и поменять местами фигуры (можно просто убрать какую-нибудь фигурку). Используя вкладыши, можно составлять различные узоры, можно учить малыша находить последовательность в расположении элементов узора. Вкладыши можно использовать в качестве трафарета. Достаточно положить фигуру на лист бумаги, дать малышу в руки карандаш и попросить его обвести фигуру. Из геометрических фигур-трафаретов можно составить настоящий рисунок: треугольник — крыша дома, квадрат — стены, квадрат поменьше — окошко, несколько треугольничков, расположенных друг под другом — елочка.

Многим родителям нравится пособие «Марки. Крупнейшие города России», предлагаемое Зайцевым. Это еще один способ стимуляции интереса ребенка к обучению письму и чтению. Для игры нужен почтовый ящик или то, что будет играть его роль; сумка почтальона, пустые конверты; чистые листы бумаги, ручка или карандаш, марки (их можно сделать самим, а можно взять из пособия Зайцева). Предложите малышу написать письмо (минимум слов, подпись). Если малыш только-только начинает писать, можно сделать трафареты слов для письма. Перед малышом вывешивается плакат с названиями городов России, названия обводятся указкой, прочитываются вслух, малыш выбирает город, который ему нравится, самостоятельно прочитывает его название вслух. Малышу вручается конверт, он пишет на нем название города, затем выбирает марки с названием нужного города и наклеивает ее на конверт. Малыш читает, пишет и делает это легко, весело, играючи. Выбираем кого-нибудь почтальоном, отправляем письмо в почтовый ящик, оттуда оно переносится в сумку почтальона и потом доходит до адресата. Конечно, это всего-навсего один из возможных вариантов игры, родители и дети могут придумать свои правила игры.

Среди пособий Зайцев предлагает и складовые картинки — изображения с надписями. Складовые картинки Зайцева объединены одной темой. Например, «Детский мир» — на них изображены всевозможные детские игрушки-животные. С помощью складовых картинок малыши могут расширять словарный запас, их можно использовать для работы с кубиками. Например, показать складовую картинку и предложить собрать такое же слово или словосочетание из кубиков. С ними можно играть, как с раздаточным материалом. Например, кто вперед разделит карточки на животных и птиц, кто наберет карточки с изображением домашних животных и птиц. С помощью карточек можно заниматься грамматикой, например, определять род существительных. Ребенок должен отобрать карточки, на которых написаны существительные мужского рода, или женского, или среднего. Малыш раскладывает картинки на три группы. Все опять же зависит от фантазии родителей и малышей.

Еще одно пособие «Пять в кубе», состоящее из125 кубиков (с буквами, цифрами и знаками математических действий), можно использовать в разнообразных развивающих играх с малышами. Используя картонную ленту и кубики, малыши учатся складывать из кубиков, «записывать» многозначные числа. Играя с этими кубиками, ребенок легко составляет примеры на сложение и вычитание. Кубики можно сделать самим. Главное — придерживаться принципов, заложенных Зайцевым. На кубиках написаны не только цифры, но и буквы. Если буква согласная, кубик синий; если гласная — голубой, на зеленых кубиках — твердый и мягкий знаки, знаки математических действий. На черных кубиках находятся четные цифры (0, 2, 4, 6, 8), на оранжевых — нечетные (1, 3,5,7,9). Многие родители используют это пособие для игр в слова. Например, кто составит самое длинное слово из кубиков, можно выложить какое-нибудь длинное слово (электростанция, например) и из него составлять другие слова (например, станция, рот, рация и т. д.). Как сделать самому подобное пособие? Вырезать длинную картонную четырехцветную ленту с числами от 0 до 99, все числа объединены в кружочки и квадратики. Цифры изображаются графически (количество точек) и цифрой. По размеру квадратиков нужно нарезать такие же карточки (100 с числами от 0 до 100, карточку с +, —) Понадобится 6 кубиков с цифрами. Малыш разглядывает ленту и указывает любое названное взрослым число. Четные и нечетные числа различаются по цвету, единицы и десятки обозначены своим цветом. Каждое число представлено карточкой — числом в его отношении к сотне (например, 54 закрашенных квадратика в квадрате 10 410 клеток и 46 незакрашенных). Как только малыш усвоит действия с числовой лентой, можно переходить играм с таблицами. С помощью одной таблицы малыш научится складывать и вычитать в пределах ста. С помощью другой — научится записывать и читать трехзначные числа, поймет состав трехзначных чисел, легко будет раскладывать их на сотни, десятки, единицы. А дальше дело за родителями, какие игры придумать, как увлечь малышей всевозможными подсчетами.

Самому можно изготовить и всевозможные пособия на основе методики Зайцева. Например, вот такое пособие — «Домики Зайки и Белочки». Для этого понадобится сделать карточки с буквами. На одной карточки в вертикальном порядке будут написаны гласные: а, о, у, ы, э — «Норка Зайки», на другой: я, е, ю, и, ё — «Дупло Белочки», карточки с согласными буквами: б, п, м, к.

Эти карточки можно обернуть полиэтиленовой пленкой, сзади наклеить на них липучку. Для занятий с малышом необходимо изготовить специальную доску, к которой Рисунок 31. Карточки для игры можно легко крепить карточки-буквы. Подходящий по размеру фанерный щит можно обклеить тканью, на нее будет легко цеплять карточки с липучкой. Нацепите домики Белочки и Зайки на щит и начинайте играть с малышом. Придумайте сказку про буквы вместе с малышом и начинайте играть-учиться. Сказка может быть любой, например: в одном сказочном лесу жили-были Белочка и Зайчик, у них было много сестер и братьев. Все зверята очень любили петь. Даже имена свои они не говорили, а пропевали. Начинайте вместе с малышом пропевать имена братьев и сестер Белочки и Зайчика (а, я ....). Несколько дней утром, днем и вечером возвращайтесь к домикам зверят, пока малыш не запомнит имена зверят. После этого можно доставать карточки с отдельными буквами-согласными. Например, карточку с буквой «Б». Придумайте какую-нибудь историю с этой буквой и гласными из домиков животных. Например, собрались зверята на праздник и стали примерять бантики. Пропевайте вместе с малышом, приставляя карточку с согласной к гласным буквам. Сначала братики Зайчика: ба, бо, бу, бы, бэ. Потом сестрички Белочки: бя, бе, бю, би, бе. Придумывайте другие истории, приставляя оставшиеся согласные буквы: ма, мо, му, мы, мэ; мя, ме, мю, ми, ме. Потом в работу идут сразу две согласные буквы, справа и слева от домиков: бам, бом, бум. Когда малыш освоит эти склады, изготавливаются следующие согласные буквы и придумываются новые истории.

Вы можете покупать авторские пособия, можете создавать на их основе свои. Главное — помнить, что автор предлагает технологию, а уж воплощать ее на практике — цель родителей. Берите готовую методику, придумывайте, ко всему подходите творчески — и результаты превзойдут все ваши ожидания.

Автор: Самойленко Ирина Владимировна

Похожие статьи:

О методике раннего развития Масару Ибука

Детская агрессия. Что делать?

Методики раннего обучения детей математике

Игры на развитие интеллекта у детей до 2 лет

Методика раннего развития детей Марии Монтессори

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!