Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конкурс эрудитов, 5 класс

Конкурс эрудитов 5 класс. Сценарий

Конкурс эрудитов. Первый этап

Конкурс эрудитов предполагает проводить в течение года в 2 этапа. Первый этап посвящен естественным дисциплинам, второй - предметам гуманитарного цикла.

При подготовке данного мероприятия учитель должен предупредить детей, что эрудиция - это постоянное накопление знаний. Знания хранятся в книгах, а значит, нужно пойти в библиотеку, порыться в толковом словаре; нужно внимательно почитать и школьные учебники по естественным дисциплинам, чтобы придумать вопрос для соперников. Детям нужно сказать, что информация, найденная в энциклопедиях, может и не понадобиться им во время конкурса, но она все равно будет полезна для развития памяти, речи, логического мышления.

Интеллектуальную игру по предлагаемому сценарию учитель может провести сам, но, по мнению автора, лучше предложить роли ведущих детям. 2 ведущих получают текст сценария (можно сделать две ксерокопии), учат ключевые слова, речевые штампы, чтобы в процессе игры не быть привязанным к тексту. Учителю следует предупредить ведущих, что они должны быть раскованны, естественны, поэтому не страшно, если они забудут свой текст, - нужно стараться говорить своими словами.

Цели: учить детей работе в команде, развивать познавательные способности учащихся, интерес к познанию окружающего мира; способствовать выработке положительной оценки таких качеств, как эрудиция, широта кругозора, любознательность; побуждать детей к накоплению знаний, к поиску информации, к работе с книгой.

Форма: интеллектуальная игра.

Подготовительная работа с детьми

а) за 1-2 недели до классного часа предупредить детей о конкурсе, тематике заданий (в основном - это география, растительный, животный мир); предложить поработать в библиотеке с соответствующими томами детских энциклопедий;

б) предложить детям объединиться в 2 команды, выбрать капитана, придумать название команды (название должно быть связано с поиском знаний, с любознательностью, с учебой), объяснить смысл названия. При этом детям нужно сказать, что, объясняя смысл названия, следует обращаться к толковому словарю. Можно дать некоторые подсказки. Например, как можно объяснить названия:

«Искатель» - мы постоянно находимся в поиске информации, новых знаний;

«Следопыты» - следопыты идут по следу, мы тоже идем по следам фактов в поисках знаний;

«Штурман» - штурман прокладывает курс к новым землям в океане, мы тоже прокладываем курс к новым знаниям в океане книг;

«Знание - сила» - мы так назвали команду, потому что стремимся больше узнать и стать сильнее;

«Винчестер» - так называют жесткий диск компьютера. Жесткий диск накапливает и хранит информацию. Мы тоже собираем информацию, чтобы потом ее использовать;

«Олимп» - это высокая гора, где обитали боги Древней Греции. Для спортсменов - это высота, первое место. Для нас это тоже высота, завоевать которую можно только знаниями;

«Антенна» - это устройство, которое улавливает радиоволны. А мы тоже как антенна, которая ловит знания;

«Панорама» - это вид, который открывается с высоты. Мы считаем, что знающие люди больше видят и понимают, потому что они поднимаются выше;

«Музы» - в Древней Греции они знали все науки и искусства и вдохновляли художников, поэтов и музыкантов. Мы тоже хотим все знать, стать интересными собеседниками;

«Стрела» - как стрела попадает в цель, так и мы умеем находить в книгах точные ответы на свои вопросы;

«Ракета» - чтобы сделать ракету, нужно очень много знать. Мы тоже к этому стремимся;

«Комета» - это небесное тело, которое имеет яркую, светлую голову и хвост. Мы тоже хотим быть яркими людьми, иметь светлую голову. Для этого нужно постоянно добывать знания;

в) каждая команда должна подготовить по 3 вопроса для соперников. Условие: вопросы нужно взять из школьных учебников для 5 класса (география, математика, природоведение);

г) распределить игровые роли: ведущие (2 ученика), судьи (3 ученика) - двое судей следят за текущими соревнованиями, третий суммирует количество баллов и объявляет конечный результат.

Оборудование:

а) 2 платка, чтобы завязать глаза капитанам;

б) медаль «Эрудит 5-А» (можно сделать из картона, прикрепить на ленточку).

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Конкурс эрудитов:

а) представление команд;

б) конкурс «Небо и земля»;

в) конкурс «Самый-самый»;

г) конкурс капитанов «Рыбы и птицы»;

д) конкурс «Загадки с подсказами»;

е) конкурс «Факты из учебника»;

ж) конкурс «Хитрые вопросы».

3. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Дорогие ребята, сегодня на классном часе мы проведем конкурс эрудитов. Эрудиты - это люди, которые знают все и обо всем, это знатоки. Таких людей еще называют энциклопедически образованными. Есть ли в нашем классе эрудиты? Об этом мы сегодня узнаем.

Во время подготовки к соревнованиям вы побывали в библиотеках, перелистали много книг, энциклопедий, узнали много нового, интересного. И пусть в нашем сегодняшнем конкурсе вам потребуется лишь маленькая частичка этих знаний, вы все равно уже стали богаче, потому что знания - это то, чего нельзя ни украсть, ни отобрать, ни потерять.

Я передаю слово ведущим (имена 2 учеников).

Судить наш конкурс будут 3 судьи (имена и фамилии детей).

Итак, ни пуха, ни пера, желаю вам всем стать эрудитами!

II. Конкурс эрудитов

К доске выходят 2 ведущих.

Представление команд

Ведущий 1. Сегодня в Конкурсе эрудитов участвуют 2 команды. Каждая команда должна была выбрать название, которое связано с поиском знаний, с любознательностью, с учебой.

Ведущий 2. И каждая команда должна объяснить, почему было выбрано именно такое название.

Ведущий 1. Итак, знакомьтесь - команда мальчиков (названия: «Искатель», «Следопыты», «Штурман», «Лицей», «Знание - сила», «Винчестер», «Олимп» и т. п.). Слушаем капитана (имя, фамилия).

Капитан команды объясняет, почему выбрано именно такое название.

Ведущий 2. И команда девочек (названия: «Антенна», «Панорама», «Музы», «Стрела», «Ракета», «Комета» и т. п.). Слушаем капитана (имя, фамилия).

Капитан команды объясняет, почему выбрано именно такое название.

Конкурс «Небо и земля»

Ведущий 1. Внимание, первый конкурс - разминка. Он называется «Небо и земля».

Ведущий 2. Каждая команда должна быстро, без обсуждения, ответить на 5 вопросов, которые имеют отношение к Земле и космосу.

Ведущий 1. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Ведущий 2. Внимание - вопросы для команды (название):

1. Плавучая ледяная гора. (Айсберг.)

2. Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера.)

3. Белое, Черное, Красное, Желтое - что это? (Море.)

4. Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр.)

5. Самая большая планета. (Юпитер.)

Ведущий 1. А теперь вопросы для команды (название):

1. Участок пустыни с древесной и травяной растительностью. (Оазис).

2. Затишье, безветрие. (Штиль.)

3. Ветер силой 9-11 баллов. (Шторм.)

4. Прибор для наблюдения за планетами и звездами. (Телескоп.)

5. Планета с кольцом. (Сатурн.)

Ведущий 2. Просим наших арбитров подвести итоги первого конкурса.

Судья 1. Счет в первом конкурсе (называет счет) в пользу команды (название).

Конкурс «Самый-самый»

Ведущий 1. Начинаем второй конкурс. Этот конкурс называется «Самый-самый».

Ведущий 2. Вам предстоит дать ответы на 5 вопросов, которые касаются различных рекордсменов в природе. Команды могут обсуждать ответ в течение 1 минуты.

Ведущий 1. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Но если ответ был дан без обсуждения, он оценивается в 2 балла.

Ведущий 2. Команда (название), слушайте вопросы:

1. Самый маленький материк. (Австралия.)

2. Самое глубокое озеро на земле. (Байкал.)

3. Самая большая река Европы. (Волга.)

4. Самое жаркое место на Земле. (Долина смерти, Калифорния.)

5. Самый большой остров на Земле. (Гренландия.) Ведущий 1.А теперь вопросы для команды (название):

1. Самое большое озеро в Европе. (Ладожское озеро.)

2. Самая высокая гора на планете. (Эверест.)

3. Самое высокое дерево. (Эвкалипт.)

4. Самый большой цветок в мире. (Раффлезия Арнольди.)

5. Самая маленькая птичка. (Колибри.) Ведущий 2. Слушаем оценки жюри.

Судья 2. В этом конкурсе победила команда (название) со счетом (называет счет).

Конкурс капитанов «Рыбы и птицы»

Ведущий 1. Вот и пришел черед для конкурса капитанов. Этот конкурс мы назвали «Рыбы и птицы». Он оценивается в 3 балла.

Ведущий 2. Эти предметы наши капитаны знают так хорошо, что смогут нарисовать их с закрытыми глазами.

Ведущий 1. Просим участников завязать глаза своим капитанам.

Ведущие дают капитанам платки. Члены команд завязывают капитанам глаза.

Ведущий 2. А теперь - задание: капитан команды (название) рисует рыбку.

Ведущий 1. А капитан команды (название) рисует птичку.

Ведущий 2. На выполнение задания дается 1 минута. Внимание - время пошло!

Капитаны рисуют каждый на своей половине доски рыбу или птицу.

Ведущий 1. Минута истекла. Что скажут судьи?

Судья 1. Мы считаем, что капитан команды (название) лучше справился с заданием. И в этом конкурсе его команда победила со счетом (называет счет).

Или: Мы считаем, что силы капитанов были приблизительно равными. Счет в этом конкурсе (называет счет).

Конкурс «Загадки с подсказами»

Ведущий 1. Четвертый конкурс - это «Загадки с подсказками». Вы должны угадать то, что мы задумали, используя пять подсказок.

Ведущий 2. Но если вы уверены в правильном ответе, вы можете и не использовать все подсказки, а дать ответ досрочно.

Ведущий 1. Правильный ответ оценивается в 3 балла.

Ведущий 2. Итак, загадка первая. Это - очень распространенное в природе вещество. Какое?

Ведущий 1. Послушайте подсказки:

1. Из этого вещества на 2/3 состоит организм человека.

2. Оно может быть в 3 состояниях.

3. Его называют «соком жизни» на земле.

4. Оно может на нас падать прямо с неба.

5. Многословие и пустословие мы тоже связываем с этим веществом. (Вода.)

Ведущий 2. Теперь загадка для соперников. Она - об одном путешественнике. Кто он?

Ведущий 1. Послушайте подсказки.

1. 3000 смельчаков хотели поехать в это путешествие, но выбор пал на него.

2. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.

3. Он с детства мечтал быть летчиком.

4. Его имя известно каждому человеку на земле, потому что он был первым.

5. Это он сказал историческую фразу перед началом дороги: «Поехали!» (Ю.А. Гагарин.)

Ведущий 2. Ответы получены. Ждем оценки судей.

Судья 2. Результат этого конкурса (называет счет) в пользу (называет команду).

Конкурс «Факты из учебника»

Ведущий 1. Вот и подошло время для домашних заготовок.

Ведущий 2. А значит, для конкурса «Факты из учебника». Ведущий 1. Напоминаю, что вы должны были подготовить по 3 вопроса для команды соперников.

Ведущий 2. По условиям этого конкурса, для вопросов нужно было использовать факты из школьных учебников для 5 класса.

Ведущий 1. Время на обсуждение ответов - 1 минута. Оценка за каждый правильный ответ - 1 балл.

Ведущий 2. Итак, слово команде (называет команду). Члены команды по очереди задают вопросы соперникам.

Ведущий 1. Теперь свои вопросы задает команда (называет команду).

Члены команды по очереди задают вопросы соперникам.

Ведущий 2. Судьи скажут нам, кто победил в этом конкурсе. Судья объявляет результат.

Конкурс «Хитрые вопросы»

Ведущий 1. И наконец самый трудный наш конкурс. Это конкурс «Хитрые вопросы». В нем проверяются не только знания, но и сообразительность, умение логически мыслить.

Ведущий 2. На каждый вопрос - 10 секунд размышлений.

Ведущий 1. Каждый ответ-1 балл.

Ведущий 2. Вопросы команде (называет команду):

1. Может ли арбуз назвать себя ягодой? (Нет: он не умеет говорить.)

2. Если лечь спать в 8 часов вечера, а будильник завести на 9 часов утра, сколько ты будешь спать? (1 час.)

3. На руках десять пальцев. Сколько пальцев на десяти руках? (50.)

4. Как звали Ломоносова? (Михаил Васильевич.)

Ведущий 1. А теперь на хитрые вопросы отвечает команда

(называет команду).

1. Как называется маленькое количество жидкости? (Капля.)

2. Кто говорит на всех языках? (Эхо.)

3. На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4? (На 1/2.)

4. Как называется самое распространенное вещество в природе? (Вода.)

5. Одна картофелина варится 10 минут, сколько нужно будет варить 10 картофелин? (W минут.)

Ведущий 2. С нетерпением ждем судейских оценок этого конкурса и результатов всего состязания.

Судья 2. В последнем конкурсе победила команда (называет команду).

Судья 3. А звание «Эрудиты 5-А» завоевала команда (называет команду), она победила с общим счетом (называет счет). Просим классного руководителя вручить медали победителям. Дети аплодируют.

Классный руководитель вручает медаль.

III. Подведение итогов

Классный руководитель. Ребята, наш конкурс закончен. Как вы считаете, нужны ли такие конкурсы в 5 классе? Что они вам дают?

Примерные ответы детей:

- Конкурсы эрудитов очень нужны. Мне понравилось работать в читальном зале. Я могла брать те книги, которые домой брать нельзя.

- Мне понравилось рыться в книжках, многое мы не учим на уроках, но это интересно было узнать.

- Эрудитом быть очень почетно. Всем нравится с тобой общаться, ты всегда можешь рассказать что-то интересное.

- На уроках можно использовать полученные знания, чтобы повысить оценку.

- Понравились ведущие. Я тоже хочу вести такой конкурс. Мне кажется, у меня получится.

Страницы: 1 2

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!