Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Игра «Что? Где? Когда?», посвященная Всемирному дню защиты животных. Сценарий для начальной школы

Внеклассное занятие к празднику Всемирный день защиты животных, 3-4 класс

Примечание. После каждого ответа ведущий дает краткую справку.

Ход игры

1-й вопрос. Эта птица бывает 18 видов, в том числе: домовый, черногрудый, саксаульный, полевой, пустынный и даже рыжий. О нем писали Горький и Есенин, Пришвин и Бианки, Барто и Саша Черный. Кто этот пернатый житель городов и сел? (Воробей.)

Воробьи широко распространены во всем мире. Длина их тела 12-15 см. У самцов многих видов на горле черное пятно. Почти все стайные, а в период гнездования — колониальные птицы. Некоторые представители рода повреждают посевы. Пустынный воробей охраняется.

(Ученик читает стихотворение «Воробей» С. Черного.)

Воробей мой, воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки — бисер, лапки — врозь,

Лапки — боком, лапки — вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону —

Видишь, хлебца накрошил...

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть...

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить...

Ближе, ну еще немножко...

Фурх! Удрал... Какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И «спасибо» не сказал.

2-й вопрос. Она тезка некоторых девочек. Ее часто путают с другой птицей семейства, к которому она принадлежит. Нельзя сказать, что внешность ее прекрасна. По этому поводу у нее комплексов нет. Ее можно встретить и в городе, и в лесу, и на огородах. И везде она ведет себя очень уверенно. (Галка.)

Конечно же, это галка. По величине она заметно меньше грача и вороны; длина ее тела около — 30 см, а масса — 130—225 г. Оперение черное, на голове, хвосте и крыльях — с пурпурно-синим металлическим блеском. Шея сверху и с боков серая.

Птенцов выкармливает дождевыми червями, пауками, жуками, прямокрылыми, мухами, гусеницами бабочек. Уничтожением насекомых-вредителей галка приносит несомненную пользу сельскому хозяйству.

(Ученик читает стихотворение «Галчата» С. Черного.)

На заборе снег мохнатый

Толстой грядочкой лежит.

Налетели вмиг галчата...

Ух, какой серьезный вид!

Ходят боком вдоль забора,

Головенки изогнув,

И друг дружку скоро-скоро

Клювом цапают за клюв.

Что вы ссоритесь, пичужки?

Мало ль места вам кругом —

На березовой макушке,

На крыльце и под крыльцом.

Эх, когда б я сам был галкой —

Через форточку б махнул

И веселою нырялкой

В синем небе потонул...

3-й вопрос. Предмет из черного ящика. Здесь лежит то, чего всегда боятся птицы, но любят мастерить некоторые мальчики. Этот предмет служит им развлечением, а птицам доставляет немало огорчений. {Рогатка.)

(Ученик читает стихотворение А. Барто «Две синицы».)

К нам, на пестрые страницы,

Прилетели две синицы.

Говорят: — Стряслась беда!

Прилетели мы сюда

Рассказать насчет рогатки!

Мы от птиц! Мы делегатки!

 

Так волнуются синички!

Говорят они с трудом.

Просят: — Дайте нам водички,

Мы тогда в себя придем,—

Принесли мы им водицы —

Успокоились синицы.

 

Говорит одна синица:

— Что в лесу у нас творится!

Плачут птенчики в гнезде,

Помогите нам в беде!

 

Птенчик мой так перепуган,

Не летает никуда,

Он уже летал над лугом,

Вился около гнезда.

 

А теперь всего боится,

Даже гусениц не ест,

Я хочу переселиться,

Улететь из этих мест.

 

Я слыхала, есть юннаты,

Но у нас в лесу их нет.

Мальчик в майке полосатой

К нам является чуть свет.

 

Если этот мальчик снова

Вдруг появится в лесу,

Я волнения такого

Не перенесу!

 

Тут у птиц мы разузнали,

Кто же этот хулиган.

Оказалось, это Алик,

Восьмилетний мальчуган.

 

Это он в лесу украдкой

В малых птенчиков стрелял.

Вот он тут стоит с рогаткой...

— Алик, ты себя узнал?

 

Двух синиц мы приручили,

Им работу поручили —

Пусть они и врозь и вместе

Прилетают в школу, в класс,

И приносят в книжку вести

 

От читателей, от вас.

Полетят они в отряд,

Дела проверят школьные...

Пускай летят куда хотят —

Они ведь птицы вольные.

 

А мы их выпустили в свет,

Теперь стоим и смотрим вслед.

4-й вопрос. Это животное было одомашнено в Азии примерно 5—6 тыс. лет назад. В эпоху Великих географических открытий они были завезены в Северную Америку и Новую Зеландию, где одичавшие животные получили название мустангов. (Лошади.)

Лошади — род непарнокопытных млекопитающих семейства лошадиных, он включает несколько диких видов, в том числе: кулан, лошадь Пржевальского, дикий осел, степной тарпан, несколько видов зебр. Кроме того, к лошадиным относятся свыше 200 пород домашних лошадей. Хотя некоторые исследователи считают зебр и ослов самостоятельными родами. Длина тела лошадей — до 2,8 м, высота — до 1,6 м. На передних и задних конечностях имеется только по одному (третьему) пальцу, от боковых пальцев остались рудименты в виде грифельных косточек, скрытых под кожей. Волосы плотно прилегают к телу. На шее развита грива; хвост с длинными волосами. Лошади распространены в Азии и Африке. В Европе дикие лошади истреблены.

(Ученик читает стихотворение «Жеребенок» С. Черного.)

Хвост косичкой,

Ножки — спички,

Оттопырил вниз губу...

Весь пушистый,

Золотистый,

С белой звездочкой на лбу.

Юбку, палку,

Клок мочалки —

Что ни видит, все сосет.

Ходит сзади

Тети Нади,

Жучку дразнит у ворот.

Выйдет в поле —

Вот раздолье!

Долго смотрит вдаль — и вдруг

Взвизгнет свинкой.

Вскинет спинкой

И галопом к маме в луг.

Музыкальная пауза

(Звучит песня «Про меня и муравья» (муз. Е. Рушанского, сл. В. Степанова).)

5-й вопрос. Что общего между улыбкой человека и хвостом собаки? (Выражают эмоции.)

Собаки не умеют смеяться и говорить. Зато у них есть хвост! Им-то они и выражают свои эмоции. Твой четвероногий друг увидел знакомого спаниеля и завилял хвостом. Так он говорит: «Привет, я рад тебя видеть». У собак так принято здороваться со своими знакомыми и членами своей стаи. Вы для вашего питомца — тоже член его стаи, поэтому он так виляет хвостом, когда вы приходите домой. Так он выражает свое удовольствие и радость, которые человек может выразить с помощью слов и улыбки.

6-й вопрос. Только что мы говорили об улыбке человека и хвосте собаки, которая не улыбается, но свои положительные эмоции выражает вилянием хвоста. А вот крокодилы и аллигаторы вряд ли испытывают радостные эмоции от встречи с человеком, но одни из них способны улыбаться. Наш вопрос звучит так: можно ли по улыбке различить, кто перед нами — крокодил или аллигатор? И вообще как их различить, хотя при встрече вряд ли это будет главным. (У крокодила видны все зубы, даже если пасть закрыта.)

В Австралии есть река, которая называется Аллигатор. В ней полным-полно зубастых, зеленых и хвостатых. По названию реки они и получили свое имя — аллигаторы. Поэтому родиной аллигаторов является Австралия, а настоящие аллигаторы — коренные австралийцы. Главное отличие между крокодилом и аллигатором - в улыбке. Если у зеленого страшилища пасть закрыта, но вы прекрасно видите все его зубы, знайте — это крокодил. А вот аллигатор показывает зубы только тогда, когда широко раскрывает пасть. Если вы повстречаетесь с зубастиком в соленой воде — не сомневайтесь и зовите его «крокодил». Аллигаторы живут только в пресной воде.

7-й вопрос. Если понаблюдать за муравьями, то можно увидеть: один муравей бежит спокойно, а другой двигается странно, как будто каждую минуту приседает. Объясните, почему второй муравей так движется? (Он помечает свой след.)

У муравьев на брюшке имеются специальные железки, выделяющие пахучее вещество. Прижимая брюшко к земле, муравей метит дорожку этой пахучей жидкостью. Значит, что-то нашел и скоро прибежит обратно с подкреплением — видимо, одному добычу не унести. А чтобы найти дорогу к находке, муравей и оставляет пахучий след.

(Ученик читает стихотворение Г. Ладоншикова «На лесной дорожке».)

Шла Маринка за грибами,

Вдруг прижалась робко к маме:

— Мама, мамочка, постой!

Муравей ползет большой...

Он укусит!

— Мы вдвоем

Сладим, дочка, с муравьем.

Только он не тронет нас,

Делом занят он сейчас.

Видишь, он несет бревно?

— Вижу.

Страшно все равно.

— У кого работа есть,

Тот не станет в драку лезть!

8-й вопрос. Вы никогда не задумывались над тем, почему пчелы набрасываются чуть ли не всей семьей, если человек приближается к улью? Ведь многие из них даже не видели его приближения и тем не менее моментально появляются в нужном месте. Как они узнают об опасности? (По запаху, который выделяет жалящая врага пчела.)

Оказывается, когда пчела жалит, вместе с ядом она выделяет вещество, которое своим запахом сигналит: «Опасность, враг!» Получив такое сообщение на языке запахов, остальные пчелы немедленно бросаются в атаку. Жало пчелы зазубрено, поэтому остается в коже врага. Вместе с жалом отрываются и весь жалящий аппарат, и железа, выделяющая пахучее вещество. Пчела погибает, но враг уже помечен ее запахом, ему никуда не деться. И если он побежит, пчелы устремятся за ним.

(Ученик читает стихотворение Г. Ладонщикова «Скучать некогда».)

Села пчелка на цветок.

Опустила хоботок.

Подлетает к ней комар:

— Что ты ищешь там?

— Нектар.

— А тебе не надоело,

Не наскучило искать?

— Нет!

Тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать!

(Ученица читает стихотворение А. Пресмана «Пчела».)

По узкой тропинке я к дому иду.

Лиловые сливы набухли в саду.

Румяные груши висят в стороне.

Так нет же, пчела привязалась ко мне.

У самого уха жужжит и жужжит.

Прогонишь — вернется и снова кружит.

Неужто узнала, что я на обед

Поела не кашу, а пару конфет?

Сиропом клубничным потом запила.

Но как догадалась об этом пчела?

9-й вопрос. Редко чье пение можно услышать зимой. А эта птица любит зиму. И даже любит зимнее плавание. Кто она? (Оляпка, или водяной воробей.)

Оляпка — род птиц отряда воробьиных; включает 4—5 видов, в том числе обыкновенную и бурую.

Длина 14—20 см. Характерные особенности: короткие закругленные крылья, короткий и довольно длинный хвост, сильные ноги. Клюв прямой, средней величины, ноздри прикрыты кожистой перепонкой. Ушные отверстия имеют кожистый клапан. Оперение густое, плотно прилегающее к телу. Пение мелодичное, громкое, его можно слышать в солнечные дни и зимой.

Обитает по берегам горных, реже родниковых равнинных ручьев и рек в Евразии, Африке и на западе Америки; может плавать, нырять и бегать по дну водоема в поисках пищи: мелких водных насекомых и беспозвоночных.

(Ученик читает стихотворение Г. Ладонщикова «Оляпки».)

Весеннею порою

На берегу реки

Гнездо себе построили

Оляпки-рыбаки.

Проворные пичужки

С утра к воде спешат,

Пока их желторотики

Без пищи не пищат.

Хотя река глубокая

Быстра и холодна,

Отличные ныряльщики

Охотятся у дна.

Несут в гнездо ручейника,

Жучков и мотыля.

Порою удается им

Поймать и пескаря.

10-й вопрос. Она носит очень высокое звание — адмирал. Дали это звание не зря, а за красные полосы на крыльях. Они похожи на адмиральские лампасы и на ленты, которые когда-то в старину носили через плечо адмиралы. Кто она? (Бабочка-адмирал.)

Крылья бабочек покрыты мельчайшими разноцветными чешуйками. Они образуют яркий и сложный рисунок.

(Ученик читает стихотворение Г. Ладонщикова «Бабочки».)

На просеке светится лужица

Синего неба синей.

Кружатся, кружатся, кружатся

Бабочки стайкой над ней.

Любят над лужей прохладной

Они беззаботно кружить...

Много ли маленьким надо,

Чтобы счастливыми быть?!

Похожие статьи:

Сценарий весеннего праздника в 4 классе

День весенних именинников. Сценарий для 5-6 класса

Встреча весны. Сценарий для начальной школы

Внеклассное мероприятие к Дню земли в начальной школе

Внеклассное мероприятие на тему: Весна, 1 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!