Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Формирование математических знаний у младших школьников коррекционной школы VIII вида

Из опыта работы учителя начальных классов. Формирование математических знаний у младших школьников коррекционной школы VIII вида
Автор: Пригорнева Татьяна Александровна, учитель начальных классов ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г.Валуйки.

Описание материала: Данный материал будет полезен педагогам, обучающим учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах по адаптированной программе, разработанной на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. - М.:, Просвещение, 2013 г.

Принятые в первый класс школьники резко отличаются друг от друга степенью выраженности основного дефекта–нарушения развития познавательных возможностей.
При поступлении в школу учащиеся имеют различный жизненный опыт, разную степень подготовленности к обучению. Процесс формирования математических знаний проходить в каждом классе нединамично.

В каждом классе имеются учащиеся, которые успешно усваивают или могут усваивать математические знания, овладевать умениями в объеме программы коррек¬ционной школы VIII вида. Но будут и такие ученики, которые смогут усвоить только часть изучаемых знаний, умений, да и те будут отличаться недостаточной четкостью, фрагментарностью, непрочностью.

Учитель может получить сведения проверяя тетради, которые в коррекционной школе VIII вида проверяются ежедневно. Тетрадей, как правило, две (так называемые круговые). Учитель, собирая тетради на проверку, имеет для контроля две работы домашнюю и классную. Домашняя работа выполняется под наблюдением воспитателя, а по качеству классной работы можно судить о продвижении учащихся.

Изучение школьников на уроках математики продолжается на всех годах обучения. Это является тем средством, которое помогает учителю успешно осуществлять учебный процесс.
Располагая достаточным количеством данных, полученных из наблюдений, в ходе обсуждения с детьми способа выполнения ими заданий, анализа работ учащихся, учитель сможет разделить своих учеников на группы по следующим параметрам:
- время, необходимое для овладения новыми знаниями (новыми приемами вычислений, решением простой задачи и др.);
- способность к анализу отношений числовых множеств, к количественной оценке их изменений в связи с реальными действиями, событиями. Способность правильно производить математические вычисления (не способны, способны, но нуждаются в конкретизации; способны выполнять на уровне представлений);
- умение пояснять свои действия с предметными совокупностями, выдвигать, обсуждать предполагаемые действия, предстоящие записи;
- скорость, точность запоминания, объяснений, хода рассуждений при выполнении заданий, разобранных дач (вопросы, арифметические действия, ответ);
- умение пренебречь несущественными изменениями в привычном ходе работы, например заменой одних предметов счета другими, новым расположением записей, их порядком, переходом от одного приема счета к другому, от одного арифметического действия к другому, с присчитывания к отсчитыванию.

Обычно в классе можно выделить несколько групп учащихся с различными возможностями усвоения математических знаний.

Для первой группы детей овладение знаниями по программе коррекционной школы VIII вида не представляет трудности. Они быстро запоминают приемы вычислений, способы решения задач, редко нуждаются в предметной наглядности — обычно бывает достаточно словесного указания на те наблюдения, те явления, которые им уже известны. Учащимся доступно использование приобретенных знаний в сходной ситуации. Можно отметин, щ носительную прочность и гибкость их знаний.

Учащиеся второй группы испытывают на уроках математики некоторые затруднения. Эти школьники не могут представить те явления, события, предметы и факты, о которых им сообщается. Они способны осмыслить количественные отношения, изменения количества, величины только при непосредственном их наблюдении. Осуществляя предметно-практические действия, объединяя группы предметов, отделяя их часть, дети осознают характер происходящих изменений и могут оформить их арифметическими действиями. Поэтому они сознательно решают аифметическую задачу только тогда, когда она иллюстрирована с помощью реальных групп предметов. Словесно сформулированная задача не вызывает у них необходимых представлений. Эти дети медленнее, чем учащиеся первой группы, , запоминают математические знания.

Учащиеся третьей группы испытывают значительные трудности при изучении математических вопросов. Организация предметно-практической деятельности, использование наглядных средств обучения не гарантируют формирования у них полноценных знаний. Наблюдая изменения предметных совокупностей, величин при выполнении ими материализованных действий, эти ученики полностью их не осознают. Связи, отношения, причинно-следственные зависимости ими не осмысляются. Их затрудняет оценка количественных изменений (больше — меньше), тем более перевод их на язык математики ( запись арифметических действий). Все свои усилия дети направляют на запоминание того, что сообщает учитель. Безусловно, они удерживают в памяти отдельные факты, требования, рекомендации к выполнению заданий, но, так как запоминание происходит без должного осмысления, дети нарушают логику рассуждений, последовальность умственных и даже реальных действий. В результате происходит разрыв между реальными действиями и их математическим выражением. Забывание у этих школьников протекам интенсивно, особенно тех сведений, которые имеют отвлеченный характер. За время обучения в школе они могут и не овладеть приемами отвлеченного счета.

В каждом классе имеются 2—3 ученика, которые не могут быть отнесены к указанным выше группам. При поступлении в школу и за все время обучения они резко отличаются от своих одноклассников. О них нельзя говорить как о детях, страдающих локальными поражениями центральной нервной системы. Они отстают в усвоении не только математических знаний, но и по другим предметам. Такие дети могут усвоить значительно меньше, чем это предполагается программой. Обучение их в классе представляет большую трудность для учителя, так как этих детей невозможно включать во фронтальную работу класса. Их нужно обучать по индивидуальной адаптированной программе.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья Дифференциация и индивидуализация обучения детей с ОВЗ в начальной школе как средство эффективности Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с ОВ Подготовка и проведение праздников для младших школьников с нарушениями слуха
Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 620 дней назад (30 марта 2015)
Просмотров: 961
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!