Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка»
Автор: Дергилёва Татьяна Александровна, МБОУ «Блюментальская основная общеобразовательная школа», село Блюменталь, Беляевского района, Оренбургской области
Описание работы: Представляю вам конспект НОД на тему «Русская матрёшка», предназначенный для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Так же возможно использование материала для урока рисования в начальном звене школы. Этот конспект интегрированного занятия, направленный на знакомство детей с матрёшками, отражение представлений об них в изобразительной деятельности.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Цель:
Знакомство детей с матрёшками, отражение представлений об них в изобразительной деятельности.
Задачи:
Познакомить детей с разнообразием матрешек.
Развивать умение удерживать в уме последовательность операций, добиваться конечного результата.
Развивать творческие способности детей, чувство формы, цвета, композиции.
Воспитывать бережное отношение к поделкам, изготовленным своими руками.
Предварительная работа: Беседы, рассматривание экспонатов мини-музея «Русская матрешка», чтение художественной литературы по данной тематике.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, рассказ воспитателя, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Матрешки разных размеров, форм, расцветок,ноутбук и проектор,принадлежности для рисования по количеству детей(бумага,краски,кисточки,баночки,салфетки).
Ход занятия
Дети становятся в кружок, лицом к воспитателю.
Воспитатель загадывает загадку :
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрешка).
Воспитатель ведёт детей к выставке матрешек. Дети рассматривают ее и самостоятельно делают вывод о том, чем они сегодня будут заниматься.

Воспитатель: Дети, вы правильно догадались, сегодня мы поговорим о матрешках, и раскрасим матрешек.
Рассказ воспитателя
(сопровождается показом слайдов)
Воспитатель: Матрёшка— русская игрушка из дерева в виде расписной куклы, внутри неё находятся такие же куклы меньшего размера. Число вложенных друг в друга кукол может быть от трех и более. Давайте подумаем, какую форму имеет матрешка?
Дети: Овал.
Воспитатель: Плоская фигура овал, а объемная матрешка имеет форму, которая называется овоид.(Эту объемную геометрическую фигуру мы не изучаем ,но можно сообщить в качестве ознакомления. ) Дно игрушки делают плоским для устойчивости. На что похожа матрешка?
Дети: На вытянутое яйцо, кабачок, баклажан, огурец, воздушный шарик.
Воспитатель: Давайте посмотрим, из скольких частей состоит матрешка и сколько их у нас вложено друг в друга.(Дети открывают и считают)
Дети: Матрешки состоят из двух частей, только последняя, самая маленькая- из одной.

Воспитатель: Существует легенда, согласно которой, жена Анатолия Мамонтова привезла из Японии, где она долго путешествовала, удивительную игрушечную фигурку японского бога Фукорокодзю. В России она получила название Фукурума. Игрушечная фигурка была необычной. Она разделялась на две половинки, а внутри находилась ее уменьшенная копия, также состоявшая из двух частей.

Первая матрешка состояла из восьми кукол, которые изображали девушек и мальчиков разных возрастов. Первая матрешка была расписана собственноручно художником Сергеем Малютиным(1859-1937).

Также художник Сергей Малютин расписал матрешек, так чтобы за девочкой шел мальчик. Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Способ изготовления матрешек остался неизменным за много лет. Нужно подобрать подходящую древесину. Хорошо режется ,мягкая и податливая липа, реже делают из ольхи или березы.
Подходящее дерево рубят ранней весной, снимают частично кору, чтобы дерево сохло медленно. Сушат несколько лет, следят чтобы хорошо проветривалось.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Вот как обрабатывают на станке заготовку.
Самую маленькую куклу , не разборную делают первой. Потом начинают делать вторую куклу, чуть побольше. Измеряют высоту, отпиливают необходимую заготовку, разделяют её пополам.
Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Изготовив вторую куклу, приступают к третьей и так необходимое количество раз.


Посмотрите на этом фото видно в разрезе, как матрешки расположены внутри.
После изготовления заготовок их еще сушат, покрывают лаком. Затем уже её красят художники. Используют разные краски, но чаще гуашь.

Традиционной русской матрешкой считается женщина в жёлтом платочке и красном сарафане .Но сейчас авторская роспись матрешек может быть очень разной, посмотрите- тут и сказочные герои и политики и различные природные сюжеты.


Матрешка стала символом исконной русской культуры и самым традиционным сувениром из России. Вот сколько матрешек на разный вкус продается.




ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ”
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами распишем матрешку. Использовать будем акварельную краску. Какие части тела и одежда рисуются на заготовках матрешек? (ответы детей) У всех матрешек прорисовывается лицо, платок. А руки рисуются не в каждом наборе матрешек. Это зависит от замысла художника. Мы будем использовать готовые шаблоны матрешек. Остается только раскрасить их. Обсудим- какие цвета используем.Во время работы воспитатель оказывает необходимую помощь.
Вот такие шаблоны предоставлены детям.

Если вы хотите использовать материал в начальных классах,то тогда шаблоны могут быть такими:


Итог
Что нового и интересного вы узнали? Какие моменты вам больше понравились и почему? Рисунки после высыхания поместим на выставку работ.


Не удивляйтесь,что так мало работ.У меня всего двое детей в подготовительной группе.А вся группа разновозрастная.А вот так нарисовала на досуге моя дочь София,ученица 4 класса.

Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Рисование "Гжельская посуда" в детском саду своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото. Русская матрёшка для детского сада. История, стихи, загадки Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе. Российский флаг Рисование парохода масляными мелками
Участник №11 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2016 года
Конспект НОД по рисованию для детей второй младшей группы: Солнечный зайчик
Опубликовано: 335 дней назад (7 января 2016)
Просмотров: 2346
+21
Голосов: 21
Комментарии (13)
Ольга Сергеевна Дьякова # 7 января 2016 в 16:15 +7
Татьяна Александровна,спасибо за приглашение! Очень познавательное и содержательное занятие! Особую изюминку внесла физкульт-минутка, беру себе на заметку! Творческих Вам успехов и вдохновения!Примите мой голос!
Надежда Николаевна Архипова # 7 января 2016 в 16:29 +6
Отличное мероприятие, познавательное, развивающее с использованием различных приемов и методов. Поставленная цель достигнута.Молодец! Шикарное оформление.
Тамара Ивановна Радченкова # 7 января 2016 в 16:34 +7
Татьяна Александровна, здравствуйте! С Рождеством! Спасибо большое за приглашение и за высокую оценку моих работ. Я внимательно ознакомилась с Конспектом НОД в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка». Материал отличается большим содержанием исторического и фактического материала, богатой наглядность, использованием занимательных и игровых элементов.Я уверена, что практическая часть занятия прошла успешно, поскольку дети познакомились не только с историей появления на Руси матрешки, но изменением её образа во времени. Наглядные образы матрешки помогут малышам создать свой неповторимый портрет матрешки. Это подтверждают творческие работы малышей. Я уверена, что разработанный вами конспект НОД будет востребован и педагогами, и воспитателями, потому что полностью планирует решение всех задач , которые вы наметили. Я желаю вам творческих успехов. Примите голос. Радуйте нас новыми работами. Спасибо!
Елена Васильевна Дронова # 7 января 2016 в 17:16 +6
Татьяна Александровна,с Рождеством вас!Мне всегда нравится, когда педагоги знакомят детей с истоками русского творчества и искусства.Я с удовольствием ставлю голос за вас!
Оксана Сергеевна Кучугурная # 8 января 2016 в 21:25 +5
Здравствуйте Татьяна Александровна! Спасибо за приглашение. Занятие очень интересное! Мне в Вашем занятии очень понравилось то, что Вы преподнесли детям не просто сухой рассказ, а посвятили их в историю создания! При этом не забыли про физ минутку. Творческих Вам успехов! Примите мой голос!
Альбина Анатольевна Печникова # 10 января 2016 в 17:50 +5
Заглянула на огонёк к вам, Татьяна Александровна! Очень последовательная и качественная работа у вас получилась! Образ матрёшки олицетворял всегда Россию-матушку, он продолжает волновать и сейчас, как Есенинские берёзки! Всегда сложно работать в разновозрастной группе. Для каждого ребёнка надо найти своё слово, вам это мастерски удалось! Даже спортивная пауза необыкновенно хороша и только дополняет ваш материал. С удовольствием примите от меня голос № 12
Вера Валерьевна Ляпина # 16 января 2016 в 18:21 +3
Добрый вечер, рада, что у вас в гостях, Татьяна Александровна! Один из символов России, конечно же, матрешка.И многие иностранцы уже знают об этом. Молодец, что знакомите с историей создания куклы своих детей. Материал изложен доступно для данной возрастной категории. Отличное оформление публикации только плюс к самой работе. Все понравилось, беру себе в заметки. Голосую с удовольствием!
Людмила # 19 января 2016 в 13:05 +3
Спасибо за историю, яркий и красочный материал. Ну а дети у вас рисуют просто отлично для их возраста. Удачи вам!
Евдокия Ивановна Киселева # 9 февраля 2016 в 20:06 +3
Татьяна Александровна, материал отличается большим содержанием исторического и фактического материала, богатой наглядность, использованием занимательных и игровых элементов.Принимайте голос!
Елена Юрьевна Деришева # 28 февраля 2016 в 06:52 +2
Интересный, красочный материал о русской матрешке. Голос.
Ираида Анатольевна Толстопятова # 4 марта 2016 в 18:50 +2
Добрый вечер, Татьяна Александровна.Познакомилась с вашим занятием про матрешку, очень интересный материал, красочные подобраны иллюстрации, да и работы получились у детей яркие, красочные после вашего расскза про матрешку. Желаю вам творческих успехов. Голосую за вашу работу.
Марина Сергеевна Долгих # 5 апреля 2016 в 18:13 +2
Спасибо за Ваше творчество! Разработка соответствует методическим требованиям. Поставленные задачи достигнуты. Примите голос!
Екатерина Сергеевна Никифарова # 2 июля 2016 в 07:26 +1
Спасибо за работу! Прекрасный подбор иллюстрацию, проделана огромная подготовительная работа, сама узнала много нового! Дети однозначно останутся довольными и пополнят свой багаж знаний! Мой голос вам - №21!