Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока обществознания, 5 класс. Человек – биологическое существо

Методическая разработка урока обществознания, 5 класс
Автор: Вешникова Е. В., учитель обществознания, МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5» Иланского района Красноярского края.
Тема: Человек – биологическое существо (глава «Человек»).
Цель: Формирование целостных представлений учащихся о человеке как о существе биологическом и социальном, о наследственности как биологической сущности человека.

Задачи:
1. Образовательная: сформировать целостные представления учащихся о человеке как о существе биологическом и социальном, о наследственности как биологической сущности человека.
2. Развивающая: продолжить развитие теоретического мышления как наиболее высокого уровня сознания учащихся; развивать речевые, аналитические компетенции школьников.
3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к индивидуальности человека.

УУД:
o Личностные: формирование интереса к себе и окружающему миру, эмоциональное осознание себя как биологического и социального существа.
o Метапредметные:
o познавательные: обучающиеся должны научиться характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека, составлять ответы на вопросы.
o регулятивные: обучающиеся должны уметь формулировать цель урока, планировать собственную деятельность на уроке в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
o коммуникативные: обучающиеся должны уметь слушать, работая в группах, задавать вопросы и отвечать собеседникам, аргументировать собственную точку зрения.

Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся могут объяснить и конкретизировать примерами смысл понятий «человек», «наследственность», имеют целостное представление о человеке как биологическом и социальном существе, применять знания в своей деятельности.
Личностные: обучающиеся могут проводить самооценку и анализ собственной деятельности на уроке.
Познавательные: обучающиеся умеют ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять поиск и отбор необходимой информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.
Регулятивные: обучающиеся могут определять и формулировать цель урока, планировать реализацию цели; инсценировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: обучающиеся могут уметь слушать и понимать речь других; вступать в коммуникацию с целью быть понятым, .учитывать позицию собеседника.

Учебник: Обществознание. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. На электрон. носителе / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. ; под. Ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 5-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2015
Основные понятия: человек, инстинкты, наследственность.
Организация пространства: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Тип урока: открытия нового знания.
На доске: пословицы русского народа Владимира Ивановича Даля:
* Все мы люди, все человеки. Что ни человек, то и я.
* Человек человека стоит. Человек не для себя родится.
* Мал родился, а вырос — пригодился.


Структура урока
1. Приветствие учащихся. Мотивация к учебной деятельности.
2. Формулировка темы урока и постановка учебной цели.
3. Открытие нового знания.
4. Первичная проверка понимания учебного материала.
5. Обобщение и систематизация знаний.
6. Рефлексия. Подведение итогов.
7. Д/з.

Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель читает отрывок из стихотворения Р. Киплинга:
-Есть у меня шестерка слуг
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них.

Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Сегодня на уроке обществознания мы вместе будем открывать завесу тайн и находить ответы на вопросы «Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где». Я желаю вам хорошего настроения и отличных отметок.
Учитель:
-Ребята, чем человек отличается от животных?
-А все ли люди похожи на Земле друг на друга? Чем, по-вашему, они различаются? Природа что-то даёт человеку от рождения или он рождается как «чистый лист»?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, и приходят к выводу, что дети все разные – все они похожи на своих родителей – папу и маму.

2. Формулировка темы и постановка учебной цели .
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить на уроке?
Учащиеся предлагают варианты ответов. Учитель называет тему урока, учащиеся записывают ее в тетрадь.
Учитель:
-Ребята, а что вы еще не знаете по данной теме, но хотели бы узнать сегодня на уроке?
Учащиеся отвечают, ставят учебную цель. Учитель записывает на доске вопросы, которые учащимся хотят узнать:
* что такое наследственность;
* в чем она проявляется;
* можно ли влиять на наследственность;
* человек – существо не только биологическое, но общественное (социальное).

3. Открытие нового знания.
Учитель:
-Каждый человек от рождения похож на своего папу и маму, дедушку и бабушку. И «виновата» в этом наследственность. А что, такое наследственность? Я предлагаю вам поработать в группах и самостоятельно дать определение слова «наследственность».
Учащиеся выполняют задание и дают и записывают в тетрадь определение.
Наследственность - совокупность природных свойств организма, полученных от родителей.
Учитель:
-Молодцы! Вот вы и нашли ответ на первый вопрос. А чтобы узнать, в чем проявляется наследственность, я предлагаю вам выполнить задание 1 в инструктивной карточке.
Группы выполняют задания и, поочередно отвечая на вопросы задания 1, приходят к выводу, что человек – существо биологическое.

Инструктивная карточка. Группа № 1
Задание 1
• Прочтите абзац §1 «Наследственность животного проявляется…» (до слов «В науке хорошо известны…»).
Вопрос: что такое инстинкт? В каких именно инстинктах проявляется наследственность животных?
Задание 2
• Вспомните известный мультфильм Э. Успенского «Трое из Простоквашино». Родители Дяди Федора получили от сына письмо:
-Мои папа и мама! Я живо хорошо.. . просто замечательно... У меня все есть, есть свой дом - он теплый. В нем одна комната и кухня. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам.
А здоровье мое не очень... то лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях, я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется, хоть в дом не заходи… Зато новая растет - чистая - шелковистая. Так что лохматость у меня повысилась.
Обсудите текст письма Дяди Федора и выскажите свое мнение о том, что в этом письме можно считать правдой, а что вымыслом?

Инструктивная карточка. Группа № 2
Задание 1
• Прочтите абзац §1 «Биологическая сущность человека также отражается……» (до слов «Есть такое мнение…»).
Вопрос: Какие факты указывают на то, что человек - существо биологическое?
Задание 2
• Прочтите отрывок из книги Р. Киплинга «Маугли»: «Кусты в чаще слегка зашуршали, и Отец Волк присел на задние лапы, готовясь к прыжку…
-Человек! – огрызнулся Отец Волк. – Человеческий детеныш! Смотри!
–Какой маленький! Совсем голый, а какой смелый! – ласково сказала Мать Волчица. – Ой! Он сосет вместе с другими!»
Обсудите текст и ответьте на вопрос: что необходимо в жизни ребенку, чтобы он вырос ЧЕЛОВЕКОМ?

Учитель:
-А можно ли влиять на наследственность? Давайте снова обратимся к учебнику. Я предлагаю каждому самостоятельно прочесть текст §1 «Можно ли влиять на наследственность» (стр. 13) и найти ответ на данный вопрос.
Учащиеся читают текст и отвечают на вопрос учителя.
Учитель:
-Молодцы! Теперь мы знаем, что человек – существо биологическое. Но на прошлом уроке вы говорили, что человек должен воспитываться в обществе, общаться со взрослыми и сверстниками, чтобы стать Настоящим Человеком. Я предлагаю вам прочесть и выполнить задание 2.
Группы обсуждают задание и приходят к выводу, что человек не может приобретать наследственные признаки (например, «повысилась лохматость»), что ребенок, родившись среди людей, должен многому научиться, и сделать это он может только через общение, игру, учебу и труд, что человек - существо не только биологическое, но и общественное (социальное).
4. Первичная проверка понимания учебного материала.
Учащиеся выполняют задания устно:
1) Определенные действия организма, уже имеющиеся при рождении - это:
а) инстинкты б) деятельность в) интеллект г) наследственность
2) Человека от животного отличает:
а) инстинкты б) линька в) интеллект г) повадки
3) Форма общения людей посредством языка – это:
а) речь б) жесты в) разум г) инстинкт

5. Обобщение и систематизация знаний.
А) Чтение и обсуждение текста учебника в рубрике «Жил на свете человек» (стр.13). Обучающиеся высказывают свои предположения о смысле жизни человека, ценностях в жизни человека (в ответах можно использовать пословицы русского народа Владимира Ивановича Даля, записанные на доске).
Учитель:
-Ребята, а теперь попробуйте определить цель собственной жизни.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Б) Упражнение «2 слова».
Два ученика выходят к доске, становятся так, чтобы не видеть друг друга, и по сигналу учителя одновременно записывают на доске каждый свое слово по теме урока, которое звучало на каком-либо его этапе. Затем учитель просит соединить по смыслу эти слова между собой так, чтобы получилось предложение. Учащиеся на местах придумывают свои предложения с этими же словами и зачитывают их.
Учитель:
- Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями. Наш урок заканчивается.
6. Рефлексия.
Техника «Неоконченное предложение».
Учащимся раздаются карточки с неоконченным текстом, им предлагается устно закончить предложения:
* для меня изученный материал на уроке (интересен, скучен, познавателен, сложен), потому что ________________________
* я работал (а) на уроке (результативно, пассивно), т. к. _____________
* в уроке я бы хотел (а) изменить (добавить) следующее_____________________
Подведение итогов.
7. Д/з. §1, стр.11-15, составить кроссворд по §1 или нарисовать рисунок по теме урока.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока обществознания для 5 класса. Загадка человека Методическая разработка уставного урока, 8-9 класс с презентацией Конспект уставного урока с презентацией «Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федер Технологическая карта урока обществознания, 5 класс. Тема: Введение
Участник №37 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 апреля по 31 июля 2015 года
Конспект урока обществознания для 5 класса. Загадка человека | Конспект урока географии с презентацией, 7 класс
Опубликовано: 892 дня назад (3 июля 2015)
Просмотров: 10071
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Алла Алексеевна Кондратьева # 11 июля 2015 в 23:45 0
Здравствуйте,Елена Валерьевна!Ваш урок"Человек – биологическое существо (глава «Человек»)" - хорошее продолжение урока "Загадка человека"! Цель по формированию целостных представлений учащихся о человеке как о существе биологическом и социальном, о наследственности как биологической сущности человека достигнута.В непринужденной игровой форме Вы формируете целостные представления учащихся о человеке как о существе биологическом и социальном.Групповая работа учит умению слушать и понимать речь других; вступать в коммуникацию с целью быть понятым,учитывать позицию собеседника.МОЛОДЕЦ!!! Желаю творческих успехов на сайте! Примите мой голос удачи!!! dance