Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Экологическая игра для детей подготовительной группы. Конспект

Конспект комплексной образовательной деятельности в подготовительной группе по экологии
Тема: Игра-викторина «Степь»
Работу адресую педагогам детских садов для детей старшего возраста.
Цель:
Закрепить у детей представление о степи, как о природной зоне.
Задачи:
- показать взаимосвязь растений и животных с условиями обитания;
- показать причины исчезновения степных растений и животных и необходимости охраны оставшихся мест обитания;
- развивать у детей любознательность, стремление узнать о природе родного края, прививать любовь к Родине;
- формировать нравственно-волевых качеств, представления о значимости природы в жизни человека, воспитание чувства ответственности, привитие культуры общения.

Словарная работа: степь, ветер-суховей, прерии, пампа или пампасы, льяносы, саванна, туссоки.
Оборудование: картинный материал, электронная презентация «Степь», музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
-рассматривание на карте и глобусе зоны пустынь и степей.
-беседы с детьми об этих природных зонах.
-чтение познавательной литературы (энциклопедия, «Красная книга»).
-рассматривание иллюстраций, фильмов, презентаций из Интернет-ресурсов.
Ход занятия:
Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, что там изображено? (Ответы детей).
- Правильно, это степь.
Степь - как море!
Ранней весной это море разноцветное - зеленое, желтое, красное, голубое.
А когда загустеют белые ковыли – станет степь серебристой.
И потекут по серебристой равнине волны степного ветра и темные тени светлых облаков.
Раз в степи много трав, то есть и животные, жизнь которых связана с травами.

Воспитатель: - И сегодня я вам предлагаю провести игру-соревнование о степи.
Вы разделены на две команды, каждой команде я по очереди буду задавать вопросы, а вы должны ответить. За правильный ответ команда получает тюльпан. В конце игры мы подсчитаем, сколько, у кого тюльпанов, выигрывает тот, чей букет будет больше.
Итак, начнём.

1.- Что называют степью?
Степь – это природная зона. Степи - это большие поля без деревьев, на них растёт очень много разной травы. Они находятся на юге нашей страны.
(После ответов детей воспитатель показывает картинку или подготовить презентацию по тексту).
2.- Какими бывают степи?
Степи бывают разные: чернозёмные, богатые перегноем и травянистой растительностью. Они бывают: разнотравными, сухими, пустынными. На разных континентах степь имеет разные названия: в Северной Америке — прерии; в Южной Америке — пампа, или пампасы, а в тропиках — льянос, в Австралии – саванна. В Новой Зеландии степь называется туссоки.
3. - Какой климат в степях (температура, осадки)?
Степи протянулись на большое расстояние. Ближе к Москве в степи зимы тёплые, с частыми оттепелями, а к Владивостоку черноземные степи переходят в сухие степи. За Уральскими горами зимой холодно, дуют ветры, бушуют метели.
В степях климат разный, но летом везде жарко и сухо, а дождей мало. Потому что в степях немного рек, а летом они мелеют, хоть есть и крупные реки, которые протекают через степь - Дон, Волга, Урал, Иртыш.

5. - Что часто бывает(дует) в степи?
С юга дуют горячие ветры – суховеи, поднимая до небес серые, пыльные дороги. Пыль потом долго витает в воздухе, словно сухой туман. Хорошо дышится в степи только весной, когда тает снег и бегут талые воды.

6. - Какая степь бывает зимой и летом, с чем это связано?
Зима здесь короткая. Снега выпадает совсем мало, а вот летом в степях очень жарко и сухо.
Лето долгое, дождей выпадает немного, а палящие лучи солнца высушивают землю так, что она трескается от зноя.

7. - Что растет в степи?
В степи очень много цветов и растений. Цветёт степь только весной, когда после зимы много влаги, в это время степь становится как яркий цветущий ковёр.
Здесь растут: сон-трава, тюльпаны, незабудки. В южных степях колышутся серебристые перья ковыля. Позднее цветёт темно-лиловый шалфей и душистый чабрец. Летом в степи очень жарко, воды почти нет, поэтому травы высыхают.
Степь становится похожа на море, по которому катятся серебристые волны .
В степи растут кустарники саксаул, степная акация, тёрн, смородина золотистая, степная вишня, шиповник, ракитник.

8. - Как приспособились растения к жизни в степи?
В степи много трав, им хорошо живётся в степи, где много света и тепла.
Одни имеют длинные корни, другие луковицы. Растения невысокие, стелются по земле. Узкие листья многих покрыты волосками. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что тоже позволяет сохранять влагу.
Вот почему в степи так пряно пахнет травами.

Воспитатель: - Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир. Здесь почти нет деревьев, но богат травянистый покров.
Если много цветов, значит много кого? (Ответ детей – насекомых) которые их опыляют.

9. - Какие насекомые обитают в степях?Что вы про них помните?
В степях нет деревьев, но много растений. Если много цветов, значит много насекомых, которые их опыляют.
Например: кобылка, жук навозник, божья коровка, жук чернотелка, мрачная моль.
Много различных кузнечиков. В разгар лета воздух звенит от их неумолкаемого стрекотания.
Весной, над цветами порхает много бабочек.
В степях много пауков: скорпион, фаланга.
Один из наиболее опасных – южнорусский тарантул. Тарантул ядовит, человека кусает редко, но больно.
- Ещё в степи обитают необычные насекомые .

Муравьи – жнецы, в отличие от лесных муравьев, степные устраивают муравейники глубоко в земле, питаются только семенами растений.
Муравьи-фаэтончики — хищники, лучшие бегуны в мире насекомых.
Саранча - самый опасный вредитель для степи. Любит теплый климат и песчаную почву. Питается различными травами, кустарниками, злаками, поедая их листья, стебли, цветы и плоды.

Физминутка
Хомка–хомка, хомячок
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт,
Подметает хомка хатку,
И зовёт всех на зарядку,
Раз, два, три, четыре, пять-
Хочет хомка сильным стать!

10. - Самые распространенные животные степи – грызуны. Расскажите о них.
В степи живут суслики, полевки, земляные зайцы, тушканчики, хомячки, сурки. Они роют норы, днём спят, гуляют вечером и ночью. В норах прячутся от жары и холода, хранят и оберегают от врагов запасы корма, выхаживают и воспитывают потомство. Степные животные очень осторожны.
Сурки и суслики, прежде чем отойти от норы, долго осматривают степь, становясь «столбиком». Суслик, заметивший опасность, издает резкий свист, и все остальные суслики быстро скрываются в норах. Чтобы хорошо за всем наблюдать, специально выбирают места, где мало травы.

Воспитатель: - Как вы думаете, кто ещё может жить в степи, если есть обилие насекомых и растений?(Птицы)

11. - Каких степных птиц вы знаете?
Птиц в степи не очень много: дрофа, стрепет, журавль-красавка, серая куропатка. Степные птицы очень осторожны. Маленьким птицам трудно заметить опасность из-за высокой травы. Время от времени они взлетают над ней. Кроме этого, у степных птиц часто встречается такая окраска, которая делает их незаметными для врагов. Например, птенцы куликов, дроф почти неотличимы от травы, в которой они затаились.
Много жаворонков, а также трясогузок. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле или в траве.

12. - Какие животные могут питаться грызунами, назовите их? (Хищники).
В степях есть хищные животные: лиса, волк, степной орёл.
Есть маленькая лисичка-корсак, которая выходит из норы только ночью, питается мышами, зайцами, птицами, ящерицами.
Степной волк несколько мельче лесного, с более редким и грубым волосом. Если потомство слабое, волчица его уничтожает.
Степной орёл питается в основном сусликами. Он охотится высматривая их с воздуха, паря в небе. Иногда караулит, сидя, или даже лежа у норы и выжидая, когда суслик выйдет наружу. После этого вскакивает и догоняет его бегом. Степные орлы высокие на ногах и бегают лучше других орлов. Занесены в Красные книги России.

Воспитатель: - Как думаете, какие животные должны населять местность, покрытую травой? (Травоядные). Это сайгаки, джейраны.

13. – Расскажите о сайгаке!
Сайгаки – это степные антилопы. Они всю жизнь переходят с места на место. Раньше сайгаков на земле было много, но люди их отстреливали на мясо. Сейчас запретили на них охоту. Сайгаки занесены в Красную книгу.
Сайгак – очень быстро бегает. Огромный нос сайгака — защищает зимой дыхательные пути бегущих животных от холодного ветра.
Сайгаки держатся большими стадами. Они постоянно кочуют на сотни километров в поисках новых пастбищ. Кормятся самыми разными видами растений, в том числе ядовитыми.

14. - Что интересного можете рассказать о джейранах?
Джейран – ест травы и кустарники. Пьют не только пресную, но и горько—соленую воду. Летом пасутся утром и вечером, а самое жаркое время дня проводят лёжа.
Джейран крайне чуток и осторожен, всегда пасутся под надзором вожака. Вожак, стоя на страже, не ест и не ложится, пока его не сменит другое животное.
При малейшей тревоге они бросаются в бегство, убегает быстро, но долго не выдерживает. На бегу джейран задирает хвост, и удаляется большими прыжками, подняв голову. Главный враг джейрана — волк.

15. – Кого ещё можно встретить в степи? (Змей, черепах, ящериц).

Степная гадюка. Для своего убежища она выбирает заброшенные норы сусликов, тушканчиков и хомяков. Степная гадюка ночное животное, но начинает охотиться как только начинает темнеть. Днём она греется на солнцепеке, растянувшись или свернувшись на каком-нибудь косогоре. Завидев человека, гадюка спешит скрыться, но если неосторожно наступить на нее или схватить ее рукой, она наносит быстрый удар своими ядовитыми зубами.

Ещё в степи обитает желтобрюхий полоз. Это крупная, длиной до 2 м, и довольно толстая змея. Она очень агрессивная и злая. При встрече с человеком полоз не пытается скрыться, как остальные змеи, а сворачивается спиралью и с громким шипением бросается на противника. Укус полоза не опасен. Любит полежать на песке, каменистых склонах, на солнце, где он находит убежище и охотится.

Воспитатель: - Животные приспособились к жизни в степи. Они имеют защитную окраску. Запасают корм на зиму. Спят всю зиму. В степи водится много животных, приспособившихся к жизни на открытых степных пространствах. Некоторые из них быстро бегают и быстро летают, а другие уходят в спячку в зимнее время года.

16. - Как человек относится к степным зонам, как он её использует?
Степь – главная житница нашей Родины. Здесь прекрасные черноземные земли, вот почему степи распаханы людьми на огромные квадраты полей.
На полях сеют пшеницу. Именно отсюда поступает больше всего хлебов в закрома России.
На степных полях выращивают просо, ячмень, кукурузу, подсолнечник и сахарную свеклу.
А какие великолепные, огромные в степи сады! Садоводы ухаживают за деревьями, собирают в конце лета щедрые урожаи яблок, груш, слив. В самых южных районах степи уже в начале лета поспевает сочная черешня и золотисто-желтые абрикосы. На бахчах зреют арбузы, тыквы и дыни. Степь – наша кормилица!

17. - Что такое «Красная книга»? Почему туда заносят животных?
Красный цвет в природе - сигнал опасности, поэтому книга называется "Красная книга" - она собрала в себе все виды животных и растений, которые в опасности исчезновения с нашей планеты.
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение.
Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Некоторые редкие степные животные вынуждены переселяться на поля (журавль-красавка, дрофа). Но обычно их гнёзда погибают во время полевых работ.
Еще одна причина: пасут скот, что приводит к разрушению почв.
И конечно браконьерство.

18. - Что надо делать, чтобы эти животные не исчезали?
Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь.

Воспитатель: - Наша игра-соревнование подошло к концу. Вы показали очень хорошие знания о степи, рассказали очень много интересного и поучительного. Пора подводить итоги.

(Воспитатель подсчитывает тюльпаны и вручает значки «Знатоки степи» победителям).

- На прощание послушаем стихотворение «Степь»
У кого ты не спроси –
Степь – кормилица Руси!
Здесь красавица-пшеница
Созревает, колосится.

И подсолнечник цветёт –
Масло нам с тобой даёт.
Зреют в солнечных лучах
Здесь арбузы на бахчах

А кругом сады, сады!
В них душистые плоды.
Хорошеют, созревают,
Нас с тобой они питают.

Степь – кормилица, царица,
Надо нам ей поклониться!

Рекомендуем посмотреть:

Игровая деятельность по экологии в детском саду. Младшая группа Дидактическая игра по экологии для дошкольников 5-6 лет Конспект занятия по экологии с элементами аппликации в средней группе детского сада Конспект занятия по экологическому воспитанию в детском саду. Младшая группа
Объемная аппликация из бумаги. Цветы мастер-класс | Конспект игрового занятия во 2 младшей группе детского сада. Домашние животные
Опубликовано: 314 дней назад (11 июля 2017)
Просмотров: 1197
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Комментарии (9)
Наталья Витальевна Косарева # 11 июля 2017 в 13:01 0
Мне понравилось ваше мероприятие по экологии, очень актуальное для 2017 года.
Елена Николаевна Коваленко # 11 июля 2017 в 14:43 0
Спасибо!
Оксана Анатольевна Данильченко # 11 июля 2017 в 15:16 0
Очень интересно и познавательно! Материал может быть использован не только для дошкольников, но и для младших школьников. Жаль нет иллюстраций или презентации. Хотелось бы красоту степи увидеть. Удачи! Голос!
Елена Николаевна Коваленко # 11 июля 2017 в 16:39 0
Спасибо! Это занятие я показывала на районном методобъединении и конечно к нему есть презентация, но в ней 112 слайдов, просто она по объёму не поместиться по условиям сайта.
Евгения Андреевна Кузнецова # 11 июля 2017 в 15:33 0
Интересно ваше занятие получилось, но отсутствие фото, выделения шрифта все это делает оформление работы с минусом. Поддержу голосом
Елена Николаевна Коваленко # 11 июля 2017 в 16:37 0
Спасибо! Но если Вы почитаете внимательно условия публикации сайта, то увидите, что это обязательное условие редактора.
Мария Анатольевна Блинова # 11 июля 2017 в 19:42 0
Конспект комплексной образовательной деятельности в подготовительной группе по экологии
Тема: Игра-викторина «Степь».Закрепляет у детей представление о степи, как о природной зоне. Формирует нравственно-волевых качества, представления о значимости природы в жизни человека.
Сама живу в степи и знаю,что это такое ковыль,да суш,но люблю природу Урала и не променяю её не на какую другую,более лучшую по климатическим условиям для проживания.Правда в этом году погода дождливая,а лето холодное.Работа хорошая.Голос.
Елена Николаевна Коваленко # 12 июля 2017 в 05:34 0
Спасибо за содержательный отзыв!
Лариса Викторовна Беркова # 12 июля 2017 в 12:56 0
Здравствуйте! Мне понравился конспект.Очень интересно и познавательно! Материал может быть использован не только для дошкольников, но и для младших школьников. Голосую с удовольствием.