Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия кружка средней группе детского сада на тему «Как животные готовятся к зиме»

Конспект занятия кружка познавательно-речевой направленности «Говорим правильно» в средней группе на тему «Как животные готовятся к зиме»
Материал предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми среднего дошкольного возраста. Является разработкой из серии конспектов занятий кружка познавательно-речевой направленности для детей 4-5 лет «Говорим правильно» по теме «Зима». Может быть использован как конспект кружкового занятия, а также как игровой материал для организации совместной деятельности педагога с детьми (отдельные игры по выбору педагога). Содержит разнообразный фотоматериал, который может транслироваться на экран телевизора при организации работы с воспитанниками в группе.

С каждым годом увеличивается количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программный материал. В значительной степени это обусловлено проблемами недоразвития речи детей дошкольного возраста и, как итог, недоразвития у них мышления и других психических процессов.
В связи с этим использование в работе с дошкольниками системы игровых занятий познавательно-речевой направленности становится в современной дошкольной образовательной организации актуальным.
Новизна программы кружка познавательно-речевой направленности для детей 4-5 лет «Говорим правильно» заключается в использовании на занятиях сочетания игровых заданий разного типа по единой структуре, в нацеленности на формирование у детей творческого нестандартного подхода при выполнении заданий практической направленности.
Педагогическая целесообразность программы обоснована тем, что она является существенным дополнением к решению задач речевого развития, предусмотренных примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство», с учетом которой построена образовательная программа нашей ДОО, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать основы развития речи по всем его направлениям, но и учит планировать свою деятельность, предвидеть результат, побуждает их к творческой активности, направленной на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении разного рода работ.
Целью данной программы является речевое развитие детей 4-5 лет через систему игр и игровых упражнений, направленных на профилактику и преодоление у них трудностей при овладении русским языком.
Отличительной особенностью программы является возможность гармоничного сочетания многообразных традиционных методических приемов с аудио-, фото- и видеоматериалом для реализации через него содержания тем.
Предлагаю конспект одного из занятий кружка из тематического блока «Зима».
Конспект занятия кружка познавательно-речевой направленности «Говорим правильно» на тему «Как животные готовятся к зиме»
Цель: закрепление общих представлений детей о жизни диких животных зимой.
Программное содержание: расширение представлений о внешнем виде диких животных, об использовании возможностей языка для описания их внешнего вида, закрепление знаний о том, как дикие животные готовятся к зиме; развитие мышления, памяти, связной речи, словаря, умений пересказа, развитие грамматического строя речи: упражнение в образовании притяжательных прилагательных, в образовании существительных субъективной оценки с помощью суффикса –ищ, в употреблении существительных, обозначающих животных в Р.п.), развитие мышц артикуляционного аппарата, пальчиковой моторики; формирование интереса к животному миру, интереса к языку.

Интеграция образовательных областей: ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: изображения на телевизоре для игр «Кто как зимует, кто где зимует?», «Сколько зверей», «Послушай, запомни и расскажи», задания для штриховки, коричневые карандаши по количеству детей.

Методы, методические приемы: беседа, художественное слово, пересказ; наглядный; дидактическая игра, упражнение.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
- Мы много говорили с вами о том, как разные животные к зиме готовятся. Сегодня я хочу узнать, что вы запомнили о подготовке к зиме диких животных, и что вы знаете об этих животных.

II. Повторение ранее изученного материала:
Артикуляционная игра: «Зарядка для язычка: прогулка язычка»
Цель: выработка правильных, полноценных движений языка, губ, нижней челюсти.
Язычок проснулся рано. Поглядел на небо и увидел солнышко. Оно ему улыбалось. Вот так (упражнение «Солнышко» - удерживание губ в улыбке, зубы не видны).
Он решил выпить чая и погулять. Сладкого чая он налил в чашку (упражнение «Чашечка»- рот широко раскрыть, высунуть широкий язык, кончик и края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их).
И пил Язычок чай с бубликами (упражнение «Бублик»- зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед (как при произнесении звука «о»), видны верхние и нижние резцы).
Часики торопили Язычка на улицу (упражнение «Часики» - высунуть узкий язык и под счет выполнять им движения вправо – влево к углам рта).
Наконец Язычок оделся и отправился кататься на горку (упражнение «Горка» - рот приоткрыт, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а кончик языка упирается в нижние передние зубы).
А потом долго качался на качелях (упражнение «Качели»- выполнять движения языком вверх – вниз (рот широко открыт).
Язычок устал и отправился домой. Закрыл одну дверь (показывать сомкнутые зубы с раскрытыми губами). Затем другую (сомкнуть зубы и губы). И лег спать (язык свободно без напряжения лежит во рту).

Музыкально-артикуляционная игра «Ты похлопай вместе с нами хлоп да хлоп» Е.Железновой
Цель: развитие умения соотносить слова и движения музыкальной игры, соблюдать заданный ритм; развитие мышления, памяти.

III. Основная часть, построенная в игровой, занимательной форме с учётом принципа повышения мотивации ребёнка к деятельности.
Дидактическая игра «Кто как зимует, кто где зимует?» (развитие мышления, памяти, связной речи, словаря: проговорить слова - берлога, гнездо, нора, дупло)
Примеры изображений на экране телевизора






Воспитатель:
-Кто изображен на фотографии? (медведь) Что он делает зимой? (зимой медведь спит) Как называется его зимний дом? (его зимний дом называется берлогой)
-Кто ещё из диких животных леса зимой спит? (ёж) Как называется зимний дом ежа? (зимний дом ежа – теплое уютное гнездо)
-В какое время года заяц изображен на фотографии, почему вы так решили? (зимой, заяц сменил серую шубку на белую, зимнюю, чтобы белый мех сделал его незаметным для врага)
-Как готовится к зиме лиса? (ее мех становится более пышным и менее рыжим, сероватым; она роет в рощах или на склонах нору, где спит ночью; охотится на грызунов, может красть домашних птиц)
-Что меняется в жизни волка с приходом зимы? (они собираются в стаи, чтобы легче было поймать добычу)
-Как к зиме готовится белка? (она заготавливает шишки, орехи, грибы, чтобы не голодать зимой; морозы не любит, зимой обитает в чаще леса, у нее есть дупло, в котором можно укрыться от холода; шёрстку с приходом зимы меняет на серую, чтобы быть незаметной для врага)

Дидактическая игра «Я – зверь лесной!» (образование притяжательных прилагательных)
Воспитатель:
-Я – медведь, а вы – зайцы. У меня межвежьи лапы, а у вас … заячьи. У меня медвежий хвост, а у вас ... У меня медвежья лапа, а у вас … У меня медвежье чутьё, а у вас .. (то же с другими животными)

Дидактическая игра «Хвастливые животные» (образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса –ищ)
Воспитатель:
-Назовите за мной слова по образцу: я не медведь, а – медведище, у меня не лапы, а – ..; я не заяц, а –.., у меня не глаза, а – ..; я не волк, а – .., у меня не зубы, а – ..; я не ёж, а – .., у меня не нос; а – .., я – белка, у меня не хвост, а – ...

Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке»
Сидит белка
(присесть,сложить руки, как лапки, перед грудью)
на тележке,
(встать,ладони развернуть вниз, соединить)
Раздаёт она орешки.
(показать кулачки)
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке.
(загибать поочередно пальцы на одной руке)
Кому в роток,
(ладошками подпереть голову)
Кому в платок,
(ладони развернуть вверх, соединить)
Кому в лапочку.
(одной ладонью прикрыть другую)
Повторить с другой рукой.

Дидактическая игра «Сколько зверей» (употребление существительных, обозначающих животных в Р.п.)
Примеры изображений на экране телевизора


Воспитатель:
-Сосчитайте и скажите, сколько животных изображено на фотографии?

Дидактическая игра «Послушай, запомни и расскажи» (развитие связной речи, умений пересказа)
Пример текста

IV. Закрепление (задания на развитие пальчиковой моторики и моторно-графических навыков ребёнка): штриховка зимних заготовок (гриб, шишка, орех) по выбору детей.
Образцы заданий



Подведение итогов занятия:
- Мы дружно играли и занимались сегодня. Теперь сможем рассказать своим близким и друзьям, как дикие животные к зиме готовятся.
Литература:
1. Венгер Л.А., Дъяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: 1989.
2. Колесникова Е. 500 игр для коррекционно-развививающего обучения детей 3-7 лет. М.: Ювента, 2004.
3. Колесникова Е. Слушай, смотри, делай!Рабочая тетрадь № 1 для детей 3-5 лет. М.: Ювента, 2003.
4. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика-Синтез. 2014.
5.Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. М., 1999.

Рекомендуем посмотреть:

План работы кружка для детей младшей группы ДОУ Конспект НОД по речевому развитию для детей средней группы ДОУ Йога в детском саду. Старшая группа Конспект итогового занятия кружка для разновозрастной коррекционной группы ДОУ на тему: Сказки
Участник №53 творческого конкурса «Зимняя феерия» с 1 декабря 2016 года по 28 февраля 2017 года
Мультпроект «Сказка» для детей младшей группы в детском саду | Конспект занятия кружка по развитию речи в средней группе детского сада на тему: Зима
Опубликовано: 601 день назад (30 января 2017)
Просмотров: 961
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Комментарии (1)
Светлана Николаевна Мухина # 31 января 2017 в 22:02 0
Голосую за Вас и приглашаю в гости к себе на страничку.