Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игры на развитие грамматически правильной речи у дошкольников

Учим дошкольников правильно говорить
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.
Необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружащим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и товарищи, и взрослые. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных возможностей) мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Особенно необходимым для ребенка становится чистое произношение звуков и слов, когда он начинает овладевать грамотой.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознать и родители, и воспитатели. В разрешении этой задачи могут помочь игры.
Игры для выработки четкой дикции
Автомобили (для детей 3 лет)
Взрослый предлагает детям поиграть в «автомобили».
Дети выстраиваются друг за другом, взрослый — впереди. Взрослый громко, отчетливо гудит: «Би-би-би», или: «Ду-ду» и предлагает детям тоже гудеть.
Вся колонна движется несколько раз вокруг комнаты, сопровождая движение ясными, громкими гудками.
Игра повторяется несколько раз; при третьем-четвертом повторении можно предложить детям гудеть тихо и громко. Во время игры взрослый следит за гуденьем детей и сам все время гудит.

Чей домик? (для детей 3-4 лет)
Взрослый делит детей на несколько групп (сначала 2, потом 3, 4, 5). Каждая группа строит из стульев свой домик и изображает какое-либо домашнее животное или птицу.
Взрослый с каждой группой повторяет звуки, издаваемые тем животным, которое изображают дети. Затем взрослый по очереди обходит домики, стучит в каждый и спрашивает: «Тук, тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают примерно так: «Му-му-у, бе-е, бе-е, вау-вау, мяу-мяу, и-го- го». Или: «Га-га, ко-ко, пи-пи-пи» и т.п.
Взрослый по голосу угадывает: «Здесь коровы живут», «Здесь овечки» и т.п. Если животные плохо подают голос, взрослый заставляет их ясно, четко повторить, чтобы сразу можно было узнать, чей домик.
Игра может повторяться многократно, так как в ней постепенно увеличивается количество домиков, и дети меняются ролями.
Позже угадывать может один из детей. Ребенок уходит в другую комнату; взрослый назначает, кто в каком домике будет жить. Угадывающий ребенок возвращается, стучит в домик и по голосам животных должен узнать, чей дом.

Поезд (для детей 3-4 лет)
Взрослый предлагает детям поиграть в «поезд», поехать в деревню (или в город), объясняет, что все дети будут вагоны, а он — паровоз.
«Все будут стучать: тук-тук-тук», — говорит он,
Потом говорит стихотворение:
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.
Затем он еще раз напоминает, как будут стучать колеса. Дети становятся в колонну за взрослым и мерно двигаются, одновременно делая движения руками подобно рычагам.
Игры для упражнения детей в произношении шипящих
Кот на крыше (для детей 6 лет)
На стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих — кот.
Группа детей изображает мышек. Они тихо подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:
Тише, мыши,
Тише, мыши,
Кот сидит
На нашей крыше;
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись...
После этих слов кот просыпается, говорит «мяу», внезапно вскакивает и гонится за мышками. Мышки убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом — норку, куда кот не имеет права забегать.
Игру можно проводить, пока все мышки, кроме одной, не будут переловлены. Последняя, непойманная, становится котом, и игра начинается сначала,

Чижик (для детей 3 лет)
Группа детей — чижики. Они занимают часть площадки, которая является клеткой. Другая часть площадки свободна. Взрослый говорит:
Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу».
После этих слов чижики взмахивают руками и летят к свободной части площадки, произнося слова:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу.
Показывается кошка (взрослый или ребенок), и чижики снова летят в свою клетку.
Кошка ловит чижиков. Игра повторяется несколько раз.

Точильщики (для детей 3-4 лет)
Часть детей — точильщики. Они ходят и говорят:
Точим ножи, ножницы!
Бритвы, ножи, ножички!
Становятся у стульчиков (точильный станок). К точильщикам подходят дети: «Поточите ножик (или ножницы)». Точильщики делают движения, как будто точат, и приговаривают: «Жжж... ж... ж!» Игра проводится с небольшой группой детей.

Поезд (для детей 3-4 лет)
Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда — паровоз (взрослый или кто-либо из детей). Поезд отправляется под слова: «По-шел, по-шел, по-шел», Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков), и дети говорят: «Пришел, при-шел, при-шел» (замедленно: «Ш, ш, ш...» — выпустил пар). Затем даются звонок, свисток — и движение возобновляется. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов и др. В игре обязательно должны участвовать дети, правильно произносящие шипящие, и сам взрослый.
Можно усложнить игру — дети будут изображать разные поезда, например, скорый и товарный. Скорый движется под звуки «шу, шу, шу, шу» (быстро), товарный — «чу, чу, чу, чу» (медленно).
Можно ввести стрелочника, чтобы поезда не сталкивались, организовать разгрузку товаров: выгружают ящики, мешки, бочки и др.

Пчелы (для детей 3-5 лет)
Посредине площадки (комнаты) отгораживают чертой или стульями улей. Все дети — пчелы. Один — медведь. Он прячется от пчел. Пчелы сидят в улье и хором говорят:
Пчелки в улье сидят
И в окошечко глядят.
Полетать все захотели,
Друг за дружкой полетели:
Ж-ж-ж-ж-ж!
С жужжанием они разлетаются по площадке, машут крылышками, подлетают к цветам, пьют сок.
Внезапно появляется медведь, он стремится попасть в улей за медом. Пчелы с жужжанием летят к улью, хватаются за руки, окружая улей, стараются не пропустить медведя. Если это не удается, то выбирается новый медведь. Если медведь прорвался в улей, он выбирает себе помощника, и игра возобновляется с двумя медведями.
С детьми трех лет можно проводить более простой вариант игры. Дети-пчелы по сигналу взрослого с жужжанием вылетают из улья, летают по лугу, садятся на цветочки, а по сигналу — «Пчелы домой!» летят обратно в улей.

Теремок (для детей 3-5 лет)
Дети становятся в кружок. Посреди круга ставятся стулья — они изображают теремок. К теремку по очереди подбегают звери.
Первой подбегает мышка-норушка и спрашивает:
— Терем-теремок, кто в тереме живет?
— Никто ей не отвечает, мышка-норушка влезает в теремок и остается в нем жить.
Второй скачет лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок, кто в тереме живет?
Ей отвечает мышка норушка:
— Я, мышка-норушка, а ты кто?
— Я — лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить.
Третьим бежит зайка-трусишка и спрашивает:
— Терем- теремок, кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка, а ты кто?
— Я — зайка-трусишка.
— Иди к нам жить.
Четвертой бежит лисичка-сестричка. Подбегает к теремку и спрашивает:
— Терем-теремок, кто в тереме живет?
Ей отвечают:
— Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка, я, зайка-трусишка, а ты кто?
— Я — лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить.
Пятым идет к ним мишка-медведь и спрашивает:
— Терем-теремок, кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка, я, зайка-трусишка, я, лисичка-сестричка, а ты кто?
— Я мишка-медведь, всех вас давиш.
При этих словах он обхватывает руками теремок, а все звери разбегаются в разные стороны.
На этом игра кончается.
Чтобы вызвать больший интерес детей к этой игре, можно сделать им шапочки (мышки, лягушки, зайки, лисички, медведя). При повторении игры роли меняются.

Пильщики (для детей 5 лет)
Дети строятся парами друг против друга; потом каждые двое детей подают друг другу правые руки и начинают пилить руками взад и вперед, произнося при этом слова:
Завизжала пила.
Зажужжала, как пчела.
Ж-ж-ж-ж...
Треснула и стала,
Начинай сначала!
После слов «треснула и стала» дети разрывают руки, изображая сломанную пилу.
Материалом для пилки могут служить разные предметы, которые дети ставят перед собой, например, кусок фанеры, брусок или дощечка. Можно использовать строительный материал.
Можно ввести рабочего, который приходит чинить пилы; он соединяет руки каждой пары вместе, и игра продолжается.
Игры для упражнения детей в произношении звука «Р»
Лошадки (для детей 3 лет)
Лошадки (несколько детей) стоят в конюшне (место, отгороженное стульчиками). Часть детей — кучера — приходят запрягать лошадок, надевают вожжи. Взрослый раздвигает два стульчика — ворота. Кучера произносят нараспев:
Стук, хлоп, тра-та-та,
Растворились ворота,
Растворились ворота,
Выезжаем со двора!
Но! Поехали!
Выезжают в ворота, едут по кругу. Лошадки щелкают языком, изображая топот копыт: «Цок-цок-цок».
Примечание. Щелканье языком — хорошее подготовительное упражнение для усвоения звука «р».
Кучера покрикивают: «Но!..», «Тпру!..». По сигналу воспитателя (взмах флажка, звоночек и т.д.) лошадки и кучера едут в конюшню. Для разнообразия можно лошадок поить, кормить.

Волк (для детей 3 лет)
Дети приходят в лес за ягодами. Подходят близко к месту, где сидит волк, и, делая вид, что собирают ягоды, говорят:
Беру, беру ягоду
Красную смородину.
Серому волку
Не дам ничего.
Волк рычит и гонится за детьми. Дети бегут домой. Потом игра возобновляется. Волка можно каждый раз выбирать другого.

Карусель (для детей 5 лет}
На земле раскладывается в виде кольца связанная длинная веревка. Дети подходят к ней, поднимают ее с земли и берутся за нее правой или левой рукой (как скажет взрослый). Затем дети идут по кругу со словами:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Сначала дети двигаются медленно, а после слова «бегом» начинают бегать. Во время бега взрослый несколько раз повторяет слово «побежали». На слове «поворот» дети быстро поворачиваются, перехватывают другой рукой веревку и бегут в противоположную сторону. Затем дети говорят:
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра.
Движение карусели постепенно замедляется. С последними словами дети кладут веревку на пол. По окончании игры дети разбегаются по площадке, а по звонку спешат снова на карусель.

Кони (для детей 5 лет)
Зал или площадка делится чертой на две части. В одной половине стоят в ряд дети — кони. В другой половине тоже в ряд стоят конюхи, одна шеренга против другой.
Кони, взявшись за руки, подходят к черте, говорят:
Та-ра-ра, Та-ра-ра,
Ушли кони со двора!
И останавливаются у черты.
Конюхи идут им навстречу и говорят:
А крестьяне их поймали,
И покрепче привязали.
После слов «покрепче привязали» кони разбегаются и цокают (щелканье языком), а конюхи их ловят и уводят во двор (отгороженное место).
Когда всех коней переловят, роли меняются.
Дети, изображающие коней, пока их не поймали, должны все время цокать: «Цок-цок-цок».

Вороны (для детей 5-6 лет)
Часть детей становится в кружок вокруг стула и декламирует:
Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны.
Дети, изображающие ворон, прыгают вокруг стула (изображающего елку) и кричат:
Кар-кар! Кар-кар!
Хоровод продолжает:
Из-за корочки подрались,
Во все горло раскричались.
Вороны:
Кар-кар! Кар-кар!
Хоровод продолжает:
Вот собаки прибегают,
И вороны улетают.
В это время часть детей, изображающая собак, вбегает в круг.
Вороны с криком «кар-кар!» разлетаются. А собаки гонятся за ними, лают, пытаются поймать. Пойманные становятся в круг. Игра продолжается, пока все вороны не будут пойманы. Тогда дети меняются ролями, и игра возобновляется.

Рекомендуем посмотреть:

Игры для развития речи и расширения словарного запаса у детей дошкольников Игры для развития речи детей 5-6 лет для родителей Игры для формирования грамматического строя речи детей дошкольников с ОНР Упражнения на развитие речевого дыхания у дошкольников

Похожие статьи:

Игры на развитие памяти и речи у детей 4-6 лет

Скороговорки и чистоговорки для развития речи детей 5-7 лет

Развитие речи у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Игры с дошколятами в помещении и на улице | Конспект занятия «Домашние животные» в средней группе. Окружающий мир
Опубликовано: 30 дней назад (1 апреля 2024)
Просмотров: 206
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!