Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Урок-игра по поэме "Василий Тёркин". Литература в 8 классе

Литературная игра для учащихся 8-го класса по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
«Тёркин - народный герой».
Цель: подведение итога изучения поэмы, систематизирование полученных в ходе изучения поэмы знаний
Задачи: обучить работе с текстом художественного произведения, выявить идейно-художественное своеобразие поэмы, воспитать чувство гордости и любви к Родине на материале песен и частушек военных лет, развитие внимательности, памяти, логики.

В литературной игре принимают участие 2 команды по 7 учащихся, а также зрители (болельщики). Каждая команда должна придумать себе название и выбрать капитана.

Жюри:
1) Левагина Надежда Михайловна, психолог, учитель истории, классный руководитель 8 класса
2) Торопова Венера Александровна, учитель русского языка и литературы
3) Кошкина Надежда Евгеньевна, замдиректора по учебной работе, учитель математики

Вступительное слово учителя.
Доброе утро, ребята. Усаживайтесь поудобнее, сегодня вас ждёт насыщенная работа, возможно, даже нешуточная борьба за звание знатоков литературы. Наш урок сегодня будет проходить в форме игры, посвящённой поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Все вы прекрасно знаете, что в 2015 году отмечается 75-летие со Дня победы русской армии в Великой отечественной войне с Германией. Тема нашего урока напрямую связана с этим историческим событием, потому что поэма Твардовского, которую мы изучаем, написана о войне, о народе на войне, о солдатах, защищавших Родину. «Василий Теркин» - это лучшее из всего написанного о войне на войне. И чтобы написать так, как написано это, никому из нас не дано. (К.Симонов). Пожалуй, этими словами всё сказано…
Пусть нам не дано написать такое произведение, но прочитать его, я считаю, обязан каждый… надеюсь, все вы отлично знаете текст….Знание содержания поэмы, а также и другие ваши литературные умения сегодня будет оценивать компетентное жюри в составе… (1 минута)

Конкурс 1. «Вперёд, ребята!»
( Команды отвечают по очереди. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл)
1.Без чего, по мнению А.Твардовского, нельзя прожить на войне порой «ни одной минутки»?
* Без воды;
* без пищи;
*без шутки.
………………………………………………………………………………………………….......
Комментарий:
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
……………………………………………………………………………………………………...
2. Где, по словам повара, должны служить люди с таким аппетитом, как у Василия Тёркина?
* Во флоте;
*в авиации;
* в артиллерии.
……………………………………………………………………………………………………...
Комментарий:
Покосился повар:
«Ничего себе едок-
Парень этот новый».
Ложку лишнюю кладёт,
Молвит несердито:
- Вам бы, знаете, во флот
С вашим аппетитом.
………………………………………………………………………………………………….......
3. Кто, согласно лозунгу в газете, «с виду грозен очень, а на деле глух и слеп»?
* Фашист;
* самолёт;
* танк.
4. «Эх, суконная, казённая»,
Костра в лесу прожженная»,
«Знаменитая, пробитая
В бою огнём врага
Да своей рукой зашитая,-
Кому не дорога!»
О какой вещи с такой теплотой отзывается Василий Тёркин?
* О шапке;
* о шинели;
* о портянке.
5. Чья любовь, по мнению автора поэмы, «на войне сильней войны // И, быть может, смерти»?
* Жены;
* матери;
* родины.
Комментарий:
Да, друзья, любовь жены,—
Кто не знал — проверьте,—
На войне сильней войны
И, быть может, смерти.
6. Где-то там, за полем бранным
Думу думает свою
Тот, по чьим часам карманным
Все часы идут в бою.
О ком идёт речь?
* О маршале;
* о генерале;
* о Сталине.
Где-то там, в песчаной круче,
В блиндаже сухом, сыпучем,
Глядя в карту, генерал
Те часы свои достал;
Хлопнул крышкой, точно дверкой,
Поднял шапку, вытер пот...

7. Без чего солдат на войне как без рук? («Без кисета как без рук»)
*без шинели
*без кисета
*без винтовки

8. Самая полезная и вкусная закуска, по мнению Тёркина?
* борщ
*сало
* яичница
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Полагается по-русски
Выпить чарку перед ней.
9.
Я забыть того не вправе,
Чем твоей обязан славе,
Чем и где помог ты мне,
Повстречавшись на войне.
От Москвы, от Сталинграда
Неизменно ты со мной-
Боль моя, моя отрада,
Отдых мой и подвиг мой!

-К кому с такой благодарностью обращается автор в заключительной главе поэмы
* к Василию Тёркину
* к читателю
*к народу
10. Какую песню исполнил В.Тёркин на гармони, подаренной ему танкистами?
* «Враги сожгли родную хату»
* «В лесу прифронтовом»
* «Три танкиста»
«Здесь повёл о трёх танкистах, трёх товарищах рассказ».

Конкурс 2. «Тёркин- Теркин…»
- В главе «Тёркин-Тёркин» встретились два Тёркиных- Василий и Иван. Определить, кто из них- настоящий Тёркин, всем известный герой, а кто- его однофамилец, оказалось непросто. Сейчас в роли Тёркина выступят наши капитаны. Посмотрим, кому удастся доказать, что он настоящий Тёркин.
Вопросы капитанам предлагаются по очереди. Если капитан, которому был адресован вопрос, не ответил на него или дал неверный ответ, то его соперник имеет право дать свой ответ, дополнить, уточнить. Команда может помочь своему капитану. За каждый правильный ответ- 1 балл.)

1. Уважаемый Василий Тёркин, вы утверждаете, что именно вы- настоящий. Тогда скажите нам, как ваше отчество. (Иванович)
……………………………………………………………………………………………….....
Комментарий:
И несмело у него
Просят:- Ну-ка, на ночь
Расскажи ещё чего,
Василий Иваныч…
-Возможно, Иванычем Тёркина назвали, не зная отчества, тогда это иронически- уважительное обращение, как Батькович.
………………………………………………………………………………………………………………
2. Вы, Василий, говорили про себя:
«Я вторую, брат, войну
На веку воюю.»
- Вторая война- это Великая Отечественная. А первая? (Война с белофиннами 1939- 1940).
……………………………………………………………………………………………………...
Комментарий:
На Карельском воевал
За рекой Сестрою.
3. Скажите нам, пожалуйста, Василий, откуда вы родом? (Смоленщина.)
Комментарий:
Разговор идет меж нами,
И спроси я с первых слов:
- Вы откуда родом сами-
Не из наших ли краев?
Смотрит он:
-А вы откуда?-
Отвечаю:
-Так и так,
Сам как раз смоленский буду,
Может, думаю, земляк?

4. Расскажите, Василий, какой подвиг вы совершили в главе «Переправа». (Переплыл на другой берег в ледяной воде. И доложил полковнику):
«Взвод на правом берегу
Жив- здоров назло врагу!
Лейтенант всего лишь просит
Огоньку туда подбросить)

5. Расскажите, пожалуйста, за что вы получили из рук генерала орден, а также недельный отпуск на родину? (Тёркин из винтовки сбил немецкий самолёт.)
Комментарий:
То не шутки- бой идёт.
Встал один и бьёт с колена
Из винтовки в самолёт.
****
-Вот, что Тёркин, на неделю
Можешь с орденом – домой…

6. Скажите название ваших любимых папирос…(«Казбек»)
И, явившись на вечёрку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я «Казбек».
7. Поведайте нам тайну…какой предмет вы бережно храните как память? (шапку санитарки)
-Шапки вашей,- молвит,- нету,
Я вам шапку дам свою
……………………………………………………………………………...
8. И последний вопрос к вам, Василий. Вспомним строки главы «О любви»:
Всех, кого взяла война,
Каждого солдата
Проводила хоть одна
Женщина кого-то…
-Василий, а кто провожал вас? (Никто)
………………………………………………………………… ……………………………
Комментарий:
Но хотя и жалко мне,
Сам помочь не в силе,
Что остался в стороне
Тёркин мой Василий.
Не случилось никого
Проводить в дорогу.
Полюбите вы его,
Девушки, ей-богу!
………………………………………………………………………………………………….
Конкурс 3. «Разрешите доложить!»
(Командам предлагается по 2 фанта. На каждом фанте изображён какой- нибудь предмет: шапка, кисет, часы, гармонь. Задача команд: рассказать всё, что им известно о предмете, с изображением которого ей достался фант. Время на подготовку даётся по желанию. Оценка конкурса- 2 балла за правильный и полный ответ.)
• Шапка
Ответ
Шапка – «родимый головной убор» для солдата.
…Боевой пропахнувший дымом
И землёй, как говорят,-
Тот, обношенный на славу
Под дождём и под огнём,
Что ещё колючкой ржавой
Как-то прорван был на нём,
Тот, в котором жизнь проводишь,
Не снимая,- так хорош!-
И когда ко сну отходишь,
И когда на смерть идёшь…

Боец без шапки-
Не боец. Как без ремня.
- У Тёркина оказалось сразу две шапки. Об этом он рассказывает в главе «О потере». Раненого Тёркина привезли в санбат без шапки:

Только нет моей ушанки,
Непорядок чую вдруг.
Медсестра, перевязавшая его
рану, надела ему свою шапку.

-Шапки вашей,- молвит,- нету,
Я вам шапку дам свою.
Тёркин взял эту шапку, надеясь
Вернуть её когда – нибудь при встрече
.Кисет
Ответ
Этот предмет солдатского быта неоднократно упоминается в поэме.
Без кисета как без рук.
* * *

Без кисета у махорки
Вкус не тот уже. Слаба!
- Пропажей кисета очень огорчён «бородач» в главе «О потере». Тёркин приходит ему на помощь:
-Без кисета, несомненно,
Ты боец уже не тот.
Раз кисет – предмет военный,
На- ка мой, не подойдёт?

Принимай, я- добрый парень.
Мне не жаль. Не пропаду.
Мне ещё пять штук подарят
В наступающем году.

* Гармонь
Ответ
- Гармони посвящена целая одноимённая глава. Гармонь- «трёхрядка» помогает бойцам в их нелёгком ратном труде:
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
-Василий Тёркин- прирождённый гармонист. О том, как досталась ему гармонь, принадлежавшая убитому накануне командиру танкистов, мы узнаём из главы «Гармонь». Эти танкисты вспомнили Тёркина, которого они, раненого, доставляли однажды в санбат.
- А гармонь- то,
Знаешь что,- бери с собой.
Забирай, играй в охоту,
В этом ты мастак,
Весели свою пехоту.
• Часы
Ответ
- Часы принадлежали деду и бабе, в избе которых оказался Тёркин в главе «Два солдата»:

Их повесил в хате новой
Дед- солдат давным- давно…
Старуха просит Тёркина:
Поглядел-бы, что с часами,
С той войны ещё стоят…
Тёркину удалось починить часы:
Но куда- то шильцем сунул,
Что- то высмотрел в пыли,
Внутрь куда- то дунул, плюнул,-
Что ты думаешь,- пошли!
О дальнейшей судьбе часов
мы узнаем из главы «Дед и баба»:
Им бы не было износу
Впредь до будущей войны,
Но, как водится, без спросу
Снял их немец со стены…
Вновь встретившись с Тёркиным,
Баба пожаловалась ему. Тёркин
Утешил её:
- Будет, бабка! Из Берлина
Двое новых привезу.

Конкурс 4. «Перекур…»
-Несмотря на тяжёлые будни «войны- работы», у бойцов в поэме «Василий Тёркин» все же находилось время послушать гармонь, спеть, а то и сплясать на стоянке по дороге на фронт, «словно в праздник на вечёрке».
- Давайте посмотрим и послушаем, что приготовили наши команды.
(Каждая команда должна заранее подготовить какое- нибудь короткое выступление- спеть 1-2 куплета из песни военных лет, станцевать. Максимальная оценка конкурса- 5 баллов.)
1 команда – песня «Катюша», 3 куплета
2 команда – песня «Три танкиста», 3 куплета
Конкурс 5. «В рифму что- нибудь про нас…»
( Команды должны вставить пропущенные слова. За каждый верный ответ команда получает 1 балл).
Конкурс 6. «Вечная память герою…»
Конкурс на лучший проект памятника Василию Тёркину в п. Ургакш (п.Советский, г.Йошкар-Ола): рисунок и его защита. Каждой команде предстоит защита проекта памятника литературному герою Василию Тёркину. Задание творческое, максимальный балл – 5.
Жюри подводит итоги.

Домашнее задание: учитель демонстрирует фото памятника, на котором видим Твардовского, самого поэта, и его героя, Василия Тёркина, сидящих на бревне и мирно беседующих о чём-то. Ученикам предлагается выполнить творческое задание, предположив и записав их примерный диалог: о чём они могли беседовать? О чём рассказывали друг другу?
На память участникам игры и гостям вручаются календарики с символикой урока («Василий Тёркин», книга про бойца).
Награждение победителей.
Вопросы про запас (пока жюри подводит итоги).
1. Какой подзаголовок имеет поэма «Василий Тёркин»? («Книга про бойца»)
2. О чём идёт речь? «Гладкий, круглый, тупоносый,// И над ним сырой дымок», «Вот такой дурак слепой// Неизвестного калибра - // С поросёнка на убой». (Снаряд.)
3. О ком говорил Тёркин: «Прогоните эту бабу, // Я солдат ещё живой»? (О смерти.)
4. Кто это?
Сытый, бритый, береженый,
Дармовым добром кормлённый,
На войне, в чужой земле
Отоспавшийся в тепле. (немец)
5. Продолжите крылатые строки поэмы:
«Бой идёт не ради славы- …» («…Ради жизни на земле».)
7. Как должен кушать солдат при отступлении и при наступлении? (В отступленье – ешь ты вдоволь, в наступленье – натощак).
8. Сколько весил В.Тёркин? (Голосует: «Подвези». И, четыре пуда грузу добавляя по пути, через борт ввалился в кузов).
9. Ну, солдат, пойдём со мной. Я теперь твоя подруга. Кто эта подруга? (Смерть).
10. В каких войсках служил В.Тёркин? (В пехоте).
11. Закончи фразу: «Страшный бой идёт, кровавый, смертный бой не ради славы, ради … («жизни на земле»).
12. На войне ни дня, ни часа не живёт солдат без чего? (без приказа)
13. Сколько минут мечтает отдохнуть, поспать без перины и подушки солдат? (минут 600)
14. Чтоб в котле стоял он по команде «смирно». Кто он? (Пусть и впредь готовит так, заправляя жирно, чтоб в котле стоял черпак по команде «смирно»).
15. Как называлась самодельная папиросина на войне? (Козья ножка)
16. На каком языке в Европе русским солдатам говорили спасибо? (на русском)
ПРИЛОЖЕНИЕ1
ЧАСТУШКИ
Лезут к нам в страну бандиты
Бешеной оравою.
Будут все они разбиты-
Наше дело правое!

Чёрна туча, чёрна туча,
Гитлер с Запада идёт,
Наша армия могуча
Эту тучу разобьёт.

Пусть фашисты не грозятся,
Силою не хвалятся!
Наша армия сильна,
С ними она справится!

Ты не думай, враг коварный,
Солнца свет не погасить.
И могучей силы русской
Никогда не победить!

До свиданья, лес и горы,
До свиданья, бережок.
Очищать от фрицев землю
Буду вдоль и поперёк!
А я выйду на бугор
Радио послушаю,
Как мой милый на войне
Бьёт врага « Катюшею».

А мой миленький воюет
С гадиной фашистскою.
Я за милого в колхозе
Стану трактористкою.

На горе стоит берёза,
Под берёзой – танки.
Мой милёнок – партизан,
А я – партизанка.

Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут,
Скоро русские машины
По Берлину побегут!

Мой милёнок в небеса
Больше не взмывается.
Он фашистов разбомбил-
Ко мне возвращается!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы для 8 класса. "Одиночество" по рассказу Паустовского «Телеграмма» Внеклассное мероприятие «Умники и умницы» по пьесе Гоголя «Ревизор», 8 класс
Конспект урока русского языка, 6 класс. Разряды количественных числительных
Опубликовано: 287 дней назад (8 декабря 2017)
Просмотров: 1711
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!