Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Статья по коррекционной педагогике «Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Автор: Пригорнева Татьяна Александровна, учитель начальных классов ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г.Валуйки.Описание материала: Данный материал будет полезен педагогам, обучающим учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах по адаптированной программе, разработанной на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. - М.:, Просвещение, 2013 г.
В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме формирования культуры общения младших школьников. Существуют вполне объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося общества. В новых условиях появились реальные возможности, а главное, потребности в формировании людей нового типа свободных, думающих, предприимчивых. Кроме того, культура общения выступает составной частью общей культуры человека, во все времена высоко ценилась в обществе и считалась показателем интеллигентности и образованности. Поэтому коммуникативную культуру необходимо рассматривать как неотъемлемую часть общекультурной компетенции младшего школьника. Формирование коммуникативных умений у младших школьников – одна из важнейших проблем современного образования. В современной методике сегодня широко используется термин «коммуникативная компетентность», т.е. индивидуальная способность человека организовать свою речевую деятельность, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения. Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности.
Речь - это средство интеллектуального развития человека, его успешной адаптации и социализации, поэтому важнейшим аспектом психического развития детей является их речевая деятельность. Как показывают результаты исследований психологов, дидактов, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются несформированность речевой культуры, коммуникативных навыков, что нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом и влияют на общекультурный уровень их развития, на успехи в учении в целом.
Культура общения (коммуникативная культура) представляет собой совокупность личностных коммуникативных качеств и коммуникативных умений, которая характеризуется наличием коммуникативного идеала, знанием норм и правил общения, ценностным отношением к людям, знанием собственных коммуникативных качеств и умением владеть ситуацией, в которой происходит акт коммуникации.
Кроме того, культура общения предполагает формирование навыков речевого этикета. Она обогащает речь человека такими словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении людей (формы приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.д.).
Культурно-этическое воспитание детей предусматривает собой процесс развития коммуникативных способностей ребенка, что, в свою очередь, предполагает его способность в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, т.е. уметь говорить и слушать.
Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного понимания. Чем раньше начнется эстетическое воспитание ребенка, тем больше возможностей будет для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
В нашем классе 12 учащихся. В 1 классе в начале учебного года (в пропедевтический период) я поставила следующие задачи : выявить особенности общего и речевого развития каждого ребёнка (т.е. проанализировать индивидуальное особенности), подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма, привить интерес к обучению. Было выявлено, что в основном у всех учащихся нашего класса к моменту поступления в школу недостаточно языковых средств общения для приобретения новых знаний, умений и навыков, понимают они в основном обиходную речь, не выходящую за рамки их небогатого жизненного опыта, словарь беден, а у отдельных учащихся в активном словаре (П М., Ш Д.,) не было даже самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей их обстановке, у Д. Ф., П. А. много диалектных слов и другие дети не могли их понять. Дети не могли правильно строить предложения, не владели элементарными навыками связной речи. Учащиеся Ш.Д., П.М., П.Д., Д.Ф. стали посещать занятия логопеда.
Главной задачей моей работы стало развитие речевой деятельности младших школьников, формирование коммуникативных навыков.
На всех уроках, а особенно на уроках письма, чтения и развития речи формировала у учащихся фонематический слух, закладывала основы их грамотной устной и письменной речи. Умение слышать звук, фиксировать место его нахождения, четко его произносить, правильно знаково фиксируя его на письме, грамотно строить предложения, вступать в диалог с учителем и детьми, умело отвечать на поставленные учителем учебные вопросы, понимать и принимать учебную задачу — это работа, которую я ежедневно проводила. Я формировала основу, которая определяла речевую культуру ребенка и успешность его обучения по всем предметам. Мою работу на уроках продолжали воспитатели во вторую половину дня. Эта работа очень важная, кропотливая, трудная, которую продолжаем 4 год.
Работу по формированию коммуникативных навыков спланировала и осуществляю по таким направлениям:
1. Работа над развитием речевого аппарата.
2. Уточнение и обогащение словарного запаса.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Работа над связной речью.
5. Введение в активный словарь детей достаточного количества этических формул и клише.
6. Формирование умения выбрать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
7. Освоение ребенком собственно речевых норм в единстве с изучением общих правил культурного поведения.
8. Формирование способности эффективно осуществлять деятельность, т.е. уметь говорить и слушать других.
Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирована моя работа как учителя и классного руководителя. Формы работы: урок, диалог, классные часы, познавательные беседы, рассказы, чтение и обсуждение книг, инсценирования, практические занятия, игра и т. д. Такой подход отражает связь усвоения этических формул и других норм поведения с типичными ситуациями важными для младшего школьника.
Работа по формированию коммуникативных навыков связана с развитием самооценки. Самооценка — это осознание собственной ценности и самоидентичности, оценка своих возможностей, качеств личности, своего места среди других. Она регулирует поведение личности в конкретных ситуациях (может быть адекватная, завышенная, заниженная). Самооценка также неразрывно связана с самовосприятием — личностным определением образа «Я»:
• наличное «Я» (каким я себя воспринимаю);
• желаемое «Я» (каким бы я хотел стать);
• представляемое «Я» (каким меня видят другие).
Самовосприятие осуществляется через восприятие своего внешнего вида, собственных норм и ценностей, результатов собственной деятельности, соотнесение себя с другими и восприятие себя окружающими. Адекватная самооценка помогает добиваться значительных успехов в общении с другими. Многие дети не знали как нужно знакомиться друг с другом, как представить себя. Я проводила такие беседы и практические упражнения: «Давайте познакомимся», «Этическая грамматика», «Здравствуй, друг!», «Нет ничего слаще, чем звук имени своего», «Кто такой «Я»?». Неадекватные формы знакомства у нас проявлял П. Д., которые были обусловлены семейным воспитанием( ему хотелось общаться и он привлекал внимание детей своеобразно, а в 3 классе новый ученик В. И., который считал необходимым сначала показать свою силу, а потом знакомиться изменения)
Знакомила детей с правилами речевого этикета. Этикет определяет формы, технику общения в разных жизненных ситуациях. Культурный, воспитанный человек владеет такими качествами, как приветливость, добросердечность, учтивость, уважительное отношение к людям. Поэтому важно знакомство детей с простейшими правилами общения (вежливое обращение, употребление в речи выражений приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения, умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего, умение воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов). Проводила такие занятия: «Живут на белом свете волшебные слова», «Такое простое слово «здравствуйте», «Как это бывает в разных странах», «До свидания», «Извините, спасибо, пожалуйста», «Привет, привет. Пока, пока. Я очень видеть рад тебя». (П. Д. – не пользовался вежливыми словами, затем изменился; Ш. Д. – он говорил вежливые слова всем и по несколько раз в день).
Знакомила учащихся с нормами поведения в общественных местах (школа, магазин, общественный транспорт, кино и т. д.). Человек больше всего контактов с другими людьми имеет на улице, в городском транспорте, в магазинах и т.д., поэтому правила поведения в общественных местах являются в нашей жизни основополагающими. Правила поведения в общественных местах лишь конкретизируют общие требования культуры поведения и отношений. Важно, чтобы каждый ребенок стремился соблюдать эти правила, способствуя тем самым созданию в нашем обществе атмосферы благожелательности и взаимного уважения. Много бесед, практических занятий было проведено на темы: « Поведение на уроке», «Поведение в школе», «Поведение в магазине», «Поведение в общественном транспорте». В 1 классе трудно было научить организованно приветствовать входящих в класс взрослых( нужно было подойти, рассмотреть и что-то очень важное рассказать про одноклассников Ш. Д., Г. И.)
На уроках развития речи и классных часах проводила практические занятия(сценки, диалоги, тетрализация) по темам: «Мы в гостях», « У нас гости», «У тебя в гостях Вини – Пух»», «Прощание с гостем», «Игра в гости», «У нас сегодня праздник».
Все педагоги нашей школы знают, что в формировании коммуникативных навыков детей большую роль играет социум семьи «Скажи мне что-нибудь, и я скажу, кто ты» (культура речевого общения). Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. В школе мы проводим вот такую работу, а дома другая коммуникативная культура. ( П. Д., В. И., П. Д., П. М.)
Правила поведения и общения с окружающими усваиваются школьниками в различных ситуациях (разговор с младшим, разговор с незнакомым на улице, вежливое обращение к старшим). Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу, самому активнее вступать в контакты с окружающими.
Работа проведена большая. Положительная динамика наблюдается в овладении коммуникативными навыками. За 4 года обучения в школе дети овладели достаточно развернутой речью и приобрели сформированные речевые средства (произношение, словарный запас, грамматический строй). В активном словаре детей достаточное количество этических формул и клише; сформированы умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь), усвоены детьми основные речевые нормы в единстве с изучением общих правил культурного поведения, учащиеся овладели умением говорить и слушать других. Положительная динамика формирования коммуникативных навыков учащихся нашего класса отражена в картах развития детей, в диагностике уровня воспитанности учащихся.
Литература.
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред.К.С.Лебединской. - М, 1982.
2. Боровикова О.Н., Боярская Л.Б. Неполноценным детям полноценную школьную жизнь // Советская педагогика. - 1992. - № 12.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. -М., 1973.
4. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С.Ляпидевского и В.И.Селиверстова. -М., 1986.
5. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. -М.,1991.
6. Иваненко С. Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников// Дефектология. — 1984. №1- с.52-55
7. Каше Г. А. Логопедическая работа в 1 классе вспомогательной школы. -М., 1985.
8. Лалаева Р. И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной
школы.-М., 1988.
9. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. -М., 1983.
10. Лапшин В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. -М., 1990.
11. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М., 2008.
12. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. -М., 1977.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование математических знаний у младших школьников коррекционной школы VIII вида Дифференциация и индивидуализация обучения детей с ОВЗ в начальной школе как средство эффективности Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с ОВ Подготовка и проведение праздников для младших школьников с нарушениями слуха← Формирование математических знаний у младших школьников коррекционной школы VIII вида | Дифференциация и индивидуализация обучения детей с ОВЗ в начальной школе как средство эффективности развития их потенциала →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!