Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Литературная игра по сказкам Андерсена для 5 классов с ответами

Сценарий интеллектуальной игры по сказкам Х.-К. Андерсена для школьников 5 классов
В ходе подготовки к игре учитель дает детям опережающее задание: перечитать наиболее известные сказки Андерсена, подобрать эпизоды для инсценирования, нарисовать иллюстрации к любимым сказкам. Необходимо разделить класс на 2 команды, выбрать капитанов, сформировать «актерские» группы для подготовки инсценировок. Остальное зависит от самих ребят: и от знания ими текста, и от их находчивости, сообразительности, эрудиции.
Наличие умело сделанной презентации «расцветит» мероприятие новыми красками.
Ведущий. Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного датского сказочника Х.-К. Андерсена. «Дюймовочка» и «Огниво», «Принцесса на горошине» и «Гадкий утенок», «Соловей» и «Калоши счастья» - кто не читал этих «историй»? Волшебный мир андерсеновских сказок покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью.

В предисловии к сборнику «Новые сказки» Андерсен устами одной из своих героинь - Бузинной матушки - замечает: «Из действительности-то и вырастают чудеснейшие сказки!»
«Нет сказок лучше тех, которые рассказывает сама жизнь», - утверждал великий сказочник. Поэтому сегодняшний турнир называется «Сказки нашей жизни».
Ход игры
I. КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «СКАЗОЧНАЯ АЗБУКА».
Командам вручаются пакеты с набором букв. Ребята должны, используя все находящиеся в их распоряжении буквы, постараться сложить слово - название одной из сказок.
В случае успешного выполнения задания команда получает 1 балл.
Задние команде 1: «Русалочка».
Задание команде 2: «Дюймовочка».
II. ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ «ВЫБЕРИ МЕНЯ».
Соревнующимся предлагается выполнить несколько тестовых заданий. Игроки должны выбрать правильный вариант ответа из трех представленных на слайдах презентации или на бумажном носителе (карточках). Максимальное количество баллов, которое можно заработать в ходе данного конкурса, - 3 (за верный ответ начисляется 1 балл).
Задание команде 1.
1. Среди данных словосочетаний найдите название сказки Андерсена:
а) сундук-самолет; б) комод-скороход; в) буфет-паровоз. (Правильный ответ - а.)
2. Среди данных словосочетаний найдите название сказки Андерсена:
а) калоши счастья; б) сапоги удачи; в) валенки здоровья. (Правильный ответ - а.)
3. Среди данных словосочетаний найдите название сказки Андерсена:
а) противный мышонок; б) гадкий утенок; в) отважный пингвиненок. (Правильный ответ - б.)
Задание команде 2.
1. Среди данных словосочетаний найдите название сказки Андерсена:
а) вязальные спицы; б) штопальная игла; в) ткацкий станок. (Правильный ответ - б.)
2. Среди данных слов найдите название сказки Андерсена: а) свинопас; б) птицелов; в) зверобой. (Правильный ответ - а.)
3. Какого растительного компонента не было в названиях сказок Андерсена?
а) лен; б) бузина; в) облепиха. (Правильный ответ - в.)
III. ВИКТОРИНА «В КАКОЙ СКАЗКЕ ГОВОРИТСЯ...».
Конкурс проводится в форме викторины. Ведущий по очереди задает вопросы командам. Немного посовещавшись, ребята должны ответить. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. От учащихся требуется не столько знание собственно текста (ибо сюжетные ситуации сказок, о которых идет речь ниже, известны практически всем), сколько находчивость, смекалка, чувство юмора.
Вопросы команде 1.
1. В какой сказке говорится о весьма плодотворном методе тестирования с целью выявления принадлежности к королевской фамилии? («Принцесса на горошине».)
2. В какой сказке описан небывалый круиз, совершенный главным героем и включавший в себя не запланированное программой круиза пребывание в желудке у рыбы? («Стойкий оловянный солдатик».)
Вопросы команде 2.
1. В какой сказке говорится про уникальную пластическую операцию, проведенную лицом без медицинского образования обитательнице морских глубин, в результате которой последняя лишилась хвоста, зато обрела на редкость стройные ноги? («Русалочка».)
2. В какой сказке описана редчайшая порода сторожевых собак устрашающих размеров «с глазами, как чайные чашки» и «с глазами, как мельничные колеса»? («Огниво».)
IV. КОНКУРС «КТО ЕСТЬ КТО?».
В ходе конкурса ведущий последовательно, в виде тезисов, сообщает некоторые сведения о герое. Ребятам предоставляется возможность угадать героя с трех попыток. Если представители команд смогут назвать персонажа сразу же, едва ведущий выдвинет первый тезис, они принесут своему коллективу максимальное количество баллов - 3. В случае если «знатоки» дадут правильный ответ со второй или третьей попытки, командный счет пополняется соответственно либо двумя, либо только одним баллом.
Задание команде 1.
• Этот герой:
1) имеет родного брата, которого люди называют смертью;
2) посещает детей каждый вечер;
3) способен управлять сновидениями с помощью нехитрых приспособлений, обычно используемых для защиты от солнца и дождя. (Оле-Лукойе из одноименной сказки.)
• Эта героиня:
1) «стала первой красавицей при дворе, но оставалась... немой»;
2) обладала «плавной, скользящей походкой», но ступала она «как по лезвию ножа», каждый шаг причинял ей невыносимую боль;
3) мечтала обрести бессмертную душу, как у людей, но обратилась в морскую пену. (Русалочка, главная героиня одноименной сказки.)
• Эта героиня:
1) появилась на свет из ячменного зерна;
2) удостоилась разноречивых отзывов о своей внешности:
«- У нее только две ножки! - говорили одни.
- У нее даже нет усиков, - сказали другие»;
3) была ростом всего в дюйм, поэтому ее и прозвали... (Дюймовочка, героиня одноименной сказки.)
• Эта героиня:
1) была обезображена мачехой с помощью сока грецкого ореха;
2) привела в восторг принца: «Если ты так добра, как хороша, я наряжу тебя в шелк и бархат»;
3) вынуждена была заниматься странным рукоделием: плести мужские рубашки из крапивы. (Элиза. «Дикие лебеди».)
Задание команде 2.
• Эти герои:
1) лишь раз в год возвращались на родину всего на одиннадцать дней;
2) колдовскими чарами были лишены человеческого облика;
3) освободились от злого заклятья с помощью одежды, изготовленной из стеблей жгучего растения руками близкого им человека. (Братья Элизы. «Дикие лебеди».)
• Эти герои:
1) затеяли мошенничество, сделав ставку на то, что никто не хочет выглядеть глупцом;
2) блефовали перед главой государства;
3) не учли того, что устами младенца глаголет истина, и были разоблачены. (Мошенники. «Новое платье короля».)
• Эти герои:
1) «были отличной парочкой, оба молоды... и оба одинаково хрупки»;
2) считали звезды, сидя на краю печной трубы, «очень устали и было от чего!»;
3) «оба из фарфора», «любили друг друга, пока не разбились». (Пастушка и трубочист, герои одноименной сказки.)
• Этот герой:
1) инвалид с рождения; не повезло ему и впоследствии: он выпал с третьего этажа дома;
2) влюбился в картонную танцовщицу, но не отважился признаться в любви;
3) во всех жизненных испытаниях «держался стойко, как и полагается настоящему солдату: ружье на плече, голова прямо, грудь вперед». (Стойкий оловянный солдатик, герой одноименной сказки.)
V. КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЧТО ТАКОЕ ПЕРЕД НАМИ»?
Ведущий вручает состязающимся сторонам предметы и просит рассказать, какие «истории» связаны с этими предметами.
Команда 1 получает коробку со спичками и швейную иглу, команда 2 - гусиное перо, чернильницу и... каплю воды. Далее ребята пересказывают содержание следующих сказок: представитель команды 1 - «Девочка со спичками» и «Штопальная игла»; представитель команды 2 - «Капля воды», «Перо и чернильница». За выполнение задания можно заработать, в зависимости от качества пересказа, от 1 до 3 баллов.
VI. КОНКУРС «МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ».
Ведущий. Русская пословица гласит: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». А мы с вами попробуем «поймать» слово и даже определить, из чьих уст оно «вылетело».
Условия игры. «Комплект» афоризмов для каждой команды записывается на карточках. Задача игроков - вставить ключевое слово в предложенное высказывание либо продолжить фразу. Также игроки должны определить, герою какой сказки принадлежит данное высказывание. Игроки читают содержимое карточек вслух и после небольшого обдумывания дают ответы. Каждый правильный ответ приносит игрокам 0,5 балла.
Задание команде 1.
1. Вставьте ключевое слово и укажите, кому принадлежит высказывание: «О, что значит телесная боль в сравнении с печалью, терзающей [?]!» (Сердце. Элиза. «Дикие лебеди».)
2. Продолжите фразу и укажите, кому принадлежит высказывание: «Чтобы быть счастливым, надо просто...» («...Быть довольным своей судьбой, и все!» Принцесса. «Талисман».)
Задание команде 2.
1. Вставьте ключевое слово и укажите, кому принадлежит высказывание: «В вашем собственном [?] отыскали вы истинный талисман». (Сердце. Мудрец. «Талисман».)
2. Продолжите фразу и укажите, кому принадлежит высказывание: «Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть...». («...В нас». Розовый куст. «Улитка и розовый куст».)
VII. ВИКТОРИНА «СКАЗОЧНЫЙ БУКЕТ».
На слайде презентации (плакате, стенде, доске) представлены изображения цветов. Отвечая на вопросы ведущего, обучающиеся должны выбрать нужное наименование из предложенного ряда. «Стоимость» правильного ответа - 1 балл.
Изобразительный ряд: 1) ромашка; 2) роза; 3) тюльпан; 4) сирень; 5) подснежник.
Вопросы команде 1.
1. В каком цветке появилась на свет Дюймовочка? (Тюльпан.)
2. Какой цветок больше всего любил жаворонок в одной из сказок? (Ромашка.)
Вопросы команде 2.
1. Какими цветами покрылись поленья костра, на котором собирались сжечь Элизу? (Розами.)
2. Какой цветок был засушен на память о том, что соединил сердца влюбленных? (Подснежник.)
VIII. КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ».
Задание, адресованное школьникам в этом конкурсе, аналогично предыдущему. На слайде презентации (плакате, стенде, доске) представлено несколько картинок. Отвечая на вопросы ведущего, обучающиеся должны выбрать нужную из предложенного ряда. «Стоимость» правильного ответа - 1 балл.
Задание команде 1.
Изобразительный ряд: 1) ласточка; 2) соловей; 3) петух; 4) лебедь; 5) попугай.
Вопросы:
1. Какая птица рассказала сказочнику историю Дюймовочки? (Ласточка.)
2. Кто был «посмешищем птичьего двора», а потом стал «прекраснейшим между прекрасными»? (Гядкий утенок-лебедь.)
3. Какая птица спасла жизнь китайскому императору? (Соловей.)
Задание команде 2.
Изобразительный ряд: 1) черепаха; 2) крыса; 3) улитка; 4) еж; 5) заяц.
Вопросы:
1. «В эту минуту из-под моста выскочила [кто?]. — Паспорт есть? - спросила она». Кто требовал у солдатика паспорт? (Крыса.)
2. Какое животное стало победителем конкурса в сказке «Скороходы»? (Заяц.)
3. Кого розовый куст признал «глубокомыслящей высокоодаренной натурой»? (Улитка.)
IX. КРОССВОРД «ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА».
Ведущий предлагает участникам турнира разгадать кроссворд. Команды получают листы с одинаковым заданием, на выполнение которого отводится не более 5 минут. Затем соревнующиеся сдают листы ведущему, осуществляющему судейство в зависимости от того, сколько строк удалось заполнить командам в течение отведенного времени. За каждую заполненную строку целесообразно присуждать 1 балл. Выделенное слово колонки по вертикали облегчает пятиклассникам выполнение задания.
По горизонтали:
1. Материал, из которого был выстроен дворец китайского императора в сказке «Соловей».
2. Старинное устройство для освещения городских улиц, ставшее главным героем сказочной истории.
3. Необычное транспортное средство, которым однажды воспользовался купеческий сын.
4. Человеческое отражение, получившее самостоятельность и ставшее влиятельным лицом.
5. Животное отряда насекомоядных, за которое хотели выдать замуж Дюймовочку.
6. Количество дней, в продолжение которых Оле-Лукойе рассказывал сказки мальчику Яльмару.
7. Один из источников информации, откуда автор, по его признанию, иногда черпал материал для своих сказочных историй.
8. То, что ведьма просила солдата достать из дупла, помимо огнива.

(Ответы: 1. Фарфор. 2. Фонарь. 3. Сундук. 4. Тень. 5. Крот. 6. Семь. 7. Газеты. 8. Деньги.)
X. КОНКУРС «МЫ К ВАМ ПРИЕХАЛИ НА БАЛ...».
На заключительном этапе соревнований ребят ожидает встреча с «ожившими» андерсеновскими героями. Каждая команда для участия в конкурсе направляет 1—2 человек. Учащиеся, одетые в костюмы, рассказывают о тех персонажах, которых они изображают, от их лица. Задача соперников - узнать этих персонажей.
Выступление представителя команды 1.
Однажды вечером я сидел на своем балконе. В комнате горела свечка, и вполне естественно, что тень расположилась на стене противоположного дома.
- Ишь, как славно уселась! - сказал я своей тени. - А дверь-то отворена. Вот бы тени догадаться войти в соседний дом, все высмотреть, потом вернуться и рассказать мне обо всем! Ну-с, не угодно ли пойти туда? - я кивнул своей тени, и она ответила мне кивком. - Ну и ступай! Только смотри не пропади там!
Конечно же, это была шутка. Но каково было мое удивление, когда утром, отправляясь в кондитерскую пить кофе, я обнаружил, что у меня нет тени. Значит, она в самом деле ушла вчера вечером и не вернулась? Вот какая неприятная история. (Герой сказки «Тень».)
Выступление представительницы команды 2.
- Я повелительница ледников. Я живу высоко в горах в чудесном хрустальном дворце. Гирлянды фантастических ледяных кристаллов свисают с высоты. Вместе с моим единственным другом Ветром я ношусь по снежным равнинам. Иногда я люблю посидеть на мягкой снеговой перине и понаблюдать за жизнью внизу, в долине.
Смешные эти люди! Точно муравьи, снуют туда-сюда. Умники! Еще хотят властвовать над природой! Не понимают, что власть природы превыше их власти. Захочу: прокатится снежная лавина и сокрушит города и дома! (Ледяная дева, героиня одноименной сказки.)
XI. «ТЕАТР СКАЗОК».
В финале турнира команды представляют предварительно подготовленные мини-спектакли. Соперники же должны догадаться, какие сказки послужили материалом для постановок.
Инсценировать можно, например, эпизоды, когда королевская дочка из сказки «Дурень Ганс» принимает во дворце «кандидатов» в женихи; как принцесса из «Свинопаса» торгуется с принцем, принявшим обличье пастуха, за право обладания очередной «диковинкой»; интересным может получиться диалог вещей из сказки «Пастушка и трубочист». Роли все характерные, и представление будет ярким, зрелищным. Игроки каждой из команд выберут тот фрагмент, который больше всего придется им по душе. Конкурс оценивается по пятибалльной системе.
По окончании турнира подводятся итоги, награждаются победители игры.
XII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Ведущий. Великий сказочник подарил миру множество чудесных произведений. Много лет прошло после его смерти, а мы все слышим его живой голос. Сказки Андерсена учат уважать честных, трудолюбивых, бескорыстных и мужественных людей, горячо любить настоящую красоту. Хочется надеяться, что, прочитав андерсеновские «истории», люди станут добрее и мудрее.

Рекомендуем посмотреть:

Литературная игра по комедии Фонвизина «Недоросль», 7 класс с ответами Литературная игра по произведению Пушкина «Дубровский» Литературная игра по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Литературная викторина для старшеклассников с ответами

Похожие статьи:

Литературные викторины для школьников с ответами, 7 класс

Сценарий поэтической игры для школьников 5-7 класса

Викторины по произведениям Джека Лондона с ответами

Литературная викторина по произведениям Сотника с ответами

Литературная игра для школьников по книге Дюма «Три мушкетера»

Интеллектуальная игра по русскому языку, 9 класс | Литературная игра по комедии Фонвизина «Недоросль», 7 класс с ответами
Опубликовано: 27 дней назад (27 августа 2021)
Просмотров: 199
+4
Голосов: 4
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!