Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Литературная игра по комедии Фонвизина «Недоросль», 7 класс с ответами

Сценарий интеллектуальной игры по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Сценарий построен на материале комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
В состязаниях принимают участие три команды, сформированные учителем перед началом игры. Оценку деятельности школьников осуществляет педагог. Он же выступает в роли ведущего. Для облегчения подсчета очков целесообразно использовать специально изготовленные заранее картонные жетоны. Жетоны в ходе игры вручает соревнующимся помощник ведущего.
Интеллектуальный турнир состоит из разнообразных конкурсов. В ходе состязаний школьникам предлагается выполнить индивидуальные и групповые задания контролирующего, обучающего и творческого характера. Одни конкурсные задания (тесты, викторины) обсуждаются коллективно всей командой), другие носят индивидуальный характер, для подготовки и выполнения третьих создаются творческие группы.
Ведущий. Комедия «Недоросль» принадлежит к числу тех произведений, которые, по словам В. Г. Белинского, являются «мастерскими сатирами на современное общество». «Бесподобным зеркалом» позднее назвал комедию В. Ключевский: «Фонвизину в ней как-то удалось стать прямо перед русской действительностью, взглянуть на нее просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооруженными никаким стеклом, взглядом, не преломленным никакими точками зрения, и воспроизвести ее с безотчетностью художественного понимания». Ключевский отмечал, что «Фонвизин взял героев Недоросля прямо из житейского омута». А нам сегодня предстоит перелистать страницы произведения и еще раз убедиться в справедливости этой высокой оценки.
Ход игры
I. КОНКУРС «КТО ЕСТЬ КТО?».
Ведущий. Персонажей «Недоросля» В. Г Белинский разделил на две категории: «дураков и умных». «...А главное, - писал критик, - из карикатурных образов этих... выглядывает смеющаяся фигура самого автора». В ходе конкурса в центре нашего внимания будут различные персонажи комедии - не только отрицательные, но и положительные.
Условия игры. Ведущий последовательно, в три этапа, сообщает сведения о том или ином персонаже произведения. Старания участников состязаний направлены на то, чтобы как можно быстрее угадать, кого из героев имеет в виду ведущий. Если учащиеся смогут назвать этого героя сразу же, едва поступила первоначальная информация, команда получает 3 балла. В случае если персонаж угадывается со второй либо с третьей попытки, на командный счет поступают соответственно 2 балла или только 1 балл.
Задание команде 1.
• Этот герой:
1) по его собственным словам, мог «служить примером того, что трудами и честностию состояние свое сделать можно»;
2) отличался невероятным прямодушием: «от роду язык его не говорил да, когда душа его говорила нет»;
3) вполне искренно именовал себя «другом честных людей». (Стародум.)
• Этот герой:
1) признавался, что «без вины виноват»;
2) если верить его супруге, «иногда выпуча глаза стоит битый час как вкопанный»;
3) по словам супруги, «весь век... ходи[т], развеся уши». (Простаков.)
• Этот герой:
1) «умел мастерски оброки собирать»;
2) заявлял, что «никогда не думает», и другим думать не советовал;
3) мечтал выкупить «всех свиней со бела света». (Скотинин.)
• Эта героиня:
1) была «мастерица толковать указы»;
2) по меркантильным соображениям «из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низости»;
3) «госпожа бесчеловечная, которой злонравие... терпимо быть не может». (Простакова.)
Задание команде 2.
• Этот герой:
1) в молодости «служивал в армии и отставлен капралом»;
2) признавался, что «отроду ничего не читывал»;
3) по собственному признанию, однажды ездил ни по что, привез ничего. (Скотинин.)
• Эта героиня:
1) утверждала, что «не так воспитана», чтобы самой читать полученные письма;
2) давала обещание дойти пешком до Киева во имя здоровья совершенно чужого человека;
3) «презлая фурия, которой адский нрав делает несчастие целого дома». (Простакова.)
• Эта героиня:
1) находилась «в тех летах, в которые душа наслаждаться хочет всем бытием своим, разум хочет знать, а сердце чувствовать»;
2) намеревалась употребить все старание, дабы «заслужить доброе мнение людей достойных»;
3) соединяла в себе, по словам Стародума, «обоих полов совершенства», имея «все приятности своего пола». (Софья.)
• Этот герой:
1) утверждал, что никогда не читает писем «без позволения тех, к кому они писаны»;
2) «счастлив... будучи в состоянии облегчить судьбу несчастных»;
3) имел повеление наместника объехать округ и выявить злоупотребления со стороны помещиков. (Правдин.)
Задание команде 3.
• Эта героиня:
1) по мнению Стародума, «и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь»;
2) рассказывала, что ее отец умер от голода, «лежа на сундуке с деньгами»;
3) заявляла: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь». (Простакова.)
• Этот герой:
1) гордился тем, что в его роду все невероятно «крепколобы»;
2) был уверен, что «дворянин волен поколотить слугу, когда захочет»;
3) чуть не подрался с племянником, а сестру грозился «зашвырнуть так, что целой деревней не сыщут». (Скотинин.)
• Этот герой:
1) получил «воспитание... по тому веку наилучшее»;
2) служил, но «отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да... принес домой неповрежденно... душу... честь... правила»;
3) «решился... удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть». (Стародум.)
• Этот герой:
1) «сызмала к историям охотник»;
2) «весь в дядю», «так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости»;
3) «хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени своего совершенства и дале не пойдет». (Митрофан.)
II. БЛИЦТУРНИР.
Ведущий «по кругу» в устной форме задает вопросы командам. Соревнующиеся стороны должны давать ответы сразу, без какого бы то ни было обдумывания. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
1. Кто ИЗ персонажей комедии «ходил до риторики, да... назад воротился»? (Кутейкин.)
2. Кто из героев произведения за верную службу получал «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день»? (Еремеевна.)
3. Кто из «внесценических лиц» комедии служил «живым учебником» истории для Митрофана? (Скотница Хавронья.)
III. КОНКУРС «БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ».
Ведущий. Ошибка красна поправкой. Умел ошибиться - умей и поправиться. Ошибка учит людей уму-разуму. Так говорят русские пословицы.
Условия игры. Вниманию игроков предлагается заранее подготовленная инсценировка. Если нет возможности и желания делать инсценировку, можно раздать командам нижеприведенный текст и попросить осуществить ролевое чтение. В ролевом чтении участвуют три человека - по одному игроку от каждой команды. Роли распределяются путем жеребьевки.
В тексте комедии намеренно допущены 3 ошибки. Задача команд - найти эти фактические ошибки и дать правильные ответы. За каждую найденную ошибку присуждается 0,5 балла.
Далее следует инсценировка или ролевое чтение.
Задание командам (текст комедии сокращен).
Найдите 3 фактические ошибки, допущенные намеренно.
Г-жа Простакова. Друг мой, ты хоть для виду поучись.
Митрофан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там женишься.
Митрофан. Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня ж быть сговору.
Г-жа Простакова. Придет час воли Божией!
Митрофан. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу лениться!
Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было б куды класть.
Митрофан. Ну! Давай доску, архимедова крыса! Задавай, что писать.
Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.
Г-жа Простакова. Ах, господи боже мой! Уж ребенок не смей и избранить Пафнутьича!
Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся.
Цыфиркин. Все зады, ваше благородие. Ведь с задами-то век назади останешься.
Г-жа Простакова. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!
Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое...
Митрофан. Тыщу баксов!
Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан. Единожды три - три. Единожды нуль - нуль. Единожды нуль - нуль.
Г-жа Простакова. Что, что, до дележа?
Митрофан. Вишь, все баксы, что нашли, троим разделить.
Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердешный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
(Ошибки: 1) «Не хочу учиться, хочу лениться!» 2) «Тыщу баксов!» 3) «Архимедова крыса».
Правильные ответы: 1) «Не хочу учиться, хочу жениться!» 2) «Триста рублей!» 3) «Гарнизонная крыса». (Цыфиркин - бывший сержант.)
IV. КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ...».
Ведущий. Персонажи комедии «Недоросль» говорят сочным, афористичным языком. Немало мудрых, поучительных изречений принадлежит положительным героям.
Условия игры. На слайдах презентации представлены высказывания действующих лиц. Игроки должны сказать, какие ключевые слова надо вставить в эти высказывания, а также определить, кому принадлежат афоризмы.
Задание команде 1.
1. «...Главная цель всех знаний человеческих - [?]». (Благонравие. Стародум.)
2. «[?] есть такое качество сердца, какое солдату велит иметь начальник, а офицеру честь». (Храбрость. Милон.)
Задание команде 2.
1. «Прямое достоинство в человеке есть [?]». (Душа. Прав- дин.)
2. «...[?], как друг, всегда остерегает прежде, нежели, как судья, наказывает». (Совесть. Стародум.)
Задание команде 3.
1. «[?] все заменяет, а [ее] ничто заменить не может». (Добродетель. Стародум.)
2. «Человеку нельзя быть [?]. Да не надобно быть и [?]». (Ангелом, чертом. Стародум.)
V. КОНКУРС «ЛИШНЕЕ ЗВЕНО».
Соревнующиеся получают карточки с записью высказываний, два из которых принадлежат одному и тому же персонажу произведения, а третье - совершенно другому. Суть задания заключается в том, чтобы обнаружить «лишнее» звено.
Задание команде 1.
Карточка 1.

1. «Я холопям потакать не намерена».
2. «Без наук люди живут и жили».
3. «При твоих глазах мои ничего не видят».
(Высказывания принадлежат Простаковой. «Лишнее» звено - высказывание № 3 - принадлежит Простакову.)
Карточка 2.
1. «Начинаются чины - перестает искренность».
2. «Глупому сыну не в помощь богатство».
3. «Несть греха в курении табака».
(Высказывания принадлежат Стародуму. «Лишнее» звено - высказывание № 3 - принадлежит Кутейкину.)
Задание команде 2.
Карточка 1.

1. «У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из нее гвоздем не выколотишь».
2. «Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам».
3. «Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно».
(Высказывания принадлежат Стародуму. «Лишнее» звено — высказывание № 1 - принадлежит Скотинину.)
Карточка 2.
1. «Достойный престола государь стремится возвысить своих подданных».
2. «Гораздо честнее быть без вины обойденну, нежели без заслуг пожалованну».
3. «Всякий женись на своей невесте».
(Высказывания принадлежат Стародуму. «Лишнее» звено — высказывание № 3 — принадлежит Скотинину.)
Задание команде 3.
Карточка 1.

1 «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
2. «Вижу, какая разница казаться счастливым и быть им действительно».
3. «В глазах мыслящих людей честный человек без большого чина - презнатная особа...»
(Высказывания принадлежат Стародуму. «Лишнее» звено — высказывание № 2 - принадлежит Софье.)
Карточка № 2.
1. «Наличные деньги - не наличные достоинства».
2. «Нельзя не любить правил добродетели. Они - способы к счастью».
3. «В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь».
(Высказывания принадлежат Стародуму. «Лишнее» звено - высказывание № 2 - принадлежит Софье.)
VI. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ «PERSONA GRATA».
Ведущий. Стародум - любимый герой Фонвизина, рупор авторских идей. Фонвизин даже написал «Письмо к Стародуму», в котором продолжал разговор, начатый в комедии, о многих важных вещах. Например, драматург так обращался к своему персонажу: «Я должен признаться, что за успех комедии моей “Недоросль” одолжен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софиею составил я целые явления, кои публика и доныне с удовольствием слушает...» Дамы и господа! Сегодня господин Стародум проводит пресс-конференцию и отвечает на любые вопросы.
Условия игры. Конкурс проходит в форме символической пресс-конференции. Для участия в конкурсе ведущий приглашает по одному представителю от каждой команды. Игроки попробуют «примерить» на себя роль Стародума и ответить на вопросы от его лица. Сначала знаменитость «интервьюирует» ведущий.
Вопросы представителю команды 1.
1. Кого, на ваш взгляд, можно считать истинно знатным человеком? («Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами».)
2. Софья спросила: «Всякий ли человек может быть добродетелен?» Каково ваше мнение по данному вопросу? («Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».)
Вопросы представителю команды 2.
1. Софья спросила: «Не можно ль, дядюшка, найти такое средство, чтоб мне никто на свете зла не желал?» Что вы ответили племяннице? («Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет».)
2. В чем причина случаев несчастливого супружества, на ваш взгляд? Как должны строиться отношения в семье? (Главной причиной семейного неблагополучия, по мнению Стародума, является то, что браки, как правило, совершаются по расчету: «Оттого, мой друг, что при нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет». «Надобно, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты — мужу, и будете оба совершенно благополучны».)
Вопросы представителю команды 3.
1. Кого, на ваш взгляд, можно считать по-настоящему богатым человеком? («По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».)
2. Вы, многоуважаемый господин Стародум, дали Софье весьма любопытный совет, касающийся соотношения любви и дружбы между супругами. Не расскажете ли и нам об этом? («Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее».)
«Набор» вопросов ведущего исчерпан, но пресс-конференция продолжается. Теперь всем желающим предоставляется возможность спросить что угодно у новоявленных Стародумов.
VI. «КЛУБ ЗНАТОКОВ».
Ведущий. Высокую оценку творчеству Фонвизина дал А. С. Пушкин в «Евгении Онегине»:
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы...
«Фонвизин - постоянный спутник Пушкина на всем протяжении его творчества», - отмечал известный отечественный литературовед Ю. М. Лотман в монографии «Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий» [5]. В качестве эпиграфа к своим произведениям Пушкин не раз использовал строки из «Недоросля». Итак, какие же фразы персонажей бессмертной комедии послужили эпиграфом к произведениям Пушкина?
Задание командам.
Выберите в обоих «списках» элементы, удовлетворяющие условиям поиска, и установите соответствие между ними.
Цитаты:
1) «То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник».
2) «Старинные люди, мой батюшка».
3) «Не хочу учиться, хочу жениться».
4) «Великий государь есть государь премудрый».
5) «Без знатных дел знатное состояние ничто».
Произведения А. С. Пушкина: 1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»; 2) «Дубровский»; 3) «Скупой рыцарь»; 4) «Капитанская дочка»; 5) «Борис Годунов».
Ведущий вручает командам листы с одинаковым заданием, выделяет некоторое количество времени на подготовку, а затем выслушивает версии учащихся и дает им оценку. «Стоимость» правильного ответа в данном конкурсе - 0,5 балла.
(Из списка цитат условиям поиска удовлетворяют цитаты № 1 и № 2, а из перечня произведений Пушкина - № 1 и № 4. Эпиграфом к циклу «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» послужили слова Простаковой о Митрофане: «То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник». Слова «Старинные люди, мой батюшка» стали эпиграфом к одной из глав «Капитанской дочки». Это несколько перефразированная реплика Простаковой, обращенная к Стародуму: «Старинные люди, мой отец».)
Дополнительное задание знатокам.
Прочитайте отрывок из романа «Евгений Онегин», в котором автор описывает гостей, присутствовавших на именинах Татьяны Лариной:
[?], чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов...
Вставьте фамилию персонажей комедии «Недоросль» в данную цитату. (Скотинины.)
Правильный ответ приносит игрокам 1 балл.
VII. БЛИЦТУРНИР «ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА».
Ведущий. В каждом художественном произведении множество интересных запоминающихся деталей. Они-то и будут центром нашего внимания при выполнении следующего задания. Ваш успех зависит от быстроты реакции и хорошего знания текста.
Условия игры. Каждой команде, согласно условиям конкурса, предоставляется определенный «набор» упоминаемых в комедии реалий. «Набор» может быть передан участникам игры в письменном виде, ребята читают задания вслух и тут же называют те реалии, о которых идет речь. Возможен иной вариант организации конкурса: ведущий сам в быстром темпе читает задание. Времени на обдумывание не предусматривается, ответы должны быть даны сразу, без промедления. Побеждает команда, правильно назвавшая наибольшее количество реалий в адресованном ей «наборе» за максимально короткий отрезок времени. Каждый правильный ответ игроков увеличивает командный счет на 0,5 балла.
Задание команде 1.
1. Предмет гардероба, сшитый для Митрофана Тришкой. (Кафтан.)
2. Любимое место развлечений Митрофана. (Голубятня.)
3. То, что умеет мастерски делать Скотинин. (Собирать оброк с крестьян.)
4. Это должно быть залогом благосостояния государства, по мнению Стародума. (Забота о воспитании молодого поколения.)
5. То, на что имеют право честные сердца. (Счастье.)
Задание команде 2.
1. Профессия Вральмана до того, как он стал учителем в доме Простаковых. (Кучер.)
2. Город, уроженцем которого являлся Правдин. (Москва.)
3. Состояние, заработанное Стародумом. (10 тысяч.)
4. «Дрянь», которая «ночь всю... в глаза лезла» Митрофанушке. (Матушка и батюшка.)
5. «Не дворянская наука», по мнению Простаковой. (География.)
Задание команде 3.
1. Название территории России, которой «мало для прихотей одного человека», по словам Стародума. (Сибирь.)
2. Часть речи, к которой, по мнению Митрофана, относится слово «дверь». (Прилагательное.)
3. Способ самоубийства, к которому грозился прибегнуть Митрофан. (Броситься в реку.)
4. Тот, кого Стародум назвал «ночным вором, который сперва свечу погасит, а потом красть станет». (Льстец.)
5. Количество булочек, съеденное Митрофаном за завтраком. (Пять.)
VIII. ТОК-ШОУ «СУДИТЕ САМИ...».
Конкурс проходит в форме ток-шоу. Высказаться может любой представитель команды, разумеется, в порядке очередности. Выполнение задания оценивается по пятибалльной шкале в зависимости от количества выступавших с каждой стороны, а также от качества выступлений.
Задание командам.
1. Познакомьтесь с мнением известного ученого В. Ключевского о героях комедии «Недоросль»: «Эти герои, выхваченные из общественного толока для забавы театральной публики, оказались вовсе не забавны, а просто нетерпимы ни в каком благоустроенном обществе... Недоросль - комедия не лиц, а положений. Ее лица комичны, но не смешны, комичны как роли, и вовсе не смешны как люди. Они могут забавлять, когда видишь их на сцене, но тревожат и огорчают, когда встречаешь вне театра, дома или в обществе» [3].
2. Согласны ли вы с суждением В. Ключевского? Почему? Приведите аргументы для подтверждения собственного мнения.
IX. КОНКУРС «НА ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОДМОСТКАХ».
Ведущий. В заключение игры вам, ребята, предлагается перекинуть «мостик» из театра XVIII века к сценическому искусству нового тысячелетия, осуществив, как сейчас принято говорить, «ремейк» бессмертной комедии Фонвизина. Допустим, что папа-олигарх нанял учителей для сыночка-шалопая. Пофантазируем и представим в мини-спектакле, что могло происходить на одном из таких «уроков».
Условия игры. Постановка готовится учителем и учащимися заранее. В ней принимают участие «актеры» из разных команд. Помимо этого, на представителя команды 1 можно возложить режиссерские обязанности, представитель команды 2 отвечает за декорации и костюмы, а функции автора сценария исполнит игрок команды 3. Деятельность всех участников и организаторов постановки оценивается по пятибалльной системе. Таким образом, в ходе данного конкурса соперники оказываются единомышленниками.
По окончании состязаний подводятся итоги, определяются победители.
X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Ведущий. «Можно без риска сказать, что Недоросль доселе не утратил значительной доли своей былой художественной власти ни над читателем, ни над зрителем», - писал в конце XIX века В. Ключевский [3]. К сожалению, подобные Митрофанушки, Простаковы и Скотинины встречаются и в наше время. Остается надеяться, что никто из присутствующих не пополнит их число.

Рекомендуем посмотреть:

Литературная игра по сказкам Андерсена для 5 классов с ответами Литературная игра по произведению Пушкина «Дубровский» Литературная игра по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Литературная викторина для старшеклассников с ответами

Похожие статьи:

Литературные викторины для школьников с ответами, 7 класс

Сценарий поэтической игры для школьников 5-7 класса

Литературная игра в 6-7 классе «Путешествие с Робинзоном Крузо»

Литературная игра для школьников по книге Дюма «Три мушкетера»

Литературная викторина для 7-8 классов с ответами

Литературная игра по сказкам Андерсена для 5 классов с ответами | Литературная игра по произведению Пушкина «Дубровский»
Опубликовано: 21 день назад (27 августа 2021)
Просмотров: 155
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!