Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Мастер-класс по гендерному воспитанию через создание "Куколки-берегини"

Куколка-берегиня своими руками пошагово с фото
Мастер-класс для девочек по созданию куклы-оберега «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал»
Автор работы: Черновцова Галина Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ детский сад №34, г.Усолье-Сибирское
Цель: пробуждать женские черты в девочках через погружение в народные традиции и обряды, через изготовление традиционной народной куклы «Берегини – столбушки».
Задачи:
• способствовать приобщению девочек к элементам славянской культуры;
• на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народному прикладному творчеству;
• формировать творческий подход к выполнению заданий;
• развивать умения ручного труда;
• прививать навыки работы с тканью при создании народной игрушки.
Занятие рукоделием усиливает женскую энергетику, что, в свою очередь, оберегает всех членов семьи от всяких неблагоприятных влияний. Издавна женщины помнили и активно применяли это в жизни, занимаясь любимым рукоделием. Они часто собирались вместе и за работой пели и говорили о своих мечтах, о любимых, и детях, читали молитву, создавая благоприятную ауру в помещении. Всё это делалось для того, чтобы передать изделию свою любовь, наполнить его защитной силой (обереги). Все виды рукоделия в процессе создания различных предметов или украшений наполняют нас женской силой. Творческий полёт мысли создаёт хорошее настроение и внутреннюю гармонию, передающуюся не только той вещи, над которой работает женщина, но и всем окружающим. Таким образом, занимаясь рукоделием, женщина делает мир прекрасней.
Рукоделие – «рук дело», которое требует внимания, аккуратности и, конечно же, вдохновения. У всех народов, в каждой семье, где были девочки, были и тряпочные куклы. Само изготовление этой куклы становилось процессом общения девушки со своей женской природой, требовало внутреннего настроя на мягкость, любовь и мудрость.
Через изготовление куклы девочка приобщалась к труду. Она училась шить, прясть, вышивать, постигала искусство одевания, знакомилась с традициями, у неё формировался вкус. Куклы помогали воспитывать в девочках будущих матерей и хозяек. Пеленая и баюкая пупса, девочка «тренируется» быть мамой. Эти с виду простые куклы развивают очень важные человеческие качества: доброту, ответственность, внимание, умение сочувствовать и помогать.
В русской культуре бывало, когда рано вышедшая замуж молодуха уходила в семью мужа со своими куклами, и ей разрешалось в свободное время играть ими до рождения первого ребенка. Старшая женщина в семье следила, чтобы девушке не мешали играть в куклы – девочка должна «доиграть», этот процесс считали очень важным. Эта старинная и вечно новая игра в «Дочки-матери» не только учила девочку выполнять необходимые простые действия (надевать одежду, мыть посуду, застегивать пуговицы и завязывать ленточки, накрывать на стол, укладывать спать и т. д., но и помогала ей усваивать распределение ролей в семье, овладевать системой поведения в разных ситуациях, правилами этикета, умением вести диалог.
Ход мастер-класса
Звучит фольклорная музыка. Входит педагог облаченная в русско-народный наряд (сарафан, кокошник), и предлагает девочкам (участницам мастер-класса) также нарядиться.
Педагог: - Здравствуйте, мои красавицы! В древней Руси люди все создавали своими руками. Если славянин владел, хоть каким-то ремеслом, то это значило, что он не пропадет. Очень популярным было кузнечное дело, ювелирное дело и гончарное дело. Не отставало от этих видов ремесел и домашнее производство. Как правило, домом и созданием уюта в нем занимались женщины. Девушки и девочки плели корзинки, создавали игрушки малышам, шили одежду.
Педагог: - Отгадайте мою загадку:
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь – будет спать
День, и два, и даже пять.
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
Кто это?
Дети: - Кукла!
Педагог: - Верно, девочки, это кукла. (показ картинок с изображением куклы)
Педагог: - Это кукла, которая изготавливается вручную и именуется, как Берегиня. Она является не только красивой игрушкой, но и обладает большой силой, так как мы ее сделали своими руками. Такая кукла обладает способностью беречь дом, хозяйство, призывать добрых и светлых духов для того, чтобы защищать хозяина. Она приносит своей хозяйке Счастье, Благополучие, Здоровье. Кукла способна принести счастье, если всей душой верить в это.
Девочки помогали своим матерям по дому и ухаживали за младшими детьми в семье. Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, ей доверяли мастерить кукол самой. По тому, как девочка её делала, определяли её мастерство в шитье и вышивке. Такая кукла могла быть советчицей и утешительницей в тяжкое время. А, чтобы оберег действовал, куклу нужно было кормить. Кормили своими разговорами с ней. И горести, и радости делились с куклой. Кукле можно было рассказать о любой своей обиде, горе, радости, а она, молча, слушала.
Во многих старинных сказках рассказывается как уважительно относились к куклам. Например, есть такая сказка “Василиса Прекрасная»: «В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью» … Василисе помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрется в чуланчике, где жила, и потчивает ее, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Вот эта кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга. Берегла свою куколку Василиса, и по конец жизни своей всегда носила в кармане».
Педагог: - Сегодня мы будем делать куклу из ткани. Я открою волшебный сундучок и достану оттуда свою куклу. Такая красавица пришла к нам из старины.
Кукла просто загляденье,
Девочкам на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Педагог: - Из чего она сделана?
Дети отвечают.
Педагог: - Скажите, во что одета кукла? Посмотрите, из чего еще делали кукол (картинки с куклами из разных материалов). Сделать ее нужно только руками исключительно из натуральных материалов, к числу которых можно отнести лен, солому, хлопок и древесину. Их называли незатейливо: благополучница, зернушка, подорожница. Объединяет эти игрушки любовь и трудолюбие рукодельниц. А вы знаете пословицы о труде?
Дети:
- Уменье и труд все перетрут.
- Дело мастера боится.
- За много дел не берись, а в одном отличись.
- Без терпенья нет уменья.
- Какие труды, такие и плоды.
- Какова пряха, такова на ней рубаха.
Педагог: - Молодцы! Я знаю, что вы старательные, трудолюбивые и теперь у нас точно все получится.
Способ создания народной куклы за несколько столетий совсем не изменился. Подобное чудо создавалось из нескольких лоскутков, без ног и рук, черт лица, но со своим характером. Кукла могла поплакать либо рассмеяться. Наша кукла – это добрый оберег, поэтому лицо куклы – белого цвета, чтобы силы зла не смогли вселиться в неё. На обереге не должно располагаться глаз, губ бантиком либо носа-пуговки. Главная особенность такой куклы в том, что делают её без иголки, как и многих других кукол. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иглой: ведь это наша подружка и берегиня, и колоть её тело иголкой негоже.
Под русско-народную музыку проходит практическая часть – создание куклы.

1. Для создания туловища Столбушки берём плотную ткань размером примерно 20х20 см. Делаем плотную скрутку-рулик.
2. Примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу скрутку нитью.
3. Теперь формируем голову и руки. Берем примерно такого же размера квадрат ткани.
4. Накрываем скрутку белой тканью и формируем голову, перевязывая в районе шеи нитью.

5. Перевязываем нитью талию и формируем из уголков ткани кисти рук нитью.
6. Начинаем создавать сарафан-для этого крестом перевязываем на груди полоску ткани.
7. Делаем юбку - перевязываем нитью кусочек ткани навыворот вокруг туловища.
8. Опускаем вниз юбку, расправляем складочки.
9. Привязываем узкой лентой фартук из кусочка ткани также навыворот.
10. Опускаем фартук, расправляем складки.
11. На голову повяжем узкую ленту.

Можно повязать на голову платок, из небольшого кусочка ткани.
Педагог: - Вот и готовы наши куколки, какие красивые и ладные они вышли. А всё потому что вы их с любовью своей и старанием создавали – вот и они вас теперь будут от бед оберегать да счастье и удачу приносить. Спасибо вам!

Рекомендуем посмотреть:

Тряпичные куклы своими руками: Неразлучники и Колокольчик Тряпичные куклы обереги своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Кукла Крупеничка своими руками. Мастер-класс с фото Кукла Пеленашка своими руками. Мастер-класс с фото
Опубликовано: 134 дня назад (13 апреля 2019)
Просмотров: 205
0
Голосов: 0
Комментарии (2)
Людмила Александровна Козырева # 23 апреля 2019 в 17:16 0
Здравствуйте. Вами очень хорошо освящена очень важная и актуальная тема. Сейчас нередко можно услышать даже от маленьких девочек, что они не любят играть в куклы, что у них даже нет такой игрушки, а ведь игра - это репетиция жизни. К какой жизни готовят родители своего ребенка, покупая ей уродливых монстров и модных человекоподобных существ? Хорошо, что еще живет и пытается возродиться традиция изготовления таких душевных, излучающих добро и тепло куколок. Успехов Вам в Вашей деятельности. Голос.
Галина Сергеевна Черновцова # 29 апреля 2019 в 12:38 0
Спасибо большое! Также считаю что это важная тема.