Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочное время
Статья на тему «Организация исследовательской деятельности младшего школьника во внеурочное время»
Статья предназначена для педагогов, работающих с младшими школьниками. Роль педагога как научного руководителя исследовательской работы в начальной школе отличается от работы с учащимися среднего и старшего звена. В статье даются рекомендации по организации исследовательской деятельности с обучающимися начальных классов.Цель статьи – описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников во внеурочное время учителя иностранного языка.
Задачи статьи – описать алгоритм организации исследовательской работы; определить интересные для младшего школьника способы исследовательской работы; описать роль учителя в подготовке исследовательской работы в начальной школе.
В основу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования положен системно – деятельностный подход.
Один из способов реализации системно – деятельностного подхода в обучении – это организация поисково – исследовательской деятельности младшего школьника и представление результатов на научно – практических конференциях для учащихся начальных классов.
Поисково – исследовательская деятельность – непростая задача для школьников среднего и старшего звена, а для учащихся начальных классов оказывается зачастую непосильной ношей. Роль учителя при подготовке младшего школьника к научно – практической конференции колоссальна.
Прежде всего, необходимо выбрать тему для учащегося начальных классов. Как показывает практика, наиболее интересны темы, связанные с культурой страны изучаемого языка, а также те, которые имеют практическое, а предпочтительнее, личностное значение для ребёнка. Если тема не затрагивает эмоции школьника, интерес к исследовательской работе быстро гаснет.
После выбора темы необходимо наметить цель работы. И проще всего это сделать, если ребенку предложить подумать, для чего его работа нужна, помочь сформулировать предположение. И уже потом пояснить, что это и будет целью работы. Наметить задачи, как и план работы, младший школьник также не может самостоятельно, поэтому я применяю методику «мозговой штурм». Ребенок с подсказкой учителя делает всевозможные предположения, как можно достичь намеченной цели, выбираются из них наиболее понравившиеся и достижимые. Так составляется и план работы.
Очень интересна младшим школьникам такая деятельность, как опрос общественного мнения по теме исследования, поэтому применяем мы его часто. Конечно, опрос наиболее целесообразно проводить среди сверстников, в это среде младший школьник чувствует себя уверенно. Учитель обучает ребёнка и обрабатывать анкеты, подсчитывать результаты. Как показывает практика, не стоит использовать вопросы, которые требуют математического подсчёта в процентах. Это математическое действие в начальных классах не изучается, и тратить время на обучение, мне кажется, не стоит. Гораздо более интересны вопросы с открытыми вопросами, типа «допиши предложение». При обработке ответов выбираются наиболее часто встречающиеся, а также единичные, которые дают пищу для дальнейшего размышления и, вполне вероятно, корректировки плана дальнейшей работы.
Учащиеся начальных классов плохо владеют навыками работы на компьютере – если в компьютерные игры играют все, то набрать текст и оформить его в соответствии с требованиями им довольно сложно. Зачастую педагогу при выполнении научной работы приходится обучать ребенка элементарным действиям в Word. И практически вся оформительская работа ложится на плечи учителя.
Сбор информации по теме для младшего школьника посильная задача, учителю необходимо лишь направлять вектор поиска. Младшие школьники способны работать в сети Интернет (при условии безопасного подключения, что соблюдается в школе), умеют они работать со словарями и справочной литературой. Но вот обработка информации - довольно сложный процесс для учащегося начальных классов, поэтому педагогу приходится обучать и работе с текстом. Здесь вполне применима технология развития критического мышления через чтение и письмо, если какая – то часть материала предложена учителем. Текст, который ребенок нашел сам, анализировать целесообразнее не по схеме «знал – хочу узнать – узнал», а по алгоритму «узнал по теме – хочу рассказать другим».
Младшему школьнику интересен практический результат его исследования, поэтому я стараюсь включать элементы проектной деятельности в исследовательскую работу в части подготовки продукта, а если это возможно, то и его презентации. Изготовление открытки, памятки, другого наглядного продукта - процесс очень увлекательный для ученика начальных классов, к тому же посильный.
Подготовка к выступлению с работой – также отдельный, довольно трудоемкий этап работы над научным исследованием. Если с составлением краткого пересказа своей работы у младшего школьника проблем не возникает, то публичное выступление – стрессовая ситуация для ребенка. И здесь не обойтись без банальных репетиций, причем сначала один на один с учителем, потом перед своим классом, затем – перед незнакомыми людьми (приглашаю несколько педагогов и учащихся из других классов).
Таким образом, научно – исследовательская работа в начальных классах – процесс долгий и трудоемкий, требует от педагога не только создания особых условий и постоянного сопровождения деятельности школьника, но и включающий в себя обучение ребёнка: навыкам работы на компьютере, анализу текста, составлению плана работы, мастерству публичного выступления. Вместе с тем, именно в начальной школе нужно начинать обучение ребенка навыкам поисково – исследовательской работы, это способствует формированию УУД и повышению познавательной мотивации.
Рекомендуем посмотреть:
Занимательные задания по математике для 1 класса. Сравнение предметов по размерам и форме Приём Кластер в начальной школе Как формировать навыки самостоятельного чтения у младших школьников Исследовательская работа по экологии, 4-5 классПохожие статьи:
Физкультурные занятия для младших школьников
Весёлые спортминутки для учащихся начальных классов
Изучение литературного чтения в начальной школе
Участник №38 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2017 года
Автор: Елена Владиленовна Старкова
Опубликовано: 2545 дней назад (5 декабря 2017)
Просмотров: 3836
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!