Наши конкурсы
Конкурс для педагогов «Любимая Весна»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Исследовательская деятельность младших школьников во внеурочное время

Статья на тему «Организация исследовательской деятельности младшего школьника во внеурочное время»
Статья предназначена для педагогов, работающих с младшими школьниками. Роль педагога как научного руководителя исследовательской работы в начальной школе отличается от работы с учащимися среднего и старшего звена. В статье даются рекомендации по организации исследовательской деятельности с обучающимися начальных классов.
Цель статьи – описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников во внеурочное время учителя иностранного языка.
Задачи статьи – описать алгоритм организации исследовательской работы; определить интересные для младшего школьника способы исследовательской работы; описать роль учителя в подготовке исследовательской работы в начальной школе.
В основу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования положен системно – деятельностный подход.
Один из способов реализации системно – деятельностного подхода в обучении – это организация поисково – исследовательской деятельности младшего школьника и представление результатов на научно – практических конференциях для учащихся начальных классов.
Поисково – исследовательская деятельность – непростая задача для школьников среднего и старшего звена, а для учащихся начальных классов оказывается зачастую непосильной ношей. Роль учителя при подготовке младшего школьника к научно – практической конференции колоссальна.
Прежде всего, необходимо выбрать тему для учащегося начальных классов. Как показывает практика, наиболее интересны темы, связанные с культурой страны изучаемого языка, а также те, которые имеют практическое, а предпочтительнее, личностное значение для ребёнка. Если тема не затрагивает эмоции школьника, интерес к исследовательской работе быстро гаснет.
После выбора темы необходимо наметить цель работы. И проще всего это сделать, если ребенку предложить подумать, для чего его работа нужна, помочь сформулировать предположение. И уже потом пояснить, что это и будет целью работы. Наметить задачи, как и план работы, младший школьник также не может самостоятельно, поэтому я применяю методику «мозговой штурм». Ребенок с подсказкой учителя делает всевозможные предположения, как можно достичь намеченной цели, выбираются из них наиболее понравившиеся и достижимые. Так составляется и план работы.
Очень интересна младшим школьникам такая деятельность, как опрос общественного мнения по теме исследования, поэтому применяем мы его часто. Конечно, опрос наиболее целесообразно проводить среди сверстников, в это среде младший школьник чувствует себя уверенно. Учитель обучает ребёнка и обрабатывать анкеты, подсчитывать результаты. Как показывает практика, не стоит использовать вопросы, которые требуют математического подсчёта в процентах. Это математическое действие в начальных классах не изучается, и тратить время на обучение, мне кажется, не стоит. Гораздо более интересны вопросы с открытыми вопросами, типа «допиши предложение». При обработке ответов выбираются наиболее часто встречающиеся, а также единичные, которые дают пищу для дальнейшего размышления и, вполне вероятно, корректировки плана дальнейшей работы.
Учащиеся начальных классов плохо владеют навыками работы на компьютере – если в компьютерные игры играют все, то набрать текст и оформить его в соответствии с требованиями им довольно сложно. Зачастую педагогу при выполнении научной работы приходится обучать ребенка элементарным действиям в Word. И практически вся оформительская работа ложится на плечи учителя.
Сбор информации по теме для младшего школьника посильная задача, учителю необходимо лишь направлять вектор поиска. Младшие школьники способны работать в сети Интернет (при условии безопасного подключения, что соблюдается в школе), умеют они работать со словарями и справочной литературой. Но вот обработка информации - довольно сложный процесс для учащегося начальных классов, поэтому педагогу приходится обучать и работе с текстом. Здесь вполне применима технология развития критического мышления через чтение и письмо, если какая – то часть материала предложена учителем. Текст, который ребенок нашел сам, анализировать целесообразнее не по схеме «знал – хочу узнать – узнал», а по алгоритму «узнал по теме – хочу рассказать другим».
Младшему школьнику интересен практический результат его исследования, поэтому я стараюсь включать элементы проектной деятельности в исследовательскую работу в части подготовки продукта, а если это возможно, то и его презентации. Изготовление открытки, памятки, другого наглядного продукта - процесс очень увлекательный для ученика начальных классов, к тому же посильный.
Подготовка к выступлению с работой – также отдельный, довольно трудоемкий этап работы над научным исследованием. Если с составлением краткого пересказа своей работы у младшего школьника проблем не возникает, то публичное выступление – стрессовая ситуация для ребенка. И здесь не обойтись без банальных репетиций, причем сначала один на один с учителем, потом перед своим классом, затем – перед незнакомыми людьми (приглашаю несколько педагогов и учащихся из других классов).
Таким образом, научно – исследовательская работа в начальных классах – процесс долгий и трудоемкий, требует от педагога не только создания особых условий и постоянного сопровождения деятельности школьника, но и включающий в себя обучение ребёнка: навыкам работы на компьютере, анализу текста, составлению плана работы, мастерству публичного выступления. Вместе с тем, именно в начальной школе нужно начинать обучение ребенка навыкам поисково – исследовательской работы, это способствует формированию УУД и повышению познавательной мотивации.

Рекомендуем посмотреть:

Занимательные задания по математике для 1 класса. Сравнение предметов по размерам и форме Приём Кластер в начальной школе Как формировать навыки самостоятельного чтения у младших школьников Исследовательская работа по экологии, 4-5 класс

Похожие статьи:

Физкультурные занятия для младших школьников

Весёлые спортминутки для учащихся начальных классов

Изучение литературного чтения в начальной школе

Физкультминутки для 1-3 класса

Физкультурные паузы для начальных классов

Участник №38 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2017 года
Подготовка младших школьников на научно - практическую конференцию
Опубликовано: 1628 дней назад (5 декабря 2017)
Просмотров: 3393
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!