Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Имитация фрески. Мастер-класс

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Мастер-класс по изучению различных техник рисования

Автор: Онипко Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования,  Кагальницкий Центр детского творчества  Азовский район Ростовская область

Мастер – класс рассчитан для педагогов дополнительного образования, учителей изобразительного искусства, людей не равнодушных к творчеству.

Назначение мастер-класса:

А) педагогам для изучения с детьми различных техник рисования на необычных поверхностях;

Б) можно использовать в оформлении интерьера как стены так и картины любого формата.

Конспект мастер – класса «Имитация фрески»

Тема «Рисование бабочки».

Цель: познакомить учителей и педагогов с техникой рисования на нетрадиционной поверхности и способу создания имитации фрески.

Задачи:

-  Познакомить педагогов с видом монументальной живописи – фреска.

-  Обучать особенностям  изготовления фрески, рисованию на необычной поверхности.

 - Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

- Воспитывать эстетически – нравственное отношение к природе через    изображение ее образа в собственном творчестве.

Материалы и инструменты: эскиз рисунка,  досточка для фрески (двп, потолочная плитка, гипсокартон, стена – выбор поверхности по желанию), шпатлевка ( лучше готовая), клей пва, краски (гуашь), шпатель (маленький резиновый), мешочек с углем, шило, наждачная бумага, кисти художественные, кисть строительная, губка, фен, макетный нож.

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Ход мастер-класса:

Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне…

Автор: Э. Успенский

Детям очень нравится все необычное. Я хочу познакомить вас с техникой рисования на необычной поверхности – мы будем сегодня рисовать на шпатлевке. Рисование по штукатурке давно известно и идет к нам из глубины веков и называется - ФРЕСКА.

Историческая справка: Фре́ска - (от итал. fresco – свежий, сырой), вид монументальной живописи. Краски наносятся непосредственно на поверхность стены, потолка, свода. Площадь, занимаемая фреской, и её композиция зависят от архитектурных форм здания. Обычно фресками украшают интерьеры; на фасадах зданий, где они могут подвергаться вредному воздействию влаги, их размещают гораздо реже. Фреска включает в себя несколько техник: живопись водяными красками как по сырой штукатурке (аль фреско), так и по сухой (а секко); живопись известково-казеиновыми и темперными красками.

Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э.); большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков нашей эры близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Этот приём был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси, Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и других стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.). С XVI в. в Италии распространилась "чистая" фреска ("буон фреско") без применения темперы; верхний слой грунта (интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который живописец рассчитывал закончить до его высыхания. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX в. к фреске обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители "модерна" (Ф. Ходлер в Швейцарии и другие). В технике фрески работают многие прогрессивные художники XX в. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).

В СССР значительный вклад в популяризацию фрески внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышёв и др.

фреска

Рис. Микеланджело Дельфийская Сивилла (фрагмент фрески).

Процесс изготовления имитации фрески

В больших масштабах фреска требует очень большой многоступенчатой подготовки поверхности, да и сам процесс тоже требует знаний не только как художника, но и архитектора, скульптора, строителя и т.д. В интернете очень много информации о фресках, о изготовлении как в промышленных масштабах, так и для творческих людей, которые просто увлекаются например декупажем.

Я систематизировала материал и адаптировала его под школьный возраст. Мне очень нравится давать детям что то необычное, потому что это их увлекает, развивает фантазию, воображение! Процесс изготовления фрески не сложный, справятся и дети дошкольного возраста (при условии соблюдения техники безопасности). Поэтому предлагаю вам эту технику и надеюсь что она принесет вам удовольствие, а вы уже в свою очередь заразите этим удовольствием своих учеников (воспитанников).

Итак: Имитация фрески (по сухой штукатурке)

Нам понадобятся материалы и инструменты: эскиз рисунка, досточка, шпатлевка, клей пва, краски (гуашь), шпатель, мешочек с углем, шило, наждачная бумага, кисти художественные, кисть строительная, губка, фен, макетный нож.

И, конечно же, если эта работа проводится с детьми (зависит от возраста) нужно рассказать о технике безопасности при использовании колющихся и режущих инструментах, о предназначении шпатлевки (инструкция по применению). Если считаете что использование, какого – либо инструмента опасно для ребенка, то лучше показать или использовать опасный инструмент лично педагогом.

Первый этап - это подготовка поверхности - нанесение шпатлевки.

1. Подготовка поверхности.

А) На деревянную (любую) поверхность нанести шпатлевку (состав = сухая смесь шпатлевки + краска для фона + пва + вода) Консистенция густой сметаны. Поверхность куда наносится шпаклевка подойдет любая - мы использовали и двп, и гипсокартон. В моем мастер- классе используется потолочная плитка. Наносить шпаклевку нужно очень тонким слоем не больше 4- 5 мм и беспорядочными  частыми  движениями, не нужно стараться выравнивать поверхность. Чем больше будет не ровностей, тем эффектней будет смотреться наша фреска. Можно использовать уже готовую акриловую  шпатлевку. Сушить 24 часа (см. инструкцию по применению фабричная).

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Б) Когда шпатлевка просохнет, слегка прошкурить наждачной бумагой поверхность, не сильно, слегка по выступающей  поверхности, где неровности. Убрать пыль сухой кистью.

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

В) Покрыть тонким слоем сухую шпатлевку  пва+вода. Разводить клей с водой примерно 1 часть клея и 1 часть воды.  Дать просохнуть клею.

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Второй этап – это подготовка и перенос рисунка.

Пока сохнет шпаклевка можно выбрать рисунок, нарисовать в натуральную величину (по размеру вашей досточки) эскиз.

Эскиз рисунка

2. Подготовка рисунка.  Выбираем рисунок. Я выбрала бабочку.

Почему бабочку?

У древних греков бабочка была символом бессмертия души, а в названиях бабочек часто встречаются имена древнегреческих богов и героев. Даже богиню Психею изображали в виде девушки с крыльями бабочки.

С особенным трепетом к бабочкам относятся в Юго-Восточной Азии. Считается, что увидеть бабочку у себя в доме - это к счастью.

В Индии на свадьбах влюбленные дарят друг другу бабочек в знак верности и любви.

Выражение «бабочки в животе» означает безграничные чувства к любимому человеку.

Благодаря бабочкам человечество получило шелк.

С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь именно к бабочке обратился Будда со своей проповедью.

В Японии бабочка является символом страны. По верованиям японцев, бабочка символизирует молодую женщину.

У христиан стадии жизненного цикла бабочки олицетворяли жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочку иногда изображали в руке младенца Христа как символ возрождения и воскресения души.

Бабочки являются популярными объектами в современной культуре. Их изображения часто используются в рекламе, элементах декора и дизайна.

Бабочки в качестве центральных образов фигурируют в целом ряде кинофильмов.

Образ бабочек встречается в произведениях множества художников, писателей и поэтов со всего мира. Первые художественные изображения бабочек известны по древнеегипетским фрескам, возрастом 3500 лет.

Вопрос: Какие варианты переноса рисунка на изделие вы знаете?

Варианты ответов

- Нарисовать или срисовать самостоятельно.

- Симметричное вырезание контура бабочки.

- Нанесение рисунка с помощью копировальной бумаги.

Я предлагаю такой вариант переноса рисунка.

Подготовка и перенос рисунка на штукатурку.

А) На эскизе по контуру рисунка через одинаковое расстояние проставить точки шилом.

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Б) Перевернуть рисунок

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

В) С изнанки слегка пройтись по выступающим точкам наждачной бумагой.

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Г – Д) Рисунок прикладываем к штукатурке и по нему проходим мешочком с углем (или пастелью).

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Уголь (пастель) просыпается сквозь дырочки и получается точечный рисунок.

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Лучше использовать пастель и не слишком темных оттенков. С углем детям оказалось очень грязно работать. Взрослый еще справится при условии аккуратности выполнения.

На практике с детьми мы пользуемся копировальной бумагой.

Как приготовить мешочек?

1. растолочь в пыль уголь (пастель)

2. высыпать угольную (пастельную) пыль на кусочек марли ( марля свернута в 2-3 слоя)

3. связать ниткой, собрав марлю в форме мешочка.

Третий этап – это уже сама роспись рисунка. Самое интересное! Здесь вам простор для фантазии!

3. Роспись рисунка.

А) По контуру рисунка проходим черным цветом (необязательно).

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Б) Цветом расписываем рисунок (фон) – использовала акварель.

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

В) Цветом расписываем  сам рисунок – бабочку; использовала гуашь (разводим с ПВА).

Имитация фрески своими руками. Мастер-класс

Краска должна просохнуть (можно сушить феном ).

Можно использовать краски: темпера, акриловые, акварель, гуашь. Если гуашь, то развести ее с клеем пва.

Четвертый этап – заключительный – это состаривание поверхности. Этот этап можно и не рассматривать с детьми, но я вам покажу и расскажу, а вам уже решать.

Страницы: 1 2

Рейтинг: +16 Голосов: 16 34676 просмотров
Комментарии (25)
Ксения Гесть # 23 сентября 2013 в 17:02 +2
zst КАКАЯ КРАСИВАЯ РАБОТА! НИКОГДА НЕ ПРОБОВАЛА ТАКУЮ ТЕХНИКУ РАБОТЫ, НО ПОСЛЕ ВАШЕГО МК ОБЯЗАТЕЛЬНО СДЕЛАЮ БАБОЧКУ.
СПАСИБО ЗА ПРЕКРАСНЫЙ МК!
Ирина Онипко # 26 октября 2013 в 17:20 +1
Ксения спасибо за коментарий!
Татьяна Белашова # 6 октября 2013 в 15:07 +3
Мастер класс грамотно описан,и работа требует терпения и навыков.МОЛОДЕЦ
Ольга Третьякова # 18 октября 2013 в 18:46 +2
Мне очень понравился ваш МК.. но сама наверно делать не возьмусь, боюсь не хватит художественных навыков. У вас и ваших коллег вышли отличные работы))) возьму на заметочку, может когда-нибудь руки дойдут и смелости хватит)))
Ирина Онипко # 26 октября 2013 в 17:19 +2
Ольга спасибо за коментарий!Здесь вариантов много: можно перевести картинку через копировальную бумагу, а можно рисовать и свободно!Моим деткам очень нравится рисовать на такой поверхности, особенно акварелью!Рисовать можно что угодно!Я думаю если детки рисуют, то и вам под силу справится! А особенно им нравится наносить готовую шпатлевку!
Ольга Скрипачева # 29 октября 2013 в 19:53 +1
Спасибо за прекрасный мастер-класс. Мне было очень интересно познакомиться с новой техникой рисования. Очень хочется попробовать, может и у меня получится?
Ася # 22 ноября 2013 в 20:08 +2
Какая Вы молодец! спасибо за урок, Мастер! по ходу пришла идея, а что если вокруг бабочки (или другой рисунок) нанести рельеф хоть бы расчёской, пока штукатурка сырая? обязательно попробую. Моим детям в художке понравится. Спасибо.
Марина Владимировна Кадоркина # 18 января 2014 в 09:11 +2
Очень красивая картина получилась. Я не была знакома с такой техникой. Большое спасибо за новшество!!! Очень хочется сделать такую же картину!
Елена Александровна Черемных # 25 апреля 2014 в 15:45 +1
Очень полезная для меня информация! Огромное спасибо!
валентина дементьева # 9 мая 2014 в 18:04 +2
очень понравилось.спасибо.
довольнотаки крутой пацан # 18 июля 2014 в 21:14 +1
Подобную технику мекиланжело использовал
Анна Владимировна Савчук # 8 октября 2014 в 18:23 +1
Очень понравилось!Никогда этим не занималась,хочу попробовать.Спасибо!
Татьяна Николаевна Мачулина # 19 февраля 2015 в 15:43 +1
Очень интересно и познавательно!
Валентина Николаевна Трофимова # 2 марта 2015 в 11:04 +1
Добрый день, очень красивая работа получилось, спасибо за подробное объяснение и за идею!
Вера Юрьевна Левашова # 27 апреля 2015 в 21:53 0
Самое главное это подручные материалы нет ни чего затратного! По больше та кого.
Людмила Анатольевна Соколова # 5 августа 2015 в 20:38 0
Спасибо Вам большое! Я не веду изо, но веду "Искусство" в 8-9 классах (кроме уроков английского языка). О живописи бесед больше, чем о музыке на таких уроках, поэтому хочется иногда деткам давать в качестве проб доступные техники рисования - практику. У нас есть разрушенный храм, хочу хоть немного дать им понятие о том, что такое фреска. Может, и не получится ничего у нас, но попробовать стоит.
Елена Александровна Шаромова # 21 февраля 2016 в 19:40 0
Очень интересная работа.Детям понравилось.Спасибо за идею!
Ольга Владимировна Бурова # 29 февраля 2016 в 13:22 0
Ирина Викторовна, здравствуйте! Милый и яркий получился рисунок, очень красивый и сказочный! Прекрасный мастер-класс с подробными пошаговыми инструкциями и качественными фотографиями. Я еще не видела работ в такой технике.
Елена Александровна Тарасова # 11 марта 2016 в 16:13 0
Здравствуйте, Ирина Викторовна! Очень необычная техника. Мастер класс очень хороший, подробный и очень понравилось, что познавательный. Материал даётся дозировано и уместно. Обязательно сделаю со своими ребятишками такую же работу. Спасибо! Примите мой голос.
Елена Владимировна Щербакова # 31 марта 2016 в 22:09 0
Интересно
Олеся Владимировна Севостьянова # 6 апреля 2016 в 15:44 0
Спасибо большое за Ваш мастер класс!Все очень подробно описано.Обязательно воспользуюсь Вашей идеей с моими детками!!!!!!
Ирина Николаевна Бернацкая # 28 апреля 2016 в 14:14 0
Спасибо большое за Ваш мастер ! После высыхания штукатурка не осыпается с потолочки?
Алексей Евгеньевич Чуждан # 27 мая 2016 в 16:50 0
Очень интересно и познавательно....
Марина Гизатулловна Гильмиярова # 14 сентября 2016 в 03:53 0
Здравствуйте!Мастер класс просто захватывающий!Так руки и зачесались, спасибо за такую мотивацию)
Вaлентина Николаевна Ковальчук # 29 октября 2016 в 07:33 0
Интересно! Но краски, мне кажется, надо брать акриловые. Такую работу надо сохранять!