Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Выставка викторина о природе для школьников 6-8 класса

Внеклассное мероприятие по экологии для 6-8 классов

Выставка-викторина с элементами беседы «Гимн природе», 6-8 классы

Цели: показать, какое эстетическое наслаждение может доставить мастерское изображение природы; познакомить с картинами известных пейзажистов; создать условия экологического воспитания через эстетические элементы; воспитывать гордость за красоты своей родины.

Оборудование: репродукции картин И. Шишкина и И. Левитана; репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели»; книги, посвящённые этим художникам.

Ход мероприятия

Учитель. Выставка рассказывает о художниках и картинах, входящих в нашу жизнь очень рано. Оглянувшись, мы повсюду видим эти картины - картины, написанные самой природой. Великие русские художники на своих полотнах донесли до нас красоту окружающего мира такой, какой она была 100— 200 лет назад. Эта выставка расширит ваш кругозор, даст возможность проверить себя, получить настоящее эстетическое наслаждение от созерцания репродукций картин известных художников.

Каждый день, проходя мимо того или иного пейзажа, задумывались ли вы над тем, каким он был 10, 50 лет назад, а каким он будет, например, через 100 лет. Художники, о которых я вам сегодня расскажу, думали об этом постоянно и о том, как сохранить эту красоту для будущих поколений. Своим мастерством они показывают, что природа вечна, если её запечатлеть на полотне.

Начнём мы нашу беседу с вопроса.

Задание 1. На этом стенде расположены репродукции известных картин двух русских художников, назовите авторов и названия картин.

Не все картины, оказывается, мы с вами знаем. Наша беседа- викторина поможет нам расширить кругозор.

Иван Иванович Шишкин. Некоторые из его картин известны нам с детства, это и «Корабельная роща», и «На севере диком». Поэтому вы так смело их назвали, но есть полотна не менее прекрасные, но не такие известные, сейчас мы с ними познакомимся.

Любовь и понимание природы Шишкиным - это не случайное увлечение восторженного созерцателя. Он приходит к природе покорным учеником, он стремится раскрыть, познать её тайны. Его дух поражён величием, романтической силой русской природы.

Ничто не скрывалось от пытливого его глаза, во всём умел он видеть, чувствовать и передавать красоту формы и внутреннее, присущее ей содержание.

Как легко, свободно и солнечно писал Шишкин небеса и дали, как светятся у него облака, каким зноем пышет от таких пейзажей, как «Святой ключ», «Московский полдень», «Сосновый бор», «Дубовая роща». Присмотритесь, краска послушно ложится на холст и преображается то в глинистую землю дороги первого плана, то в сочную зелень листвы, то в пушистые болотные кочки, то в перистое кружево папоротников, то в тончайшие орнаменты ветвей на фоне прозрачного серого неба.

Как великолепно написана могучая «Дубовая роща»! С какой убедительностью и свободой создано это жизнерадостное, поразительно свежее полотно, пронизанное солнцем, овеянное ветром, насыщенное запахами полевых цветов, прелью прошлогодней листвы. «Дубовая роща», «Строевой лес» написаны в реалистической манере, сюжет выбран так, что всё своё внимание художник уделил крупным предметам на первом плане. Здесь нет далей, нет неба. Кора, сучья, камень, трава, мох, папоротник живут своей реальной жизнью.

В этих больших полотнах, как в стройном оркестре, всё слилось в гимн природе.

Переходя от картины к картине, не устаёшь радоваться за мастера, который так многосторонне сумел нам раскрыть красоту родной природы.

А вот и любимая всеми картина «Утро в сосновом бору». Чем она дорога каждому из нас? Что в этой картине притягивает взгляд каждого из вас?

Гениальный мастер сумел в этой картине передать народные сказки, любовь к молодецкой потехе, когда один на один с рогатиной наперевес шёл человек померяться силушкой с лесным хозяином. Она нравится нам поэтическим рассказом о красоте раннего утра в лесу, когда торжественно-прекрасный встаёт золотой день, а позлащённые восходящим солнцем верхушки столетних сосен заводят радостный разговор со свежим ветром. И те чувства, которые возникают в нашей душе, когда мы созерцаем эту картину, только это и имеет сейчас значение, эти чувства вечны и незыблемы.

Давайте перейдём к репродукциям картин известного русского пейзажиста Исаака Левитана. Картина «Март» своими торжествующе-радостными красками снискала себе широкую известность: это произведение может быть названо одним из самых поэтических русских пейзажей XIX века. Создавая картину, Левитан заметил особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны.

В лесу среди деревьев ещё лежит глубокий снег, воздух ещё стынет от мороза, деревья ещё голы, даже первые весенние гости, грачи и скворцы, не появились в наших краях. Но уже солнышко пригревает, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение тёплых дней - всё предвещает весну; вся природа, все предметы - всё пронизано ожиданием. Это состояние ожидания по- своему выражает и смирная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнувшись, на пригреве у крыльца и терпеливо дожидается своего хозяина.

К этому пейзажу Левитана нельзя ничего прибавить, от него нельзя ничего отнять. Никогда ещё прежде он не находил в природе такой счастливой завершённости, как около этого деревенского дома у края дороги на опушке леса.

Выполняя свою картину «Весна. Большая вода», Левитан мог вспомнить своего учителя Саврасова, который за двадцать лет до него произвёл своей картиной «Грачи прилетели» впечатление настоящей весны в русском пейзаже. Такие же тонкие берёзки, выстроенные в ряд, изогнутые и голые; за ними оттаявшая речка и скромные деревянные строения. Только у Саврасова - хмурое, низко нависшее весеннее небо, у Левитана - прозрачная весенняя синева и золотистые лучи на песчаном берегу. Главной темой «Большой воды» Левитана служит трогательно- прозрачная, целомудренная чистота весны и особенно застенчиво-робких, ещё не одетых, голых берёзок. Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные берёзки выглядят, как те самые берёзы, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо; они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветки сливаются с голубизною неба. Тонким берёзкам противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели. Плавно изогнутый берег ведёт наш глаз в глубь картины, связывает лодку с манящим простором дали и делает природу более близкой человеку.

Ребята, я хочу вас спросить, а какое произведение Исаака Левитана вам больше по душе?

А сейчас следующее задание (задание 2) викторины. Я надеюсь, вы внимательно рассмотрели репродукции картин и без труда угадаете их по фрагменту, (Предлагаются фрагменты картин)

Задание 3. По описанию угадать, о какой картине идёт речь.

1. Глядя на эту картину, кажется, что каждая чешуйка коры стройных сосен купается в солнечных лучах. Художник великолепно передаёт освещённые солнцем медно-красные стволы, покрытые снизу зеленоватым мхом, густые фиолетовые тени, отбрасываемые ими на траву. Деревья свободно растут на прогретой солнцем сухой почве. Особенность творчества знаменитого пейзажиста заключалась в том, что он умел передать «портретность» того или иного дерева. Крепкие, не похожие друг на друга, цепко держащиеся за землю деревья живут на полотне своей собственной жизнью. (И. И. Шишкин «Сосны, освещённые солнцем»)

2. Художник оценил тихую прелесть старых, искривленных берёз, луж растаявшего снега, церкви и колокольни с облупившейся штукатуркой. Никогда до этого в русской живописи не было картины, где бы так передавались весеннее тепло, свежесть воздуха, словно насыщенного запахами мокрой коры и тающего снега, согретого лучами солнца. Художник впервые с такой убедительностью открыл зрителю, то есть нам с вами, поэтическое обаяние и содержательность самого обыденного типичного русского пейзажа. (А. Саврасов. «Грачи прилетели»)

3. На этой картине изображена широкая, могучая водная гладь, которая заполняет передний план, над ней поднимается высокое синее полузакрытое облаками небо, вдали тянется узкая полоска берега. Облака бесшумно скользят по лазури, и вслед за ними по воде плывут их отражения, тут же рядом движутся их тени; ветер, налетая, колышет тростник и наводит на поверхности озера рябь, - это редкое у художника богатство движения придаёт картине особенно жизнерадостную полноту. (И. Левитан «Озеро»)

Похожие статьи:

Викторины про природу для школьников

Викторина для школьников по теме Живые барометры

Викторина для школьников. Весёлые вопросы для туристов

Математическая викторина для школьников

Викторина для школьников по теме спорт

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!