Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Стихи для детей известного Российского поэта Терентiя Травнiка

Стихи для детей известного Российского поэта Терентiя Травнiка

Детская поэзия Терентiя Травнiка

Детская тема занимает особое место в поэтическом наследии Терентiя Травнiка. Мир детства – неповторимый мир, раскрашенный детскими фантазиями и помогающий ребенку создавать собственные миры, удобные для проживания. Стихотворения для детей Т.Травнiка написаны простым и понятным для ребенка языком. Его стихи интересны и увлекательны для детей – это и мир игрушек «Мои игрушки», и мир домашних любимцев: «Про кота Мурлыку», «Баламут», «Ну и кошки», и мир предметов быта, одухотворенного детским воображением: «Чайник и самовар» и многие другие.

Образы, созданные поэтом в стихотворениях, написанных для детей, увлекают ребенка, расширяют его знание об окружающем мире, тем самым обучая, развивая и обогащая его душу. Так, в стихотворении «Листики», автор, давая детям своеобразный урок природоведения и рассказывая детям о разнообразии листочков у разных пород деревьев, учит ребенка наблюдательности, предлагает ему самому увидеть и придумать слова, которые отличают листик березки от листьев других деревьев. Известно, что в детстве Терентiй любил собирать разные листья и травы, составляя из них гербарий. Это увлечение, позже ставшее хорошим знанием о растительном мире, поэт сохраняет всю свою жизнь. Еще в студенческие годы, его называли Травником сокурсники и друзья. Это и послужило появлению, теперь небезызвестного псевдонима в литературном мире –  Травнiкъ.

В стихотворении «Считалочка» Терентiй рассказывает ребятам не только о том, как называются детеныши у разных животных, но и показывает особенности детского языка и детской логики: раз «бельчонок – у беличихи», значит «лисенок –  у лисихи»! А Травнiкъ с любовью поправляет: «Не лисихи, а – лисицы! Будешь – первым ты учиться». В стихотворении «Мишка» умиляют две первые строки, написанные им детским языком с глубоким пониманием детской логики: «Мишка шлепает по лужам, потому что неуклюжий…» – истинно, только ребенок так может рассуждать, и в конце истории про мишку, который простудился и пьет горькую микстуру, автор завершает:

Он лежит в своей кроватке,

Под подушку спрятал лапки,

Знает Мишка: ко всему

Мёд достанется ему.

Стихотворение «Юный художник» – просто кладезь детских умозаключений и рассуждений, оно буквально «пересыпано» ими:

Я слепил из пластилина

Королевского пингвина,

Чтобы тот не вешал нос –

В холодильник жить отнес,

Вынул масло и творог

И поставил в уголок.

Читая детские стихи Травнiка не перестаешь удивляться исключительной способности мастера, почти с гениальной легкостью, воспроизводить ход рассуждений ребенка, да еще и в поэтической форме!

Детство – самая важная пора в жизни каждого человека, именно в эту «золотую пору» в психике ребенка формируется не только базовое доверие к миру, но и здоровое представление о нем, где фундаментом для гармоничного развития ребенка  становится родительская любовь.  Наполняя ребенка любовью, мы, таким образом, творим свободную и уверенную личность, хорошо адаптированную к преодолению непростых жизненных ситуаций. Мир детской поэзии Терентiя Травнiка наполнен яркими красками и образами детства, которые поэт сохранил в своей душе, и великодушно дарит всем детям, наполняя их сердца любовью, которую с избытком получил от своих родителей.

Природа очень мудро распорядилась, создав в жизненном цикле человека период детства. Все мы «родом из детства», детства, наполненного радостью каждого дня, беззаботностью и возможностью отдаваться любимому занятию – Игре. Её Величество Игра влияет на формирование произвольности психических процессов у ребенка: произвольного внимания и произвольной памяти, ведь в процессе игры ребенок произвольно сосредотачивает свое внимание на предметах, включенных в игровую ситуацию и ему необходимо запоминать условия игры. Именно в игре формируется особое свойство мышления, позволяющего встать ребенку на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение. Игра имеет определяющее значение для развития воображения. В процессе игры приобретаются навыки общения, а необходимость подчиняться правилам игры, способствует развитию чувств и воли. Вот как важно, чтобы в период детства наши дети вволю наигрались, набегались и нагулялись. В стихотворениях «Весеннее. Детское», «Плющихинское», «Такой случай», «За жужалицами» и др., Травнiкъ рассказывает о своем детстве, и в этих историях каждый ребенок с легкостью может узнать и себя, и своих друзей. Эти стихотворения органично вписываются в детское сознание и становятся неотделимыми от самих детей. А еще эти стихи… очень добрые.

Игра является для ребенка и способом познания мира, и развитием его психических процессов, и особой формой социальной адаптации. В общении с детьми сам поэт постоянно импровизирует, придумывая разные игры для них, загадки, скороговорки (скороговорилки, скороговорушки, как он сам их называет), «жужжалки» и считалки. Например, придуманная Травнiкомъ поэтическая «Детская игра Пумпурум», прекрасно помогает развитию памяти ребенка, ведь победителем в игре становится тот, кто сможет без ошибки повторить стихотворение и остаться до конца в игре:

Пумпурум сидел на стуле,

Пумпурум качал ногой,

Пумпурума ветром сдуло,

Он упал вниз головой.

 

Ловко отскочил от пола

И на стул уселся снова.

Пумпу раз и два, и три

Ты (показать кто) за мною повтори.

Стихотворение, стержнем которого является «детское» слово «пумпурум», легко запоминается и воспроизводится детьми. Дети – талантливые и непревзойденные создатели выразительных слов в период развития речи. Они с азартом играют в эту игру. Принимать участие в этой игре может любое количество детей,  а правила игры –  просты и увлекательны.  Детских поэтических игр,  сочиненных Травнiкомъ, немало. Среди них особо выделяется игра-загадка «Летняя игра в огурцы», своеобразием которой являются  загадки на различные явления природы. В разные годы поэтом созданы такие игры, объединенные им в единый цикл детских стихов «Стихи-загадки».

Персонажи, созданные Терентiемъ, помогают в игровой форме овладеть маленькому человечку миром окружающих его вещей и предметов, миром людей, с которыми ребенок взаимодействует в процессе общения и игры. Все это создает условия развития ребенка, его познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, речи, воображения и высшего познавательного процесса – мышления.

Детская поэзия Т.Травнiка – это не только удивительные стихотворения, передающие особенности детского мышления в отображении юного познания мира, но это еще и умение автора передавать поэтическим словом нюансы детского рассуждения и размышления. В забавном стихотворении «Про ёжика» наглядно представлен процесс начального формирования логического мышления у ребенка, стремления ребенка проникнуть в суть увиденного им явления:

По траве мешок ползет –

Кто-то хвою в дом несет.

И торчат от ёлки

Из мешка иголки.

Надо ёжика спросить:

Кто же это может быть?

Понимание Т.Травнiкомъ своеобразия детских рассуждений и умозаключений, подмеченных им в общении с детьми, позволило ему создать детские произведения, близкие и понятные деткам. Они с интересом слушают их, быстро запоминают  и, конечно,  с удовольствием рассказывают. Эти произведения дети узнают и любят, потому что они написаны их «детским языком», который знает поэт и владеет им в совершенстве. Это знание позволяет ему в своих стихах разговаривать на одном языке с детьми. Нетрудно заметить, что Терентiй в своем творчестве для детей активно пользуется их же словами: «каляка малякин», «пумпурум», «поклал», «папову книжку», наделяет героев своих стихов несуществующими «детскими именами», называя и передавая тем самым суть, главное свойство персонажа, например, «Неуклюж», «Худомал», «Нетужиль и Нетужиля» и т.д. Зная эту особенность детского словотворчества и удивительную способность детей создавать новые слова и фразы, которыми они объясняют по-своему знакомые им явления, Травнiкъ смело использует ее в создании своих стихов для детей, которая и придает неповторимую самобытность его стихотворениям:

ТРИ БРАТА

Я спросил у Колобка:

"Ты чего надул бока?"

Колобок мне отвечал:

"Я бока не надувал.

 

Это брат мой – Надулбок –

У того бока надуты,

А еще есть – Раздулбок.

У него они – раздуты".

«Гениальным лингвистом» – назвал Корней Чуковский ребенка в период начала познания мира и развития речи у него. Ведь еще Лев Николаевич Толстой, обращаясь ко взрослым, заметил: «Ребенок сознает законы образования слов лучше вас, потому что никто так часто не выдумывает новых слов, как дети». Вот и Терентiй Травнiкъ, понимая это, вводит в свое стихотворение «Три брата» совершенно «детские слова» – Надулбок и Раздулбок. Посмотрите, как поэт показывает рождение новых слов, играя этими самыми словами в стихотворении «Песенка о сэре Флобоке»:

Бросил заниматься боксом –

Посадил на даче флоксы.

Был боксёром – стал флоксёром,

А точнее – флобоксёром...

Флобоксёром, Флобоксэром,

Ну а позже, просто сэром…

                                      Флобоком.

Особых слов заслуживают колыбельные, названные «по-травнiковски» – «баиньками». Это, придуманное поэтом слово, стало ныне уже известным. «Баинька для Серафимы», «Баинька для Сони», «Баинька для Жужжи»… вот неполный список нежных баинек-песен, «пахнущих грудным молочком». Плавный ритм этих стихов успокаивающе действует на малыша, как будто раскачивается люлька: «ба-а-й – бай…», «ба-ю – бай»… Почувствуйте этот ритм в удивительном стихотворении  –  колыбельной, написанной Т.Травнiкомъ к первой ночи на Земле «Для девочки Таи», оно наполнено бесконечным теплом, нежностью и мелодичностью:

Маленькая Тая,

Нежная такая,

Словно льдинка, тая,

Излучает свет…

И таится в Тае

Тайна непростая,

Знает эту тайну

Дедушка Тэтэ…

Он придет к Таисии

С травами и листьями,

Спать уложит Таиньку

И споет ей "баиньку".

Таю-таю, таю-тай,

Спи, Таисья, засыпай.

«Дедушка Тэтэ» в этом стихотворении и есть детский поэт Терентiй Травнiкъ. Он и приходит «с травами и листьями» к каждому малышу на Земле и поёт для него свои добрые и волшебные колыбельные «баиньки». Наделенный композиторским даром, Терентiй Травнiкъ написал детскую колыбельную песенку «Папина баинька». В авторском исполнении (поэт хорошо играет на фортепиано и гитаре) она производит неизгладимое впечатление, и не только на детей: тембр голоса Травнiка – от природы мягкий и бархатистый, исполняющий детскую баиньку, а в конце песни, переходящий в шепот, успокаивает и уносит малыша в волшебную страну Детских Сновидений.

Терентiй Травнiкъ – настоящий детский волшебник. Всем детям свойственно верить в чудеса, сказочные персонажи, например, в Деда Мороза. Они любят слушать, читать сказки и… сочинять их сами. Опираясь на эту детскую особенность, Т.Травнiкъ поддерживает  в них эту веру, и своими стихами показывает, что волшебные существа есть и в нашем мире, и они открываются всем, кто в них верит. Например, все дети знают, что есть  гномы. В своем стихотворении «Мой друг гном» поэт серьезно рассказывает:

Ко мне пришёл сегодня гном,

Уселся тихо под столом,

Сидел и слушал не дыша:

Что он там делает шурша?..

А я писал статью про то,

Что гномы в сказках и в кино…

  Т.Травнiкъ не заигрывает с детьми, понимая, что гномы могут жить только в детских фантазиях и сказках, но открывая свой секрет волшебника, предлагает сделать гномов своими руками: «У меня живут два гнома, я их сделал из картона».

Т.Травнiкъ дружит не только с гномами, он лично знаком и с волшебным героем по имени Ушка. Терентiй рассказывает об Ушке, который кладет деткам под подушку, под ушко ребенка –  игрушки. Отсюда и имя у него такое – Ушка. Ушку знают, любят и ждут все маленькие дети, когда засыпают в своих кроватках, потому что верят, что Ушка обязательно придет к ним и положит под подушку игрушку, которая увлечет малыша в волшебный мир снов:  

Есть смешной проказник Ушка:

Он в мешочке за спиной

Носит детские игрушки

И с фонариком-луной

К нам  приходит в час ночной.

 

Достаёт свои игрушки,

Если тихо и все спят,

И кладёт их под подушки

Только маленьких ребят…

Т.Травнiкомъ создан большой цикл детских сказок «Сказки собирателя трав», и, конечно же, его знаменитая волшебная страна, реально существующая – «Гугушатия». Сказки Т.Травнiка обладают уникальными свойствами и статусом – они, действительно, волшебные! Волшебные сказки занимают особое место в детском творчестве автора. Им свойственна таинственность, необычность имен героев, волшебных ситуаций, в которые попадают герои, и, конечно же, эти сказки пропитаны любовью к детям и, осваивая сказочный мир взаимоотношений сказочных героев, дети научаются из них добру, искренности, любви, заботе друг о друге. «Таинственная страна», «Песни великана Лума», «Эльгур», «Утро мага» – эти названия волшебных стихов притягивают внимание маленького читателя и вводят его в сказочный мир. Удивительная страна Гугушатия – страна света и добра, созданная гением  Т.Травнiка, полюбилась и детям, и их родителям. Они подружились с жителями этой страны – гугушатами, маленькими желудиными человечками, которым неведомы ни жадность, ни зависть. Т.Травнiкъ много лет работает над проектом Гугушатия. Кроме поэтической поэмы «Гугушатия» автор написал в 2006 году фантастическую симфонию «Simphostory «Ghugushatiah». И этот проект еще не закончен. Сейчас вместе с поэтом над этой темой работают талантливая писательница Елена Дапирка и молодая художница Алена Ромадина. Маленьких читателей, а также их мам и пап ждет феерический сюрприз от Травнiка и его друзей.

Искрометная, написанная с тонким юмором поэтическая история «Ёжки-Пажки» предназначена для совместного прочтения  детей и взрослых. Это история из жизни… ежей. Невозможно без улыбки читать о жизни сначала одинокого, а потом семейного ежа со всеми атрибутами обустройства «ежиной семейной жизни». Что за прелесть эти «Ёжки-Пажки» Травнiка! Читая их, ребенок постигает по-доброму науку взросления, а взрослый – получает массу удовольствия от забавной истории про ежей, у которых все как у людей. Эта книга объединяет семью, создавая психологическое благополучие и для детей, и для взрослых, заряжая всю семью хорошим настроением и здоровьем.

Детская поэзия Терентiя Травнiка является не только познавательным и образовательным средством для детской души, но и оказывает верное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка, закладывая в его душу высокие духовные и нравственные идеалы дружбы, чести, достоинства и благородства. Великолепные образы, созданные в детских стихотворениях, учат ребенка любить свою Родину, беречь природу, заботиться о «братьях наших меньших» и являются своеобразными векторами дальнейшего развития будущего полноправного гражданина своей Родины. Велико влияние поэзии Т.Травнiка и на эмоциональную сферу ребенка, наполняя его радостью от того, что светит солнце, что на небе радуга, и что каждый день мир дарит ребенку свои новые тайны. Своими стихами Терентiй Травнiкъ открывает сердце ребенка для восприятия красоты окружающей природы, научает любить, ведь, как пишет сам поэт в одном из своих стихотворений, но теперь уже для взрослых «Всё, что исполнено любовью, любовью и защищено»!

Литературный критик, психолог, публицист

Ирина Михайловна Соловьева

Сайт: Т.Травнik для детей

 

Похожие статьи:

Стихи к Женщине

Стихи для детей

Что означают наши имена

Сказочные стихи

Комментарии (4)
Александр # 4 января 2014 в 21:31 0
Спасибо за интересный материал. На стихах Терентия Травника я воспитываю своих детей. А еще у него глубочайшие духовные стихи и афоризмы.
ИНОЕ МНЕНИЕ # 23 января 2015 в 16:38 0
Весь интернет пестрит хвалебными статьями о Терентiи Травнiке, автором которых является Ирина Соловьева - литературный критик и публицист, исследователь творчества одного полюбившегося поэта. Читателям представляется этакая лубочная картинка жизни и творчества поэта. Обычно это детские сайты и сайты, подающие себя, как православные. В своих статьях она, не сомневаясь, называет Терентiя Травнiка апостолом, миссионером, гением, сравнивает его стихи с псалмами царя Давида, перечисляет его многочисленные заслуги перед Родиной, русским народом, Русской Православной Церковью. И все это с негласного одобрения поэта. Но разве по-настоящему духовный человек позволит своему окружению писать о себе такие славословия? Разве истинно духовный человек будет похваляться своими заслугами перед Русской Православной Церковью? Если внимательно познакомиться с философской, религиозной поэзией Травнiка, то на самом деле мы увидим нагромождение оккультно-эзотерических банальностей. Используя авторитет Церкви, он берет от Православия только внешнюю форму, вкладывая в нее свое, весьма произвольное, содержание. Он предлагает свою «технологию» на пути к Богу в свете оккультно-мистических знаний, информации, «получаемой» им по контакту с духовным миром и Богом. Для придания весомости своему «православному» творчеству Травнiкъ дает ссылки на Священное Писание и святоотеческую литературу, которые трактуются в нужном ему контексте. Так, например, тема пустоты является сквозной темой его творчества: «Пустота – есть начало всему. Все совершенное исполнено пустотой; Все исполнено пустотой./Нет ничего полнее пустоты; Молчание в Пустоте… »… «Где нет Тебя – там пустота» - говорит митрополит Трифон Туркестанов в Акафисте «Слава Богу за все!». Совершенно очевидно, что у поэта Т.Травнiка серьезные догматические заблуждения: все совершенное у него исполнено пустотой, а Троица Единосущная и Нераздельная свободно разделяется и соединяется снова. Но поэт не скрывает своих заблуждений и сам свободно отказывается от догм: («…Остается допущеньем/ Взять и догмы превозмочь…» Стихи/Терентiй Травнiкъ. – М.: Издатель Карпов Е.В., 2008,стр.84-85 ) и, более того, он сам еще не определился – в кого он верит, в какого Бога? Вот так, пером чиркнув по небу, Господь легко, кем бы Он ни был, К нам изливает благодать… (Там же, стр.289) Лирический герой Травнiка общается с Драконом, называя его совершенным: «Я вновь иду, иду к нему навстречу, чтобы задать вопросы к себе в Его присутствии… И имя ему Дракон,.. он делился со мной, как делится Совершенный, оставляя мне полное право на себя и на мои ошибки…». Известно, кто в Православии скрывается под личиной дракона: «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр.12:9). Отсюда все блуждания поэта Травнiка по вымышленным лабиринтам. Все у него не обязательно, не обдуманно, не бережливо, сплошной поток сознания – он и сам называет все это выдумкой: Фантазия в четыре строчки – Поэзия моя… (Там же, стр.286) Автор записывает все, что придет на ум, не редактируя, не исправляя, не работая над словом – он является марионеткой в руках своих стихов (Апреллиада / Терентiй Травнiк. – М.: Издатель Карпов Е.В., 2008, стр.32.): Стихи изматывают душу, Вторгаясь волею своей… В случае с Травнiком мы сталкиваемся с непомерной гордыней и претензией на философскую и научную глубину. Такая уверенность в собственной исключительности взращивает чувство крайней духовной гордыни, о последствиях которой достаточно много писали святые отцы.
Ольга # 10 марта 2015 в 08:29 0
Автор «ИНОЕ МНЕНИЕ» хорошо подготовил «домашнее задание», заняв определённую оппозицию. Что совокупно с анонимностью даёт понимание, что он (она) намеренно желает унизить поэта и его биографа. Каждый творческий человек имеет право выразить себя через свои произведения. Поэт пишет стихи, публицист пишет об актуальных событиях, проблемах и явлениях, биограф описывает жизнь личности, является источником первичной социологической информации о человеке. И.М.Соловьёва - публицист и биограф профессионально пишет об интересном человеке с незаурядными способностями Т.Травнiке. Низкий поклон им обоим за их труд. Радение Травнiка за Отчизну, за подрастающее поколение не подлежит сомнению и доказательство этому его труды, а его благотворительность говорит о высокой нравственности. Покажи Аноним своё лицо, покажи, чего ты достиг, чтобы осуждать других. И это не будет гордыней, это будет смелостью.
Николай # 26 мая 2015 в 12:47 0
Отрывки из статьи "Как легко заблудиться, блуждая во тьме…": "Так в сборнике лекций, бесед и встреч с Т.Травнiком (Цветная музыка души/ Иулия Фадеева. – М.: Издательство Светецъ, 2014, стр. 122) ведущая тульских встреч задает православному поэту, философу и мыслителю вопрос: «Может ли мужчина любить сразу двух женщин?» Ответ Терентiя Травнiка шокирует: «Мужчина может любить сколько угодно женщин и иметь много равноправных отношений с женщинами одновременно. Главное, чтобы он в них не запутался». По мнению «православного» поэта, «показатель мужской качественности, силы интеллекта в его женщинах, даже в их количестве». «Если мужчине не нравится что-то в жене, вместо того, чтобы критиковать ее, понукать, нужно поискать и заполнить эту свою проблемную нишу на стороне. Мужчина должен выходить на охоту за другими женщинами с развитыми навыками и качествами, а это не каждый мужчина может, поэтому проще ругать жену и сетовать на жизнь». «Любовь гораздо шире. Надо стремиться к широкой любви, развивать ее, чтобы она излучалась во все и на все. Да, тогда уже выходишь за рамки семейных отношений, но что поделаешь? Это эволюция, это нормально, это норма. И тогда мужчина может любить много женщин…» И опять совершенно вольная трактовка слов Апостола Павла – «если можете, то не женитесь вовсе» (Там же, стр. 125). Там же, в тульских встречах, читаем откровенно циничное послание «православного» поэта к молодежи. На вопрос ведущей: «В каком возрасте лучше вступать в интимные отношения?» (Там же, стр.48-51) Терентiй Травнiкъ отвечает: «По зову чувств. Если чувства пришли, то и 15 лет – это не очень ранний возраст». «… объяснять молодым людям, когда им вступать в интимные отношения, является не совсем правильным. Как можно объяснить то, что приходит естественным путем». «Здесь не должно быть рамок, лучше придерживаться свободы выбора». «Определить юношей воздерживаться было бы неправильным». «Чувства для вступления в интимную связь все-таки должны быть. Пусть они неправильные, незрелые, может, они далеки от совершенства. (Там же, стр.50) В своем кругу у молодежи не должно быть ограничений» (Там же, стр. 51). А как же целомудрие? Видимо, «православный» поэт не имеет понятия о таких духовных ценностях. Из дневника Иеромонаха Никона (Беляева), преп. Оптинского старца: «Все ищут Бога. Вот и художники в области поэзии, живописи, особенно музыки - все желают найти Бога. Да не так ищут. Как искать Бога? Соблюдать заповеди, особенно смирение, поступить в монастырь. А они не хотят соблюдать заповеди, особенно не хотят смиряться, хотят пройти как-либо переулками, поближе, покороче. О целомудрии они весьма скудного понятия. Вот, например, Байрон или Рафаэль - развратнее его трудно было бы найти, а писал Мадонну» (Дневник послушника Николая Беляева (преподобного Оптинского старца Никона). Козельск: Изд. Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптиной Пустыни, 2010. С. 58).