Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Стихи о временах года для детей 4-5 лет

Стихи о временах года для детей 4-5 лет

Стихи про времена года для детей средней группы

Ф. И. Тютчев

* * *

Зима недаром злится,

Прошла её пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

 

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

 

Зима ещё хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

 

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

 

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

 

B. А. Жуковский «Жаворонок»

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

 

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны...

 

C. Д. Дрожжин «Весеннее царство»

Вернулось царство вешних дней:

Звенит по камешкам ручей,

Река шумит,

И с криком стая журавлей

Уж к нам летит.

 

Смолою пахнет от лесов,

Краснея, почки лепестков

Вздохнули вдруг,

И миллионами цветов

Покрылся луг...

 

И. Бунин

* * *

Крупный дождь в лесу зелёном

Прошумел по стройным клёнам,

По лесным цветам...

Слышишь? — Звонко песня льётся,

Беззаботный раздаётся

Голос по лесам.

 

Крупный дождь в лесу зелёном

Прошумел по стройным клёнам,

Глубь небес ясна...

В каждом сердце возникает, —

И томит, и увлекает

Образ твой, Весна!

 

Р. Сеф «Отчего весна пришла весной?»

— Отчего

Весна пришла весной?

Для кого

Журчит ручей

Лесной?

Почему

Всё расцвело кругом?

И кому

Нужны гроза и гром?

 

— Оттого, дружок,

Весна пришла,

Что погода

На дворе

Тепла.

И ручей лесной

Журчит, звеня,

Чтобы пеньем

Радовать меня.

 

А гроза —

Хотя и не нужна,

Но какая

Без грозы весна?

 

Я. Аким «Апрель»

...Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня — прямиком

Шлёпает по лужам,

 

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным.

 

«Скоро, скоро быть теплу!» —

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба...

Вопросы для обсуждения прочитанного с детьми

• Ты знаешь, когда наступает ранняя весна? Что появляется на улицах ранней весной? Как можно сказать, какой бывает ранняя весна? (Робкой, слабой, несмелой.) Почему она такая? Послушай стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится...». Почему поэт изображает Зиму в виде старухи, а весну — как ребёнка? Какие слова автор находит, чтобы передать своё отношение к Зиме и Весне? Какая у него Зима? А Весна? В каких строчках

автор говорит о том, что люди с нетерпением ждут Весну? Какой ты представляешь себе Весну?

• О каком времени года говорит С. Д. Дрожжин в стихотворении «Весеннее царство»? Какие звуки весны мы можем услышать в его стихотворении? А какие запахи можно почувствовать? А какие краски есть у весны? Что ты представляешь, когда слышишь такие строчки из стихотворения: «Краснея, почки лепестков вздохнули вдруг...»?

• Послушай произведение о весне, написанное И. Буниным. Это рассказ или стихотворение? А как ты догадался? Чем стихотворение отличается от рассказа? (В стихотворении есть напевность, ритмичность, музыкальность, рифма. Рифма — это одинаково оканчивающиеся слова (созвучия слов) в окончаниях стихотворных строк: «зелёном» — «клёнам», «льётся» — «раздаётся», «цветам» — «лесам». Рифма придаёт благозвучие стихотворению, подчёркивает музыкальность стиха, его ритм.) Попробуй сам найти рифму во второй части стихотворения.

• Какую картину ты представил, слушая стихотворение И. Бунина «Крупный дождь в лесу зелёном...»? Ты можешь показать, как шумит по клёнам и по лесным цветам весенний дождь? Какой звук у тебя получится, тихий или громкий? Будут ли рады этому дождю растения? Почему? Какие ещё звуки можно услышать в весеннем, омытом дождём, лесу? Как ты понимаешь: «Глубь небес ясна...»? Как можно сказать по-другому? Почему людей так радует приход весны?

• О чём стихотворение Я. Акима «Апрель»? Какую картинку ты представил, слушая это стихотворение? Как рассказывает автор о приходе весны? Как ты понимаешь эти слова: «Гонит талые снега с гомоном и звоном...»? С чем сравнивает поэт зелёную траву на лугу? (Сравнивая два предмета, используй слова «как», «словно», «будто», «точно»: «Свежая трава на лугу, как зелёный бархат».) Почему трава похожа на бархат? (Она такая же мягкая, упругая и шелковистая, как бархат.) Какое дерево весной расцветает первым? Как говорит об этом поэт? Какой образ он рисует? Какое это стихотворение, весёлое или грустное? Автор рад приходу весны? Почему ты так думаешь?

Е. Трутнева «О лете»

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна,

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

 

А. А. Фет

* * *

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

 

А. Блок «Летний вечер»

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

 

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей — красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

* * *

Спят луга, спят леса,

Пала свежая роса.

В небе звёздочки горят,

В речке струйки говорят,

 

К нам в окно луна глядит,

Малым деткам спать велит.

 

Гайда Лагздынь «Жарко»

Встало солнышко пораньше,

Искупалося в реке

И уселось на лужайке —

На зелёном бугорке.

Тёмно-алые гвоздики

Накалились докрасна!

Загорела на припёке

Одноногая сосна.

Зарумянилась малина,

Раскраснелся в поле мак.

В камышах кричат лягушки:

— Жар-ко, квак! Жар-ко, квак! Как!

Вопросы для обсуждения прочитанного с детьми

• Тебе понравилось, как рассказывает о лете Е. Трутнева в стихотворении «Лето»? Какую картинку ты представил, слушая это стихотворение? О каких приметах лета говорит поэтесса? Ты знаешь, когда выпадает роса? А почему капельки росы «гнут былинки до земли»? Почему до самой ночи не смолкает пчелиный гул? Какое летом солнышко? Как оно греет землю? Послушай стихотворение Е. Трутневой ещё раз и постарайся запомнить в нём рифмующиеся строчки'. Какие рифмы ты запомнил?

• Какие краски у лета? А какого цвета бывает летом небо? А ты знаешь, когда небо становится красным? Послушай стихотворение А. А. Фета, в котором поэт рассказывает о летнем вечере. Какую картину ты себе представил, слушая это стихотворение? Когда о деревьях можно сказать, что они дремлют? Как ты понимаешь выражение «извивы реки»? Ты догадался, почему так говорят? Когда могут блестеть извивы (повороты) реки?

• Ты знаешь, что поспевает летом? А какие хлебные растения тебе известны? Раньше пшеницу и рожь убирали не машинами, как сейчас, а вручную. Таких людей называли жнец и жница, потому что они косили, или, как говорили раньше, жали, траву. Послушай стихотворение А. Блока

«Летний вечер». О чём нам рассказывает автор? Как ты понимаешь слова автора: «Дремотой розовой объята трава...»? Когда так бывает в природе? А ты догадался, почему луна на небе вдруг стала красной? Сравни стихотворения А. А. Фета и А. Блока. Какая картина летнего вечера тебе понравилась больше?

• Как летом греет солнышко? В какой цвет оно красит всё вокруг? Послушай стихотворение о лете Г. Лагздынь, которое называется «Жарко». Что рассказывает о солнышке автор? Как солнышко изменило гвоздики? Как об этом говорится в стихотворении? Что поэт говорит о сосне? А разве сосны могут загорать? Какими стали малина и маки? Значит, какие слова в стихотворении помогают передать, что всё кругом стало красным от солнца? («Накалились», «загорела», «зарумянилось», «раскраснелся».)

А. Твардовский «Лес осенью»

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

 

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

 

Стала ель в лесу заметней —

Бережёт густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шляпу набекрень.

 

К. Бальмонт «Весёлая осень»

Щебетанье воробьёв,

Тонкий свист синиц.

За громадой облаков

Больше нет зарниц.

Громы умерли на дне

Голубых небес.

Весь в пурпуровом огне

Золотистый лес.

Ветер быстрый пробежал,

Колыхнул парчу.

Цвет рябины алым стал,

Песнь поёт лучу.

 

А. С. Пушкин

* * *

Печальны лес и дол завялый,

Проглянет день — и уж темно,

И, будто путник запоздалый,

Стучится буря к нам в окно...

 

Н. Рубцов

* * *

У сгнившей лесной избушки,

Меж белых стволов бродя,

Люблю собирать волнушки

На склоне осеннего дня.

 

Летят журавли высоко

Под куполом светлых небес

И лодка, шурша осокой,

Плывёт по каналу в лес.

 

И холодно так и чисто,

И светлый канал волнист,

И с дерева с лёгким свистом

Слетает прохладный лист.

Вопросы для обсуждения с детьми

• Что можно нарисовать жёлтой краской? (Солнце, песок, подсолнух, цыплёнка.) А может ли зелёное стать жёлтым? Когда это бывает? Какие ещё цвета у осени? Послушай стихотворение А. Твардовского «Лес осенью». Оно грустное, печальное или светлое, спокойное? О чём это стихотворение? Какую картинку ты представлял, когда его слушал? Какими стали деревья? Вспомни, как об этом говорится в стихотворении. Почему ель в осеннем лесу стала заметнее? Что автор говорит о подосиновике? Какие строчки стихотворения тебе понравились больше всего? А какие строчки запомнились?

• Какие ты знаешь слова об осени? (Холодно, листопад, жёлтые листья, птицы улетают, дождь, ветер, солнце не греет, лужи, грязь.) О времени года говорят не только краски, но и звуки. Давай послушаем осень. Какие у неё звуки? (Шорох листьев, вой ветра, шум дождя.) Послушай стихотворение К. Бальмонта «Весёлая осень». Оно весёлое, грустное или спокойное? Как ты это понял? Какие звуки услышал поэт в осеннем лесу? Что говорит поэт о лесе, каким он стал? Почему так говорится в стихотворении? Как сказать об этом по-другому? Какие цвета увидел поэт осенью в природе?

• Ты знаешь, что такое листопад? Почему в лесу становится красиво, когда начинается листопад? Ты бывал в лесу осенью? А собирал разноцветные осенние листья? Что тебе нравится в осеннем лесу?

• Послушай отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Печальный лес и дол завялый...». Почему поэт называет лес «печальным», а дол (долину) «завялым»? Каким становится день осенью? Как об этом говорится в стихотворении? («Проглянет день — и уж темно...») С чем сравнивает поэт осенний ветер, бурю? Как ты думаешь, это стихотворение весёлое или грустное? Какие слова помогли тебе это понять?

А. С. Пушкин

* * *

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

 

Ф. И. Тютчев

* * *

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

 

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой...

 

С. Есенин

* * *

Поёт зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

 

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

 

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

 

И дремлют пташки нежные 

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца, ясная

Красавица весна.

 

В. Ланцетти «В мороз»

Снег на улице и стужа.

Крепким льдом забита лужа.

От дороги робко Веточками тропки

Тянутся к домам:

— Погреться можно нам?

 

Гайда Лагздынь «Ноябрь»

— Ты чего скрипишь, берёза?

— Стынут корни от мороза.

— Ты чего вся побелела?

Прячешь ветки в кружева?

— Я совсем заледенела...

Но не бойся... я жива...

 

В. Лунин «Зима»

На картине у зимы

Всё бело от снега:

Поле, дальние холмы,

Изгородь, телега.

 

Но порой блеснут на ней

Средь поляны ватной

Красногрудых снегирей

Солнечные пятна.

Вопросы для обсуждения с детьми

• Послушай стихотворение А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...». Это сказочное стихотворение? Почему ты так думаешь? О чём в нём рассказывается? Как автор говорит о приходе зимы? Почему он называет её волшебницей? Как лежит снег на суках дубов? С чем автор сравнивает снег на полях? (Снег как волнистый ковёр.) Как по-другому можно сказать? Что зима сделала с речкой и её берегами? Каким проказам матушки-зимы мы радуемся?

• Послушай, как рассказывает нам о зимнем лесе Ф. И. Тютчев в своём произведении «Чародейкою Зимою...». Это рассказ или стихотворение? Почему ты так думаешь? Можно сказать, что оно напевное, мелодичное? Какие рифмы ты здесь услышал? Какую картину ты представил, когда слушал стихотворение? Как описывает автор зимний лес? Какое волшебство сделала Зима с лесом, как она его околдовала? Что говорит автор о снеге, с чем его сравнивает? Тебе понравилась эта картина зимы?

• Тебе понравилось стихотворение В. Ланцетти «В мороз»? Какой красивый образ придумал автор, чтобы показать холод зимы? Если бы ты был художником, какую бы картинку ты нарисовал к этому стихотворению?

Похожие статьи:

Стихи о зиме для дошкольников. С горки

Стихи об осени для школьников

Стихи о зиме для дошкольников. Каток

Стихи о зиме для школьников

Новогодние стихи для дошкольников. Сани-розвальни

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!