Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Обучение детей 3-4 лет математике

Обучение детей 3-4 лет математике

Как обучать детей младшей группы математике? Математические игры для детей 3, 4 лет.

Часто мы слышим, как считает ребенок трех лет: «Один, два, три, четыре, пять». Причем он делает это совершенно серьезно и с увлечением. В этом возрасте его интересуют предметы и их качество: форма, цвет, размер, расположение в пространстве, — и их количество. А как научить ребенка этого возраста элементарным математическим действиям и понятиям? Для этого надо учиться, играя. Ведь только в игре ребенок ненавязчиво овладевает математическими навыками. И тогда он сможет помочь маме разложить столько ложек на столе, сколько тарелок в стопке. И, не ссорясь с сестрой, разделить поровну пять конфет. И узнает, как измерить Удава Попугаями.

Вот несколько полезных советов для воспитания будущих великих математиков.

♦ Сначала нужно научить ребенка сравнивать группы предметов, не считая их.

♦ Научите использовать в речи понятия: «один», «много», «ни одного», «мало», «поровну», «больше», «меньше».

♦ Сравнивать между собой предметы нужно сначала по одному-двум математическим признакам (форма, размер).

♦ Ребенок должен понять, что количество предметов не зависит от их расположения в пространстве, расстояния между ними.

♦ Помните, что ребенок 3-4 лет лучше считает предметы, а не цифры.

Олимпиада Мудрой Совы

Необходимый инвентарь: 10 картонных полосок одинаковой ширины, различающихся по длине на 2 см, и Мудрая Сова (игрушечная или нарисованная).

◈ Как играем: скажите ребенку, что к вам в гости будет прилетать Мудрая Сова. Сегодня она предлагает провести олимпиаду, для этого надо построить «спортсменов» по росту: от самого низкого до самого высокого, т. е. выбрать из полосок самую маленькую, затем самую маленькую из оставшихся и т. д. Можно дать им имена.

◈ Пусть ребенок закроет глаза, а вы переставьте спортсменов — они перепутали свои места. Посмейтесь над ними. Помогите стать им правильно. А как же зовут самого невнимательного?

Матрешки-подружки

Игра учит сравнивать предметы по росту

Необходимый инвентарь: матрешки, колечки от пирамидок по числу матрешек.

◈ Как играем: рассмотрите с ребенком матрешек. Расскажите стихотворение:

Подарили мне матрешку.

Допустила я оплошку

Разломала пополам:

Интересно, что же там?

Там еще одна матрешка,

Улыбается, дурешка,

Хоть и жаль ее ломать,

Буду дальше разбирать. 

◈ Скажите, что одна шаловливая матрешка убежала и теперь не может найти свое место, придется ей помочь. Матрешки можно расставлять по росту и наоборот. Предложите угостить их фруктовым салатом. Каждой матрешке дайте миску (колечко) по ее размеру.

◈ Закрепляем: можно включить в игру ложечки (палочки разной длины). Ведь ребенок не даст самой большой матрешке самую короткую палочку? А если даст не очень длинную, придется сравнить ее с другими.

◈ Обыграйте ситуацию «после обеда». Придумайте свою историю про матрешек.

◈ А что можно еще сравнивать по размеру, по росту? Бумажные кружочки, наклеив их на бумагу от самого большого до самого маленького; пирамидки по росту, если их у вас несколько штук. А как же игрушки-зверушки? Кто из них самый высокий? (Жираф, медведь, волк, лиса, заяц и т. д.). Недаром говорят: «Жираф большой, ему видней».

Цветные ленточки

Игра знакомит с понятием длины

Необходимый инвентарь: две ленточки разного цвета, разной длины, но одинаковой ширины, наклеенные на один стержень, карандаш.

◈ Как играем: устройте веселое соревнование по сворачиванию лент. Обратите внимание на то, что одну ленту удалось свернуть быстрее. Выясните причину этого (выясняет ребенок, а вы соглашаетесь с ним). Для этого разверните и положите их рядом, выровняв с одного конца. Или наложите их друг на друга — длинная лента будет выглядывать. «Вот такая она любопытная!».

◈ Закрепляем: сверните 3-4 ленточки. Отметьте, какая самая короткая, длиннее и т. д. Наклейте полоски разной длины на бумагу. Разница по длине — 2 см. А что это будет, пусть придумает сам ребенок.

Речка-реченька

Цель игры: Выделение признака ширины; развитие речи

Необходимый инвентарь: четыре шнура или скакалки.

◈ Как играем: скажите, что сегодня отправитесь в путешествие на полянку, путь до которой лежит через лес. А чтобы было веселее, можно петь песенки, наблюдать за бабочками или за любимыми мамиными цветами. Итак, поем: «Вот оно какое, наше лето...». А вот два ручья (из скакалок): один широкий, другой узкий. Узкий можно перешагнуть. А через широкий придется перепрыгнуть, не замочив при этом ноги. Выясните, почему нужно прыгать (второй ручей шире первого). А если на полянку проехать на папиной машине?

◈ Закрепляем: «Через мост перейти надо нам, ребята...». Предложите ребенку построить мосты через ручейки-речки. Их можно сделать из картона, ватмана. Как правильно подобрать его длину? Приложить к речкам. Обыграйте ситуацию.

◈ На улице сравнивайте ручейки по ширине. Напомните о том, что ноги мочить нельзя, а вот пускать кораблики можно.

«В лесу родилась елочка»

Игра знакомит детей с понятием величины: высота, длина, ширина.

Развивает творческое воображение, речь

Необходимый инвентарь: две елочки, наклеенные в разных углах листа. Разница по высоте — 2 см.

◈ Как играем: перед Новым годом расскажите ребенку историю: под большой елочкой зарыт клад с новогодними подарками для зверей. Как помочь им определить, где нужно копать? Видимо, нужно измерить высоту елочек. Но как? Нужно взять полоску бумаги, приложить ее к одной из елочек, загнуть лишнее и отрезать. Затем эту полоску приложить к другой елочке и узнать, выше она или ниже.

◈ Пофантазируйте, какие подарки спрятаны под елочкой? Пусть ребенок выскажется. А может, подарки заберет волк? Как их вернуть зверушкам? Вот и новогодняя сказка готова!

◈ Закрепляем: напомните ребенку, что те предметы, которые нельзя сравнить, прикладывая друг к другу (стол, скамейку и т. д.), можно мерить меркой. А может, скамейки выкопать и измерить их? Посмейтесь вместе.

◈ Поиграйте в игру «Измеряй-ка». Мерить в квартире можно все: стол, кровати, стулья и т. д. Что выше, ниже, шире? Для меры можно использовать нитки, шнур. Например, отмерить длину крышки одного стола и этой мерой измерить крышку другого стола.

Наблюдатели фигур

Игра учит группировать геометрические фигуры по их признакам.

Необходимый инвентарь: геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник — одного цвета и размера, счетные палочки.

◈ Как играем: предложите поиграть в игру «Будь наблюдательным». Сравните фигуры. Чем они отличаются? А есть ли похожие? Не торопите, пусть ребенок сам ответит. Сделайте вывод: круглые фигуры можно обвести пальчиком, у них нет углов. Многоугольники все с углами. У треугольника их меньше всего. А чем отличается квадрат от прямоугольника?

◈ Закрепляем: наклейте фигуры на бумагу: круглые с одной стороны, многоугольники — с другой. Поиграйте в игру «Рисовалки». Нарисуйте точки по контуру круга, треугольника (три точки-вершины), квадрата (четыре точки) и т. п. Ребенок должен соединить их. Отметьте, что получается фигурная страна. Не забывайте хвалить ребенка.

◈ Усложняем: выкладывайте фигуры из счетных палочек, спичек (без серы), из кусочков проволоки и т. п.: квадрат — по две палочки каждая сторона; треугольник — по одной палочке каждая сторона. А круг из чего сделать? А овал? Чем он отличается от круга? Для наглядности можно наложить их друг на друга. Поиграйте в игру «На что похоже?». Зеркало, яйцо — на овал, книга — на прямоугольник и т. д.

Все такие разные

Игра учит группировать геометрические фигуры по их признакам

Необходимый инвентарь: геометрические фигуры разного цвета и размера.

◈ Как играем: дайте ребенку коробку с перемешанными в беспорядке геометрическими фигурами (сначала все фигуры должны быть одного размера, но разных цветов). Предложите ему самостоятельно навести порядок: все круги сложить в одну стопочку, все квадраты — в другую и т. п. Отметьте, например, что среди кругов есть и желтые, и красные, и зеленые.

◈ Усложняем: добавьте в коробку фигуры разного размера и также предложите разложить их по стопочкам. Отметьте, например, что среди кругов теперь есть и большие, и маленькие, и синие, и красные.

◈ Если ребенку трудно отличить круг от овала, то можно положить их сначала рядом. Или для наглядности наложите круг и овал друг на друга (они должны обязательно быть разного цвета). Продолжайте играть в игру «Дорисуй-ка»: рисуйте фигуры по опорным точкам.

Учимся, играя

Игра закрепляет элементарные знания о геометрических фигурах

Необходимый инвентарь: геометрические фигуры большого размера, в том числе прямоугольные треугольники, треугольники со сторонами разной и одинаковой длины.

◈ Как играем: покажите ребенку сундучок Мудрой Совы, куда сложены разные фигуры. Рассмотрите их. Если фигуры переворачивать, они от этого изменятся или нет?

◈ Итак, играем. Выложите из фигур на полу дом, лодочку, солнце и т. д. Фантазируйте вместе с ребенком. А если выложить несложный сюжет: домик, солнце, елочку?

Дерзайте. Но не мешайте ребенку самому делать выбор. А может, он самостоятельно будет выкладывать сюжеты? Вы в это время сможете заняться своими делами. А потом вместе придумаете рассказ по картине.

Делим собираем

Игра развивает целостное восприятие

Необходимый инвентарь: геометрические фигуры, в том числе полукруги, полуовалы.

◈ Как играем: поиграйте в игру «Собирай-ка»: сложите круг из двух полукругов, треугольник из двух меньших, квадрат из двух прямоугольников и т. д.

➣ Внимание: если ребенок не справляется с заданием, то можно предложить разрезать, например, круг пополам. А затем из половинок сложить его. Аналогично с другими фигурами.

➣ Хотите, чтобы ребенок лучше справлялся с заданием? Наклеивайте собранные фигурки в тетрадь. Тетрадь храните и добавляйте в нее новые элементы, сюжеты (домик из квадрата и двух треугольников, солнце из двух полуовалов) и т. п. Ну а если ваш ребенок сложит прямоугольник из большого квадрата и двух маленьких? — Значит, у вас растет будущий математик.

◈ Закрепляем: поиграем в игру «Дорисуй-ка», дорисуем лодочке флаг (из прямоугольного треугольника), машине — колеса (круги) и т. д.

Садово-огородный расчет

Задачи этой игры - снять феномен Пиаже (количество предметов не зависит от их Величины); учить устанавливать равенство двух групп предметов

Необходимый инвентарь: фрукты или овощи одного вида, но разных размеров (по 5 штук).

◈ Как играем: разложите на столе слева, например, пять больших яблок на одинаковом расстоянии. Справа положите тоже 5 яблок, но маленьких. Спросите, поровну ли больших и маленьких яблок? (Как правило, дети говорят, что справа больше). Предложите проверить, так ли это. А как это сделать? Под каждое большое яблоко подложите маленькое.

◈ Закрепляем: когда ребенок убедится, что их поровну, можно разложить яблоки опять по группам. И отметить, что их поровну, по пять (если ребенок умеет считать). В следующий раз можно взять другое количество овощей или фруктов (по два лучше не брать).

◈ Усложняем: возьмите равное количество двух видов овощей (или фруктов). В одной группе овощи положите на расстоянии друг от друга, в другой — вплотную. Попросите ребенка сравнить группы. Дети обычно говорят, что предметов больше там, где они расположены на расстоянии. Докажите их равенство путем подкладывания друг под друга.

◈ В следующий раз возьмите группы предметов разного размера, но равного количества. Положите их на разное расстояние. Сравните их количество аналогичным способом.

◈ Играть можно со счетными палочками, с пуговицами и т. д. Количество предметов в группах можно довести до 10.

Медведь и пчелы

Игра формирует представление о количестве, помогает отработать понятия «много», «один», «ни одного»; учит согласовывать существительные и числительные в роде и падеже

Необходимый инвентарь: стулья.

◈ Как играем: привлеките к игре всех членов семьи или группу детей, если у вас гости. Все «пчелки» — в своих ульях-домиках. Папа — «медведь». Спросите ребенка: «Сколько пчелок?» (Много.) А медведь один. Пчелки летают по полянке, выходит медведь — все летят в свои улья. На поляне нет ни одной пчелки. В каждом домике сидит по одной пчелке. Не поймал медведь ни одной пчелки и пошел спать. Вот на поляну опять вылетают пчелки: одна, еще одна и еще одна. Сколько их на полянке? — Опять много.

◈ Играть можно до тех пор, пока не надоест. Меняйтесь ролями.

◈ Закрепляем: уберите один стульчик. Спросите, почему одной пчеле не хватило улья? Чего больше, меньше? Как же помочь пчелке?

◈ Вариантов игры множество: в свои домики могут прятаться зайчики от волка, цыплята от лисы и т. д.

Похожие статьи:

Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет

Развивающие игры для детей 3, 4 лет на развитие мелкой моторики

Игры для развития детей 3, 4 лет

Обучение детей чтению

Обучение математике по методу Никитиных

Комментарии (3)
Подгорных Ольга Михайловна # 10 августа 2014 в 14:06 0
Спасибо за статью, полезная и интересная!
Людмила Николаевна Баринова # 6 ноября 2014 в 20:39 0
Спасибо. Очень интересно.
Татьяна Ивановна Валисевич # 28 января 2016 в 10:58 0
Какие здоровские игры, прямо по другому и не скажешь. Обязательно беру их для себя, большое спасибо!