Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие по сказке Ершова для 4-5 класса

Сценарий внеклассного мероприятия для 4-5 классов

Праздник русской сказки для 4-5 классов. Сценарий

Представление по сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок» для учащихся 4-5 классов

Выбегают три скомороха с музыкальными инструментами.

1-й скоморох.

Та-ра-рам, та-ра-ра!

Вышли кони со двора:

Вот крестьяне их поймали

Да покрепче привязали.

2-й скоморох.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу:

Как во трубушку играет,

Православных потешает.

3-й скоморох.

Эй, послушай, люд честной!

Жили были муж с женой;

Муж-то примется за шутки,

А жена - за прибаутки.

И пойдет у них тут пир,

Что на весь крещенный мир!

1-й скоморох.

Это присказка ведется,

Сказка после лишь начнется.

2-й скоморох.

Зачинается рассказ

От Ивановых проказ.

И от сивка, и от бурка,

И от вещего коурка.

Это присказка - пожди.

Сказка будет впереди.

Появляется Ученый, идет к столу.

Ученый (возмущенно). Шум, крики, грохот... Что это такое? Кто это? Что вы здесь делаете, позвольте вас спросить?

1-й скоморох. Мы артисты, скоморохи.

2-й скоморох. Мы не кричим, а веселим людей.

3-й скоморох. Нас сюда пригласили на встречу с ребятами. А разговор пойдет о сказочнике П. П. Ершове и его знаменитой сказке «Конек-горбунок».

Ученый. Ну да, и я приглашен на встречу. Но простите, вы-то здесь при чем?

1-й скоморох. Да ведь это сказка!

2-й скоморох. А в ней - прибаутки, пословицы, припевки, не- складушки.

3-й скоморох. Мы же умеем их представлять.

Ученый. Сказка - дело серьезное. Нам предстоит сегодня рассказать о творческом пути П. П. Ершова, показать достоинства сказки, поговорить о ее главных героях.

Скоморохи (вместе). Так и мы - о том же!

Ведущий. Здравствуйте! Вы зря спорите, друзья! Сегодня на встречу со сказкой мы пригласили известного ученого, знатока творчества П. П. Ершова, и артистов-скоморохов. (Представляет всех.) Мы решили рассказать о «Коньке-горбунке» и серьезно, и весело. И вы нам поможете. Итак, начинает сказка сказываться...

1-й скоморох.

За горами, за лесами

За широкими морями.

Не на небе - на земле

Жил старик в одном селе.

2-й скоморох.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк.

Младший вовсе был дурак.

3-й скоморох.

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села.

1-й скоморох.

В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить.

2-й скоморох.

Мужики такой печали

Отродяся не видали:

Стали думать да гадать -

Как бы вора соглядать.

3-й скоморох.

Наконец себе смекнули,

Чтоб стоять на карауле.

Хлеб ночами поберечь,

Злого вора подстеречь.

Ведущий (обращается к ребятам). А что произошло дальше? Поймали ли «злого вора», и кто это сделал? Ребята отвечают.

Ведущий. Да, смекалистому Ивану на счастье достался смешной «игрушечка-конек ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами». Уродец, правду говоря. Но многих друзей и приобретений он стоил.

Ученый. В русских сказках, да и в сказках других народов, действует много волшебных коней: крылатых, огромных, сильных. Есть Сивка-Бурка, есть даже волшебная кобылья голова. А есть и вот такой «игрушечка-конек», вышедший из-под пера Ершова. Конек-горбунок недаром говорит, что

Я хоть росту небольшого,

Да сменю коня другого:

Как пущусь да побегу,

Так и беса настигу.

Ведущий. А вы помните, какие дела-подвиги совершили два друга, Иванушка и Конек-горбунок?

1-й скоморох.

...Снова сказкой позабавим

Православных христиан,

Что наделал наш Иван,

Находясь на службе царской

При конюшне государской.

2-й скоморох.

Как в суседки он попал,

Как перо свое проспал,

Как хитро поймал Жар-птицу,

Как похитил Царь-девицу...

3-й скоморох.

Как он ездил за кольцом,

Как был на небе послом,

Как он в солнцевом селенье

Киту выпросил прощенье...

1-й скоморох.

Как, к числу других затей

Спас он тридцать кораблей...

2-й скоморох. Как в котлах он не сварился...

3-й скоморох. Как красавцем учинился...

Скоморохи (хором).

Словом: наша речь о том,

Как он сделался царем.

Ученый. Все это хорошо: но мы еще ни слова не сказали об авторе этой сказки П. П. Ершове. Его часто называют автором одной книги. Так уж вышло, что написав несколько пьес, либретто, поэм, стихотворений, Ершов стал известен только как создатель удивительной сказки «Конек-горбунок». Кажется, весь его талант, вся энергия доброго слова, весь запас веселья вылились в эту сказку.

В семье Ершовых было двенадцать детей. Но все умерли в детстве, кроме двух мальчиков, Николая и Петра. Маленький Петя тоже страдал припадками, пока его болезнь не «продали» нищему. Был такой старинный сибирский обряд, ведь П. П. Ершов был родом из Сибири.

Мальчик выжил. Он был тихим, послушным, очень любил слушать сказки, былины, различные истории.

1-й скоморох. Уж не отсюда ли и сказочная рыба-кит?

Ученый. Именно из детских воспоминаний. Знакомый купец Новгородцев как-то рассказал Ершовым, что в Обдории, на северном побережье Енисея, на берег был выброшен кит. Местные жители вырезали из него куски мяса (помните: «Все бока его изрыты»?) для собак. Это произвело огромное впечатление на мальчика. А знаменитая Тобольская ярмарка, на которую съезжались купцы из Бухары, Ташкента, Казани, китайские торговые гости! (Ведь в старину купцов на Руси называли гостями.)

Ведущий. Помните, как говорится о ярмарках в сказке?

1-й скоморох.

Гости лавки отпирают,

Люд крещеный закликают:

«Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли, тары-бары,

Всяки разные товары!»

2-й скоморох.

Покупальщики идут,

У гостей товар берут:

Гости денежки считают

Да надсмотрщикам мигают.

Ведущий. Очень много событий, обычаев сибирской жизни нашло отражение в сказке Ершова. В произведении действуют крестьяне, купцы, царь и его приближенные - бояре. Царь в сказке горазд на посулы и обещания:

3-й скоморох.

Во дворце тебе служить,

Будешь в золоте ходить

В красно платье наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

Всю конюшенну мою

Я в приказ тебе даю,

Царско слово в том порука...

Ведущий. Когда-то Ершов так сказал о своей сказке: «Вся заслуга тут моя, что мне удалось попасть в народную жилку».

А как великолепен язык сказки!

1-й скоморох. Помните, что приключилось с Иваном в ночном карауле?

...И, минуту улуча,

К кобылице подбегает,

За волнистый хвост хватает

И прыгнул к ней на хребет -

Только задом наперед.

Кобылица молодая,

Очью бешено сверкая,

Змеем голову свила

И пустилась, как стрела.

Вьется кругом над полями,

Виснет пластью надо рвами,

Мчится скоком по горам,

Ходит дыбом по лесам,

Хочет, силой аль обманом,

Лишь бы справиться с Иваном;

Но Иван и сам не прост -

Крепко держится за хвост.

2-й скоморох. А вот как Иван рассказывает братьям о своем ночном дозоре:

Вдруг приходит дьявол сам,

С бородою и с усам;

Рожа, словно как у кошки,

А глаза-то что те плошки!

Вот и стал тот черт скакать

И зерно хвостом сбивать.

Я шутить ведь не умею -

И вскочил ему на шею.

Уж таскал же он, таскал,

Чуть башки мне не сломал.

Но и я ведь сам не промах,

Слышь, держал его, как в жомах*,

Бился, бился мой хитрец

И взмолился наконец:

"Не губи меня со света!

Целый год тебе за это

Обещаю смирно жить,

Православных не шутить".

Я, слышь, слов-то не померил

Да чертенку и поверил.

3-й скоморох. А вот описание волшебной поляны, где Иван должен поймать Жар-птицу:

Что за поле! Зелень тут

Словно камень-изумруд:

Ветерок над нею веет,

Так вот искорки и сеет;

А по зелени цветы

Несказанной красоты.

А на той ли на поляне,

Словно вал на океане,

Возвышается гора

Вся из чистого сребра.

Солнце летними лучами

Красит всю ее зарями,

В сгибах золотом бежит,

На верхах свечой горит.

Ученый. Да, язык сказки чрезвычайно выразительный. В ней много простонародных выражений. Это живая речь русского народа.

Ведущий. Вот за этот песенный игровой склад, за удивительные приключении героев, за безудержную фантазию, красочность, за верность, смелость и дружбу Иванушки и Конька-горбунка мы до сих пор любим и читаем эту сказку.

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 5 - 6 класс по теме: Моя семья

Сценарий театрализованного представления для 1, 2, 3, 4, 5 классов

Сценарий мероприятия к 23 февраля в 5-6 классе

День весенних именинников. Сценарий для 5-6 класса

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4, 5 класс. Поговорим о шляпах

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!