Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное мероприятие: День науки, 5 класс

Психологический вечер, посвященный дню науки. Сценарий для 5 класса

Участники: учащиеся 5-го класса, классный руководитель, школьный педагог-психолог, родители.

Цели:

1) расширить представления младших школьников о науке как особой сфере человеческой деятельности;

2) дать учащимся первичные, общие знания о психологии как науке, раскрыть сущность ряда психологических понятий;

3) пробудить в детях интерес к психологической науке, к познанию себя и других людей;

4) помочь школьникам в открытии ими собственного внутреннего мира, показать уникальность и ценность этого мира.

Подготовительная работа

I. Классный руководитель и школьный психолог готовят иллюстративный материал, а также все необходимое для проведения психологических опытов и конкурсов.

II. Педагог с активом класса подбирают музыкальные фрагменты для оформления психологического вечера.

III. Учащиеся дома выполняют следующее задание: на заготовленном заранее листе бумаги «дорисовывают» круг до завершенного образа. Учитель оформляет работы детей в виде газеты.

IV. Члены редколлегии класса готовят для родителей пригласительные билеты на вечер.

V. Родительский комитет готовит призы для победителей конкурсов.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) класс украшен воздушными шарами и разноцветными флажками;

б) в центре доски пишется тема мероприятия «Психологический вечер», ниже помещается табличка с эмблемой психологии;

в) рядом с доской на стене располагается газета с работами детей, выполненными дома;

г) ученики и гости вечера сидят на стульях, расположенных по периметру класса.

Ход вечера

Мероприятие состоит из трех этапов. Первый этап посвящен знакомству учащихся с понятиями «наука» и «психологическая наука». Во второй части вечера школьный психолог показывает школьникам психологические опыты. На третьем этапе мероприятия проводятся конкурсы.

Звучит музыка.

Классный руководитель. Дорогие ребята и наши уважаемые гости! Сегодня у нас необычный вечер. Он посвящен особой деятельности человека — науке. Ежегодно 8 февраля отмечается День Российской науки, а каждое третье воскресенье апреля — День науки. Посмотрите вокруг. Многое из того, что нас окружает, сделано благодаря научной деятельности человека. Знания, которые вы получаете в школе, также были открыты в ходе научного поиска людей. Так что же такое наука? Наука — это разновидность деятельности человека, направленная на выработку знаний о мире, их систематизацию и построение научной картины мира. Какие науки вы знаете?

Дети отвечают, а классный руководитель комментирует.

Все науки различаются по своему объекту, т.е. по тому, что изучает наука. В самом названии науки можно увидеть ее объект: например, геология — наука о Земле, биология — наука о живой природе, зоология — наука о животных. Б.М. Кедров выделяет два основных научных объекта — природу и человека. Соответственно особенностям этих объектов выделяются науки естественные и гуманитарные.

Среди наук о человеке особое место занимает психология (в переводе с гр. psyche — душа, logos — учение). Так что же является объектом изучения психологии как науки?

Дети отвечают.

Верно, психология — это «наука о душе» или о психике человека. А существует ли душа? Этот вопрос давно волнует человечество. Автором первой психологической работы «О душе» был Аристотель, сын греческого врача, живший еще до новой эры. Посмотрите на доску.

Греческое «псише» — душа. Отсюда и принятая сейчас эмблема психологии — буква «пси» греческого алфавита, которую вы видите на доске. Откуда пошло название «псише»? Обратимся в глубину веков к греческой мифологии.

Эрот (или Купидон), сын богини Афродиты, влюбился в очень красивую молодую девушку Психею. Но Афродита была недовольна тем, что ее сын — небожитель хотел соединить свою судьбу с простой смертной. Она прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, и заставляла девушку пройти целый рад испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что это произвело глубокое впечатление на богов и богинь. Они решили помочь влюбленной девушке выполнить все требования Афродиты и убедили Зевса, верховного бога греков, превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви человека, высшей реализацией его души. Психея — простая смертная — стала символом души.

Психика составляет внутренний мир человека. Вы, конечно, видите, что все люди отличаются друг от друга по внешности. Все разные — по росту, весу, цвету волос, глаз (одинаковая внешность бывает только у близнецов). Люди отличаются по возрасту и полу. Но не бывает людей с одинаковой психикой. Внутренний мир человека у всех разный, уникальный и неповторимый. Посмотрите на ребят своего класса. Вы все учитесь у одних и тех же учителей, присутствуете в одном и том же классе, смотрите по телевизору примерно одни и те же передачи, выполняете задания по одним учебникам. А какие вы все непохожие! Обратите внимание на газету с вашими работами. (Показывает газету на стене.) Какие удивительно разные образы вы увидели в совершенно одинаковых кругах (часы, мяч, очки, цветок, воздушный шарик, снеговик, лицо человека и др.).

Как вы думаете, что входит в психику человека, а значит в психику каждого из вас?

Дети высказываются, а классный руководитель комментирует.

В психику человека входят познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение), внимание, эмоции и чувства, воля, индивидуальные особенности человека (темперамент, характер, способности). Психология — такая наука, которая учит познанию не только других людей, но и самого себя. Знание психологии поможет вам развить у себя замечательные способности:

— ощущать и воспринимать окружающий вас мир — людей, природу, различные предметы и явления;

— быть внимательным и наблюдательным;

— размышлять, воображать и запоминать;

— испытывать чувства и желания;

— совершать волевые действия и поступки;

— общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;

— управлять самим собой.

Школьный психолог. Для иллюстрации различных проявлений психики человека можно провести целый ряд психологических опытов.

Демонстрирует и доступно интерпретирует описанные ниже психологические опыты.

Опыт 1. «Птица в клетке». Психолог показывает картинку, на которой на одной стороне нарисована птица, на другой — клетка. Если вращать картинку с помощью веревочек, привязанных по бокам или укрепив ее в ручной дрели, то можно увидеть птицу в клетке. Это объясняется одним из свойств ощущений — их длительностью: образ не сразу пропадает при исчезновении предмета восприятия, происходит наложение одного образа на другой.

Это свойство стало основой создания кино: если демонстрировать двадцать четыре кадра в секунду, они воспринимаются как движущийся рисунок.

Опыт 2. «Двойной шарик». Иллюзию (неправильное, искаженное отражение действительности, «обман» органов чувств) описал еще Аристотель примерно 2300 лет назад. Психолог просит одного из учеников, закрыв глаза, покатать шарик (лучше металлический) перекрещенными указательным и средним пальцами, как показано на рисунках. Будет казаться, что под пальцами два шарика. Возникновение такой иллюзии объясняется тем, что наружные поверхности этих двух соседних пальцев практически никогда не касаются одновременно одной поверхности, и поэтому ощущения, идущие от них, не обобщаются. Это явление апперцепции — зависимости восприятия от опыта, багажа знаний человека — обеспечивает не только избирательность восприятия, но и приводит к иллюзиям. С данной иллюзией можно столкнуться, если дотронуться до кончика собственного носа: возникает впечатление, что вы стали обладателем двух носов.

Опыт 3. «Старая или молодая». Испытуемым предлагается определить, кто изображен на рисунке. Представленный ниже рисунок имеет двойное изображение: полуотвернувшаяся молодая женщина и тут же старуха с большим носом и подбородком, спрятанным в воротник. Если в центре увидеть ухо, то рисунок воспринимается как молодая женщина, если глаз — как старуха. Воспринимая, мы обычно выделяем один или несколько объектов, а все остальные становятся фоном. В нашем осмысливании фигуры и фона проявляется еще одно свойство восприятия — его избирательность.

Опыт 4. Испытуемым показывается рисунок и предлагается определить, какой отрезок длиннее. Визуально второй отрезок. Иллюзию, обман зрения создают стрелки на концах линии. Если бы этих стрелок не было, мы бы сразу увидели, что линии равны. Данная иллюзия возникает как результат такого свойства восприятия, как структурность.

Опыт 5. На следующих рисунках представлены примеры иллюзий смещения, получающихся при восприятии пересекающихся линий и углов. Глядя на рисунок слева, трудно поверить, что все эта прямые линии параллельны. А на рисунке справа линия, пересекающая пять горизонтальных параллельных линий, прямая.

Опыт 6. Иллюзия контраста. Ученикам предлагается посмотреть на два рисунка и сравнить по величине круги в центре («блюдца-кормушки»). Кажется, что центральные кружки разные: левый больше правого. На самом деле они одинаковые, но воспринимаются разными, потому что один окружен маленькими кружками («курочками»), а другой — большими. Вот эти-то кружки-соседи и обманывают наше зрение. Эта иллюзия получила название иллюзии контраста.

К счастью, иллюзии восприятия возникают не так уж часто. Поэтому обычно мы все же доверяем тому, что видят наши глаза, слышат наши уши, чувствуют наши руки.

Классный руководитель. А сейчас проведем психологические конкурсы и посмотрим, кто из вас самый внимательный и самый сообразительный. С помощью жетонов разного цвета разделимся на две команды по 10 чел. (красные — одна команда, синие — другая) и выберем капитанов команд. Родителям (3 чел.) предлагается войти в состав жюри.

Ниже представлены возможные варианты конкурсных заданий (классный руководитель сам решает, сколько и какие конкретно задания будут предложены ученикам).

Задание 1. Как зачеркнуть, не отрывая карандаша от бумаги (мела от доски), четыре точки квадрата тремя прямыми линиями и вернуться в исходную точку.

Здесь нужно отказаться от шаблонного представления о том, что нельзя выйти за пределы пространства, ограниченного точками, и решить задачу, как это показано на рисунке справа.

Задание 2. Переложите одну спичку так, чтобы получилось верное решение. (В скобках предложен правильный ответ.)

Задание 3. Вы испекли торт для семерых гостей и украсили его 7-ю розочками. Как тремя движениями ножа разделить торт на всех гостей так, чтобы каждому достался кусочек с розочкой? (Правильное решение представлено на рисунке справа.)

Задание 4. Головоломки и логические шутки.

1. У меня две монеты на общую сумму 15 коп. Одна из них не пятак. Что это за монеты? (Пятак и одна монета достоинством в 10 кол. Одна монета, десятикопеечная, — не пятак.)

2. В книжном шкафу стоят два тома собрания сочинений. В первом томе 300, во втором — 200 страниц. В шкафу завелся книжный червь и прогрыз книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц прогрыз книжный червь? (Книжный червь не мог прогрызть ни одной страницы, так как первую страницу первого тома при обычной расстановке книг разделяют с последней страницей второго тома только переплеты.)

3. Встретились два человека, друзья детства, и между ними произошел следующий диалог:

— Сколько лет я тебя не видел и ничего о тебе не слышал!

— А у меня уже дочь!

— Как ее зовут?

— Как и ее мать.

— А сколько же лет Леночке?

Как собеседник узнал имя дочери? (Встретились друзья детства — мужчина и женщина Лена, которая и является матерью Леночки.)

4. Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжили свой путь. Как они это сделали? (Путники подошли к реке с разных, противоположных, сторон, и сначала переправился один, потом другой.)

5. Поезд отправляется из Пскова в Москву. Через 2 ч другой поезд отправляется из Москвы в Псков. Оба поезда едут с одной и той же скоростью. Какой из них в момент встречи будет находиться на меньшем расстоянии от Пскова? (Поезда в момент встречи будут находиться на одинаковом расстоянии от Пскова.)

6. Перечислите пять дней недели, не называя их. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

7. Чтобы проползти по беговой дорожке одного стадиона по часовой стрелке, улитке требуется 1,5 ч. Когда улитка ползет по той же дорожке против часовой стрелки, то полный круг она совершает за 90 мин. Чем объяснить несовпадение результатов?

(Несовпадения нет: полтора часа по продолжительности не отличаются от 90 мин.)

8. У трех шоферов был брат Андрей, а у Андрея братьев не было. Могло ли это быть? (Шоферы были женщинами.)

9. Позавчера Саше было 10 лет, уже в следующем году исполнится 12. Какое сегодня число.7 (Первое января.)

10. Когда руки бывают тремя местоимениями? (Когда они вы- мы-ты.)

11. Может ли дождь идти два дня подряд? (Не может, так как ночь разделяет дни.)

12. Константин, Борис и Саша учились в одной школе. Двое из них получили золотые медали. Один — серебро. Но только один из них стал мастером спорта по художественной гимнастике. Кто это? (Девочка Саша, так как художественная гимнастика — женский вид спорта.)

Члены жюри подводят итоги конкурсов и награждают команду победителей тортом, а наиболее отличившихся членов команд другими призами.

Литература

Бойко АЛ. Логика. М., 1994.

Гриншпун. КБ. Введение в психологию. М., 1997.

Замаровский В. Боги и герои античных сказаний: Словарь. М., 1994.

Кто есть кто в античном мире: Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика / Сост. Б. Редис. М., 1993.

Платонов К.К. Занимательная психология. СПб., 1997.

Психология. Учебное пособие для начальной школы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

Похожие статьи:

Классные часы в 5 классе

Праздник, посвященный окончанию учебного года, 5 класс

Сценарий «Посвящения в гимназисты», 5 класс

КВН для школьников 5-6 класса. Сценарий

Классный час в 5 классе. Правила поведения в экстремальных ситуациях

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!