Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие 9-10 класс. Литературная гостиная

Сценарий внеклассного мероприятия по теме: Литература, искусство

Цели: прививать учащимся литературно-эстетический вкус; воспитывать общечеловеческие ценности на примере творчества Омара Хайяма.

Оформление: карта Средней Азии II в. н. э.

Ход мероприятия

I. Биографическая справка

Биограф 1. Образ великого представителя литературы востока Омара Хайяма овеян легендами, биография полна тайн и загадок. Его полное имя едва ли уместится в одну журнальную строку: Гияс-ад-Дин Абу-аль-Фатх Омар ибн Ибрагим Хайям Нишапури. Много слогов и слов имеет имя Хайяма, но еще больше граней у его необыкновенного таланта.

Дату рождения Хайяма (18 мая 1048 г.) удалось установить сравнительно недавно, расшифровав один из составленных для него гороскопов. Любопытно, что многие ученые считают: гороскоп мог составить и сам поэт, который, как известно, увлекался астрологией. Место рождения Хайяма угадывается из его полного имени. Это город Нишапур - один из главных культурных центров Древнего Ирана.

Биограф 2. Творческое наследие поэта широко известно во всем мире. Древний Восток знал Омара Хайяма в первую очередь как выдающегося ученого: математика, физика, астронома, философа. Слава о его обширных и глубоких знаниях распространилась по всей Средней Азии. Многие восточные правители приглашали Хайяма стать придворным ученым. Расцвет его научной деятельности приходится на период пребывания в Исфахане, столице могущественного Сельджукского государства. Там Хайям написал серьезные труды по математике и физике, на основе глубоких астрономических наблюдений создал календарь, который, как утверждают специалисты, точнее современного.

В древнем мире повороты судьбы ученых и писателей во многом зависели от сильных мира сего. После смерти могущественного покровителя Омара Хайяма, сельджукского визира Низама ал-Мулка, для поэта наступили нелегкие времена. Остаток жизни его прошел в странствиях и скитаниях, в постоянных заботах о хлебе насущном.

В 1112 г. в Нишапуре перестало биться сердце великого сына Востока. Над его могилой возвышается мавзолей, символ признательности и уважения соотечественников.

II. Поэзия Хайяма в современном мире

Литературовед 1. В современном мире Омар Хайям больше известен как поэт, создатель оригинальных философско- лирических четверостиший, объединенных востоковедами- переводчиками в сборник «Рубайят». Рубай - одна из самых сложных жанровых форм персидской поэзии. Объем рубай - четыре строки, три из которых рифмуются между собой.

Хайям - непревзойденный мастер этого жанра. В отличие от других поэтов Древнего Востока он был последовательным его приверженцем. В далеком прошлом рубай пелись один за другим, разделяемые паузой, как куплеты одной песни, в рамках которой происходило развитие лирического образа.

Литературовед 2. Чем же привлекает нас, сегодняшних читателей Хайяма, его поэзия? Вероятнее всего, тем, что его рубай, проникнутые общечеловеческими идеями, органично вплетаются в основные жизненные структуры, лишены быстротечности и сиюминутной суетливости, привлекают своей музыкальностью, необыкновенным изяществом отделки каждой поэтической фразы, глубиной философской мысли, яркими образами, непосредственностью взглядов на мир лирического героя.

Литературовед 1. В основе лирики Хайяма лежит философская мысль и утверждение права человека на радость бытия. Во многих стихотворениях мировоззрение поэта-мыслителя выражено ярче и четче, чем в его философских трактатах. Круговороту материи посвящено множество рубан Хайяма.

Чтец.

Прощалась капля с морем - вся в слезах!

Смеялось вольно море - все в лучах:

Взлетай на небо, упадай на землю –

Конец один - в моих волнах.

Литературовед 2. Как философ Омар Хайям современными исследователями отождествляется с Авиценной, его учение включается в средневековое восточное аристотелианство. Независимое научное умонастроение проявилось в бунтарской форме и нравственном величии, выраженном в общечеловеческих категориях добродетели и справедливости.

Чтец.

Если в прах ты, судьбою униженный, пал,

Если купол небесный тебя покарал,

Но и воду живую из рук подлецов

Не бери, хоть бы даже в огне ты сгорал.

Литературовед 1. Темой многих четверостиший Омара Хайяма является упоение жизнью, любование картинами земного рая: травинкой на берегу ручья, розовым, взоры ласкающим кустом, нежностью возлюбленной.

Чтец.

Травинки, те, что у ручья, не мни.

Из уст красавиц выросли они.

Ступай тихонько, их касайся нежно,

Тюльпаноликим ведь они сродни.

Литературовед 2. Значительная часть рубай Омара Хайяма - это раздумья о счастье. Поэт приходит к выводу: надеяться он может только на себя самого.

Чтец.

Ни к другу не взывай, ни к небесам

О помощи. В себе ищи бальзам.

Крепись в беде, желая кликнуть друга,

Перестрадай свое несчастье сам.

Литературовед 1. Иногда спор о вечных истинах поэт преподносит как иронический диалог в вопросно-ответной форме.

Чтец.

Рыбка утку спросила: «Вернется ль вода,

Что вчера утекала? Если да, то - когда?»

Утка ей отвечала: «Когда нас поджарят –

Разрешит все вопросы сковорода!»

Литературовед 2. Ринд, гуляка-вольнодумец, - образ наиболее распространенный в персидской вольнолюбивой лирике. Часто от его имени написаны рубай Хайяма.

Чтец.

Мы чалму из тончайшего льна продадим,

И корону султана спьяна продадим,

Принадлежность святош - драгоценные четки,

Не торгуясь, за чашу вина продадим.

Литературовед 1. Много рассуждений Хайяма связано с поисками духовных основ бытия. После долгих сомнений он приходит к выводу, что первоосновой человеческого существования является любовь. Афористически звучат слова поэта:

Чтец.

Изначальней всего остального - любовь.

В песне юности первое слово - любовь.

О несведущий в мире любви, горемыка.

Знай, что всей нашей жизни основа - любовь!

Литературовед 2. Передавая чувства лирического героя к возлюбленной, Хайям широко использует метафоры, привлекая к их созданию различные стилистические фигуры. Важно также подчеркнуть, что поэт вводит в четверостишия риторические вопросы, тем самым придавая рубай еще большую экспрессивность. И образ избранницы, который для его лирического героя дороже самой жизни, становится еще более привлекательным.

Чтец.

Ты, кого я избрал, всех милей для меня.

Сердце пылкого жар, свет очей для меня,

В жизни есть ли хоть что-нибудь жизни дороже?

Ты и жизни дороже моей для меня.

III. Конкурс выразительного чтения

Под легкую восточную мелодию подготовленные ученики читают рубай Омара Хайяма.

Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно! –

Вот последняя правда, открытая мной.

 

Я однажды кувшин говорящий купил.

«Был я шахом! - кувшин безутешно вопил. –

Стал я прахом. Гончар меня вызвал из праха —

Сделал бывшего шаха утехой кутил».

 

Мы - послушные куклы в руках у творца!

Это сказано мною не ради словца.

Нас по сцене всевышний на ниточках водит

И пихает в сундук, доведя до конца.

 

Разорвался у розы подол на ветру.

Соловей наслаждался в саду поутру.

Наслаждайся и ты, ибо роза - мгновенна,

Шепчет юная роза: «Любуйся! Умру...»

 

Этот мир - эти горы, долины, моря –

Как волшебный фонарь. Словно лампа - заря.

Жизнь твоя - на стекло нанесенный рисунок,

Неподвижно застывший внутри фонаря.

 

Мы источник веселья - и скорби рудник.

Мы вместилище скверны - и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир - многолик.

Он ничтожен - и он же безмерно велик!

 

Были б добрые в силе, а злые слабы –

Мы б от тяжелых раздумий не хмурили лбы!

Если б в мире законом была справедливость –

Не роптали бы мы на превратность судьбы.

 

Каждый розовый, взоры ласкающий куст

Рос из праха красавиц, из розовых уст.

Каждый стебель, который мы топчем ногами,

Рос из сердца, вчера еще полного чувств.

 

Если мельницу, баню, роскошный дворец

Получает в подарок дурак и подлец,

А достойный идет в кабалу из-за хлеба –

Мне плевать на твою справедливость, творец!

 

Отврати свои взоры от смены времен,

Весел будь неизменно, влюблен и хмелен.

Не нуждается небо в покорности нашей –

Лучше пылкой красавицей будь покорен!

 

«Ад и рай — в небесах», - утверждают ханжи.

Я, в себя заглянув, убедился во лжи:

Ад и рай - не круги во дворце мирозданья,

Ад и рай - это две половины души.

 

Если вдруг на тебя снизошла благодать –

Можешь все, что имеешь, за правду отдать.

Но, святой человек, не обрушивай гнева

На того, кто за правду не хочет страдать!

 

Вместо злата и жемчуга с янтарем

Мы другое богатство себе изберем:

Сбрось наряды, прикрой свое тело старьем,

Но и в жалких лохмотьях - останься царем!

Похожие статьи:

Сценарий мероприятия для школьников 8 - 9 класс по теме Владимир Высоцкий

Сценарий внеклассного мероприятия по химии для 9 класса

Внеклассное мероприятие для 8, 9 класса ко Дню пожилого человека

Сценарий внеклассного мероприятия по биологии в 9 классе

Внеклассное занятие по литературе 8 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!