Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час «Подготовка к семейной жизни», 10-11 класс

Разработка классного часа для учащихся старших классов

Тема: Подготовка школьников к семейной жизни (Советы девушкам)

Цель: убедить девушек в необходимости заботиться о своем человеческом достоинстве и девичьей чести.

Ход классного часа

Учитель. Во все времена и у всех народов старшие пытались давать советы молодым. Как-то в библиотеке мне попалась книга С. Пенингтон «Советы несчастной матери ее дочерям, полезные для молодых девиц, вступающих в свет...» (М., 1788). Простое любопытство заставило просмотреть всю книгу. Что же советовали взрослеющим и вступающим в жизнь девушкам две сотни лет назад»? Да все то же. Желая своим детям добра и счастья, предостерегали от непродуманных опрометчивых шагов, которые могут обернуться горем и несчастьем не только для самой девушки, но и для ее близких. Матери давали советы, основанные на опыте не одного поколения...

А что же дочери? Во все времена одни пытались внять чему-то, другие, строптивые, не воспринимали эти советы. Вечная проблема отцов и детей.

Известный любому школьнику по учебнику истории немецкий канцлер Бисмарк как-то заметил: «Только дураки учатся на собственных ошибках. Умные люди должны учиться на ошибках других, с тем, чтобы не повторять их». Нет, не стоит сбрасывать со счетов опыт старших. Полезнее прислушиваться к их советам.

О МАТЕРИНСТВЕ

Учитель. На чем держится мир человеческих отношений? На материнской любви. Она основа основ. Именно благодаря ей у ребенка рождается человеческое: чуткость, внимание к людям, умение сострадать, помогать, быть надежным и верным и многое другое. Материнская любовь неразрывно связана с чувством ответственности за жизнь, за судьбу ребенка. Дочь вправе с нее спросить: «Ты старше, мудрее, опытнее. Ну почему не переубедила, не остановила, почему не запретила?» Как-то после одной лекции для девушек-старшеклассниц я спросила:

- Что вам больше всего не нравится в ваших матерях?

Многие дружно ответили:

- Ругаются без конца: и что поздно пришла, и что уроки не сделаны, и что квартира не прибрана. Ей лишь бы к чему-то прицепиться.

- А что бы вы сказали о матери, которой все равно, как вы учитесь, во сколько домой возвращаетесь, с кем бываете?

«Какая это мать, если ей безразличны мое поведение, моя судьба», - наверняка ответили бы вы.

Любящая мать за то время, пока дочери нет дома, о чем только не передумает, в том числе и о самом худшем. Ведь кругом столько еще зла, насилия, недобрых людей. Как бы с ней чего не случилось. Отсюда и срыв, крик, ругань. Дочери, не заставляйте свою мать нервничать, не отнимайте у нее здоровье, всегда старайтесь позвонить, предупредить, если по каким-либо причинам задерживаетесь. Помните, что для родителей дети остаются детьми, сколько бы лет им ни было. Почитай отца и мать, разделяй с ними все тяготы жизни.

Вот пример из жизни.

Отец девочки Ирины ушел из семьи, оставив на руках матери троих детей. Алименты были мизерными. Ее мама, еще молодая женщина, попыталась устроить свою личную жизнь. Отчим оказался пьяницей. И когда в семье появился еще один, очень болезненный ребенок, жизнь стала невыносимой - постоянно пьяные скандалы. Мать вынуждена была расстаться с мужем. Она много работала, здоровье у нее было слабое, и все заботы о маленьких детях легли на плечи старшей. Чтобы как-то помочь матери и материально, девочка пошла работать. Она устроилась уборщицей в вечернюю школу и одновременно училась в ней. Окончив школу, поступила в политехнический институт на вечернее отделение. Работу не бросила, чтобы помогать матери поднимать братьев. Неизвестно, как бы сложилась судьба мальчиков, будь Ирина менее мужественной и не стань она опорой для матери. Мы еще не знаем, как сложится личная жизнь самой Ирины. И сколько мужества в дальнейшем ей потребуется.

Вы спросите: почему речь идет о мужественности? Ведь испокон веков представление о женщине ассоциировалось с понятием «женственность».

О ЖЕНСТВЕННОСТИ

Учитель. Попробуем перечислить несколько качеств, связанных с этим понятием: нежность, чуткость, доброта, доброжелательность, приветливость, вежливость, естественность, достоинство, скромность, тонкость чувств, высокая нравственная красота, материнская любовь, аккуратность, умение быть хозяйкой дома и многое другое.

Женственность - это мягкость и красота движений, аккуратность, умение создавать культуру и красоту в труде и быту, это обычные черты внутренней культуры - тонкость чувств, материнская любовь, сочувствие слабому, сдержанность и скромность. Подлинная женственность - это сплав нежности и строгости, ласки и непоколебимости.

О ЧЕСТИ

Учитель. Основное и незабываемое во все времена правило, которого должны придерживаться девушки в своих отношениях с юношами, — заботиться о своем человеческом достоинстве, девичьей чести. Легкомысленные поступки для них оказываются иногда роковыми, меняющими всю жизнь. Надо заметить, что юноши относятся без уважения к легкодоступным девушкам, пусть даже и ищут связи с ними. Для девушки важно сохранить свою честь, не потерять самоуважения, чтобы ничто не помешало ей со временем достойно вступить в брак. Тут дело не в мещанских предрассудках: что, мол, скажут, если... Нет, речь идет о перспективах девушки на всю жизнь, о ее будущем в роли жены, матери, специалиста. Добрачная интимная близость в раннем возрасте чаще разочаровывает, чем радует, потому что многое сковывает и травмирует молодых людей: чувство неловкости, неуверенности, спешка, боязнь беременности, осуждение со стороны взрослых.

Неискушенные юноши часто проявляют по отношению к девушкам недостаточно такта и понимания, потому что не имеют представления об их психическом складе души, сугубо женских проблемах и трудностях. И если юноша любит и уважает свою избранницу, он должен понять причины ее возможной сдержанности, связанной с серьезностью намерений. Девушка, если она сознает ответственность за свое предстоящее материнство, обязана подумать, кого хочет избрать отцом своих будущих детей. В ее жизни это решение самое ответственное. Но большинство девушек вступают в интимную связь, уступив настойчивому желанию юноши. Получив отказ, он обижается, возникают конфликты, упреки в отсутствии любви. Юноша, по всей вероятности, понимает, что неправ, но совладать со своим инстинктом не может. А девушка, которая по-настоящему любит, преодолевает свой страх и соглашается. И за этим далеко не всегда следует свадьба. Последствия бывают трагические - беременность, аборт, последующее бесплодие, лишающее женщину счастья материнства. Ведь как заметил известный американский доктор Спок: «Особенность мужчины, даже порядочного, в том, что он, пытаясь добиться благосклонности женщины, способен преувеличивать свою любовь или увлечение».

Приходится иной раз слышать и такое рассуждение девушки: «Парень не захочет со мной встречаться, если я буду вести себя, как принцесса». А нужен ли ей такой спутник? Зачем платить достоинством и честью за сомнительное счастье угодить юноше? Последствиями торопливости, необдуманности, доверия к человеку, не заслуживающему этого, являются не только долго не уходящая боль, но нередко и венерические болезни, среди которых особо опасен СПИД. Это коварное смертельное заболевание как бы напоминает людям о необходимости избегать легкомысленных связей и ставить во главу любовных отношений не секс и распущенность, а девичью честь и супружескую верность.

Многое зависит от мелочей. Скажем, если девушка принимает приглашение молодого человека в театр или кафе, то немаловажно, кто будет расплачиваться за угощение. Если девушка позволит заплатить юноше и за нее, то он может воспринять это как некое обещание, которым девушка связывает себя. Иногда молодые люди встречаются потому, что их объединяет кратковременный интерес или чувство дружбы. Но если, встречаясь, они имеют серьезные намерения, то период ухаживания очень важен. В определенном смысле он является проверкой того, смогут ли молодые люди в будущем, если создадут семью, жить дружно!

Одно из важных условий сохранения хороших отношений - внимание юноши и девушки друг к другу. Каждый из них замечает, что любит близкий человек, а что нет, приспосабливается к нему, следит за его увлечениями, проявляет к ним интерес. При возникших проблемах и трудностях старается ему помочь, что-то посоветовать, успокоить. Не забывает и о необходимых знаках внимания: поздравлениях, подарках и т. д. Очень важна способность радоваться успехам.

И еще об одном. Девушка всегда должна заботиться о своем добром имени, ибо, несмотря на равноправие, мужчин не судят так строго, как женщин, и не все, что позволяет себе он, может позволить она. По существу, девушка определяет стиль взаимоотношений, границы доверия, меру вежливости. Справедливо считают, что интимная близость делает человека счастливым в том случае, если является выражением большого чувства. Но она же вызывает неудовлетворенность, приносит горе, когда становится всего лишь проявлением необузданного, животного инстинкта.

О ЛЮБВИ

Учитель. В любви особенно важны доброжелательность, чуткость, такт. Хочется девушкам дать советы: цените не только свои, но и чужие чувства, умейте их красиво проявлять. Старайтесь не терять самообладания и всегда быть деликатными. Помните, что ваша любовь неповторима, не копируйте чужих отношений, в том числе и из модных кинофильмов. Не унижайте любимого, не позволяйте оскорблять и ваши чувства.

Берегите любовь, как драгоценность, и помните мудрые слова Р. Роллапа: «Любовь стоит ровно столько, сколько стоит человек, который ее испытывает. Все чисто у чистых людей. Все чисто у сильных и здоровых».

Известен афоризм: «Любят ни за что, не любят за все». У Аристотеля можно найти своего рода комментарии к первой части афоризма: «...любить - значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом ради него, а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага... Другом будет тот, кто вместе с нами радуется вашим радостям и горюет вместе с вами не ради чего-нибудь, а ради нас самих... Любим мы и тех, с кем приятно жить и проводить время, а также людей обходительных, не склонных обличать ошибки других, не любящих спорить и ссориться... Любим мы и тех, кто умеет послушать и принять шутку, потому что и те и другие доставляют одинаковое удовольствие своему ближнему».

♦ Советы девушками.

Присмотритесь к поведению своего друга. Готов ли он при необходимости поступиться своими интересами в вашу пользу? Или думает только о себе, стремясь навязать свои взгляды и защитить свои интересы? Готов ли ради вашей любви преодолеть некоторые недостатки в своем характере и поведении? Умеет ли быть внимательным? Посвящает ли вас в свои планы на будущее или скрывает их?

А как много говорят глаза! «...О, взгляд женщины, которая полюбила, - кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались. Я не мог противиться их обаянию. Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами...» - так писал И. С. Тургенев о своей героине Асе. И сравните взгляд девушки со взглядом человека, движимого одной лишь похотью... «Ты даришь этот обнимающий, зовущий, обволакивающий и в то же время раздевающий взгляд, взгляд прирожденного соблазнителя каждой женщине, которая проходит мимо тебя, каждой продавщице в лавке, каждой горничной, которая открывает тебе дверь... этот взгляд не зависит от твоей воли и не выражает никаких чувств...» (С. Цвейг. «Письмо незнакомки».)

ОБ ЭТИКЕТЕ

Учитель. Не говори своему избраннику, что без него скучаешь. Особа, которая скучает, малоинтересна. Не повторяй без конца: «Ты уже меня не любишь» - в этом можно убедить. Не делай упреков слезливым тоном, не стремись показать что из-за своего избранника ты несчастна. Мученица непривлекательна. Кроме того, юношу пугает напоминание и о его обязанностях. Не требуй от избранника поступков, противоречащих его натуре, не будь слишком подозрительной - это отталкивает и надоедает. Не расследуй, где твой избранник был вчера. Брошенное даже однажды слово «врешь» может привести к тому, что юноша в будущем будет врать.

Не считай любимого своей собственностью, не используй своей любви в качестве оружия. Нет ничего более удручающего и обременительного, чем чувство, на которое невозможно ответить. Не паникуй, если любимый пока на обнаруживает своего намерения жениться. Во всяком случае не показывай этого. Торопливость в таких случаях губительна. Женщина не обязана рассказывать мужчине, с которым намерена связать жизнь, о своем прошлом. Это ее личное дело. Девушке не следует требовать от юноши при каждой встрече какого-либо развлечения, связанного с расходами, лучше стараться взять на себя часть расходов. Весьма интересно разделять интересы своего избранника. Стоит прочесть книгу, которую он рекомендовал, даже если придется сделать над собой усилие. Иногда девушке лишний раз следует похвалить своего избранника, показать ему, как высоко его ценят.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

... Урок литературы в девятом классе. Говорим о любви Наташи и Болконского. Страсти накалены: по одну сторону - непримиримые, непрощающие мальчишки. Их поддерживают несколько девочек. Они на стороне Андрея, считают его во всем правым. И что не простил Наташу - правильно.

- Как же правильно! - взрываются остальные девочки.

- Она же очень молода. И ей так хотелось любви и счастья!

- А у нее все это было: и любовь, и счастье. Вспомните первый бал и что было потом! Разве не счастье?

- Вот именно, что было потом: одиночество, злой старик Болконский и неприступная княжна Марья!

- Она не выдержала испытания разлукой. При чем тут все родственники князя Андрея?!

- Но она же почти ребенок!

- И потому не должна отвечать за свои поступки?

- Наташа жила чувством!

- Это не аргумент! И вообще, если бы мы жили только чувством, мы бы опять на четвереньки встали!

- В шестнадцать лет надо уметь отвечать за свои поступки!

- А ты умеешь?!

Реплики становились все резче. Но основной конфликт спора мне был ясен - чувство и ответственность за него. Нравственная, моральная ответственность. И хотя я очень люблю Наташу, восхищаюсь ее переполненностью жизнью (какой это редкий дар в человеке!), понимаю, что не правы мальчишки, так горячо ее обвиняющие, я рада сейчас их непримиримости, категоричности, их юношескому максимализму. Понимание и оправдание Наташи придут к ним позже. А сейчас пусть они посердятся на нее и во всем оправдают князя Андрея. Пройдут годы — они осудят его за слепоту души и гордыню. И простят Наташу. А пока пусть будет наоборот...

Мне же надо найти весомые слова, запастись терпением и аргументами в разговоре об ответственности юности за свои первые чувства.

Это сейчас всего важнее, потому что они в таком возрасте, когда чувства переполняют их. А ведь уже завтра за школьным порогом их ждет сложная жизнь, любовь, мир интимных отношений, своя молодая семья. Что знают они об этом? Сказать обо всем нельзя. И предусмотреть. Но хотя бы о самом важном сказать необходимо - об умении властвовать собою. Иногда возникает горькая мысль: что-то мы, учителя и родители, просмотрели, о чем-то не успели или не сумели сказать своим детям. Сказать весомо и убедительно, если они обращаются с такими вопросами.

Вот одно из писем:

«Я даже не знаю, как начать. Писать полностью свою фамилию и имя стыдно, вдруг напечатают. Но мне очень трудно сейчас, и я прошу помочь. Мне семнадцать лет. Я учусь в техникуме. Встречалась с парнем, он уже отслужил в армии. Мы хорошо дружили четыре месяца, ходили в кино, на вечера отдыха. Он был веселый, говорил, что любит, даже очень, но ждать не хотел. Он нравился и моим подругам — веселый и простой.

Потом мы стали встречаться совсем близко, но он обманул меня. Когда узнал, что будет ребенок, совсем уехал из города. Что делать? Где его искать? Домой, в село вернуться невозможно: мама меня убьет. Вокруг меня черная ночь. Жду побыстрей ответа. Что делать?»

И не одна она обращалась с подобным письмом-криком: помогите!

Вот это и страшно: не сама беда, ибо, как всякая беда, она переживется, перемелется и прибавит нравственного опыта человеку. В данном случае страшны истоки беды - бездумье.

Девушка семнадцати лет не думала о своем избраннике как о личности (видела в нем только то, что он высокий, светловолосый!), не думала о характере своих отношений с ним. Потому что не привыкла думать, размышлять, формировать себя. В наше время, когда к услугам каждого молодого человека мир Пушкина, Шекспира, Достоевского, Толстого, быть жертвой собственной душевной лености, неразвитости - престижно. Герои книг этих писателей пережили, перестрадали любовь. Она была у них разной, только одно было при этом непременно: она их возвышала. Всегда. Несостоявшаяся, счастливая и несчастливая, взаимная и неразделенная, трагичная и светлая - она делала их людьми. Ответственность за чувства рождается, когда человек определяет свое отношение к миру, а оно формируется в результате становления личности. Если этого становления не происходит, человек торопливо бежит по жизни, не успевая по-настоящему ни понять, ни осмыслить, ни почувствовать ее радости. Он обкрадывает себя, хотя кажется внешне, что, напротив, сумел получить больше, раньше, чем другие. Но это кажущееся впечатление.

...Я люблю читать девочкам-старшеклассницам изумительную по мудрости сказку Е. Пермяка «Про яблоньку, которая рано зацвела». Приношу ее в класс в вечерний сумеречный час, когда закончились все уроки и отзвенели все звонки. Школьные коридоры гулки и непривычно тихи.

Мальчишек мы сюда не приглашаем, это сугубо девичий разговор. Всматриваюсь в юные лица своих учениц. Они серьезны, задумчивы сейчас от необычности часа и обстановки, от необычности темы разговора. И это хорошо. Мне нужны сегодня и их серьезность, и их задумчивость. Передать содержание сказки коротко и при этом сохранить всю ее прелесть, видимо, невозможно, и я рискую говорить о содержании только потому, что не имею возможности передать сказку слово в слово.

«... В большом саду росли яблони, старые, большие и совсем юные. По весне они оделись в пышные белые цветы, среди которых жужжали шмели и вились пчелы. Юные яблоньки еще не цвели, стояли они тоненькие и зеленые, набираясь сил для будущих весен. И только самая нетерпеливая из них - Южанка - заторопилась сменить свое нежное платьице на белый пышный наряд. Все любовались ею: так она была красива. Но что ей до похвал, когда ни одно перепончатокрылое даже не хотело взглянуть на нее.

- У меня больше нет ни сил, ни терпенья. Я хочу цвести!

- Полно тебе! - прошелестела старая яблоня.

- Не давай воли своей торопливости. Всему своя пора. Тебе еще так мало лет. Твои ветви тонки. Твои корни еще очень слабы. Они еле-еле питают твою молодую листву...

Не послушала молодая гордячка старой яблони и зацвела. Цветочки ее были маленькими, жалкими: не было сил для большого цветения. Но вскоре рядом загудел шмель, опали лепестки, появилась на тонких ветках юной яблоньки завязь плодов. Гнулись ее ветки под их тяжестью. Она напрягала все силы, но сил не хватало. И она перестала расти. Шло время. Сверстницы давно обогнали ее, стали крепкими, стройными деревьями. А рано расцветшая яблонька так и осталась низкорослой, карликовой, состарившейся в юности дурнушкой, и все жалели ее...»

Но теперь уж, жалей не жалей, не начнешь расти заново. Теперь уже не поправишь слезами раскаяния торопливое цветение, исковеркавшее так хорошо начавшуюся жизнь юной яблоньки...

Тишина стоит в классе. За окном шелестит листвой молодая липа. Звенят трамваи, играют в классики малыши, девушки торопятся на свидания... Пришло время выходить моим девочкам в большую тревожную жизнь, что бьется сейчас за окном. Но перед тем как выйти, нам необходимо посидеть сейчас в полупустом школьном классе за партой, которая стала мала, посидеть и подумать о многом, важном и нужном. И я говорю им сегодня, этим милым девчонкам с модными челками, о гордости, о чести девичьей, женском достоинстве. Говорю о том, что даже самая счастливая женская судьба не бывает так полна очарования и прелести, как пора девичества.

А то ведь послушаешь иных, чуть ли не трагические нотки звучат в их признаниях: «Я уже в восьмом классе (!), а меня еще ни один мальчик домой не провожал!» Или признается мальчишка: «До десятого класса дожил - ни разу не поцеловался!»

Откуда это убеждение, что чем больше поцелуев на счету, тем больше счастья? И об этом говорю сегодня с девчонками. И потому читаю им мудрую, добрую сказку «Про яблоньку, которая рано зацвела». Жизнь неугомонна: всегда торопит. Но во всем ли надо торопиться?

В тот день в газете «Комсомольская правда» появилась статья «Соловьи и черемуха», но я еще не успела ее прочитать.

- Представляете, - сказали мне ребята, - у них нет соловьев.

- Не только соловьев, - Володя мрачновато улыбнулся.

— А еще чего нет?

— Ничего нет! — он отвернулся.

Володя слыл у нас за ироничного скептика. Но его резкость стала мне понятной, когда статья была прочитана.

И еще одно отступление в нашем разговоре о любви. Однажды В. А. Сухомлинский услышал от своей бабки Марии одну сказку и адресовал ее потом дочери в «Письмах о любви». Вот она.

«...Когда бог создал мир, он научил все живые существа продолжать род свой. Послал бог мужчину и женщину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине в руки лопату, а женщине - горсть зерна. «Живите и продолжайте род свой, - сказал бог, - а я пойду по хозяйству. Приду через год и посмотрю, как тут у вас».

Приходит через год бог к человеку в сопровождении архангела Гавриила. Приходит рано утром, на восходе солнца. Видит, сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревают хлеба на ниве, а в колыбели ребенок спит. А мужчина и женщина смотрят то на алое небо, то в глаза друг Другу. В те мгновения, когда их глаза встречались, бог видел в них какую- то неведомую силу, непостижимую для него красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля - прекраснее всего, что слепил и смастерил бог. Бог подошел к мужчине, прикоснулся к его плечу старческой рукой и стал просить: «Научи меня любить, человек».

Мужчина даже не заметил прикосновения божьей десницы. Он смотрел в глаза женщине. «Ах так! Значит, ты не хочешь научить меня любить, человек: будешь же ты помнить меня! С этого мгновенья старей! Каждый час в жизни пусть уносит по крупинке твою молодость и силу. Превращайся в развалину, а я приду через пятьдесят лет и посмотрю, что останется в твоих глазах, человек».

Пришел бог с архангелом Гавриилом через пятьдесят лет. Видит, вместо шалаша стоит изба рубленая, на пустыре сад вырос, на нивах пшеница созревает, дочери пшеницу жнут, а внуки на лугу играют. У избы сидят старик и старушка, смотрят то на алую зарю утреннюю, то друг другу в глаза. И увидел бог в глазах мужчины и женщины красоту, еще более могучую и величественную. Увидел не только Любовь, но и Верность. «Мало тебе старости, человек? Так умирай же, умирай в муках и угоди в землю, превращайся в прах и тлен. А я приду и посмотрю во что превратится твоя любовь».

Пришел бог с архангелом Гавриилом через три года. Видит, сидит старик над маленьким надгробным холмиком, глаза у него грустные, но в них еще более могучая, непостижимая и страшная богу человеческая красота. Уже не только Любовь, не только Верность, но и Память Сердца увидел бог. «Дай мне, человек, эту красоту!». «Не могу, - ответил человек. - Она достается слишком дорого. Ее цена - смерть, а ты, говорят, бессмертен». «Получай бессмертие, получай молодость, только отдай мне любовь». «Ничего мне не надо. Ни вечная молодость, ни бессмертие не могут сравниться с любовью», - ответил человек».

Сухомлинский был убежден, что чувство любви, настоящей любви, возвышает человека, дает ему силы и мужество. И потому он гак оберегал ростки любви у своих старших воспитанников и говорил им о ней словами большими и красивыми. В письме дочери он писал однажды: «...человек может научиться возводить самые величественные сооружения, космические корабли и атомные подводные лодки, но если он не научится любить, он останется дикарем. Образованный дикарь во сто крат опаснее необразованного».

Научиться любить не просто. Это самая сложная наука на свете. Научиться любить - это значит уметь жить чувством. И это значит уметь «властвовать собой». Уметь разрешать и запрещать себе. И считаться с тем, как твоя любовь принята людьми, среди которых ты живешь. Трудное это умение - любить - приходит как итог большой работы над собой. Когда состоялся человек в человеке, даже трагическая любовь - великое счастье, ибо радости и печали ее падают не в пустое сердце.

...Урок литературы в десятом. Вхожу в класс с романом «Как закалялась сталь». Удивительная судьба у книги: читанная и перечитанная ранее, она не отпускает от себя и в десятом, и позже. Стоит только коснуться ее страниц - и приходит второе дыхание: человек чувствует себя сильнее, мужественнее, чище. Каждая строчка в книге светится верой в человека, гордостью за него. Наверное, поэтому над книгой уже не властно время.

Итак, сегодня-тема - Любовь и Дружба в жизни героев романа «Как закалялась сталь».

Четыре женщины так или иначе «проходят по судьбе» героя: Христина, Тоня, Рита, Тая. По-разному складываются их отношения, но как по-хорошему постоянен в них Павел! Чистота, бережность, требовательность к себе, и гордость, и нежность - какое богатство человеческих чувств подвластно ему!

Вот они, Павел и Рита, встретившись на съезде комсомола Украины, найдя наконец друг друга после трехлетней разлуки, прощаются навсегда.

«- Остается пожалеть, Павел, что этот разговор происходит через три года после того, как он должен был произойти, - сказала Рита, улыбаясь в каком-то раздумье.

- Не потому ли жаль, Рита, что я никогда не стал бы для тебя больше, чем товарищем?

- Нет. Павел, мог стать и больше.

- Это можно исправить.

- Немного поздно, товарищ Овод. Рита улыбнулась своей шутке и объяснила ее:

- У меня крошечная дочурка. У нее есть отец - большой мой приятель. Все мы втроем дружим, и это трио пока неразрывно.

Ее пальцы тронули руку Павла. Это движение тревоги за него... Она знала, что ему сейчас больно - об этом говорили его глаза, - но он сказал без жеста, правдиво:

- Все же у меня остается несравненно больше, чем я только что потерял».

Рита замужем... Павел страдает... Но как они человечны и заботливы в отношении друг к другу! Сегодняшних старшеклассников завтра ждет это: встречи, расставания и даже разлуки навсегда, потери любимых. Надо беречь, уметь ценить эти мгновенья, уметь дарить их другому человеку и от этого становиться богаче. Реакция была у ребят разная, но активная: мальчики недовольно зашевелились, нахмурились; девчонки, напротив, торжествующе переглядывались между собой.

Читаю стихотворение.

Благодарю тебя за то,

Что по судьбе прошла.

За то, что для другого сбудешься.

Благодарю тебя

За то, что ты со мной была,

Еще за то, что не забудешься.

За смех и за печаль,

За тихое «прощай»,

За все тебя благодарю.

Р. Рождественский

- О чем эти стихи?

В классе стоит задумчивое молчание. Потом начинают потихоньку говорить.

- О печали прощания.

- О нежности.

- О благородстве человеческих чувств.

- Это как у Пушкина: «Я вас любил...».

- Да, вы правы: эти стихи о большой любви. О благодарности уже только за то «что по судьбе прошла», пусть даже «для другого сбудешься». Большая радость - так глубоко чувствовать, и эта радость в руках у каждого из вас, стоит только посмотреть на жизнь глазами удивленными и счастливыми, не пустыми глазами.

Придут однажды в вашу жизнь хмурые вечера, трудные дни, всякие житейские беды и печали. И если в запасниках души окажется запрятанное туда еще с юности воспоминание о девочке, с которой ты просто сидел за партой и помогал решать задачки, и о цветке, который она подарила тебе однажды, о вальсе на который ты боялся ее пригласить целый год, - если окажется это воспоминание, то хмурый вечер наполнится светом, трудный день быстрее минет, а беды и печали покажутся не такими безысходными. Но, девочки... Чтоб свет воспоминаний у вас бился в душе тепло и трепетно, надо суметь оставить такой след в душе мальчишки - светящийся след.

Мы опять подошли к вопросу о нравственной сущности человека. Если она сформировалась, можно быть спокойными за вас, девочки. Ибо если даже в ответ на признание мальчишки вам придется сказать «нет», он услышит в нем не торжество пустой самовлюбленности, но печаль и тревогу. Вы уходите от мальчишки, а у него в душе не злость, не обида, а светлая печаль: благодарю, что по судьбе прошла, хорошая, гордая, нежная...

Как это важно и нужно - быть бережным к сердцу другого! Воспитывать в себе чувство женской гордости и человеческого достоинства. Его слагаемые многообразны, а роль в формировании личности огромна.

Фильм Герасимова «У озера». Совсем юная Лена Бармина, глубокая, начитанная, влюбленная в Блока, удивительно полно воспринимающая мир природы, человеческих чувств и отношений. Она, по сути еще девочка, становится мечтой умного, сильного мужчины, потянувшегося к ней по-юношески страстно и по- мужски сдержанно. Что вызвало эту любовь? Думается, не юность и внешняя красота девушки, а красота внутренняя, нравственное здоровье, высокий запас душевной энергии, цельность характера и - что особенно пленяет в ней - чувство собственного достоинства. Оно дорого стоит и высоко ценится. Потому что не приходит вдруг, его нельзя надеть на себя, как золотой браслет, нельзя приобрести ни за какие богатства. Оно в тебе самой, в твоей осанке, в свете твоих глаз, в повороте головы, в манере держаться. Человеческое достоинство Лены и было, пожалуй, той силой, которая притягивала к ней людей. И оно же помогло ей сдержать свои чувства. Как хороши эти моменты в фильме, рисующие борьбу девушки с самой собой! Мужчине нужен этот свет души, нужен, чтобы крепло в нем уважение к любимой и рождалось стремление самому быть лучше, человечнее, благороднее.

Один из учеников в сочинении на тему: «Любовь в жизни героев романа «Война и мир» написал: «Тему долго выбирал и долго спорил с товарищами, которые считают, что если сам не переживал это чувство, то писать о нем нельзя, ничего путного не напишешь. А я все-таки решил попробовать...» И молодец, что решил. Учитель и дает эти темы в основном с единственной целью: остановить бег времени, заставить учеников присесть, подумать, осмыслить сложный мир человеческих отношений и себя в этом мире. Пусть они пока рассуждают о чужих чувствах. Зато завтра опыт чужой жизни подскажет им правильное решение, не позволит быть безответственными и пустыми людьми, жалкими или мелочными в несчастье и горе. Каждый человек неповторим в любви, счастлив и несчастлив по-своему. Но все-таки, бесспорны некоторые ее предпосылки, ставшие почти аксиомами, такой громадный человеческий опыт в них заложен. Не каждой девушке и женщине суждено услышать однажды признательное: «Благодарю, что по судьбе прошла». Но каждой хотелось бы... Наверное, в идеале это возможно, поскольку зависит от них самих.

Похожие статьи:

Классный час 10-11 класс. Международный день памятников

Классный час в 11 классе по профориентации. Время инженеров

Классный час в 11 классе. О вреде игромании

Нравственный классный час, 11 класс

Классный час в 11 классе о семье

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!