Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Творчество Заходера»

Урок-встреча для учащихся начальных классов с творчеством Бориса Заходера «Про того, кто научил Винни-Пуха говорить по-русски»

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя.

II. Рассказ о жизни и творчестве Б. Заходера.

Ведущий. Поэта и писателя Бориса Заходера вы, не подозревая об этом, знаете чуть ли не с пеленок. Вам, конечно, знакомы стихи о детях, которые «играли в профессии». Это его стихи.

Читаются стихи из сборника «Строители», дети называют профессию, о которой идет речь.

СЛЕСАРЬ

Мне нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней сноровка!

САПОЖНИК

Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости!

ПЕРЕПЛЕТЧИЦА

Заболела эта книжка:

Изорвал ее братишка.

Я больную пожалею:

Я возьму ее и склею!

ПОВАРА

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого;

Это раз - и готово!

(Если мама готовит обед.)

Но бывает, что некогда маме.

И обед себе варим мы сами,

И тогда

(Не пойму, в чем секрет!) –

Очень трудно

Готовить обед!

ПОРТНИХА

Целый день сегодня шью.

Я одела всю семью.

Погоди немного, кошка, -

Будет и тебе одежка.

Ведущий. Когда-то давно-давно маленький Боря учился в школе и влюбился. Он собрал дома все свои игрушки и принес их понравившейся девочке. Но когда пришел в класс учитель, игрушки вдруг посыпались из парты. Все посмотрели на Борю и стали смеяться. И та девочка тоже. Она и не догадывалась, что перед ней будущий большой писатель. А могла бы догадаться! Потому что уже тогда, пока все гоняли в футбол, Боря книжки читал. Все собирали марки и фантики, а Боря - считалки. Он их не записывал, а хранил в голове. Вот какая у него была голова! Прямо копилка считалок! Потом, когда он вырос, считалкам стало тесно в его голове, и Борис Заходер поместил их в книге «Считалия». В этой книге есть совсем простенькие считалки:

Шла собака через мост,

Четыре лапы, пятый - хвост.

А есть и позаходеристей:

СЧИТАЛОЧКА

Жили-были два соседа,

Два соседа-людоеда.

Людоеда

Людоед

Приглашает

На обед.

Людоед ответил: - Нет,

Не пойду к тебе, сосед!

На обед попасть не худо,

Но отнюдь

Не в виде

Блюда!

Но вот Борис закончил школу и устроился на завод учеником токаря, потом учился в трех институтах, а закончил один - Литературный (в 1946 году), потому что с детства писал стихи и очень хотел стать писателем.

Борису Заходеру в жизни выпало два испытания: он добровольцем прошел две войны - финскую и Великую Отечественную. Однажды его спросили про войну, а он только и сказал: «Ничего там хорошего нет!». Больше он говорить про войну не захотел и только погладил своего любимого пса.

Много лет назад Борис Заходер поселился в тихом подмосковном поселке (в 1966 году) в маленьком доме среди деревьев и цветов. В ма-аленькой комнатенке, где он жил, один угол занимали рыбки. 24 аквариума от пола до потолка! В этих аквариумах он разводил невиданных в Москве рыбок - жемчужных гурами - и продавал их на Птичьем рынке.

А потом на месте аквариумов появился большой письменный стол, и Заходер стал писать книжки. Первая его книжка называлась «На задней парте». И тут он, конечно, вспомнил школу, и ту девочку, и вообще...

III. Инсценировка стихотворения «Мы - друзья».

МЫ - ДРУЗЬЯ

Вова.

С виду мы

 

Не очень схожи:

 

Петька толстый,

 

Я худой.

 

Не похожи мы, а все же

 

Нас не разольешь водой!

Петя.

Дело в том,

 

Что он и я -

 

Закадычные друзья!

 

Все мы делаем вдвоем.

 

Даже вместе - отстаем!

Вова.

Дружба дружбою,

 

Однако

 

И у нас случилась драка.

 

Был, конечно, важный повод.

 

Очень важный повод был!

 

Помнишь, Петя?

Петя.

Что-то, Вова, позабыл!

Вова.

И я забыл...

 

Ну, неважно. Дрались честно,

 

Как положено друзьям:

 

Я как стукну!

Петя.

Я как тресну!

Вова.

Он как даст!

Петя.

А я как дам!..

Вова.

Скоро в ход пошли портфели.

 

Книжки в воздух полетели.

 

Словом, скромничать не буду -

 

Драка вышла хоть куда!

Петя.

Только смотрим - что за чудо?

 

С нас ручьем бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

Вова.

С нас вода ручьями льется,

А она еще смеется:

- Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

IV. Чтение стихотворения «Перемена».

Можно предложить детям прочитать другие стихи Б. Заходера о школе.

ПЕРЕМЕНА

«Перемена, перемена!» -

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог –

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели этот Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним бо-о-ольшая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он гляди какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он поставил три подножки

(Ваське, Кольке и Серёжке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи, -

Словом,

Сделал всё, что мог!

Ну, а тут - опять звонок...

Вова в класс плетётся снова.

Бедный! Нет лица на нём!

- Ничего, - вздыхает Вова, -

На уроке отдохнём!

Ведущий. Стол у Бориса Заходера был, наверное, какой- то «очень письменный», потому что за этим столом было написано много книг, веселых и добрых.

С детства Борис Заходер очень любил животных, ему нравилось наблюдать, как слетаются к кормушке воробьи и синицы, он, не задумываясь, бросался на защиту незнакомой кошки:

Наказать я сам готов

Тех, кто мучает котов.

И не случайно на страницах своих стихов и сказок Борис Заходер завел собственный зоопарк. Некоторые дикие и домашние животные попали в заходеровскую азбуку под названием «Мохнатая азбука».

V. Игра «Читаем по ролям стихи про ежа, кита, павлина, слона, ужа и черепаху».

К доске вызываются 6 детей, которым раздаются листочки со словами.

ЕЖИК

- Что ж ты, ЕЖ, такой колючий?

- Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

КИТ

Всю жизнь в воде проводит КИТ,

Хотя он и не рыба.

Он в море ест и в море спит,

За что ему - спасибо:

Тесно было бы на суше

От такой огромной туши!

ПАВЛИН

До чего красив

ПАВЛИН!

У него

Порок

Один:

Вся павлинья

Красота

Начинается

С хвоста!

СЛОН

Больше всех на суше он,

Очень, очень добрый СЛОН.

Видно, даже у зверей

Тот и больше, кто добрей!

УЖ

- Я по совести скажу:

Плохо, плохо мне, УЖУ, -

Очень гадок я на вид...

А ведь я - не ядовит!

ЧЕРЕПАХА

ЧЕРЕПАХА

Всех смешит,

Потому что не спешит.

Но куда

Спешить тому,

Кто всегда в своем дому?

Ведущий. А сколько животных в сборниках стихов Бориса Заходера под названием «Школа для птенцов» и «На горизонтальных островах»!

VI. Игра «Найди рифму».

Детям предлагается закончить строчки подходящими по смыслу словами.

КИСКИНОГОРЕ

Плачет Киска в коридоре.

У нее

Большое (горе):

Злые люди

Бедной Киске

Не дают

Украсть... (сосиски).

СПЯЩИЙ ЛЕВ

Этот лев

Совершенно

Сыт-

Оттого

Он

Спокойно

(Спит.)

Но не пробуй

К нему

Прикоснуться,

Потому что

Он может...

(Проснуться!)

Львов

Не следует

Трогать руками.

Объясните это...

(Папе и маме!)

КТО СКАЧЕТ, КТО ПЛАЧЕТ

Только три яичка

Было у Синички.

Прилетела Галка,

Съела все (яички!)

 

Галка

Скачет,

А Синичка (плачет.)

Галка

Скачет,

А Синичка (плачет...)

 

Прилетели птички

Помогать (Синичке):

Галку заклевали,

Хвостик (оторвали.)

 

Галка плачет,

А Синичка скачет.

Плачь, плачь, Галка,

Мне тебя (не жалко!)

СОМОМНЕНИЕ

Был в реке

Усатый Сом

Уважаемым лицом.

Жил он в славе

И в почете

За успехи

В устном (счете.)

Сам любил

Похвастать Сом

Этим редким...

(Мастерством.)

ЧУДАК СУДАК

Жил да был один Судак –

Удивительный (чудак):

Жил не в море, жил не в речке

Жил у бабушки на (печке!)

 

Не успев туда вселиться,

Начал он, чудак, (хвалиться):

- До чего мне повезло!

Тут и сухо и (тепло!)

Эй вы, щуки-судаки!

Вылезайте из (реки!)

Речка - это не квартира,

Там и холодно и (сыро!)

 

Не ходите, рыбы, в море

В море вы хлебнёте (горя),

А у бабки на печи –

И блины и (калачи!)

 

Затопила бабка печь –

Калачей-блинов (испечь.)

И зажарился Судак...

А ведь мог бы жить, (чудак!)

СОМНИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛИМЕНТ

Овечке

Волк

Сказал:

- Овца!

У вас прекрасный цвет (лица)\

 

Ах, если хвалит

Волк

Овечку -

Не верь ни одному (словечку!)

СОВА

Мудрейшая птица на свете -

Сова.

Все слышит,

Но очень скупа на (слова.)

Чем больше услышит -

Тем меньше болтает.

Ах, этого многим из нас

(Не хватает!)

Ведущий. Кроме стихов, Борис Заходер посвятил животным много сказок, веселых и грустных, но обязательно добрых и поучительных. Это «История Гусеницы» и «Ма-Тари-Кари», «Серая Звездочка» и «Русачок».

Постарайтесь обязательно прочитать эти сказки, а пока мы с вами в них поиграем. Попробуйте определить, каким животным, героям сказок, принадлежат эти имена.

VII. Игра «Назови животное».

Зачитывается отрывок из сказки. Дети угадывают героя. Ведущий называет произведение и показывает книгу.

• «Хотите - верьте, хотите - нет, а только жил, говорят, Хрюк, и был он необыкновенный - на задних ногах умел ходить». (Поросенок. «Хрюк на елке».)

• «Жил-был на лесной опушке Русачок». (Зайчик. «Русачок».)

• «Жила-была Серая Звездочка - неуклюжая, некрасивая, от нее пахло чесноком, а вместо колючек у нее были - бородавки. Брр!» (Жаба. «Серая Звездочка».)

• «И если тебе очень повезет и ты поедешь в Африку, ты сможешь своими глазами увидеть, как Ма-Тари-Кари чистит зубы Крокодилу». (Птичка. «Ма-Тари-Кари».)

• «Жил-был Фип. А был он маленький, желтенький, пушистый комочек на тоненьких ножках и с тоненьким голоском: «Фип! Фип! Фип! Фип!» (Цыпленок. «Жил-был Фип».)

• «У Чмока было очень много дел: он должен был разгрызть одну хозяйскую тапочку, а другую затащить под диван. И, кроме того, вырыть большую яму под кустом цветущих роз». (Щенок. «Сказка про всех на свете».)

• «В синем море жил-был маленький Отшельник. У него было все для полного счастья - десять ног и вытаращенные глаза, длинные-предлинные усы и могучие клешни». (Рак. «Отшельник и Роза».)

VIII. Загадки - «заходерки».

Он с жадностью пьёт –

А не чувствует жажды.

Он бел -

А купается только однажды:

Он смело ныряет

В кипящую воду,

Себе на беду,

Но на радость народу...

И добрые люди

(Вот это загадка!)

Не скажут: - Как жалко...

А скажут: - Как сладко!

(Кусок сахара.)

Нахмурилось небо

(Наверно, не в духе!).

Летают, летают

Белые мухи!..

И носятся слухи,

Что белые мухи

Не только летают,

Но даже - не тают!

(Первый снег.)

МОРДОЧКА, ХВОСТ И ЧЕТЫРЕ НОГИ

(Из Л. Керна.)

Порою

С пути нам случается сбиться

(Кругом темнота, и не видно ни зги),

Но нам не дадут

Насовсем заблудиться –

Мордочка, хвост и четыре ноги!

Пусть в чаще

Свирепые хищники воют –

Тебе не страшны никакие враги.

- Не бойся, мы рядом! - тебя успокоят

Мордочка, хвост и четыре ноги.

Маленечко мяса,

Маленечко каши...

(Короче - влезать не придётся в долги!)

Матрасик в углу...

И вот они - наши:

Мордочка, хвост и четыре ноги!

(Собака.)

IX. Заходер и Винни-Пух.

Ведущий. Однажды одна маленькая девочка написала Борису Заходеру: «Я очень люблю ваши стихи, потому что всегда улыбаюсь, когда их читаю. Пишите побольше стихов - тогда дети будут веселыми».

И все-таки самое главное в Борисе Заходере другое. Он перевел Винни-Пуха. Ведь Винни-Пух родился в Англии. Но не подумайте, что писатель взял Винни-Пуха за лапу и перевел из Англии в Россию. Просто в Англии Винни-Пух говорил только по-английски, а Борис Заходер научил его говорить по-русски. То есть он переделал все английские слова на русские и еще к опилкам в голове Винни-Пуха добавил кричалки, шумелки, сопелки и ворчалки.

Послушайте одну из них.

Звучит «Песенка Винни-Пуха».

Вот он какой - переводчик!

Кроме Винни-Пуха он перевел из Англии в Россию Алису из страны чудес, летающего мальчика Питера Пэна и Мэри Поплине - лучшую в мире няню.

Подрастете - обязательно прочитайте и эти сказки в переводе Бориса Заходера.

X. Подведение итогов.

Ведущий. Закончить нашу встречу с Борисом Заходером хочу по-заходеровски, то есть очень весело.

Хорошо, что есть на свете Заходер!

Он, ребята, не задачка, не пример.

Он писатель-изучатель,

Новых слов изобретатель

И хороший ваш приятель!

Счастливых вам встреч с книгами Бориса Заходера!

Подсчитываются полученные в ходе игры жетоны, награждаются победители. Все дети получают по конфетке. Если останется время, можно прочитать детям сказку «Хрюк на елке», в сокращении.

Приложение

ХРЮК НА ЕЛКЕ

Б. Заходер

Хотите - верьте, хотите - нет, а только жил поросенок Хрюк, и был он необыкновенный - на задних ногах умел ходить.

Выйдет на прогулку, малыши - ягнята, телята, козлята - так за ним и ходят: «Хрюшенька, миленький, покажи свое уменье!»

Встанет Хрюк на задние ноги, передние на пузе сложит и выступает - важный-преважный.

Все удивляются, все Хрюка хвалят, а он пятачок все выше задирает. К зиме до того заважничал - с малышами разговаривать перестал. Ходит и сам с собой рассуждает:

- Чем я хуже людей? Захочу - пойду к ребятам на елку! Услыхал это старый Козел и ужаснулся:

- Безумец! Слыханное ли дело - поросенку к людям на елку ходить! Не вздумай пойти, глупая голова, а то зажарят тебя и с гречневой кашей съедят, бедного!

- А я так сделаю, что не зажарят, - отвечает Хрюк. - Даже и не узнают, что я поросенок! Я штаны надену, ботинки обую с калошами, очки надену. У ребят карнавал будет, они сами нарядятся - кто лисой, что зайцем, а кто и серым волком!

У него Кошка знакомая была, в школе сторожем служила. Она ему одежку раздобыла, под Новый год прибежала на скотный двор и говорит:

- Давай собирайся - елку скоро зажгут, угощение готово! Услыхал Хрюк про угощение и кинулся одеваться. -Постой, - говорит Кошка. - Уж больно ты замурзанный!

Умойся, а то ребята тебя узнают и скажут: «Что за свинья такая?»

Неохота было Хрюку умываться, но делать нечего, с горем пополам рыльце ополоснул. Стал он одеваться - штаны на голову натягивает, рукавички на задние ноги напяливает... И смех и грех!

Спасибо и тут Кошка помогла. Глянул Хрюк в корытце с водой - и сам удивился: настоящий мальчик, только нос пятачком!

Идут они с Кошкой, а у Хрюка сердчишко все-таки екает: что, как узнают, да в кашу... Страшно!

А тут по дороге Козел попался, чью-то рубашку жует. Увидел Козел Хрюка и сразу в сторонку.

- Не бей меня, мальчик! Не буду больше белье жевать! «Ага, - думает Хрюк, - не узнал меня Козел, за человека принял!»

Веселей ему стало. Идут они дальше - глядь, лежит под крыльцом Хрюкова мамаша, рылом столбы подрывает. Увидела Хрюка - поднялась и прочь.

- Видишь, - говорит Кошка, - как я все хорошо устроила! Уж если тебя родная мать не узнала, значит, никто не узнает!

А Хрюк вместо «спасибо» как на нее цыкнет:

- Брысь, такая-сякая!

Кошка с перепугу на дерево залезла.

Тут Хрюк совсем развеселился. «Так-то оно лучше, - думает, - а то эта чистюля еще проболтаться могла!»

Вот и школа. Двери распахнуты, дежурные всех встречают, «добро пожаловать» говорят.

И Хрюку сказали:

- Добро пожаловать!

Только он ничего на это не ответил, а как был, в шубе и галошах, прямо в зал полез.

- Погоди, мальчик, - кричит дежурный, - ты разденься сперва! Хоть галоши сними!

Нечего делать, снял Хрюк галоши и в зал вошел.

Там как раз концерт начинался. Кто поет, кто пляшет, кто стихи читает. Все слушают, сидят тихо-тихо, а потом громко- громко хлопают. А у Хрюка одно угощение на уме - знай вертится на стуле да похрюкивает:

- Скоро ли за стол?

- Тише, мальчик, - шепчут соседи, - ты слушать мешаешь!

А он все свое.

«Какой невоспитанный мальчик», - удивляются соседи. Но долго удивляться было некогда - пошли все вокруг елки танцевать.

И Хрюк туда же. Одному на ногу наступит, другого толкнет, а сам и ухом не ведет, словно так и надо... Извиниться - это не его поросячье дело!

- Медведь какой! - говорит девочка. - Что ты толкаешься?

А Хрюк только фыркнул. «Не узнала, - думает, - ура!»

Но вот наконец и к столу позвали.

Первым Хрюк летит, всех расталкивает. Плюхнулся на стул и давай со всех тарелок к себе угощение сгребать.

Шум, хохот кругом, ребята и есть не могут - все над Хрюком смеются. А ему и горя мало - пятачком в тарелку залез и уписывает все подряд.

Наконец отвалился да и... ноги на стол!

Тут уж кто-то не стерпел и сказал:

- Разве это мальчик? Это ж просто-напросто поросенок!

Хрюк вскочил да как завизжит:

- Ой, узнали!

И кинулся со всех ног бежать. Зацепился за ручку двери, штаны с него слетели. Без штанов, чуть живой добрался Хрюк до родного хлева, зарылся в солому - один пятачок наружу торчит.

Дрожит бедняга от страха, а сам и говорит:

- Да почему же они меня узнали?

И верно - почему?

Литература

1. Борису Заходеру - 80 лет! [Текст] // Мурзилка. - 1998. - №9.-С. 2-3, 31-32.

2. Вербова, И. У поэтов не бывает возраста [Текст] / И. Вер- бова, Г. Соболева // Сударушка. - 1993. - № 36. - С. 11.

3. Голованова, М. В. В стране Вообразилии [Текст] / М. В. Голованова, О. Ю. Шарапова // Начальная школа. - 1999. - № 1. - С. 7-11.

4. Заходер Б. В. [Текст] // Жили-были : сказоч. газ. - 1995. - № 17. - С. 2-3. - (Сказочники).

5. Заходер Б. В. [Текст] // Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь. -Ч. 1. -М., 1999. - С. 189-193.

6. Заходер, Б. В. Стихи и сказки [Текст] / Б. В. Заходер. - М. : Детская литература, 1988.

7. Заходер, Б. В. Строители [Текст] / Б. В. Заходер. - М. : Детская литература, 1986.

8. Комарова, Е. Заходер и несть ему числа [Текст] / Е. Комарова // Учительская газета. - 1988. - С. 24.

9. Корф, О. Б. Заходер Б. В. (1918-2000) [Текст] / О. Б. Корф // О. Б. Корф. Детям о писателях: XX век: от А до Н

10. Левин, В. Кто научил Винни-Пуха говорить по-русски? [Текст] / В. Левин // Начальная школа. - 1998. - № 33. - С. 1, 5-16.

11. Скляренко, Н. С. Борис Заходер: поэтический праздник [Текст] / Н. С. Скляренко // Начальная школа. - 2004. - № 4. - С. 46-48.

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Книги Джанни Родари

Внеклассное мероприятие по сказкам Андерсена, 4 класс

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия в начальной школе

Классный час «В гостях у сказки», 2 класс

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3 класс. Игра путешествие

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!