Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие по культуре речи, 3 - 4 класс

Сценарий внеклассного мероприятия по культуре речи для начальных классов, 3-4 класс

Игровой практикум по культуре поведения в 3-4-х классах

Сценарий классного часа для 3-4 класса «Будь воспитанным везде- не один ты на Земле!»

Цели и задачи практикума:

• развитие навыков соблюдения нравственных норм поведения и правил этикета;

• усвоение учащимися основных правил поведения в театре, транспорте, в гостях.

Подготовительная работа. Классный руководитель заранее предлагает учащимся прочитать книги по культуре поведения, создать инициативную группу, которая должна подготовить: выступления учащихся; инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета; цветные жетоны из бумаги.

Оборудование классного часа (практикума). Три белых листа ватмана, фломастеры, маркеры, жетоны из бумаги.

Описание классного часа (практикума)

Классный руководитель предлагает ребятам побывать в необычном театре, где в спектаклях-миниатюрах главный персонаж Вася Васечкин живет по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди.

Учитель предлагает посмотреть ситуации, в которые попадает Васечкин, найти его ошибки в поведении и исправить их, сформулировать грамотно правила поведения. За каждое такое правило ученик получает жетон. В конце встречи участники подсчитают, у кого жетонов больше.

Итак, спектакль начинается...

Игровая ситуация «В театре»

1-я игровая миниатюра — «В театральном буфете».

Ученик читает отрывок из стихотворения Г. Остера:

Посещайте почаще

Театральный буфет.

Там пирожные с кремом,

С пузырьками вода.

Как дрова на тарелках

Шоколадки лежат,

И сквозь трубочку можно

Пить молочный коктейль,

Не просите билеты

На балкон и партер.

Пусть дадут вам билеты

В театральный буфет.

Учитель предлагает учащимся краткую беседу — зачем нужен в театре буфет? (Ответы ребят)

2-я игровая миниатюра — «Свет в зале погас.

Идет спектакль...». У доски условно показан зрительный зал театра — стоят два ряда стульев, на них сидят «зрители» (4—6 учащихся). Они внимательно «смотрят спектакль». Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрел на игру актеров, дожевав свою шоколадку, которую до этого он долго и шумно разворачивал, Васечкин зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина роняет носовой платочек. Васечкин как настоящий рыцарь, наклоняется, берет платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик, этого не делай». Огорченный Васечкин бредет в буфет.

Классный руководитель предлагает учащимся назвать ошибки, которые допустил Васечкин.

Выходят две девочки и читают отрывки из стихотворения Агнии Варто «В театре»:

1-я девочка:

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

2-я девочка:

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевальне

Дали в руки номерки.

1-я девочка:

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете!

2-я девочка:

Вдруг оркестр грянул в трубы.

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

1-я девочка:

Вдруг вижу — нету номерка.

Фея кружится на сцене —

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени —

Номерка не нахожу.

2-я девочка:

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

1-я девочка:

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

2-я девочка:

Укатился он куда-то...

Я в соседний ряд ползу.

Удивляются ребята:

— Кто там ползает внизу?

1-я девочка:

По сцене бабочка порхала —

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И наконец нашла его.

2-я девочка:

А тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

— Мне очень нравится балет, —

Ребятам я сказала.

Учитель предлагает ребятам пояснить, что неправильного сделала девочка в театре?

В ходе обсуждения ученики формулируют правила поведения в театре. Учитель записывает их маркером на белом листе ватмана. Если приведенные ниже правила покажутся громоздкими, их можно просто зачитать, а записать на ватмане главную мысль правил поведения в театре.

Возможные правила поведения в театре:

• После того, как вы купили билет, рекомендуется прочитать аннотацию пьесы (спектакля), узнать об ее авторе, в результате чего у вас сформируется свое видение пьесы, с которым вы сможете сравнить постановку режиссера, трактовку того или иного образа актером. Это сделает восприятие спектакля более полным, даст возможность обсудить его (после окончания или в антракте) с вашим спутником или друзьями.

• Перед приобретением билетов следует изучить план зала, который висит рядом с окошком кассы, и выбрать удобные для вас места.

• Если нет возможности свободного выбора и места находятся далеко от сцены, следует взять с собой театральный бинокль.

• В случае недомогания посещение театра следует отложить, чтобы не мешать кашлем или другими проявлениями нездоровья другим зрителям.

• Одежда для театра должна быть торжественной. Прическа должна быть такой, чтобы не мешать зрителям на местах сзади. Неуместны также сумки, предназначенные для улицы, магазинов. Косметика и одежда не должны быть яркими и броскими.

• В театр мужчина (мальчик, юноша) входит первым, предъявляя билеты. Необходимо иметь запас времени, чтобы занять свои места до третьего звонка. Только в ложу можно входить, когда в зале погаснет свет.

• Мужчина (мальчик, юноша) также проходит первым на свое место, за ним следует женщина (девочка, девушка). Проходить следует лицом к сидящим, причем извиняться при этом не следует. Если проход узкий, то сидящие должны встать. Женщины или девушки могут не подниматься.

• Не следует разглядывать публику в бинокль, одалживать бинокль у соседей, рассказывать им содержание пьесы.

• Если место занято, следует обратиться к дежурной по залу.

• Если вы опоздали, следует пройти на ярусы или балкон, независимо от купленного места. Если свободных мест нет, следует постоять у двери до антракта, после которого нужно занять свои места.

• Во время спектакля запрещается шуметь.

• В антракте можно остаться в зале или выйти. Если спутница не хочет выходить — мужчина или юноша должен остаться с ней.

• Можно уйти из театра до начала второго действия, если пьеса не понравилась. Если решили остаться, не следует своим видом или репликами мешать окружающим.

• Выходить из зала можно только после того, как актеры покинут сцену.

Игровая ситуация «В транспорте»

3-я игровая миниатюра — «На автобусной остановке».

Ученик читает наизусть отрывок из стихотворения Г. Остера:

Когда состаришься — ходи

По улице пешком.

Не лезь в автобус, все равно

Стоять придется там.

Учитель предлагает учащимся короткую беседу — как надо себя вести на автобусной остановке? (Ответы учеников)

4-я игровая миниатюра — «В автобусе».

У классной доски стоят шесть стульев в ряд условно изображая салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень старая женщина. Впереди сидит «кондуктор». На остановке в автобус запрыгивает Васечкин и, держа за руку свою подружку, начинает затаскивать ее в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати проезд!» Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины, будит ее и просит передать деньги на билет. На следующей остановке заходят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней, делая вид, что не замечает уставших стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!»

После просмотра миниатюры классный руководитель предлагает ребятам проанализировать поведение Васечкина и Ани в автобусе, найти допущенные ими ошибки, сформулировать правила поведения в транспорте. По ходу обсуждения ведущий записывает на втором листе ватмана правила поведения в транспорте. Учащиеся, грамотно сформулировавшие эти правила, получают поощрительные жетоны.

Возможные правила поведения в транспорте:

• При входе не мешай пассажирам входить в автобус (трамвай, метро).

• Если есть свободное место, спокойно займи его.

• Уступай место пожилым людям, женщинам и инвалидам.

• Если ты с девочкой, предложи ей место.

• В транспорте громко не разговаривай с друзьями.

• Не сори в транспорте, не привлекай к себе излишнего внимания окружающих.

Игровая ситуация «В гостях»

5-я игровая миниатюра — «В гостях».

Учащийся читает наизусть отрывок из стихотворения Г. Остера:

Если друг на день рождения

Пригласил тебя к себе.

Ты оставь подарок дома —

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками —

Ложкой больше зачерпнешь.

Учитель в краткой беседе объясняет учащимся, как необходимо готовиться к предстоящему визиту в гости.

6-я игровая миниатюра — «Васечкин принимает гостей».

У доски стоит стол с букетом цветов, стулья. В глубине «дверь». У Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает Васечкину мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?» Вася обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат: «Поздравляем!» Васечкин подходит к друзьям, берет подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям: «Проходите в комнату, пальто снимайте!» Обращаясь к бабушке, Вася добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол».

Классный руководитель предлагает проанализировать увиденную миниатюру, просит найти ошибки, допущенные Васечкиным и его одноклассниками. Учащиеся формулируют правила, как принимать гостей, как дарить и принимать подарки, как представлять при знакомстве людей.

Ведущий записывает на третьем листе ватмана правила поведения в гостях. Учащиеся, грамотно сформулировавшие правила поведения, получают поощрительные жетоны.

Возможные правила поведения в гостях:

• При подборе подарка помни, кому он будет предназначен: мальчику или девочке, мужчине или женщине?

• Помни пословицу: «Не дорог подарок, а дорога любовь».

• Подарок обычно дарят при входе в помещение.

• В гостях вести себя необходимо скромно, без разрешения хозяев не прикасаться к вещам и ходить по комнатам.

• За столом вести себя прилично, соблюдая правила этикета.

• Со взрослыми вести себя уважительно, обращаясь на «Вы».

• С товарищами и взрослыми нельзя разговаривать слишком громко, привлекать внимание только к себе.

• С хозяевами будьте особенно вежливы, не скупитесь на лишнее слово благодарности.

• При уходе обязательно поблагодарите хозяев за прекрасно проведенное время.

Подведение итогов классного часа (внеклассного занятия). В конце классного часа классный руководитель благодарит инициативную группу, которая помогла учащимся побывать в необычном театре, увидеть веселые миниатюры и нелепое поведение Васи Васечкина. Учитель подводит итоги анализа ситуаций, еще раз повторяет учащимся правила поведения в общественных местах. Ребятам предлагается внести дополнения в уже сформулированные и записанные на листах ватмана правила поведения.

Учащиеся все вместе приветствуют аплодисментами своих одноклассников, набравших больше всего поощрительных жетонов. Классный руководитель предлагает ребятам продолжить работу необычного театра и поставить новые миниатюры, придумав тему нового спектакля.

Похожие статьи:

Классные часы в 3 классе

Классный час игра для учащихся 3-4 классов. Наши страхи

Классный час в 3 классе. Культура общения

Методическая разработка классного часа, 3 класс. Зависть

Методическая разработка классного часа, 3 класс. Цена ломтика

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!