Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Творческий игровой вечер в 4 классе

Конспект внеклассного мероприятия для 4 класса на тему «Искусство требует умения фантазировать»

Задачи: формировать интерес к художественно-творческой деятельности, развивать ассоциативное, образное мышление, воображение, зрительную и логическую память, стимулировать фантазию, побуждать к систематическому совершенствованию художественно-творческих способностей.

Оборудование: листы ватмана, карандаш, кисти и краски, наборы цветной бумаги; карточки с изображением различных предметов (из настольных детских игр типа «Лото», «Азбука» и т. п.); несколько репродукций картин разных художников, грамзаписи 2-3 музыкальных произведений, различающихся стилевыми особенностями.

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя (тезисы).

- Чтобы понимать и ценить искусство, нужно быть готовым к его восприятию. Искусство требует умения фантазировать, «разгадывать», зорко видеть, тонко чувствовать. Зритель в театре, слушатель в концертном зале, посетитель в картинной галерее — соавтор режиссера, композитора, художника. Сила художественного образа в поэзии, живописи, музыке в том и состоит, что требует способности сотворчества, сопереживания. Талантливое художественное произведение побуждает нас думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживаниям, настроению, проникать в замысел автора, мир его чувств и мыслей.

- Какие качества нужны человеку, чтобы тонко чувствовать искусство, понимать его и самому создавать художественные произведения?

- Во-первых, это высокая эмоциональность. Чтобы пробуждать чувства в других, важно самому уметь чувствовать глубоко и остро.

- Во-вторых, необходимо творческое воображение. Композитору, прежде чем изложить новую мелодию нотными знаками, нужно ее в себе услышать. Художнику - мысленно увидеть будущую картину, даже если она пишется с натуры: художник эту натуру обязательно «довоображает», иначе получится нечто неотделимое от цветной фотографии.

- В-третьих, точность и яркость образов, возникающих при восприятии искусства и в процессе его создания (в музыке, картине и др.), зависит от знаний человека, умение извлечь их из памяти, обобщить, сопоставить разрозненные явления, факты, события, что требует развитого образного мышления, воображения, фантазии.

По мнению многих мастеров слова, без развития способности точно увидеть и описать окружающий мир невозможно становление писателя и зрителя. «Наблюдайте природу, - советовал И. Бунин молодому В. Катаеву. - Бежит собака с высунутым языком... Опишите собаку. Одно, два четверостишия. Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая. Опишите дерево. Море. Скамейку. Найдите для них единственно верное определение».

II. Творческие игры и творческие задания.

1. Искусство театрализации.

1)Театральные шарады.

Учащиеся формируют команды по 5-6 человек. Каждая команда должна придумать шараду, то есть слово, состоящее из нескольких составных частей, каждая из которых самостоятельное слово (например: «верх-ушки», «вол-окно», «град-ус» и др.) и инсценировать эти части слова, используя подручный реквизит. Команда противника должна отгадать задуманное слово-шараду. На подготовку дается 3-5 минут. Если команда затрудняется придумать слово, можно предложить ей на выбор несколько слов-шарад, но так, чтобы команда противника не знала.

2) Сценические импровизации.

Группам ребят предлагается инсценировать следующую воображаемую ситуацию: «Вы отправились в поход. На вашем пути встречается много неожиданных препятствий и трудностей, которые вы должны преодолеть. Изобразите мимикой, жестами, движениями все, что вы будете ощущать, видеть, делать».

Включается грамзапись веселой туристической песни. Ведущий «рисует» картины-ситуации: «Идем по живописной лесной дороге. На пути широкий, бурный ручей. Пошел дождь сначала редкий, потом все сильней и сильней. Спрятались под дерево. Кажется, дождь утихает, выглянуло солнце. Стало припекать. Жарко. Что-то рюкзак стал казаться тяжелее. Хочется пить. Устали, можно и привал сделать, перекусить. Пора в путь. Впереди блеснула река. Как же переправиться через нее? Выход найден?» и т. п.

Побеждает та команда, которая более выразительно и эмоционально исполнит все сцены.

3) Оживи картину.

Каждой команде дается репродукция какой-либо известной картины (например, «Богатыри» В. Васнецова, «Охотники на привале» В. Перова, «Сватовство майора» Г. Федотова, «Запорожцы». «Не ждали» И. Репина и др.). В течение 1-2 минут надо «оживить» картину, то есть дать скульптурное изображение сюжета картины, сказать, что будет происходить дальше, обыграть несколько реплик от имени того или иного персонажа.

4) Сказка в новом ключе.

Группу учащихся просят проиграть сказку так, как будто ее события происходят в наше время. Задачу можно усложнить, введя новый персонаж (например, в сказке «Золушка» появляется персонаж - говорящий компьютер).

5) Концерт-молния.

Капитаны команд из набора картинок «Хоровод дружбы» вытягивают одну, на которой изображены дети разных национальностей и держат ее в секрете от команды противника. (Картинки можно заменить листочками бумаги, на которых написано название одной из республик.) Предлагается в течение 3-5 минут подготовить концерт из 3-4 номеров (песня, танец, стихотворение, пантомима и т. п.) для гостей фестиваля.

Команда противника должна определить, дети какой национальности представляют в концерте свою страну.

2. Задания на развитие литературных способностей и речи.

1) Коллективный рассказ.

Каждому ученику дается карточка с изображением какого-то предмета. Учитель предлагает тему рассказа, например «Случай в лесу» или «Таинственный незнакомец», и начинает его. Продолжает рассказ по очереди каждый ученик, добавив новое предложение, в котором должен фигурировать предмет, изображенный на картинке. Рассказ составляется до тех пор, пока не выскажутся все ученики. Последний придумывает логическую и связную концовку.

2) Словотворчество.

Ведущий называет слово. Ребята путем прибавления к нему приставки или частицы (например, архи-, раз-, ди-, поли-, полу-, супер-, микро-, макси-, не- и др.) составляют новое и обменяются информацией, где такой вымышленный предмет может применяться.

3)Скажи скороговорку.

На листочках бумаги пишутся скороговорки для всех членов команд. Дается 1-2 минуты, чтобы выучить их, а затем каждый по очереди быстро произносит скороговорки вслух 5-6 раз. Побеждает та команда, в которой большее число участников быстро и безошибочно, с хорошей дикцией скажут свою скороговорку.

Примеры скороговорок:

У пеньков опять пять опят.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Архип осип, Осип охрип.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

4) Игра в буриме.

Учащимся называются две исходные пары рифм (окошки - дорожки; дожди - подожди; душный - воздушный; горяча - свеча). Используя эти рифмы, они придумывают четверостишия, содержащие художественные образы.

5) Заверши рассказ.

Учитель начинает рассказ: «Темнело. Шел мелкий нудный дождь. На трамвайной остановке под одним зонтом стояли две девушки. Они о чем-то тихо разговаривали. Вдруг...»

Учащимся (или группам ребят) необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на творческую работу - 10 минут. Затем рассказы заслушиваются и оцениваются по следующим показателям: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

6) Что можно сделать со словом.

Предложить слово из пяти букв (например, кактус).

Задание: назвать слова, начинающиеся с первого слога, затем со второго слога этого слова. Подобрать слова, рифмующиеся со словом «кактус». Сочинить сказку о кактусе. Придумать свои игры и задания на основе использования слова «кактус».

III. Это интересно (сообщение учащихся).

Где и как встречают новый год

Перед наступлением Нового года кубинцы наполняют все имеющиеся в домах кувшины водой, и когда часовая стрелка замирает на цифре «12», выливают эту воду из окон. Это значит, что Новому году желают светлого, как прозрачная вода, пути.

Жители Южной Африки празднуют одновременно с наступлением Нового года «день урожая». Все население племени собирается в полукруг на большой поляне. Потом в середину выбегает вождь племени. Он начинает танец. Затем вождь бросает на землю созревшую тыкву. Она разбивается на куски. Все племя в этот миг издает радостный крик - начался Новый год.

В Японии о наступлении Нового года возвещают колокола: сто ударов ровно в полночь раздаются во всех городах и деревнях.

Обычай украшать елку существует с давних пор. Когда-то люди верили, что в деревьях обитают духи растительности и плодородия, от которых будто бы зависит урожай хлебов и овощей. В конце декабря, когда дни становились длиннее, и начинался новый «солнечный» год, люди отправлялись в лес и на ветвях самой большой ели развешивали «подарки» для духов. Они надеялись, что духи станут добрее и дадут хороший урожай.

IV. Подведение итогов игры.

- Полезен ли был сегодня для вас этот творческий игровой вечер? Если да, то чем?

- Можете ли вы сказать, что урок творчества удался, что некоторые наши советы и игры помогли вам почувствовать, что свою фантазию, воображение можно развивать?

Похожие статьи:

Классный час. Толерантность 4 класс

Классный час 4 класс. Россия – Родина моя

Классный час 4 класс. Культура общения

Классные часы в 4 классе

Классный час 4 класс. Научи себя учиться

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!