Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Музыкальная беседа в 3 классе

Конспект музыкальной беседы для 3 класса

Музыкальная беседа в начальной школе. Тема: Песни Франца Шуберта

Цель: познакомить детей с творчеством австрийского композитора Ф. Шуберта.

Предварительная подготовка: разучивание с детьми музыкальных произведений Ф. Шуберта.

Участники

Ведущий

Ведущая

Исполнители песен Ф. Шуберта

Ход занятия

Звучит песня Ф. Шуберта «В путь».

Ведущая. Какая замечательная музыка! Кажется, что ее написал очень счастливый человек. Сама музыка говорит об этом (напевает).

Ведущий. А знаешь ли ты, кто написал эту музыку?

Ведущая. Конечно! Ее автор - австрийский композитор Франц Шуберт, современник Моцарта и Бетховена. Жаль только, что Шуберт прожил так мало - всего 31 год.

Но его наследие огромно. Он написал 9 симфоний, несколько опер и более 600 песен. Песни считаются самыми популярными его сочинениями.

А еще он писал фортепьянные пьесы. Все юные музыканты обязательно разучивают вальсы или другие танцы, написанные Шубертом для фортепиано.

Ведущий. Я очень рад, что тебе нравится музыка Ф. Шуберта. И очень жаль, что этот композитор прожил такую недолгую жизнь. Но то, как он ее прожил, заставляет говорить о настоящем творческом подвиге.

Ведущая. Творческом подвиге?

Ведущий. Да. Юный Ф. Шуберт еще в школьные годы начал сочинять музыку, причем делал он это настолько профессионально, что это вызывало у его отца тревогу. Отец Франца знал, как труден путь музыкантов, даже всемирно признанных, таких как Моцарт и Бетховен.

Он хотел уберечь сына от подобной участи, но его усилия привели к серьезной ссоре с сыном, в результате чего юный Шуберт был вынужден уйти из дома.

Ведущая. Жизнь Шуберта могла сложиться счастливо, ведь его отец был школьным учителем. Неужели он не смог понять собственного ребенка?

Ведущий. Выходит, что так. В течение всей жизни композитор не имел собственного дома. Он жил то у одного из своих приятелей, то у другого. Большей частью он жил в столице Австралии - Вене, и венцы любили его музыку, главным образом - его песни.

Давайте еще раз послушаем песню, с которой началось наше занятие - «В путь». Эта песня, ребята, открывает целый музыкальный цикл Шуберта под названием «Прекрасная мельничиха».

Юноша-мельник отправляется в путь на поиски счастья. А музыкальное сопровождение песни «В путь» рисует игру воды ласкового и приветливого ручейка.

Простая бесхитростная мелодия очень хорошо передает радостное настроение мальчика.

Послушайте песню «В путь», а кто запомнил слова, тоже может ее петь.

Ведущая. Песни занимали в творчестве Шуберта главное место. В своих произведениях Шуберт всегда рисует простого и скромного человека, который рассказывает с помощью музыки о своих маленьких жизненных событиях, об эпизодах счастья или страданий. Словом, песни Шуберта повествуют о том, с чем в жизни обычно сталкивается каждый человек.

Ведущий. Очень часто единственным другом героя Шуберта становится природа. Именно ей он доверяет свои мысли, надежды и печали.

В произведениях Шуберта часто встречаются образы ручейка, леса, цветов, птиц, ночного простора и др. Эти художественные образы окружают героев песен Шуберта, становятся спутниками его странствий, разделяют его радости и горести.

Ведущая. Ребята, я хочу, чтобы вы сейчас послушали песню Шуберта «Форель». Это одно из самых популярных его произведений.

В песне говорится о том, как поэт наблюдает за игрой веселой серебристой рыбки в горном ручье. Но рыбак, ловящий рыбу, замутил воду в ручье, и бедняжка форель попалась на его удочку.

Поэт сострадает бедной рыбке, описывая злорадство рыбака: «Он взял ее с улыбкой, а волю дал слезам». Мелодия песни звучит на фоне быстрых, скользящих вверх фраз, напоминающих всплески воды.

Звучит песня «Форель» в исполнении группы учеников.

Ведущая. Вечная материальная необеспеченность и беспрерывные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье Шуберта. Однако никто из его друзей не отмечал, что Шуберт впадал в мрачное настроение.

Шуберт превращал встречи с друзьями в настоящие музыкальные праздники, которые даже прозвали «Шубертиадами». В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, на глазах у публики сочиняя свои замечательные вальсы.

Ведущий. Но вместе с тем композитор был большим тружеником. Он много работал, систематически, изо дня в день. Сам он так и говорил: «Я считаю каждое утро, когда заканчиваю одну пьесу, я начинаю другую». Были дни, когда он сочинял до 10 песен!

Ведущая. А еще композитор мог написать к одним и тем же словам по несколько музыкальных сопровождений. Так, однажды к одному варианту текста он сочинил семь различных мелодий.

Музыкальные мысли посещали его даже во сне. Тогда он просыпался и стремился скорее их записать. Поэтому он даже спал в очках!

Ведущий. А теперь вы познакомитесь с сочинением более позднего творческого периода композитора. Давайте послушаем его знаменитую «Серенаду».

Серенады обычно исполнялись в вечернее или ночное время. Исполнители серенад аккомпанировали себе на гитаре или мандолине.

Серенада Шуберта полна светлых, мечтательных настроений. Ее мелодия льется плавно и неторопливо, а написана она в мягком ритме вальса. Фортепианное сопровождение серенады напоминает звучание гитары.

Звучит «Серенада» Ф. Шуберта.

Ведущий. Знаешь, я хочу, чтобы мы сделали одно исключение для нашего сегодняшнего вечера.

Ведущая. Какое исключение?

Ведущий. Наше занятие называется «Песни Ф. Шуберта», но не могли бы мы включить в него еще и одну из его фортепианных пьес.

Ведущая. Конечно, могли бы. А что это за пьеса?

Ведущий. Она называется «Музыкальный момент».

Ведущая. О, я знаю, что пьесы под названием «Музыкальные моменты» у Шуберта не менее красивы, чем его песни.

Ведущий. Я имею в виду самый популярный «Музыкальный момент» Шуберта - фа минор, небольшую пьесу лирического и танцевального характера, которая звучит изящно и легко.

Звучит «Музыкальный момент» Ф. Шуберта.

Ведущая. Сегодняшнее занятие я предлагаю закончить слушанием одного из вальсов Шуберта.

Город Вена, в котором жил композитор, всегда славился своими вальсами. Такие танцевальные пьесы сочинял и Шуберт.

Один из вальсов (си минор) наверняка знают все юные музыканты. Этот вальс несложен, у него особенное светлое, мягкое звучание. Но в середине вальс меняет свою тональность с минорной на мажорную, становится более бодрым, решительным. Наверное, сочиняя этот вальс, Шуберт вспоминал что-то радостное из своей жизни, а может быть, мечтал о будущем.

Звучит вальс си минор Ф. Шуберта.

Ведущий. Музыка Шуберта сама была похожа на ручеек, который неоднократно звенел в его песнях.

Ведущая. Подобно светлому ручейку она передавалась от певца к певцу, и простые люди, которые жили в предместьях Вены, полюбили их.

Ведущий. Надеемся, что и вы после сегодняшнего занятия полюбите музыку австрийского композитора Ф. Шуберта.

Похожие статьи:

Развивающее занятие для детей 8-10 лет. Конспект

Внеклассное занятие по музыке, 1 класс

Внеклассное занятие по ПДД для учащихся 3-4 класса

Игра викторина по басням Крылова в 3-4 классе

Классный час в 3-4 классе. Патриотическое воспитание для младших школьников

Комментарии (1)
Надежда Александровна Юнг # 20 ноября 2015 в 19:52 0
Вы не только познакомили детей с творчеством австрийского композитора Ф. Шуберта.Вы показали на своём примере, что красивая музыка способна творить внутренние изменения. Спасибо.