Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Литературно-музыкальный праздник «Родина любимая моя». Сценарий для 4 класса

Литературно-музыкальная композиция на тему: Родина, 4 класс. Сценарий

(Литературно-музыкальная композиция. Проводится, желательно, в мае на природе с использованием микрофонов для всей параллели четвертых классов, можно привлечь пятиклассников)

1-й чтец: «О светло светлая и украсно украшена земля русская. И многими красотами удивлена еси, реками и кладязьми месточестными, горами крутыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, горами великими, селы дивными... Всего еси исполнена земля русская»

Ведущий: Это строки из древней летописи. «За светло светлую и украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля и Бородино. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах. Оно заставляло живописцев браться за кисть и краски, оно звучит в музыке композиторов, словах поэтов, в устном народном творчестве.

Девушка (в русском национальном костюме):

С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский и Пушкин, Рылеев и Лермонтов, Баратынский и Кольцов, Некрасов и Тютчев.

Ведущий: Но сегодня мы будем говорить о России двадцатого века. Попробуем определить, какой видится нам Россия в стихотворениях современных поэтов, подумаем все вместе над тем, из чего складывается наше чувство Родины.

(Далее звучит отрывок из поэмы «Родина» А.А. Прокофьева. В процессе I чтения стихотворения появляются репродукции картин, по тематике соответствующие содержанию стихотворения. Можно использовать рисунки учеников данного класса)

2-й чтец:

Сколько звезд голубых, сколько синих,

Сколько ливней прошло. Сколько гроз,

Соловьиное горло — Россия. Белоногие пущи берез.

Да широкая русская песня,

Вдруг с каких-то дорожек и троп

Сразу брызнувшая в поднебесье

Породному, по-русски — взахлеб.

3-й чтец:

Да какой-нибудь старый шалашик.

Да задумчивой ивы печаль,

Да родимые матери наши.

С-под ладони глядевшие вдаль;

Да простор вековечный, огромный,

Да гармоник размах шире плеч,

Да вагранки, да краны, да домны,

Да певучая русская речь!

4-й чтец:

Каждый день был по-своему громок,

Нам войти в эти дни довелось.

Сколько ливенок, дудочек, хромок

Над твоими лугами лилось!

5-й чтец:

Ты вовек не замолкнешь, родная.

Не померкнут веснянки твои.

Коль сейчас по переднему краю

Неумолчно свистят соловьи!

Все равно на тропинках знакомых

И сейчас у любого крыльца

Бело-белая пена черемух

Льется, льется — и нет ей конца.

Ведущий: Россия... В этом коротком слове — необъятность. Из одного слова рождается бесконечное множество картин. Они, словно наплывая, сменяют друг друга: белые березовые рощи, старые избы, задумчивые ивы, вековечный простор полей, приметы сегодняшнего Из одного слова рождается бесконечное множество картин. Они, словно наплывая, сменяют друг друга: белые березовые рощи, старые избы, задумчивые ивы, вековечный простор полей, приметы сегодняшнего индустриального дня...

Девушка: И поэт вплетает в строки стихотворения мотив весны, светлой праздничности. Омытая ливнями, в россыпях звезд и белой пене Черемух предстает перед нами Россия в стихотворении А. А. Прокофьева.

(Звучит музыка на фоне соловьиных трелей)

Мальчик (в русском национальном костюме): Родина... Вслушаемся в это слово. Д.С. Лихачев писал, что в нем слышится отзвук слов «родник», «родня», «народ», «природа». И наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.

Ведущий: Пожалуй, лучше всего об этом сказал советский поэт К. М. Симонов, который в горькие и тревожные дни 1941 года, когда под ударами фашистов отступали наши войска, написал стихотворение «Родина».

6-й чтец:

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке, —

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком...

7-й чтец:

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли,

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.

Ведущий: А вы никогда не задумывались, почему именно береза стала поэтическим символом России? Наверное, сказители и поэты видели в березе ту нежную женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для них в имени «Россия».

Девушка: «Чета белеющих берез» — это часть лермонтовской России, «страной березового ситца» предстала она перед поэтом двадцатого века Сергеем Есениным.

И в стихах современных поэтов береза сливается с образом России. Вот как писал о ней поэт О. Н. Шестинский.

8-й чтец:

Без березы не мыслю России, —

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы вся Русь рождена.

Под березами пели, женили,

Выбирали коней на торгах,

Дорогих матерей хоронили

Так, чтоб были березы в ногах...

Ведущий: каждый человек — своего рода первооткрыватель. Он идет к старым, как мир, истинам своим путем. И каждый человек, вступая в жизнь, открывает для себя великое слово — Родина. Но в начале пути у нас у каждого есть своя малая Родина, та, с которой начинается любовь.

(Звучит песня В. Баснера «С чего начинается Родина?»)

Девушка: Это малая Родина со своим особым обликом, со своей — пусть самой скромной и непритязательной — красотой предстает человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. У поэта Н. Рубцова есть стихотворение «Тихая моя Родина».

Тихая моя Родина!

Ива, река, соловьи...

И заканчивается пронзительно-искренними строками:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

9-й чтец (Стихотворение Н. М. Рубцова. «Звезда полей»):

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал Родину мою...

 

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит за золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

 

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

 

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей.

Ведущий: Родина — родимый край, родина — родная природа — это мы ошущаем с детства. Мы взрослеем, растем, вместе с нами растет, ширится понятие «Родина». Мы начинаем понимать общность слов «народ» и «родина», ощущать себя частицей своего народа.

10-й чтец:

Что же такое мы?

Мы - из лесов безбрежных.

Мы — из блокадной тьмы.

Мы — из стихов сгоревших.

Из невысоких изб.

Песенного всесилия.

Мы — из бессмертья.

Из плоти твоей,

Россия!

(Звучит песня о России)

11-й чтец:

Мы от свинцовых розг

Падали в снег с разбега.

Но — поднимались в рост,

Звонкие. Как Победа!

Как продолженье дня,

Шли тяжело и мощно...

Можно убить меня...

Нас убить невозможно!

Ведущий: Родина - это и родной язык. Он рождался вместе с русским народом, мужал во время великих испытаний, впитывал в себя и русское раздолье, и удаль молодецкую, и стон задавленного нуждой народа.

Девушка: русский язык омыт в светлом роднике народных песен, его гранили и оттачивали художники слова, классики великой литера туры.

Юноша: Им восхищались великие мыслители, писатели, поэты: Ломоносов, Белинский, Гоголь, Тургенев и тысячи других великих людей. Сила и красота русского языка заставляли верить в лучшее будущее народа: «... нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

12-й чтец («Русский язык» Я. В. Смелякова. Взяты отрывки из стихотворения):

У бедной твоей колыбели,

Еще еле слышно сперва,

Рязанские женщины пели,

Роняя, как жемчуг, слова...

13-й чтец:

Ты шел на разбитых копытах,

В кострах староверов горел,

Стирался в бадьях и корытах,

Сверчком на печи свиристел....

12-й чтец:

Ты, пахнущий прелой овчиной

И дедовским старым кваском,

Писался и черной лучиной,

И белым лебяжьим пером.

13-й чтец:

Ты — выше цены и расценки —

В году сорок первом, потом,

Писался в немецком застенке

На слабой известке гвоздем.

12-й чтец:

Владыки и те исчезали

Мгновенно и наверняка,

Когда невзначай посягали

На русскую суть языка.

Ведущий: Но главное богатство любой страны — человек. У каждого народа — свой характер, он и определяет лицо страны.

Юноша: Русский характер — это удаль, веселая сила, выплескивающаяся в стремительном беге тройки, в работе до седьмого пота; это широта души, вобравшей в себя русский простор, это мастеровитость и природная одаренность.

Девушка: А еще доброта, бескорыстие, готовность помочь, которая, как добрый огонек, согревает душу. Нам завещан добрый русский огонек. Нам передана заповедь нашего народа:

14 чтец (отрывок из стихотворения Н. Рубцова «Русский огонек»)'.

За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью...

Спасибо, скромный русский огонек,

За то, что ты в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далек,

За то, что с доброй верою дружа,

Среди тревог великих и разбоя

Горишь, горишь, как добрая душа.

Горишь во мгле — и нет тебе покоя...

Ведущий: Вот еще одна черта нашего народа: тревожная совесть, неуспокоенность, ответственность за все, что делается вокруг и в мире.

О чем думает старая женщина, героиня стихотворения, в, может быть, последние для нее дни? Думает она о нас, о нашем будущем, о том, что волнует каждого больше всего.

Скажи, родимый.

Будет ли война?

Каждый взрослый человек мечтает о мире, о том, чтобы его дети не узнали ужасов войны.

Девушка: каждый поэт рано или поздно обращается к теме Родины. Ушедший век оставил в памяти человечества множество страшных войн, несколько из них пережила и наша страна. Войны с Японией, Германией, Гражданская, Финляндией, фашистами, Афганистаном, в Чечне унесли миллионы человеческих жизней. Родина скорбит о своих сыновьях и дочерях.

(Песня Олега Газманова о колоколах)

Юноша: Сегодня мы вспомнили стихи А. А. Прокофьева, К. М. Смелякова, С. Есенина, Н. М. Рубцова, О. Н. Шестакова, Я. В Смелякова.

У каждого из них — свое, глубоко личное отношение к Родине, свое представление о ней. Родина для них — воплощается в родной природе, истории, языке, характере народа.

Ведуший: Поэты - счастливые люди. Они воспринимают мир по- особому: обостренно, всеми чувствами, они способны увидеть и нам показать прекрасное в повседневном, обыденном. Они помогают нам постичь это великое чувство Родины, которое живет в душе каждого из нас, только не всегда осознанное и выраженное в словах.

Девушка: Любовь, если она настоящая, выражается в делах. И чем глубже и трепетнее будет ау нас чувство Родины, тем более нужны будут для народа наши дела и поступки. Ведь жизнь каждого из нас в будущем — во имя Родины, во имя Человека.

15 чтец (отрывок из стихотворения Е. А. Евтушенко «Любите Родину»):

Нет чувства Родина без чувства человечности.

От бессердечности ничто не родилось.

Любите Родину, как чувство бесконечности,

Как ветер вечности, коснувшийся волос.

Любите Родину, как вашу нареченную,

Чтобы за вас ей не почувствовать стыда,

Любите Родину, но только не расчетливо.

Любите Родину, и только навсегда.

(Песня о России, в которой есть слова: «Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву. Зову тебя Россиею, любимою зову»)

Похожие статьи:

Классный час 4 класс. Россия – Родина моя

Классные часы в 4 классе

Классный час. Толерантность 4 класс

Классный час 4 класс. Научи себя учиться

Классный час 4 класс. Культура общения

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!