Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект беседы для учащихся начальных классов. Культурный человек

Конспект беседы о правилах поведения для младших школьников

Беседа для учащихся начальных классов «Что значит быть культурным человеком»?

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня мы поговорим на тему «Культурный человек, какой он?». Мы будем говорить о том, что определяет культурного человека. Итак, «культурный человек». Я предлагаю вам сейчас, в начале нашего разговора, дать ваше определение. Каков он, культурный человек?

Ребята дают свои определения. Учитель записывает на доске: «Культурный человек-это...».

- Я сейчас записала ваши определения культурного человека. Посмотрим в конце нашей беседы, что же вы забыли упомянуть. Вы правильно сказали, что культурный человек-это...

Ход беседы

II. Содержательная часть.

Учитель. Хочу напомнить, что культура человека начинается с правил поведения. Правила, регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении многих столетий. Они возникли в связи с необходимостью упорядочить общение людей, сделать его более организованным, приличным, красивым.

Нередко о воспитании человека судят лишь по его поведению. Но не только это отличает культурного человека. А что же? Какие качества присущи культурному, воспитанному человеку? Доброжелательность, тактичность, деликатность, честность, благородство. Выручить из беды, бескорыстно помочь в трудную минуту, пожертвовать для другого, даже не очень близкого, а порой и незнакомого человека чем-то важным, не поскупиться для него на время, хлопоты, труды - все это норма поведения для воспитанных, благородных людей. Но вот в чем беда, в последнее время все больше ощущается дефицит душевности, доброты - милосердия. И нужно сделать так, чтобы эти качества сохранились у вас, чтобы они были вашим достоинством. Воспитанный человек всегда вежлив, деликатен, доброжелателен по отношению к окружающим людям. Мы сегодня упомянули о том, что воспитанный человек вежлив и к малознакомым, и даже к незнакомым людям. Он вежлив в любую минуту.

Ребята, послушайте, пожалуйста, какая история случилась с одним пожилым человеком. Эту историю он впоследствии выразил в стихах.

Подготовленные заранее ребята читают стихотворение «Чудесный вирус».

Вопрос:

- Только ли «вирусом» должны быть красивые слова «спасибо», «пожалуйста», «извините»?

Нет, конечно, они должны сопутствовать нам всегда. Это должно стать нашим достоинством.

Итак, мы говорим о вежливости, доброжелательности, деликатности, о тактичности. Нетактичным считается чрезмерное любопытство, чтение чужих писем, записей. Недопустимо высмеивать физические недостатки людей, подслушивать чужие разговоры, писать анонимные письма.

Важнейшее качество воспитанных людей - скромность. Скромный человек самокритичен, требователен к себе, не переоценивает свои возможности и способности. Он не стремится выделиться внешне: не будет громко разговаривать в автобусе, среди прохожих, не станет хвастаться своими заслугами.

Многие считают, что уважение, вежливость, такт не обязательно проявлять по отношению к родителям.

Вопрос:

- А как считаете вы? (Ответы ребят.)

Сын, который не может помочь родителям убрать квартиру, сходить в магазин, включающий магнитофон или проигрыватель даже тогда, когда домашние отдыхают, - это воспитанный человек? Задумайтесь, а каковы вы с родителями? Приветствуете ли их, когда утром просыпаетесь, говорите ли: «Доброе утро», «Спокойной ночи», когда ложитесь спать? Говорите ли волшебные слова: «спасибо», «извини»? Послушайте, что произошло с героем стихотворения «Перестарался» Сергея Погоре- ловского. (Чтение стихотворения.)

Значит, вежливыми мы должны быть не только с окружающими людьми, но и с родителями: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестренкой и братишкой. Еще одно качество культурного человека — обязательность, точность. Еще в древности установлено: договоры надо выполнять. Помните пословицу: «Точность - вежливость королей»? Бывает, что человек заранее знает, что свое обещание не выполнит, слово не сдержит. Порой даем обещание сгоряча, необдуманно, и даже оказывается, что оно просто невыполнимо. Подобная безответственность приносит большие огорчения людям. Порядочный человек стремится быть пунктуальным, всегда выполняет свое обещание.

Подумайте, пожалуйста, всегда ли вы точны, выполняете ли вы всегда данные обещания.

Несколько слов о привычках. Они имеют огромное значение для человека. Кто-то из писателей сказал: «Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу». Привычки - это те кирпичики, из которых складывается образ жизни человека, то, как человек общается с другими людьми, - словом, все то, что в конечном счете определяет его судьбу. Привычки бывают полезные и вредные.

Вопрос:

- Назовите, пожалуйста, полезные и вредные привычки.

Вы часто слышите такое выражение: «Люди должны соблюдать этикет». А что это такое? Этикет (от греческого «этика» - нрав, обычай) - свод правил поведения людей в их отношении к окружающим, он регулирует внешние формы поведения человека. Это честь, совесть - качества, которыми нужно дорожить, как своим здоровьем, ибо без них нет человека в настоящем, высоком понимании этого слова. Воспитанный человек пропустит вперед женщину или мужчину старше своих лет, ну а воспитанный мальчик пропустит вперед девочку при входе в класс. Послушайте, пожалуйста, задачи и попробуйте их решить.

Задача 1.

Лена сидела в трамвае. Она все время болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

- Девочка, сиди спокойно, пожалуйста.

- А что я сделала? - возразила Лена. - Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным?

Задача 2.

Шел Боря домой из школы. Видит: идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошел своей дорогой.

Как бы ты поступил на месте мальчика?

Мы почему-то миримся с тем, что люди, общаясь, наносят друг другу увечья, ни чуть не менее страшные, чем физические травмы. А это приносит огромный моральный ущерб. Ведь человек, ошарашенный грубостью, оскорбленный, надолго теряет самообладание, лишается работоспособности. С вами, наверное, тоже такое случалось. Грубое, несправедливое слово, оброненное вами, выводило собеседника из хорошего настроения. Так что обратите, пожалуйста, на это внимание.

Первое слово, которым встречают друг друга люди, - «здравствуйте».

Поклонившись, мы друг другу сказали, хоть были совсем незнакомы:

- Здравствуйте!

Что особенного тем самым мы друг другу сказали?

«Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?» (В. Солоухин).

Обычай приветствовать друг друга существует с незапамятных времен. И не важно, делали ли это люди касанием носа, как новозеландские маори, или как-то иначе, смысл жеста был один: это был знак дружелюбия, отсутствия злых намерений. Издавна люди, встречаясь друг с другом, пожимали руки. Говорят, что этот обычай возник в те времена, когда рыцари при встрече протягивали правую руку, чтобы показать, что она без оружия. Вы знаете и другие формы приветствия. Какие? (Поклон в Японии.) Это жесты, ну а как у нас со словесными формами приветствий? (С «доброго утра» мы начинаем свой день и заканчиваем его пожеланием, «спокойной ночи».)

- Ребята, а всегда ли вы приветствуете взрослых людей, старше себя, не забываете ли сказать «здравствуйте» учителям, когда приходите утром в школу? (Привести ситуацию для обсуждения.)

Задача 3.

Юра и Андрей спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики пробежали мимо, и лишь через одну минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна». Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в буфет.

Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в поведении.

Задача 4.

Петя пришел в школу, поздоровался с уборщицей, учительницей Марией Петровной. В коридоре он увидел директора и поздоровался с ним. На перемене мальчик вновь встретил директора. Петя замер на месте. Он не знал, что ему делать: поздороваться еще раз или пройти, будто не видишь.

Как должен был поступить Петя?

III. Заключительная часть.

- Итак, ребята, какие же качества еще определяют культурного человека? Об этом мы можем говорить долго, приводить множество примеров. Мне хотелось бы, чтобы вы с сегодняшнего дня всё взяли на вооружение, постарались бы соблюдать правила поведения, о которых мы сегодня говорили, и были культурными людьми во всех жизненных ситуациях.

Автор: Т. В. Кочетова

Похожие статьи:

Беседа о дружбе и товариществе для учащихся начальной школы

Беседа для младших школьников на тему: Этикет. Конспект

Классный час в 3 классе. Культура общения

Этикет для младших школьников. Внеклассное мероприятие

Беседа о доброжелательности и равнодушии для учащихся начальной школы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!